Планируется, что лет через 15-20 весь Гамбург можно будет без проблем проехать на велосипеде или пройти пешком, не пересекая крупные магистрали и железнодорожные пути. А 40% территории города будет покрыто зелеными насаждениями: парками, садами, площадками, велодорожками – и все это должно быть связано между собой. В Департаменте городского планирования и окружающей среды даже о животных позаботились, заявив, что они смогут свободно передвигаться по городу без риска быть сбитыми машиной.
Первой ласточкой по организации доступной среды станет реконструкция автобана А7, который широким потоком несущихся машин буквально рассекает западный Гамбург, не давая покоя горожанам: они давно жалуются на шум и невозможность перейти на другую сторону дороги. Неудивительно, ведь это самый длинный автобан страны, проходящий с юга на север – от границы с Австрией до границы с Данией.
В ходе реконструкции трех гамбургских участка A7 будут спрятаны в туннели, а сверху, на земле появятся рекреационные зоны общей площадью 25 гектаров. Целые кварталы, искусственным образом отрезанные друг от друга, снова заработают как единое пространство. Реализация проекта значительно улучшит уровень жизни в районах Шнельзен, Штеллинген и Альтона: в первых двух непосредственно к строительным работам приступили в 2015 году, в Альтоне они начнутся через несколько лет. Завершить сооружение всех туннелей с протяженностью крыш около 3500 метров планируется не раньше 2022 года.
Для зеленой крыши над 560-метровым туннелем в Шнельзене жюри выбрало проект берлинского ландшафтного-архитектурного бюро POLA, в основе которого лежала концепция «завтрак на траве». Вдоль одного края крыши расположатся садово-огородные участки, вдоль другого – променад, а между ними протянется луг, где в хорошую погоду жители близлежащих районов будут устраивать пикники.
Прогулка по зеленой крыше будет прерываться для пешеходов только в одном месте, где ее пересечет улица Фромерштрассе, имеющая все шансы стать новым центром притяжения для жителей обоих районов, ранее разделенных трассой A7. Вместо шумной магистрали здесь появятся кафе, рестораны, площадки для проведения фестивалей и ярмарок. Все это будет уже через три года, когда в туннеле и на его крыше завершатся все строительные работы.
Немного дольше займет сооружение 893-метрового туннеля в Штеллингене с наземной зеленой зоной, которую для удобства жителей также будет пересекать только одна улица. Для этого объекта был выбран концепт берлинского бюро Weidinger, предполагающий создание трех зон, идущих друг за другом.
Над южным въездом в туннель раскинутся сады и огороды местных жителей. Надо сказать, это замечательная идея: садоводы получат участки на крыше, а свои нынешние наделы на твердой земле отдадут городу под капитальное строительство, что поспособствует решению в Гамбурге жилищного вопроса. Несмотря на возможные неудобства (обмен будет принудительным), есть очевидные преимущества: на новых участках всегда будет солнечно и тихо. Следующая, центральная часть крыши в Штеллингене предназначена для отдыха горожан, там будут созданы зеленые лужайки и детская площадка. А к северу начнется настоящий парк, переходящий с крыши туннеля в небольшой лес на земле.
Но все это по размаху не идет ни в какое сравнение с главной стройкой – 2-километровым зеленым коридором в Альтоне. Авторы проекта – архитектурное бюро из Гамбурга Arbos Freiraumplanung.
Крыша в Альтоне станет мостиком между двумя другими рекреационными зонами, и по ней можно будет прогуляться от городского парка до берега Эльбы. Идея создания зеленого коридора на этом месте появилась еще в 1920-х годах, когда градостроитель и архитектор Густав Олснер создавал генпланы для районов Гамбурга. Благодаря «закапыванию» дорожной инфраструктуры и переносу части садовых участков на крышу туннеля, власти рассчитывают освободить место для строительства 2000 домов. Ввиду большого объема работ, секция в Альтоне будет готова последней и завершит весь проект.
Расходы на реконструкцию A7 поделят федеральный и городской бюджеты в соотношении 83/17. Более половины суммы уйдет на строительство туннелей, около трети – на реконструкцию наземных участков автобана, а еще 12% – на установку шумозащитных барьеров.
Несмотря на большие затраты, Гамбург упорно идет по пути к мечте стать зеленым городом, о которой было заявлено на конгрессе IGRA еще два года назад. Цель – чтобы озеленение любого типа было проведено на каждой новой или уже существующей пологой крыше площадью от 100 м2. Под этот критерий попадают 70% всех зданий в городе.
Благодарим Ханну Борнхольдт из мэрии Гамбурга (Департамент окружающей среды и энергетики) за помощь в подготовке этой статьи.
Представительство компании «ЦинКо РУС» («ZinCo») на Архи.ру
Материал предоставлен компанией «ЦинКо РУС»