В архитектуроведении и искусствоведении преобладают исследования, рассматривающие эволюцию стилевых направлений в зодчестве. Среди них есть великолепные работы, которые глубоко раскрывают творческие достижения в области мировой архитектуры разных эпох и стран. Развитие культурологии позволяет сейчас вести нетрадиционный анализ социодинамики архитектурной культуры. Такой аспект исследования дает возможность определить взаимосвязи между зодчеством, техникой и наукой в системе трехчастной структуры культуры -материальной, художественной и духовной.
Архитектура как художественное творчество находится в сложных диалектических отношениях со строительством как технической производственно-инженерной деятельностью людей. В данной работе сделана попытка выявить значение искусства архитектуры как средства гуманизации капитального строительства.
Научно-техническая революция Х1Х-ХХ вв. и связанное с нею углубление специализаций во всех областях человеческой деятельности значительно обострили конфликт между инженерно-технологической и художественной составляющими искусства архитектуры. Стремительно развивающаяся строительная индустрия навязывает зодчеству условия, не во всем совпадающие с его художественными задачами. Есть тенденция к подмене тектонико-архитектурных средств образной выразительности рекламой новейших инженерно-конструктивных приемов. Из средств, помогающих решать чисто технические задачи, инженерия превращается в самодостаточное явление с собственными целями. Технологический прогресс расширяет инженерные возможности зодчества, но это не влияет непосредственно на совершенствование архитектурной композиции, так как последняя зависит прежде всего от образности формы, а не технической ее реализации.
В свое время Ле Корбюзье сказал, что архитектура - не профессия, а призвание. Как понимать эту мысль великого зодчего?
Архитектуру можно рассматривать в двух аспектах - как профессиональную деятельность и как призвание личности к творчеству. Профессиональную специализацию архитектор приобретает в процессе обучения композиции и архитектурному проектированию, которые являются рациональным действием, поддающимся логическому объяснению с помощью понятий. Без одновременного воспитания личности профессионализм существует вне нравственных и этических норм. В этом смысле можно говорить о безнравственном профессионализме как деятельности, не руководствующейся гуманистическими идеалами. Профессионализм - это высокое искусство ремесла, свободное владение практическими знаниями и навыками в области архитектурного проектирования. Архитектор-профессионал знает региональные нормативы, то есть достигнутый уровень технологических знаний в выбранной профессии. Он успешно применяет их при создании произведений архитектуры. Такой специалист способен решать функциональные требования заказчика (инвестора), так как они. как правило, не поднимаются выше условий, удовлетворяющих физиологические потребности человека. Такие объекты характеризуются качествами, которые присущи второму уровню относительной композиционной целостности. Профессионализм определяет меру специализации субъекта и без вдохновения (одухотворенности) не позволяет автору достичь третьего (высшего) уровня относительной композиционной целостности.
Приведу цитату из монографии X. Ортеги-и-Гассета «Веласкес. Гойя». [94]: «Для тех, кто специально интересуется подобными вопросами, скажу: речь идет о том, каким образом в человеческом мозгу может зародиться сознание тех или иных ценностей до того, как возникнет сознание вещей, являющихся носителями этих ценностей. То есть мы имеем дело с проблемой априорного предчувствия ценностей, в чем и состоит одна из самых удивительных способностей человека, которая главным образом является творческой.
Действительно, творчество, открытие новых ценностей есть вид человеческой деятельности, который предшествует всем другим, ибо все. что мы нц делаем, так или иначе служит для обеспечения главной цели - воплощения этих самых ценностей. Так происходит не только в искусстве, но и во всех других измерениях жизни: в большом и в малом, в великом и в ничтожном, в исключительном и в привычном. Всякий человек, всякое общество и всякая эпоха - это прежде всего система предрасположенностей, все остальное работает на них. Жизнь - карточная игра, где на кону стоят те или иные ценности. Вот почему, глядя на людей, я сразу догадываюсь, впрочем, иногда ошибочно, что они поставили на кон, какие пружины таят в себе энергию их бытия. Эта реальность является для человека первичной, личностной, глубинной, она существует до того, как в нее вмешается нечто чуждое, внешнее, до того, как ей суждено будет воплотиться или не воплотиться, до того, как случай внесет в нее свои изменения. В общем, иначе она называется «призвание». Удивительное слово! Ведь в каждом из нас и вправду звучит беззвучный внутренний голос, призывая нас каждую секунду быть такими, а не другими. Призвание - это В1гутренний императив, определяющий наше бытие, подсказывающий нам, что мы должны делать, чтобы совпасть с нашим подлинным «я». Чаще всего мы изменяем себе, не слушаем голоса призвания и. вместо того, чтобы стремиться быть, отказываемся быть. Призвание, как и всякое человеческое свойство, подлежащее культивированию и совершенствованию, в ходе исторического развития шлифуется, очищается, усложняется. Отсюда рождается изменчивость стилей, периоды их взлета, падения и застоя.
