Фильм действительно получился на редкость архитектурным. Кинокритики пишут, что представленная там среда помогает зрителю отчетливо ощутить классовую пропасть, которая лежит между представителями двух «лагерей» – семьей Кимов, живущей в темном и сыром подвале, и семьей Паков – они обитают в роскошном особняке с большим садом. Ценители кинематографа говорят, что дом Паков (именно ему посвящена большая часть экранного времени) можно было внести в список действующих лиц – настолько он получился выразительным в своей «роли». С другой стороны, вся «сценография» в «Паразитах» – здания, предметы интерьера, городской и природный ландшафты – это мощный инструмент повествования, двигающий вперед сюжет и раскрывающий сущность персонажей: лучше, чем они делают это сами в диалогах.
Паки и Кимы находятся на совершенно разных ступенях общественной иерархии, и архитектура помогает подчеркнуть этот разрыв. В резиденцию Паков приходится в буквальном смысле восходить: сначала по городским улицам, а затем – по лестнице, ведущей к входной двери. В жилище Кимов нужно спускаться – оно наполовину погружено в землю, а единственная «восходящая» лестница, которая есть в их доме, ведет к унитазу. Небольшое окно под самым потолком, откуда открывается вид на грязные тротуары и мусорные баки, противопоставлено панорамному окну в гостиной богатого особняка, выходящему на ухоженный газон. Захламленные комнатушки с низкими потолками и узкие коридоры подвала – прямая противоположность минималистичным и просторным помещениям дома богачей.
Съемкам предшествовал длительный период подготовки: каждая деталь в интерьере дома Паков и его внешнем облике была досконально продумана – в противном случае «история [бы просто] не сработала», поясняет режиссер ленты Пон Джун-хо. Самое интересное, что оба жилища – и подвал, и коттедж – были построены с нуля; за разработку проектов и их реализацию отвечал художник-постановщик Ли Ха-чон. При этом шикарный дом Паков «играли» сразу четыре разрозненных павильона, которые «собрали» воедино уже по завершении съемок. При этом монтажные склейки (а их около 480) почти незаметны.
С не меньшей педантичностью авторы фильма подошли к выбору «содержимого». Большая часть мебели была изготовлена на заказ и за большие деньги: обеденный стол обошелся проекту в 22 300 долларов, стулья – 2100 долларов за штуку, а инсталляция, которая висит на стене в гостиной, оценивается в 120 000 долларов. Мусорную корзину команда приобрела за 2300 долларов – не столько из-за бренда, поясняет режиссер, сколько из-за ее «киногеничности».
Повторить «подвиг» съемочной группы решил игрок (а также архитектор и дизайнер), скрывающийся под ником Simkoong Architect. Он построил копию дома Паков в симуляторе The Sims 4. На видео ниже геймер демонстрирует процесс создания постройки, а затем проводит экскурсию по готовому зданию.
Надо сказать, что из-за ограниченных возможностей игрового редактора у Simkoong Architect получился не идентичный «слепок», но чрезвычайно похожая модель. Сходство усиливают детали: у входной двери висит домофон – подобный тому, что есть в фильме, в столовой стоит «тот самый» шкаф, заставленный посудой, есть и узнаваемая палатка в спальне мальчика.
Конечно, самая главная новость, объявленная после выхода «Паразитов» в прокат – намерение властей Сеула улучшить жизнь семей, обитающих в стесненных условиях. Заметим, что квартиры-полуподвалы – вовсе не кинематографическая выдумка, а реалии современной Южной Кореи. Сотни тысяч людей живут в сырых, темных, плохо проветриваемых каморках. По данным за 2015 год, в стране насчитывается около 383 000 таких помещений, больше половины из них находится в густонаселенном Сеуле. Большая часть была построена в 1970-е – в качестве укрытия на случай военного конфликта с Северной Кореей. В 1980-е необходимость в бункерах отпала и помещения стали сдаваться в аренду по низкой ставке.
Теперь на адресную помощь могут рассчитывать 1500 семей, живущих в Сеуле, сообщает англоязычная газета Korea Herald. Заявки могут подать семьи, чей доход меньше 60% от медианной зарплаты по стране. Власти подчеркивают, что это не «разовая акция»: проект перейдет в разряд долгосрочных, а число получателей помощи с каждым годом будет расти. Каждой семье столичный муниципалитет и организация Korea Energy Foundation выделят 3,2 млн вон (2 700 долларов США). Эти деньги потратят на покупку новых напольных покрытий, установку современных систем отопления, вентиляции и кондиционирования, а также на очистители воздуха и детекторы дыма.