Центральное отделение Сбербанка России в Санкт-Петербурге
/ General office of Sberbank Russia in St.Petersburgинформация:
-
статус
реализовано -
даты
1996 / 1997 — 1998 -
место
Санкт-Петербург
Фурштатская ул., 5 -
координаты
59.945094, 30.350543 -
функция
Торгово-коммерческий / Отделение банка -
общая площадь
4161 м2 -
строительный объем
14530 м3
Никита Явейн
Nikita Yavein / РоссияСтудия 44
Company: / Россияавторский коллектив
Архитекторы: Никита Явейн, Нина Балаж при участии Владимира Зенкевича, Владимира Парфенова Конструктор: Вениамин Купер
партнеры, заказчики, смежники
заказчик: Санкт-Петербургский Банк Сбербанка РФ
награды:
- Диплом II степени Международного архитектурного фестиваля «Зодчество–1999» в номинации «постройки» Диплом I степени Международного архитектурного фестиваля «Зодчество–1996» в номинации «проекты»
описание:
Здание, в котором размещено Операционное управление Сбербанка, – рядовой образец петербургской жилой застройки XIX века с довольно узким уличным фасадом и уходящей в глубину квартала цепочкой проходных дворов–«колодцев». В ходе его реновации удалось выполнить обширную строительную программу банка (она включала большой операционный зал для обслуживания юридических лиц, отдельный банк для VIP-клиентов, хранилище с подъездом для инкассаторских машин, зал банкоматов и обмена валюты, множество офисов и т. д.) и придать сооружению подобающую репрезентативность, сохранив при этом лицевой фасад и структуру дворов исторического домовладения.
Входы в банк перенесены с узкого тротуара перед домом в первый двор, превращенный в парадный вестибюль под открытым небом. Второй двор укрыт стеклянным фонарем пирамидальной формы, под которым в три яруса расположены операционные залы.
Архитектурный ордер здания задан модульной сеткой 40х40 и 80х80 см. Этот модуль ясно прочитывается в построении всех планов и фасадов дома, в геометрии кубов и цилиндров гранитных колонн, в шахматном рисунке полов и металлических решеток. Принципы симметрии и подобия фигур доведены здесь до абсолюта. Так, мысленно продлив линии скатов мансардных кровель первого двора, мы получим перевернутую пирамиду с вершиной в его геометрическом центре – своего рода негатив, инверсию пирамиды, венчающей второй двор.
Нижний уровень открытого двора однозначно соотнесен с образами петербургских набережных и спусков к Неве. По мере продвижения вверх, сквозь строй мощных муфтированных колонн, язык архитектуры все более абстрагируется от любых региональных и даже классических мотивов. Он постепенно восходит к своим архаическим первоистокам, к мегалитическим праформам в виде каменных трилитов, «свободно» стоящих на самом краю крыши.
В крытом дворе архитектурные формы сохраняют солидность и полнокровие, но выглядят куда более рафинированными за счет перемены цвета и фактур. Грубо обработанный красный гранит уступает место полированному хибиниту, пастельной штукатурке и блестящей энкаустике. Два двора – два полюса, два антипода. Они контрастно уравновешивают и взаимно дополняют друг друга, лишь в совокупности обретая завершенность целого.
В ходе редевелопмента участка лицевой флигель исторического здания (б. дома купца Черногорова) надстроен третьим этажом в соответствии с неосуществленным проектом конца XIX века. В первом этаже этого дома устроен входной вестибюль комплекса с двумя арками для въезда автомашин и центральным пешеходным проходом. Дворовые флигели разобраны, уровень первого (открытого) двора поднят на 60 см для устройства подземного паркинга. Второй двор застроен новым зданием с крытым атриумом. Трехсветный объем атриума зонирован по вертикали следующим образом: первый уровень решен как единый операционный зал для обслуживания юридических лиц, второй разбит на отсеки для VIP-клиентов, третий сформирован оконными проемами офисов. Под атриумом, в цокольном этаже здания, спрятаны кладовая индивидуальных сейфов, кассовый узел с инкассаторским блоком, службы охраны и технические инфраструктуры.