Призвания по большей части бывают обыкновенными, то есть большинство людей призвано быть просто врачом, просто художником, просто жителем Сан-Себастьяна, в конечном итоге просто человеком. Другие же. напротив, повинуются внутреннему голосу, который приказывает им быть лучше, чем они есть, не идти на поводу у собственных привычек и общепринятых обычаев, но ежеминутно требовать от себя чего-то большего. Истинное благородство души - не в том. чтобы осознавать свои права, а в безграничной требовательности к самому себе и в ответственности перед самим собой. Любое дело -даже самое простое и привычное - можно сделать хуже или лучше. Те, кто обладает призванием к самосовершенствованию, прежде чем действовать, неизменно задаются вопросом, какой образ действия будет наилучшим. Личностям, щедро наделенным жизненной силой, недостаточно просто быть, им нужно больше, то есть быть лучшими. Для них жить - значит предъявлять к себе требования. Вот истинно рыцарский императив, ибо кто ему подчиняется, тот сам себе и лошадь, и шпора. В данном случае ни социальное положение, ни профессия не имеют никакого значения: ведь какое бы положение человек ни занимал, речь всегда идет об одном и том же - противостоянии хорошего стиля и плохого стиля, будь то художник или торговец, инженер или военный, мудрец или неуч, хозяин или рабочий, мужчина или женщина».
Призвание зодчего основано на творческой интуиции как духовном видении сущности вещей и явлений. Гете характеризовал интуицию как «откровение, развивающееея изнутри человека». Интуитивное знание - это понимание сути предмета, полученное непосредственным переживанием действительности, а не эмпирически или с помощью размышления (научения). Призвание - это качество, свойственное личности изначально, ее самость и характер. Оно дает возможность архитектору-профессионалу стать художником. Призвание как генетическая предрасположенность субъекта к художественно-образному творчеству позволяет ему познать, например, Дух МЕСТА. Непредсказуемое многообразие природно-ландшафтного окружения и исторически сложившейся градоформированной среды поселений (городов) требуют от архитектора умения свободно импровизировать форму, не имеющую прямых аналогов. В этом смысле знания и умения, ранее усвоенные в процессе научения и практической профессиональной деятельности, не могут без качественной коррективы служить методологической основой целостного включения нового объекта в контекст существующей культурной среды. Подтверждением этому тезису могут служить многочисленные ошибки при реконструкции и новом строительстве в «старых» городах, вызванные самонадеянностью профессионалов, которые опираются в своей творческой работе на однажды усвоенные принципы, но не способны проникнуть в духовно-телесную суть МЕСТА.
«Познание, открытие и формирование нового - это не анализ или конструирование, а поэтическое и фантазийное выявление и любовное схватывание понятия, которое в сущем уже имеется». Образовательные учреждения и подготовленные ими архитекторы-проектировщики интересуются в основном «надежными» методами, формальными и количественными показателями, легко проверяемыми с помощью технологического знания. Однако новое в искусстве архитектуры сначала необходимо вообразить. Его нельзя просто подвести под имеющееся общее понятие или испытанный метод. «Сейчас "методо-логизм" теряет свое решающее значение, а необходимыми становятся фантазийные и художественные способы познания и созидания» [62].
Духовно-материальная целостность (художественность) объекта достижима лишь на основе призвания, опирающегося на интуитивное знание и воображение как умение соединить формы внешнего мира с собственными представлениями о форме и вызвать их дальнейшее развитие, которого ранее не было дано в общем виде. Истина возникает тогда, когда понятие «принимает форму и становится образным» [62].
