Реконструкция мечети им. Ризы Фахретдина
информация:
-
статус
проект -
даты
— 2022 -
место
Альметьевск
ул. Марджании 82А -
координаты
54.900887, 52.285323 -
функция
Культовый / Мечеть -
теги
send.project
Никита Выходцев
РоссияАрканика
Arcanika / Россиядругие названия проекта
Исламский религиозно-просветительский центр в Альметьевске
Архи.ру об этом объекте:
07.11.2022
Обновление для познания
После реконструкции главная мечеть Альметьевска получит новые объемы и функцию просветительского центра. Фасады украсит каллиграфия с подсветкой и перфорированные панели из архитектурного бетона, а на месте бывшей парковки появится двухуровневая площадь с видами на Каскад прудов.
Описание предоставлено архитекторами В 2018 году в Альметьевске был проведен конкурс на реконструкцию центральной мечети имени Ризы Фахретдина, построенной в 1995 году и нуждавшейся в ремонте. Мечеть располагается в центре города, на высоком берегу ... читать дальшеописание:
Центральная Мечеть города Альметьевск (Татарстан) была построена в 1995-году и
нуждалась в ремонте. Для определения проектного решения в 2018 году был проведен
конкурс, в котором заказчик выбрал эскизное предложение, разработанное
архитектурной мастерской “Арканика”.
Ключевая идея заключалась в том, чтобы создать образ здания, объединяющий
национальные традиции и современное видение религии, объединить территорию мечети с окружением, создать пространство, где люди могут познакомиться с исламом или традициями юго-востока Татарстана.
В 2020 году архитектурная мастерская «Арканика», под руководством Никиты Выходцева,
завершила строительство культурного центра «Альмет» и нового общественного
пространства вокруг него, ставшего основным центром притяжения для жителей города.
Благодаря продолжительной работе в этом регионе, архитекторы хорошо разбираются в
местных традициях, особенностях и культурных кодах. Готовясь к работе над
реконструкцией исламского религиозно-просветительского центра, команда проекта
посетила ряд стран с непрерывающейся исламской традицией (помимо изучения
мечетей региона), результатом которого стало исследование, презентованное заказчику
вместе с эскизным проектом.
Проект предусматривает трансформацию мечети им. Ризы Фахретдина в мусульманский
религиозно-просветительский центр и расширяет функции здания. Тут объединится
культовая и общественная функция, чтобы стать новой точкой притяжения города,
площадкой для дискуссии и взаимодействия горожан всех возрастов.
Исламский религиозно-просветительский центр расположен в центре Альметьевска, на
высоком берегу Каскада прудов, откуда открывается вид на рекреационную зону, детский
парк и водоемы. Вдоль объекта проходят ключевые пешеходные и веломаршруты,
поблизости – музыкальный колледж, центр детско-юношеского творчества и
проектируемая художественная галерея.
Новый религиозно-просветительский центр расположен в двух уровнях: 1й уровень –
стилобат с общественными функциями, выходящий на рекреационную зону, 2й уровень –
сама мечеть и новая площадь, расположенная на кровле стилобата.
Стилобат разместился на территории бывшей парковки, которая находилась перед
главным входом в здание мечети. Такое использование участка, предваряющего вход в
сакральное здание, с живописным видом на город, показалось нам в корне неверным.
Теперь в стилобате располагается трансформируемый зал для конференций и собраний
общины, халяльный ресторан и магазин, помещения для никаха и зона для ритуальной
части. Стилобат остеклен по периметру, чтобы не отвлекать внимание от объема мечети,
за счет полностью прозрачных стеклопакетов обеспечить связь с окружающей территорией. Для удобства посетителей создана безбарьерная среда: организованы
лифты на уровень мечети, предусмотрена парковка для маломобильных граждан. Входы в здание расположены со стороны прогулочных маршрутов вдоль каскада прудов, детского парка и улицы Марджани. С уровня стилобата можно попасть в здание мечети.
Реновация мечети трансформирует архитектурный объем и пластику фасада. Купол
приподнимается, пропуская свет из-под барабана в молельный зал, меняется конфигурация минаретов и решения геометрии фасада. Фасады здания выполнены из
крупноформатных панелей из архитектурного бетона, на минаретах и ограждениях
применяется металл бронзового оттенка.
В образе используются два основных приема: каллиграфия на главном фасаде,
перфорированные и рельефные панели с татарским орнаментом на южном, западном и восточном фасадах. Геометрический национальный орнамент, то растворяющийся, то
проявляющийся на фасаде – отсылка к культуре региона с одной стороны и эффектный
прием для интерьеров с другой. Затейливая игра светотени заполняет помещения мечети, путешествуя по пространствам в течение дня.
