Академия танца под руководством Бориса Эйфмана, 2 очередь
Адрес:
Россия,Санкт-Петербург.Введенская ул., 3, лит. А
БЦ Депо №1
Адрес:
Россия,Санкт-Петербург.Митрофаньевское ш., 2
Жилой дом “Esper Club”
Адрес:
Россия,Санкт-Петербург.ул. Эсперова, д.16/23, лит. А
ЖК Botanica
Адрес:
Россия,Санкт-Петербург.Аптекарский пр. 5
МФК GRANI
Адрес:
Россия,Санкт-Петербург.Большая Зеленина, 24 А
Мастерская:
INTERCOLUMNIUM
Институт Территориального Развития
Компания Славдом
Студия 44
Авторский коллектив:
Архитекторы: И.В. Агапов, А. Греко, О.Б. Гомозова, Е. Доррер, О.А. Калинина, Е.Ю. Миронова, Д.Н. Намазова, П.Г. Семенцов, Р.К. Тимашев.
Ландшафтный дизайн: О.В. Потребчук.
Конструкторы: П.А. Пяткин, Н. Колесов, К. Чернобук.
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Кирпич – традиционный для Петербурга материал и «визитная карточка» многих важнейших зданий города: начиная от Петропавловской крепости, Новой Голландии и Крестов, заканчивая фабриками, узорчатыми доходными домами и экспериментальными зданиями советских модернистов. За многие столетия брусок обожженной глины не исчерпал свой художественный потенциал: архитекторы не только продолжают широко использовать его, оглядываясь на историческое наследие, но и изобретают все новые способы кладки и сочетания кирпича с другими материалами. В этом материале предлагаем посмотреть, как и с какими материалами современные архитекторы «оттеняют» кирпич.
«Современные архитекторы, проектируя новые дома в исторических районах, откликаются на контекст, используя кирпич и его сочетания с разными материалами. Это вписывается в одну из традиций петербургской архитектуры, это рационально и эстетично», – пишет Борис Кириков.
Таких примеров действительно достаточно. Напрмиер, при проектировании жилого комплекса «Ботаника» на Аптекарском проспекте команда TOBE architects инициировала изучение исторической застройки Петроградской стороны с целью выявления ее характерных особенностей.
Андрей Кораблев, руководитель бюро TOBE architects
На мой взгляд, кирпич – универсальный материал, который можно использовать как в самостоятельном исполнении, а также в сочетании с практически с любым материалом, но тут очень важен контекст. В нашем проекте мы использовали сочетание кирпича, металла, и декоративных элементов из стеклофибробетона исходя как раз из этого – мы преследовали цель вписаться в среду исторической застройки
Использование в оформлении ЖК облицовочного кирпича ENGELS Bass Rock в сочетании со светлыми обводками, напоминающими камень, продиктовано соседством старых фабричных зданий и корпуса ЛЭТИ, построенного по проекту Александра Векшинского на рубеже XIX-XX веков. Ограждения оконных проемов заполнены декоративной решеткой с использованием изображений растительной тематики. Подобные элементы характерны для архитектуры модерна, примеров которой на Петроградской стороне тоже очень много.
Кирпич + травертин и мрамор
В буквальном смысле яркий пример сочетания кирпича с другими материалами реализован в интерьерах Академии танца Бориса Эйфмана, спроектированной «Студией 44». В атриуме учебного комплекса кирпичный выступ c круглым окном эффектно выделяется на фоне стен, облицованных разными породами камня – белым мрамором и золотистым травертином. В этом же пространстве выступу вторит башня, сформированная из бетонных опор, чередующихся с узкими простенками из того же белого мрамора. Несмотря на обилие разных материалов, интерьер воспринимается максимально целостно.
Никита Явейн, Студия 44
Видов кирпича и вариантов сочетаний его с другими материалами очень много. Традиционно сочетание кирпича с металлом. Это могут быть перемычки, пояса, навесы, обрамления. Менее традиционно сочетание с деревом – это такой «эко-стиль«, который больше подходит для частной или «санаторно-курортной» архитектуры. Распространено и сочетание с бетоном – это такие современные фахверки с заполнениями из кирпича. Это бесконечная тема и разных примеров – множество».
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана, 2 очередь. Фойе
Еще один пример сочетания кирпича с другими материалами, отсылающий к genius loci – бизнес-центр «Депо № 1» на Митрофаньевском шоссе, спроектированный Артемом Никифоровым в сотрудничестве с Никитой Базжиным и Татьяной Паньковой. Здание находится на территории бывшего Варшавского вокзала, где сохранилось достаточно краснокирпичных построек XIX – начала XX века.
На месте бизнес-центра тоже стояли две полуразрушенные двухэтажные постройки. Их стены с арочными окнами сохранили, надстроив двумя этажами, а посередине организовали атриум, концертный и конференц-залы. Здание, фактически состоящее из трех объемов, облицовано кирпичом ручной формовки.
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
Чтобы обозначить местонахождение старых построек, Артем Никифоров предложил декорировать фасады узорчатыми чугунными панелями, которые обрамляют исторические арочные окна первого и второго этажей. А на новых верхних этажах окна уже другие – большие и квадратные. Как рассказал автор, орнамент панелей – это прямая отсылка к пластике американца Луиса Салливана. В его архитектуре присутствует много чугунных элементов и Артему Никифорову захотелось повторить такой опыт.
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
В интерьерах «Депо № 1» кирпичная кладка играет роль столь же важную, что и на фасадах: здесь ее оттеняют белоснежные оштукатуренные поверхности стен и драматичные черные металлические перила лестниц и потолочных перекрытий.
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым
Кирпич + керамогранит и архбетон
Порой сочетание кирпича с другими видами отделки служит не только для создания эффектного и красивого облика здания, но и для решения архитектурно-планировочных вопросов. В жилом комплексе Neva-Neva, построенном на Васильевском острове по проекту студии INTERCOLUMNIUM, угловая часть дома выполнена из красного кирпича кирпича TERCA RED flame, а боковые фасады дополнены терракотой и светлыми плитами из керамогранита. Как рассказал автор проекта Евгений Подгорнов, такой принцип фасадных решений использовался для того, чтобы сделать здание более сомасштабным окружающей застройке.
В этом проекте использовался кирпич отечественного производства. Для того, чтобы добавить фасаду выразительности, перед строительством мы подбирали кирпич так, чтобы кладка выглядела неоднородной – где-то светлее, где-то темнее. Аналогично мы поступали и на другом нашем проекте – Esper Club на Крестовском острове. Но поскольку это дом другой ценовой категории, то там применялся дорогостоящий европейский кирпич ручной формовки, более мелкий, чем традиционный. Характерные элементы дома, отсылающие к «мавританскому» стилю – карнизы, тяги и колонны – выполнены из архитектурного бетона, имитирующего натуральный камень. Сочетание камня и кирпича, проверенное веками, всегда смотрится органично