Ревитализация территории «Речного порта»
© Брусника
Ревитализация территории «Речного порта»
информация:
-
статус
в процессе реализации -
даты
2018 — 2021 / 2020 -
место
Тюмень -
координаты
57.163659, 65.563954 -
функция
Градостроительство / Концепция реконструкции квартала -
площадь участка
8,9 га -
общая площадь
168,1 м2 - Коммерция – 38,6 м2
Брусника
Россияавторский коллектив
Девелопмент и реализация: Брусника
Мастер-план, этап 1: Брусника
Руководитель по продукту: Дмитрий Ступин
Архитекторы: Василий Большаков, Данил Арефьев.
Мастер-план, этап 2: Mandaworks + Брусника
Руководитель по продукту: Дмитрий Ступин
ГАП: Patrick Verhoeven, Василий Большаков
Архитекторы: Danny Bridson, Данил Арефьев, Konstantin Miroshnychenko
Дизайн-менеджер: Данила Егоренко
Мастер-план, этап 1: Брусника
Руководитель по продукту: Дмитрий Ступин
Архитекторы: Василий Большаков, Данил Арефьев.
Мастер-план, этап 2: Mandaworks + Брусника
Руководитель по продукту: Дмитрий Ступин
ГАП: Patrick Verhoeven, Василий Большаков
Архитекторы: Danny Bridson, Данил Арефьев, Konstantin Miroshnychenko
Дизайн-менеджер: Данила Егоренко
Ревитализация территории «Речного порта»
© Брусника
Архи.ру об этом объекте:
30.03.2022
Дарья Горелова. Быстрое течение
Новый проект Брусники для Тюмени: на месте бывших портовых территорий появится жилой район с разнообразной застройкой и общественными пространствами. К разработке мастер-плана подключилось бюро Mandaworks, к архитектуре – ODA и Stefan Forster.
Новый проект, который Брусника реализует в Тюмени, отличается размахом градостроительных решений: по сути это ревитализация территории бывшего Речного порта, которая даст городу новые выходы к воде, трендовую архитектуру, а также расширит сеть общест... читать дальшеРевитализация территории «Речного порта». Дом в южной части территории, спроектированный Stefan Forster
© Брусника
описание:
Кварталы Брусники в жилом районе «Речной порт» – новая жилая застройка в центре российского города Тюмень. Территория находится на месте бывшего речного порта, где в конце XIX века начиналось сибирское пароходство. По реке на баржах перевозили зерно и соль, металл и пушнину, рыбу и лес. Тюмень в это время была настоящими «воротами в Сибирь». Во второй половине ХХ века развитие железнодорожной и автомобильной инфраструктуры привело к сокращению спроса на речные перевозки. В итоге порт утратил своё значение, но память места в городе сохранилась до сих пор.
При создании проекта «Речной порт» девелоперская компания Брусника решила сохранить идентичность места и вернуть городу доступ к реке. Территория разделена на две части: южную с замкнутыми домами-кварталами и северную с проницаемой застройкой и общественными пространствами у реки. Они будут реализованы поэтапно: сначала южный участок, затем северный. Между собой участки соединены улицей и вело-пешеходными маршрутами. По задумке архитекторов в блоках на юге будут жить те, кому нужны камерные квартиры с внутренним двором и высокая приватность – а те, кто готов хочет ощущать ритм города и открыт к взаимодействию, выберут северную часть на месте бывшего речного порта.
Мастер-план южной части территории по плотности напоминает европейский город: равномерная сетка улиц заполнена замкнутыми кварталами средней этажности, внутри которых находятся приватные дворы, и урбан-виллами. Доминантной территории служит 24-этажная башня, которая станет новым городским ориентиром «Речного порта». Также мастер-план предполагает небольшую площадь.
При проектировании северного участка архитекторы вдохновились портовыми районами Европы. Разработкой мастер-плана это части проекта занималось шведское бюро Mandaworks. Смысловой центр района – река Тура. Поэтому основная идея мастер-плана состоит в проницаемости новой застройки и обеспечении доступа всех горожан к реке. Для этого дома расположили рядами: на территории нет замкнутых блоков и доминант. Вместо них использованы блокированные и моносекционные дома с понижением этажности в сторону реки – благодаря этому приёму большая часть квартир имеют вид на реку. Между зданиями находятся места для отдыха, детские и спортивные площадки, площадями и парковыми зонами. Этой территорией могут пользоваться не только жители района, но и все, кто приезжает сюда погулять и отдохнуть на набережной.
В центре портовой застройки проходит пешеходная торговая улица, на которую выходят витрины и летние торговые помещения. В разных зданиях ритейл занимает от одного до трёх первых этажей. Благодаря большому количеству коммерческих помещений жители кварталов могут открыть офис, магазин или кафе в своём доме, а также получить необходимые услуги, не выезжая в центр города. Такое решение повышает привлекательность территории для горожан и позволяет увеличить её посещаемость. Рядом с торговой улицей архитекторы сохранили взрослый дуб, сделав вокруг него небольшую площадь.
Ревитализированная территория «Речного порта» вписана в городскую ткань с помощью велосипедной и транспортной сети, а также с помощью зелёного парка вдоль набережной. Это часть городской набережной, которая будет благоустроена в несколько этапов и войдёт в зелёный каркас Тюмени, соединив новый район с историческим центром города.
Чтобы подчеркнуть идентичность места, на набережной сохранят два портовых крана на рельсовом ходу – Ганца и Альбрехта. Они станут украшением прибрежной территории и локальной достопримечательностью.