Автор считает, что после того, как работа закончена, можно попытаться ответить еще на одинвопрос: является ли архитектор «главным строителем» (как это принято говорить)? Изложенное исследование дает основание для отрицательного ответа. Как профессионал, призванный дать ответ на целевую программу заказчика, а также решить проблемы формообразования функции средствами стройиндус-трии и с учетом менталитета социума, архитектор может (по договору с заказчиком) вести инспекционное наблюдение за исполнением проекта («авторский надзор»). Однако это не является его призванием, а всего лишь дополнительной профессиональной нагрузкой. Ведь композитор, сочиняющий музыку, как правило, не осуществляет надзор за исполнительской деятельностью оркестров и дирижеров.
В данной работе сознательно не рассматривалось значение строительных наук как интеллектуально-духов ной деятельности, так как это является самостоятельным направлением последующих исследований.
Автор надеется, что изложенные принципиальные положения об искусстве архитектуры как гуманизирующей практике позволят в дальнейшем развить и усовершенствовать новые исследования в этом направлении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азизян И А. Архитектура в отечественной художественной культуре XX века. Диалог и взаимодействие искусств // Образы истории отечественной архитектуры Новейшего времени. М.: РААСН, НИИТАГ, 1996.
2. Азизян И.А. «Образ мира» или «картина мира» как методологическая категория //Образ мира в архитектуре. Вопр. теории архитектур /Подред. И.А. Азизян. М.: РААСН, НИИТАЕ 1995.
3. Азизян И.А. Добрицина И.А., Лебедева Г.С. Теория композиции как поэтика архитектуры. М.: Прогресс-Традиция. 2002. 4. Актуальные тенденции в зарубежной архитектуре и их мировоззренческие и стилевые истоки. Сб. научи, трудов. М.: НИИТАГ, 1998.
5. Анисимов А.В. Венеция. Архитектурный путеводитель. М.: Едиториал УРСС,2002.
6. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.
7. Араухо И. Архитектурная композиция. Пер. с исп. М.: Высш. школа, 1982.
8. Арган Дж. К. История итальянского искусства. Пер. с иг.: В 2-х т. М.: Радуга, 1990.
9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1974.
10. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. Пер. с англ. М.: Сгройиздат, 1984.
11. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994.
12. Архитектурная форма и научно-технический прогресс / Ред. коллегия Л.Б. Великовскийидр. М.: Сгройиздат, 1975.
13. Афанасьев Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным //Вопр, филос.
14. Бархин Б.Г. Искусство, наука, техника в архитектурном образовании // Образы истории отечественной архитектуры Новейшего времени
15. Басин Е.Я. Динамика художественного творчества (личностный аспект) // Ежегодник философского общества СССР. 1985. М.: Наука, 1986.
16. Баткин Л.М. Культура всегда накануне себя // Красная книга культуры. М.: Искусство, 1989.
17. Белый А. Ритм и действительность. Ритм жизни и современность // Красная книга культуры.
18. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. М.: Искусство, 1994. Т. 1.
19. Бирюков Б. В., Эджубов П. Г. Простое и сложное в социокульту-рологических концепциях //Вопр. филос. 1996. № 12.
20. Бочаров Ю. П. Политические мифы и архитектура столицы (1918-1997) // Тезисы докладов и
сообщений на IV годичной сессии общего собрания Российской академии архитектуры и строительных наук «Проблемы реконструкции городов России (научные основы градостроительной политики на современном этапе)». М.: РААСН, 1997.
21. Бочаров Ю. П. Генплан - архитектурное отражение политических амбиций московской мэрии // Коммерсант Власть. № 7.23 февр. 1999.
22. Бютвер О., Хампе Э. Сооружение - несущая конструкция - несущая структура: Анализ живой природы и градообразующей среды. Пер. с нем. М.: Стройиздат, 1983.
23. ВаргофскийМ. Модели. Репрезентация и научное понимание / Пер с англ., общ. ред. и послесл. И.Б. Новика и В.Н. Садовского. М.: Прогресс, 1988.
24. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. М.; Л., 1930.
25. Вержбицкий Ж. М. Архитектура как ценность//Тезисы докладов и сообщений на IV годичной сессии общего собрания Российской академии архитектуры и строительных наук «Проблемы реконструкции городов России (научные основы градостроительной политики на современном этапе)».