Главный, северный, фасад мечети имеет двойную конструкцию. Сначала – фактическая
оболочка здания, затем – второй фасад из архитектурного бетона, с прорезями в виде
букв каллиграфии. В вечернее время текст подсвечивается изнутри благодаря расстоянию между фасадами в 60 см, акцентируя внимание на главном фасаде и входном портале.
Каллиграфическая композиция на главном фасаде – текст с татарского шамаиля
(религиозный знак, основанный на арабской каллиграфии, оформленный в виде
станковой картины) 19 века и переводится как “Для того, кто ищет знания, рай станет
обязательным”. Чтобы адаптировать текст шамаиля, «Арканика» пригласила казанского
художника каллиграфа Наджипа Наккаша (Исмагилов Назип Файзрахманович). Им были
разработаны несколько вариантов написания в техниках Куфи и Насх с учетом
технических ограничений, заданных архитекторами.
Благоустройство вокруг здания также меняется в зависимости от функционального
назначения. В уровне стилобата организована «городская площадь» со встроенной
навигацией, малыми архитектурными формами, озеленением и летней террасой
ресторана. В уровне мечети перед главным входом, – новая площадь, которая может
вместить сотни прихожан. Отсюда же открываются виды на каскад прудов и парковую зону. С южной стороны благоустройство мечети переходит в территорию медресе, а с
западной части размещена велопарковка и парковка для маломобильных граждан.
"Работы над проектом ведутся до сих пор, сейчас мы выполняем РД и готовим концепцию
интерьеров. Это невероятно интересный проект, где решаются задачи «смысла» и
ощущений, которые испытывает человек, находясь в пространстве.
Архитектура выступает символом, метафорой религии, традиции и культуры региона.
Шамаиль – послание будущим поколениям. Для нас важно, что религия идет рука об руку с просвещением и выступает мощнейшим драйвером развития общества. Издревле ислам покровительствовал развитию наук, строились медресе, где детей обучали науке и
религии, и мы гордимся, что наш проект продолжает эту тенденцию.
Погружение в проект происходит до сих пор – с каждым этапом проработки команда ещё
глубже уходит в проект. Стадия за стадий команда снимает новый «слой» и объект
вырисовывается все отчетливее."
– Никита Выходцев, архитектор, руководитель мастерской «Арканика»
нуждалась в ремонте. Для определения проектного решения в 2018 году был проведен
конкурс, в котором заказчик выбрал эскизное предложение, разработанное
архитектурной мастерской “Арканика”.
Ключевая идея заключалась в том, чтобы создать образ здания, объединяющий
национальные традиции и современное видение религии, объединить территорию мечети с окружением, создать пространство, где люди могут познакомиться с исламом или традициями юго-востока Татарстана.
В 2020 году архитектурная мастерская «Арканика», под руководством Никиты Выходцева,
завершила строительство культурного центра «Альмет» и нового общественного
пространства вокруг него, ставшего основным центром притяжения для жителей города.
Благодаря продолжительной работе в этом регионе, архитекторы хорошо разбираются в
местных традициях, особенностях и культурных кодах. Готовясь к работе над
реконструкцией исламского религиозно-просветительского центра, команда проекта
посетила ряд стран с непрерывающейся исламской традицией (помимо изучения
мечетей региона), результатом которого стало исследование, презентованное заказчику
вместе с эскизным проектом.
Проект предусматривает трансформацию мечети им. Ризы Фахретдина в мусульманский
религиозно-просветительский центр и расширяет функции здания. Тут объединится
культовая и общественная функция, чтобы стать новой точкой притяжения города,
площадкой для дискуссии и взаимодействия горожан всех возрастов.
Исламский религиозно-просветительский центр расположен в центре Альметьевска, на
высоком берегу Каскада прудов, откуда открывается вид на рекреационную зону, детский
парк и водоемы. Вдоль объекта проходят ключевые пешеходные и веломаршруты,
поблизости – музыкальный колледж, центр детско-юношеского творчества и
проектируемая художественная галерея.
Новый религиозно-просветительский центр расположен в двух уровнях: 1й уровень –
стилобат с общественными функциями, выходящий на рекреационную зону, 2й уровень –
сама мечеть и новая площадь, расположенная на кровле стилобата.
Стилобат разместился на территории бывшей парковки, которая находилась перед
главным входом в здание мечети. Такое использование участка, предваряющего вход в
сакральное здание, с живописным видом на город, показалось нам в корне неверным.
