Архитектура и художественная культура армянской диаспоры в Западной Украине

Тезисы выступления Ирина Гаюк на семинаре «Архитектура и градостроительство Востока. Межцивилизационное взаимодействие и творческие новации» 24 января 2013 года

 Армянская диаспора в Украине принадлежит к числу не только крупнейших, но и старейших в Европе. Ее богатое культурное наследие можно разделить на: 1. недвижимое армянское культурное наследие; 2. движимое культурное наследие, отображенное в предметах культуры, ремесленных изделиях и письменных памятниках.

Архитектурное наследие армян в Украине довольно значительно. Сюда относятся архитектурные памятники – дома, церкви, приюты, колодцы и т.д., которые: а) принадлежали армянам, б) были построены по заказу или на средства армян. Условно к этой группе можно отнести памятники, в строительстве которых принимали участие армянские каменщики, и памятники, построенные по проекту польских, украинских или русских армян. Такие памятники являются живым свидетельством вклада армян в формирование особенностей архитектурного пространства Украины, и об этом следует говорить и помнить, но отнести их к армянскому архитектурному наследию вряд ли оправданно. Большинство работ, посвященных церковному архитектурному наследию армян Украины, отличает  описательный, а не сравнительно-аналитический характер. Комплексные же аналитические работы по церковной, как и по светской, архитектуре армян Украины, освещающие характерные общие и специфические черты церковной архитектуры армян Украины и выявляющие степень ее своеобразия или специфики в сравнении с другими конфессиями на сегодня отсутствуют. Старейшим памятником архитектуры армян Украины является львовский Армянский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы 1363 г. Помимо этого, во Львове также сохранились церковь Сурб-Хач XVII в. на ул. Замарстыновской, часовня армянских бенедектинок на Лычаковском кладбище, дворец армянского архиепископа и монастырь бенедектинок возле Армянского собора, ценнейшее архитектурное наследие представляет собой весь комплекс улицы Армянской. Подавляющее число армянских архитектурных памятников относится к позднейшему полеунийному периоду (т.е. середина XVII–XIX вв.). Из более ранних памятников церковной архитектуры армян еще сохранились церковь Благовещания XV века в Каменец-Подольском. 

Светская, как и церковная архитектура армян, как правило, соответствует традициям западноукраинского региона, что не удивительно, ведь иногда она составляла довольно заметную часть городского ландшафта. Это богатейшее культурное наследие: армянские жилые дома, дворцы, торговые здания, бани, колодцы, школы (дом знаменитого дипломата и купца Мирзояна в Одессе, дворец Ромашканов в Ивано-Франковске и т.д.) армянские фонтаны и колодцы (Каменец-Подольский, Феодосия и т. д.), работы армянских архитекторов в Украине, в частности, Яна де Витте, Юлиана Захаревича и др. 

Особую актуальность сегодня приобретают изучение, систематизация и каталогизация армянских кладбищ и захоронений, что даст ценнейший материал для изучения армянских родов, генеалогии, взаимосвязей армян разных регионов Украины, прослеживание миграционных потоков армян в разные периоды, не говоря уже о получении важного материала для изучения истории местных армянских общин. Интересные и значимые как в плане историческом, так и в художественном, армянские захоронения находятся во Львовском историко-культурном музее-заповеднике «Лычаковское кладбище». Здесь похоронены выдающиеся представители известных армянских родов Абгаровичей, Барончей, Исаковичей, Кшечуновичей, Ромашканов, Стефановичей, Теодоровичей, Тировичей. Здесь также представлены и работы именитых армянских художников, в частности, Тадеуша Баронча, Юлиана Захаревича, Людвига Тировича-старшего. 