26. Вержбицкий Ж.М. Композиционная целостность новых общественных зданий в историческом городе. Л.: Ин-т им. И.Е.Репина, 1990.
27. Взаимодействие общества и природы. Философско-методологи-ческие аспекты экологическойпроблемы. М.: Наука, 1986.
28. Виппер Б. Р. Несколько тезисов к проблеме стиля // Творчество. 1962. №9.
29. Волчок Ю. П. Архитектура города: «Связь времен» как основная задача его реконструкции // Тезисы докладов и сообщений на IV годичной сессии общего собрания Российской академии архитектуры и строительных наук «Проблемы реконструкции городов России (научные основы градостроительной политики на современном этапе)».
30. Волчок Ю. П. Взаимосвязь «технологического» и «художественного» в архитектурном формообразовании // Проблемы формообразования в архитектуре. М: ЦНИИП градостроительства, 1985.
31. Волчок Ю. П. «Времена не выбирают»... Максимы в жизни и архитектуре. Отечественный опыт. XX век // Образы истории отечественной архитектуры Новейшего времени.
32. Габричевский А. Г. Пространство и масса в архитектуре // Искусство. № 1.1923.
33. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988.
34. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс. 1986.
35. Гиренок Ф. И. Экология, цивилизация, ноосфера. М.: Наука, 1987. 3 6. Глазычев В. Л. Эволюция творчества в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986.
37. Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.
38. ГулыгаА. В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987.
39. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство. 1972.
40. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Стройиздат, 1985.
41. Духовность, художественное творчество, нравственность (Материалы «Круглого стола») //Вопр. филос. 1996. № 2.
42. Душкина Н. О. Этика и архитектура. Опыт формирования архитектурной среды в Оксфорде и Кембридже // Общественная мысль: исследования и публикации. М.: Наука, 1993. Вып. 4.
43. Заварихин С. П. Между романтизмом и технологизмом // Образы истории отечественной архитектуры Новейшего времени.
44. Захаров В. Д. Метафизика в науках о природе // Вопр. филос. 1999, №3.
45. Иконников А. В. Архитектура XX века // Реальность и утопии. Сб. ст.М.:РААСН, 1996.
46. Иконников А. В. Зарубежная архитектура: От «новой архитектуры» до постмодернизма. М.: Стройиздат, 1982.
47. Иконников А. В. Россия в архитектурном процессе XX столетия //Проблемыроссийской архитектурной науки: Сб. научи, трудов членов Отделения архитектуры РААСН. М.: РААСН, 1999.
48. Иконников А. В. Советская архитектура-реальность и утопии// Образы истории отечественной архитектуры Новейшего времени.
49. Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре. М: Строй-издат, 1986.
50. Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. М.: Искусство, 1985.
51. Каган М. С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974.
52. Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974.
53. Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. СПб.: АО Славил, 1996.
54. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1996.
55. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992.
56. Каплун А. И. Стиль и архитектура. М.: Стройиздат, 1985.
57. Керлот Х. Э. Словарь символов. М.: REFL-book., 1994.
58. Кессиди Ф. X. Об одной особенности менталитета древних греков // Вопр. филос. 1997. № 2.
59. Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность //Вопр. филос.
60. Кириллова Л. И., Иванова И. В., Павличенков В. И. Мастерство композиции: пространство, пластика, ансамбль. М.: Стройиздат, 1983.
61. Кобзев И. И. Встреча культур Запада и Востока в русской провинции. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. культурологии. СПб., 1998.
62. Козловски П. Культура постмодерна. Общественно-культурные последствия техн. развития. Пер. с нем. М.: Республика, 1997.
63. Композиция в современной архитектуре. М.: Стройиздат, 1973.
64. Красная книга культуры / Сост. подгот. текста, подбор ил. и пре-дисл. В. Рабинович. М.: Искусство, 1989.
65. Краткая философская энциклопедия. М.: Изд. группа «Прогресс» -Энциклопедия, 1994.
66. Кудрявцев А. П. В канун юбилея: Опыт и проблемы реконструкции исторического центра Москвы 1990-х годов // Тезисы докладов и сообщений на IV годичной сессии общего собрания Российской академии архитектуры и строительных наук «Проблемы реконструкции городов России (научные основы градостроительной политики на современном этапе)».