При создании проекта «Речной порт» девелоперская компания Брусника решила сохранить идентичность места и вернуть городу доступ к реке. Территория разделена на две части: южную с замкнутыми домами-кварталами и северную с проницаемой застройкой и общественными пространствами у реки. Они будут реализованы поэтапно: сначала южный участок, затем северный. Между собой участки соединены улицей и вело-пешеходными маршрутами. По задумке архитекторов в блоках на юге будут жить те, кому нужны камерные квартиры с внутренним двором и высокая приватность – а те, кто готов хочет ощущать ритм города и открыт к взаимодействию, выберут северную часть на месте бывшего речного порта.
Мастер-план южной части территории по плотности напоминает европейский город: равномерная сетка улиц заполнена замкнутыми кварталами средней этажности, внутри которых находятся приватные дворы, и урбан-виллами. Доминантной территории служит 24-этажная башня, которая станет новым городским ориентиром «Речного порта». Также мастер-план предполагает небольшую площадь.
При проектировании северного участка архитекторы вдохновились портовыми районами Европы. Разработкой мастер-плана это части проекта занималось шведское бюро Mandaworks. Смысловой центр района – река Тура. Поэтому основная идея мастер-плана состоит в проницаемости новой застройки и обеспечении доступа всех горожан к реке. Для этого дома расположили рядами: на территории нет замкнутых блоков и доминант. Вместо них использованы блокированные и моносекционные дома с понижением этажности в сторону реки – благодаря этому приёму большая часть квартир имеют вид на реку. Между зданиями находятся места для отдыха, детские и спортивные площадки, площадями и парковыми зонами. Этой территорией могут пользоваться не только жители района, но и все, кто приезжает сюда погулять и отдохнуть на набережной.
В центре портовой застройки проходит пешеходная торговая улица, на которую выходят витрины и летние торговые помещения. В разных зданиях ритейл занимает от одного до трёх первых этажей. Благодаря большому количеству коммерческих помещений жители кварталов могут открыть офис, магазин или кафе в своём доме, а также получить необходимые услуги, не выезжая в центр города. Такое решение повышает привлекательность территории для горожан и позволяет увеличить её посещаемость. Рядом с торговой улицей архитекторы сохранили взрослый дуб, сделав вокруг него небольшую площадь.
Ревитализированная территория «Речного порта» вписана в городскую ткань с помощью велосипедной и транспортной сети, а также с помощью зелёного парка вдоль набережной. Это часть городской набережной, которая будет благоустроена в несколько этапов и войдёт в зелёный каркас Тюмени, соединив новый район с историческим центром города.
Чтобы подчеркнуть идентичность места, на набережной сохранят два портовых крана на рельсовом ходу – Ганца и Альбрехта. Они станут украшением прибрежной территории и локальной достопримечательностью.
Ревитализация территории «Речного порта». Дом в южной части территории, спроектированный Stefan Forster
© Брусника
Ревитализация территории «Речного порта»
© Брусника
Ревитализация территории «Речного порта»
© Брусника
Ревитализация территории «Речного порта»
© Брусника
Ревитализация территории «Речного порта»
© Брусника
Ревитализация территории «Речного порта». Расположение проекта в городе
© Mandaworks/Брусника
Ревитализация территории «Речного порта». Иллюстративный мастер-план, этап 1
© Брусника
Ревитализация территории «Речного порта». Северный участок, этап 1
© Брусника
Ревитализация территории «Речного порта», этап 1
© Брусника
Ревитализация территории «Речного порта», этап 1
© Брусника
Ревитализация территории «Речного порта», этап 1
© Брусника
Ревитализация территории «Речного порта», этап 1
© Брусника
Ревитализация территории «Речного порта», этап 1
© Брусника
Ревитализация территории «Речного порта». Мастер-план
© Mandaworks/Брусника
Ревитализация территории «Речного порта». Мастер-план, этап 2
© Mandaworks/Брусника
Ревитализация территории «Речного порта». Дизайн-принципы, этап 2
© Mandaworks/Брусника
Ревитализация территории «Речного порта». Трансформация, этап 2
© Mandaworks/Брусника
Ревитализация территории «Речного порта». Общественные и частные пространства, этап 2
© Mandaworks/Брусника
Ревитализация территории «Речного порта». Мастер-план, этап 2
© Mandaworks/Брусника
Ревитализация территории «Речного порта». Фасады, этап 2
© Mandaworks/Брусника
Ревитализация территории «Речного порта». Первые этажи и общественные маршруты, этап 2
© Mandaworks/Брусника
Ревитализация территории «Речного порта». Разрез восток-запад, этап 2
© Mandaworks/Брусника
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)

Александра Кузьмина, Илья Машков, 2015 – 2015
Реконструкция здания на 1-ой Фрунзенской улице. «Дом-самолет»
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
20.02.2025
Пояс Ориона
Николай Переслегин, Георгий Трофимов, Сергей Переслегин20.02.2025
Далеко гляжу
Илья Едемский19.02.2025
Время как театр
Зоя Рюрикова18.02.2025
Прощание с СЭВ
Технологии:
14.02.2025
Группа компаний BRAER
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной плитки BRAER
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.Группа компаний BRAER
12.02.2025
СИБАЛЮКС
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.СИБАЛЮКС
27.01.2025
Юнигрин Энерджи, Архитектурное бюро ASADOV
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий и дизайна
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.Юнигрин Энерджи, Архитектурное бюро ASADOV
24.01.2025
Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных зданий
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг
23.01.2025
ГК ДИАТ
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.ГК ДИАТ