Конец XIX – первая треть XX века – время всплеска культурной жизни Львова и Западной Украины в целом. Для армян – это время расцвета и активизации серьезного изучения армянского культурного наследия Западной Украины не только в плане научно-историческом (создание серьезной документальной исторической базы арменоведческих исследований), но и в плане культурном (собирание, сохранение и изучение армянских памятников ремесла, книг, икон, живописных и скульптурных работ, тканей и т.д.). Движимое культурное наследие армян Украины – ярчайшее свидетельство пути, пройденного поколениями наследников армянских переселенцев из Армении, Крыма, Молдавии. Анализ этого наследия с точки зрения отображения культурных традиций дает следующую картину: 1 часть – это предметы, привезенные в разное время переселенцами, пилигримами, купцами и т.д. из Армении и других районов компактного проживания армян; 2-я часть экспонатов отображает или характеризует торгово-экономическую деятельность армян – это разного рода товары, привезенные армянскими купцами из Персии, Турции, Армении, Италии и т.д. Как правило, значительная часть таких изделий также изготовлялась армянскими же ремесленниками, проживающими в этих странах; 3-я группа экспонатов – это ремесленные изделия и произведения искусства местных польских или украинских армян. Именно третья категория армянского движимого культурного наследия представляет наибольший интерес, т. к. показывает изменения в мировосприятии армян, не первое поколение проживающих на украинских землях. Это наблюдается в живописи, скульптуре, хачкарах и топанахарах и т.д. Так, сравнение мемориальных памятников армян Западной Украины с чисто армянскими хачкарами демонстрирует «большее типологическое разнообразие крестов Львова и Каменца-Подольского, что объясняется контактами с украинским окружением и западным миром». Восточное влияние в украшении доспехов, пороховниц, колчанов, сабельных оправ, щитов – то, чем особенно славился Львов, это сохранялось благодаря, прежде всего, львовским армянам-ювелирам. Интенсивное развитие местного производства шелка и изделий из него на украинских землях, ковроткачества, также во многом связано с армянами. 

В Армении почти не было культа чудотворных икон. В украинской диаспоре ситуация постепенно изменяется: у армян, под влиянием православного и католического окружения, появляется все больше чудотворных — особенно богородичных — икон, что стало заметным после принятия унии в 1630 г. У польских ученых даже появляется термин «армяно-католическая иконография». Еще более интересно, что стилистические особенности некоторых армянских икон Галиции представляют собой синтез западноевро-пейских традиций с традициями молдавско-румынского региона.

Развитие армянской живописи, проходило те же этапы, что и развитие станковой живописи Украины в целом. Так, портрет как самостоятельный вид станковой живописи стал утверждаться с конца XVI в. Светский портрет армян в Украине имел три композиционных варианта – погрудный, поясной и в полный рост, иногда – семейные и парные портреты. Из посмертных известны только надгробные портреты, но не хоругви или эпитафийные. 

По документам известно не такое уж малое количество имен армянских живописцев XVI–XVIII вв. (В.Кеверович, А.Стефанович, Г.Туманович, А.Хидирович, Камчиц, братья Фаруховичи и др.), но соотнести известные произведения армянской живописи с кистью определенного мастера чаще всего невозможно из-за отсутствия необходимой информации. Наиболее известными львовскими армянскими художниками конца XVI–XVIII вв., безусловно, были Богушовичи, Христофор Захария Захнович и отец и сын Шимоновичи.

В ХІХ–ХХ вв. армяне не имели своей специфической „этнической" художественной среды с присущими ей стилевыми особенностями: их творчество отображало общие тенденции, присущие развитию искусства данного региона и данного периода. С конца XVIII в. на характер художественных процессов все больше влияли Академии искусств и академические школы. В Галиции это были венская, с ХІХ в. – краковская, варшавская и мюнхенская школы искусств (академии). С армянской средой таких известных западноукраинских художников как А. Августинович, Т. Аксентович, Антони и Каэтан Стефановичи, Людвиг Тирович-младший и др. связывали семейные узы, круг общения, а также – частично – тематика работ (портреты армянских религиозных, политических  и культурных деятелей, сюжеты из армянской истории и т.п.).  
. Неизв. художник начала ХVІІ в. Святой Григорий с житием. Х., м. 113,5х87 см. Вокруг нимба надпись на дреевнеармянском: «Сурб Григор». Львовская галерея искусств, до 1940 г. икона находилась в коллекции Армянского архи-диецезиального музея Львова.
Христофор Захария Захнович (?). Портрет Кшиштофа Аведика Бернатовича (1590–1671). Х., м. 78х63 см.
Интерьер Армянского собора Успения Пресвятой Богородицы во Львове. Вид из алтаря.
Армянская церковь в Бережанах. Интерьер.
Колокольня армянской церкви в Каменце-Подольском.

16 Января 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.
Нить Тесея
В проекте интерьера лобби небольшого клубного дома в Хамовниках бюро Ideologist использует разнообразные отсылки к текстилю, тем самым напоминая о фабричном прошлом района. При этом ткань кроме как в обивке мебели не используется: ассоциативный ряд запускают формы, фактуры и цвета.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.