67. Кудрявцев А. П. Реконструкция исторического города и этика профессии // Проблемы российской архитектурной науки.
68. Кудрявцев А. П. Социалистическая архитектура: от идеи до доктрины // Образы истории отечественной архитектуры Новейшего времени.
69. Курбатов Ю. И. Архитектурные формы и ландшафт: композиционные связи. Л.: ЛГУ, 1988.
70. Курбатов Ю. И. Обращение к наследию (творческие поиски петербургских архитекторов) // Проблемы российской архитектурной науки.
71. Кутырев В. А. Экологический кризис, постмодернизм и культура //Вопр. филос. 1996. №11.
72. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции//Вопр. филос. 1996. №4.
73. Лейбин В. М Системные исследования и символическая концепция человека//Системные исследования. Ежегодник. 1985. М.: Наука, 1986.
74. Линч К. Образ города. Пер. с англ, М.: Стройиздат, 1982.
75. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве. Пер. с англ. М.: Стройиздат, 1986.
76. Лобанова Ю. В. Образ города в художественной культуре. Авто-реф. дисс. на соискание ученой степени канд. культурологии. СПб., 1998.
77. Мардер А. П. Эстетика архитектуры: Теоретические проблемы архитектурного творчества. М.: Стройиздат, 1968.
78. Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. Ереван. 1968.
79. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука (Логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983.
80. Маркарян Э. С. Интегративные тенденции во взаимодействии общественных и естественных наук. Ереван: Изд-воАН Арм. ССР, 1977.
81. Межевич М. Н. Социальное развитие и город. Философские и социологические аспекты. Л.: Наука, 1979.
82. Межуев В. М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977.
83. Мильдон В. И. Природа и культура (Опыт философии безнадежности)//Вопр. филос. 1996. № 12.
84. Моль А. Социодинамика культуры. Пер. с франц. М.: Прогресс.
85. Морозов И. В. Архитектурная герменевтика. Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора культурологии. Минск, 1997.
86. Морозов И. В. Планета дорог. Минск: Ушверспэцкае, 1992.
87. Морозов И. В. Таинственным путем Гермеса. Минск: Утверсггэцкае, 1994.
88. Наумова Н. Ф. Проблема человека в социологии // Вопр. филос. 1974. №7.
89. Нельсон Д. Проблемы дизайна. М.: Искусство, 1971.
90. Некрасов А. И. Теория архитектуры. М.: Сгройиздат, 1994.
91. Нонель X. Б. Антонио Гауди. М.: Стройиздат, 1986.
92. Общество, архитектура и научно-технический прогресс. Сб. науч. трудов ЦНИИП градостроительства Госгражданстроя. М., 1987.
93. Олоцкий А. А. О деятельностном подходе и его месте в структуре знаний // Системные исследования. 1985.
94. Ортега-и-Гассет X. Веласкес. Гойя. Пер. с исп. М.: Республика. 1997.
95. Ортега-и-ГассетХ. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.
96. Павленко А. Н. «Экологический кризис» как псевдопроблема // Вопр. филос.
97. Пантин В. И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну // Вопр. филос. 1998. № 7.
98. Перов Ю. В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. Л.: ЛГУ. 1980.
99. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980.
100. Раушенбах Б. В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. М.: Наука, 1986.
101. Рочегов А. Г. Российская академия архитектуры и строительных наук - предыстория и современность // Российская академия архитектуры и строительных наук: предыстория, традиции, преемственность. М.:РААСН, 1996.
102. Романов Ю. И. Образ, знак в искусстве: философско-методоло-гический анализ. СПб., 1993.
103. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.
104. Румянцев С. Ю. Книга тишины. Звуковой образ города. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.
105. Рябов В. Ф. Искусство как общественная потребность. Л.: Художник РСФСР, 1977.
106. Рябов В. Ф. Художественная деятельность. (Философский анализ). Дисс. на соискание уч. ст. доктора философских наук. Л., 1984.
107. РябушинА. В. Гуманизм советской архитектуры. М.: Стройиздат, 1986.
108. Рябушин А. В. Новые горизонты архитектурного творчества. 1970-1980-е годы. М: Стройиздат, 1990.
109. Савельев Ю. Р. Заказ в архитектуре средневековой Руси Х1-ХУ веков. Учебно-методич. пособие. СПб.: Институт им. И.Е. Репина. 1992.