Входы в банк перенесены с узкого тротуара перед домом в первый двор, превращенный в парадный вестибюль под открытым небом. Второй двор укрыт стеклянным фонарем пирамидальной формы, под которым в три яруса расположены операционные залы.
Архитектурный ордер здания задан модульной сеткой 40х40 и 80х80 см. Этот модуль ясно прочитывается в построении всех планов и фасадов дома, в геометрии кубов и цилиндров гранитных колонн, в шахматном рисунке полов и металлических решеток. Принципы симметрии и подобия фигур доведены здесь до абсолюта. Так, мысленно продлив линии скатов мансардных кровель первого двора, мы получим перевернутую пирамиду с вершиной в его геометрическом центре – своего рода негатив, инверсию пирамиды, венчающей второй двор.
Нижний уровень открытого двора однозначно соотнесен с образами петербургских набережных и спусков к Неве. По мере продвижения вверх, сквозь строй мощных муфтированных колонн, язык архитектуры все более абстрагируется от любых региональных и даже классических мотивов. Он постепенно восходит к своим архаическим первоистокам, к мегалитическим праформам в виде каменных трилитов, «свободно» стоящих на самом краю крыши.
В крытом дворе архитектурные формы сохраняют солидность и полнокровие, но выглядят куда более рафинированными за счет перемены цвета и фактур. Грубо обработанный красный гранит уступает место полированному хибиниту, пастельной штукатурке и блестящей энкаустике. Два двора – два полюса, два антипода. Они контрастно уравновешивают и взаимно дополняют друг друга, лишь в совокупности обретая завершенность целого.
В ходе редевелопмента участка лицевой флигель исторического здания (б. дома купца Черногорова) надстроен третьим этажом в соответствии с неосуществленным проектом конца XIX века. В первом этаже этого дома устроен входной вестибюль комплекса с двумя арками для въезда автомашин и центральным пешеходным проходом. Дворовые флигели разобраны, уровень первого (открытого) двора поднят на 60 см для устройства подземного паркинга. Второй двор застроен новым зданием с крытым атриумом. Трехсветный объем атриума зонирован по вертикали следующим образом: первый уровень решен как единый операционный зал для обслуживания юридических лиц, второй разбит на отсеки для VIP-клиентов, третий сформирован оконными проемами офисов. Под атриумом, в цокольном этаже здания, спрятаны кладовая индивидуальных сейфов, кассовый узел с инкассаторским блоком, службы охраны и технические инфраструктуры.
пресса:
25.12.2006
Анна Броновицкая. Триумф реставрации // Проект Россия , №42
21.11.2001
Операционное отделение управления Сбербанка России // Проект Россия , №26
12.12.2000
Николай Малинин. Нижний снова лучший. Фестиваль "Зодчество-2000" // Проект Россия , №18
события:
- 20.07.2011
- Санкт-Петербург
- лекция
Лекция архитектора Никиты Явейна «Драматургия атриума»
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Валерия Пестерева, Роман Ковенский, 2009 – 2009
Yes We Can. Проект дома для Барака Обамы в рамках конкурса "Дом для Звезды"
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
20.11.2024
Золотая коронка
Андрей Чуйков18.11.2024
Гибкость и интеграция
Елена Струговец17.11.2024
Начало новой жизни
16.11.2024
И свет, и тень
Технологии:
21.11.2024
Новые горизонты
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.Новые горизонты
19.11.2024
ПАО "СИБУР Холдинг"
VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным решениям
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.ПАО "СИБУР Холдинг"
18.11.2024
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.11.11.2024
КНАУФ ГИПС
И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК «Некрасовка»
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).КНАУФ ГИПС
07.11.2024
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
За фасадом: особенности применения кирпича в современных НФС
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.АО «Фирма «КИРИЛЛ»