02.11.2011
С изобразительным, литературным, сценическим искусством и даже с самым «для нас важнейшим» — кино — такого не происходит. Их законченные произведения по большей части предъявляются публике внезапно. Весь подготовительный процесс при этом скрыт от посторонних взоров, оставаясь на всем своем протяжении привилегией интимного общения автора с посетившими его музами. Зодчество — совсем другое дело: «фактор неожиданности» здесь напрочь отсутствует, и за тем, как где-то, скажем, растет дом, не возбраняется наблюдать никому. Заодно можно вдоволь пообсуждать и покритиковать саму идею, нисколько не смущаясь обстоятельством, что на ранних этапах строительства какая-то конкретика в представлении ожидаемого результата имеется, пожалуй, лишь у архитектора и его заказчика. Да и то, по мере постепенного обретения материальной «оболочки» любой заранее заданный образ может в той или иной степени трансформироваться. Сейчас такое случается сплошь и рядом, и неудивительно, что большинство современных проектов к завершению стройки мало походят на свои подачи в стадии «Концепция».