Теперь в стилобате располагается трансформируемый зал для конференций и собраний
общины, халяльный ресторан и магазин, помещения для никаха и зона для ритуальной
части. Стилобат остеклен по периметру, чтобы не отвлекать внимание от объема мечети,
за счет полностью прозрачных стеклопакетов обеспечить связь с окружающей территорией. Для удобства посетителей создана безбарьерная среда: организованы
лифты на уровень мечети, предусмотрена парковка для маломобильных граждан. Входы в здание расположены со стороны прогулочных маршрутов вдоль каскада прудов, детского парка и улицы Марджани. С уровня стилобата можно попасть в здание мечети.
Реновация мечети трансформирует архитектурный объем и пластику фасада. Купол
приподнимается, пропуская свет из-под барабана в молельный зал, меняется конфигурация минаретов и решения геометрии фасада. Фасады здания выполнены из
крупноформатных панелей из архитектурного бетона, на минаретах и ограждениях
применяется металл бронзового оттенка.
В образе используются два основных приема: каллиграфия на главном фасаде,
перфорированные и рельефные панели с татарским орнаментом на южном, западном и восточном фасадах. Геометрический национальный орнамент, то растворяющийся, то
проявляющийся на фасаде – отсылка к культуре региона с одной стороны и эффектный
прием для интерьеров с другой. Затейливая игра светотени заполняет помещения мечети, путешествуя по пространствам в течение дня.
Главный, северный, фасад мечети имеет двойную конструкцию. Сначала – фактическая
оболочка здания, затем – второй фасад из архитектурного бетона, с прорезями в виде
букв каллиграфии. В вечернее время текст подсвечивается изнутри благодаря расстоянию между фасадами в 60 см, акцентируя внимание на главном фасаде и входном портале.
Каллиграфическая композиция на главном фасаде – текст с татарского шамаиля
(религиозный знак, основанный на арабской каллиграфии, оформленный в виде
станковой картины) 19 века и переводится как “Для того, кто ищет знания, рай станет
обязательным”. Чтобы адаптировать текст шамаиля, «Арканика» пригласила казанского
художника каллиграфа Наджипа Наккаша (Исмагилов Назип Файзрахманович). Им были
разработаны несколько вариантов написания в техниках Куфи и Насх с учетом
технических ограничений, заданных архитекторами.
Благоустройство вокруг здания также меняется в зависимости от функционального
назначения. В уровне стилобата организована «городская площадь» со встроенной
навигацией, малыми архитектурными формами, озеленением и летней террасой
ресторана. В уровне мечети перед главным входом, – новая площадь, которая может
вместить сотни прихожан. Отсюда же открываются виды на каскад прудов и парковую зону. С южной стороны благоустройство мечети переходит в территорию медресе, а с
западной части размещена велопарковка и парковка для маломобильных граждан.
"Работы над проектом ведутся до сих пор, сейчас мы выполняем РД и готовим концепцию
интерьеров. Это невероятно интересный проект, где решаются задачи «смысла» и
ощущений, которые испытывает человек, находясь в пространстве.
Архитектура выступает символом, метафорой религии, традиции и культуры региона.
Шамаиль – послание будущим поколениям. Для нас важно, что религия идет рука об руку с просвещением и выступает мощнейшим драйвером развития общества. Издревле ислам покровительствовал развитию наук, строились медресе, где детей обучали науке и
религии, и мы гордимся, что наш проект продолжает эту тенденцию.
Погружение в проект происходит до сих пор – с каждым этапом проработки команда ещё
глубже уходит в проект. Стадия за стадий команда снимает новый «слой» и объект
вырисовывается все отчетливее."
– Никита Выходцев, архитектор, руководитель мастерской «Арканика»
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
01.05.2024
Грани реальности
Михаил Бейлин, Даниил Никишин27.04.2024
ПЕРСПЕКТИВный рывок
26.04.2024
Памяти Ирины Шиповой
26.04.2024
Решетка Фарадея
Андрей АсадовТехнологии:
02.05.2024
KERAMA MARAZZI
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.KERAMA MARAZZI
02.05.2024
«Айра»
Российские модульные технологии для всесезонных детских игровых комплексов
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.«Айра»
23.04.2024
Riverclack
Парк «Притяжение»: инновационные кровельные и фасадные решения на новых объектах в портфолио Riverclack
Riverclack
18.04.2024
Элит Фасад/Elit Fasad
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.Элит Фасад/Elit Fasad
18.04.2024
Dulux
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.Dulux