Южнокорейская трагикомедия «Паразиты», снятая режиссером Пон Джун-хо – главное событие последнего года в мире кинематографа. Он собрал в этом году больше всего статуэток кинопремии «Оскар» – четыре, в том числе за лучший фильм. На Каннском фестивале картине вручили высшую награду, Золотую пальмовую ветвь; Голливудской ассоциацией иностранной прессы (премия «Золотой глобус») и британской киноакадемией (премия BAFTA) «Паразиты» были признаны лучшим фильмом на иностранном языке. Однако влияние обласканной киноиндустрией ленты на себе испытали не только синефилы, но и архитектурный мир. Так, журналисты тематических изданий всерьез обсуждают архитектурную составляющую ленты, геймер-архитектор воссоздает декорации к фильму в компьютерной игре The Sims, но главное – власти Сеула решили помочь семьям с низким доходом и за бюджетные средства отремонтировать полуподвальные помещения – похожие на те, в которых обитают главные герои фильма. Волшебная сила киноискусства, не иначе.
Фильм действительно получился на редкость архитектурным. Кинокритики пишут, что представленная там среда помогает зрителю отчетливо ощутить классовую пропасть, которая лежит между представителями двух «лагерей» – семьей Кимов, живущей в темном и сыром подвале, и семьей Паков – они обитают в роскошном особняке с большим садом. Ценители кинематографа говорят, что дом Паков (именно ему посвящена большая часть экранного времени) можно было внести в список действующих лиц – настолько он получился выразительным в своей «роли». С другой стороны, вся «сценография» в «Паразитах» – здания, предметы интерьера, городской и природный ландшафты – это мощный инструмент повествования, двигающий вперед сюжет и раскрывающий сущность персонажей: лучше, чем они делают это сами в диалогах.
Паки и Кимы находятся на совершенно разных ступенях общественной иерархии, и архитектура помогает подчеркнуть этот разрыв. В резиденцию Паков приходится в буквальном смысле восходить: сначала по городским улицам, а затем – по лестнице, ведущей к входной двери. В жилище Кимов нужно спускаться – оно наполовину погружено в землю, а единственная «восходящая» лестница, которая есть в их доме, ведет к унитазу. Небольшое окно под самым потолком, откуда открывается вид на грязные тротуары и мусорные баки, противопоставлено панорамному окну в гостиной богатого особняка, выходящему на ухоженный газон. Захламленные комнатушки с низкими потолками и узкие коридоры подвала – прямая противоположность минималистичным и просторным помещениям дома богачей.
Съемкам предшествовал длительный период подготовки: каждая деталь в интерьере дома Паков и его внешнем облике была досконально продумана – в противном случае «история [бы просто] не сработала», поясняет режиссер ленты Пон Джун-хо. Самое интересное, что оба жилища – и подвал, и коттедж – были построены с нуля; за разработку проектов и их реализацию отвечал художник-постановщик Ли Ха-чон. При этом шикарный дом Паков «играли» сразу четыре разрозненных павильона, которые «собрали» воедино уже по завершении съемок. При этом монтажные склейки (а их около 480) почти незаметны.
С не меньшей педантичностью авторы фильма подошли к выбору «содержимого». Большая часть мебели была изготовлена на заказ и за большие деньги: обеденный стол обошелся проекту в 22 300 долларов, стулья – 2100 долларов за штуку, а инсталляция, которая висит на стене в гостиной, оценивается в 120 000 долларов. Мусорную корзину команда приобрела за 2300 долларов – не столько из-за бренда, поясняет режиссер, сколько из-за ее «киногеничности».
Повторить «подвиг» съемочной группы решил игрок (а также архитектор и дизайнер), скрывающийся под ником Simkoong Architect. Он построил копию дома Паков в симуляторе The Sims 4. На видео ниже геймер демонстрирует процесс создания постройки, а затем проводит экскурсию по готовому зданию.
Надо сказать, что из-за ограниченных возможностей игрового редактора у Simkoong Architect получился не идентичный «слепок», но чрезвычайно похожая модель. Сходство усиливают детали: у входной двери висит домофон – подобный тому, что есть в фильме, в столовой стоит «тот самый» шкаф, заставленный посудой, есть и узнаваемая палатка в спальне мальчика.
Конечно, самая главная новость, объявленная после выхода «Паразитов» в прокат – намерение властей Сеула улучшить жизнь семей, обитающих в стесненных условиях. Заметим, что квартиры-полуподвалы – вовсе не кинематографическая выдумка, а реалии современной Южной Кореи. Сотни тысяч людей живут в сырых, темных, плохо проветриваемых каморках. По данным за 2015 год, в стране насчитывается около 383 000 таких помещений, больше половины из них находится в густонаселенном Сеуле. Большая часть была построена в 1970-е – в качестве укрытия на случай военного конфликта с Северной Кореей. В 1980-е необходимость в бункерах отпала и помещения стали сдаваться в аренду по низкой ставке.
Теперь на адресную помощь могут рассчитывать 1500 семей, живущих в Сеуле, сообщает англоязычная газета Korea Herald. Заявки могут подать семьи, чей доход меньше 60% от медианной зарплаты по стране. Власти подчеркивают, что это не «разовая акция»: проект перейдет в разряд долгосрочных, а число получателей помощи с каждым годом будет расти. Каждой семье столичный муниципалитет и организация Korea Energy Foundation выделят 3,2 млн вон (2 700 долларов США). Эти деньги потратят на покупку новых напольных покрытий, установку современных систем отопления, вентиляции и кондиционирования, а также на очистители воздуха и детекторы дыма.