110. Садыков Ф. Б. Место экологического подхода в системе критериев разумных потребностей человека // Ежегодник философского общества СССР. 1985.
111. Селье Ганс. На уровне целого организма. М.: Наука, 1972.
112. Славина Т. А. Архитектура как феномен культуры // Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987.
113. Славина Т. А. Царство фикций // Образы истории отечественной архитектуры Новейшего времени.
114. Славина Т. А. «Искусственные» и «естественные» начала в развитии Санкт-Петербурга // Проблемы российской архитектурной науки.
115. Словарь искусств - The HUTCHISON. М.: ТОО Внешсигма, 1996.
116. Смелзер Н. Социология. Пер с англ. М.: Феникс, 1994.
117. Смолина Н. И. Традиции симметрии в архитектуре. М.: Стройиздат, 1990.
118. Смирнов В. И. Ритм как объективная закономерность развития. Дисс. на соискание учен, степени кандидата философских наук. Л.: ЛГУ, 1978.
119. Советский энциклопедический еловарь / Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.). М.: Советская энциклопедия, 1989.
120. Соколов А. Н. Теория стиля. М., 1968.
121. Сон-семиотическое окно. XXVI-е Випперовские чтения. М.. 1993.
122. Степанов Г. П. Композиционные проблемы синтеза искусств. Л.: Художник РСФСР, 1984.
123. Страутманис И. А. Информативно-эмоциональный потенциал архитектуры. М.: Стройиздат, 1978.
124. Тасалов В. И. Очерк эстетических идей архитектуры капиталистического общества. М.: Наука, 1979.
125. Теория композиции в советской архитектуре / Под ред. Л.И. Кирилловой. М.: Стройиздат. 1986.
126. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. Ш.ТепловБ. М. Избранные труды. М., 1985.
128. Тиц А.А. Архитектура, стандарт, красота. Киев: Будшельник, 1972.
129. Тиц А.А., Воробьева Е. В. Пластический язык архитектуры. М.: Стройиздат, 1986.
130. Филин В. А. Видеоэкология и архитектура. М.: Московский центр «Видеоэкология». 1995.
131. Философия и культуры. XVII Всемирный философский конгресс; проблемы, дискуссии, суждения. М.: Наука. 1987.
132. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития/Пер. с англ. Е.А. Дубченко; под ред. В. Л. Хаита. М.: Стройиздат, 1990.
133. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопр. филос. 1989. №3.
134. Хаит В. Л. Академия и архитектурно-градостроительная наука/ / Российская академия архитектуры и строительных наук: предыстория, традиции, преемственность.
135. Хаит В. Л. Достоверность истории современной архитектуры и позиция историка // Сто лет изучения архитектуры России. СПб.: Ин-т им. И.Е. РепинаРАХ, 1995.
136. Хаит В. Л. Отечественная архитектура в мировом архитектурном процессе XX века // Образы истории отечественной архитектуры Новейшего времени.
137. Хаит В. Л. Проблема реконструкции в направленности и структуре научных исследований НИИТАГ // Тезисы докладов и сообщений на IV годичной сессии общего собрания Российской академии архитектуры и строительных наук «Проблемы реконструкции городов России (научные основы градостроительной политики на современном этапе)».
138. Хаит В. Л. Классика-навсегда!?//Проблемы российской архитектурной науки.
139. Хан-Магомедов С. О. Две утопии по строительству нового общества и социально-типологические эксперименты советской архитектуры // Образы истории отечественной архитектуры Новейшего времени.
140. Хан-Магомедов С. О. Архитектурные школы 1917-1932гг. //Теория композиции в советской архитектуре.
141. Хан-Магомедов С. О. Советский авангард, постконструкгавизм и две «утопии» 1920-193 0-х годов // Проблемы российской архитектурной науки.
142. Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня/Пер, с ни-дерл., общ. ред. ипослесл. Г. М. Тавризян. М.: Прогресс, 1992.
143. Хоружий С.С. Заметки к энергийной антропологии. «Духовная практика» и «отверзание чувств»: два концепта в сравнительной перспективе // Вопр. филос.
144. Хоружий С.С. О старом иновом. СПб.: Алетейя, 2000.
145. Хоружий С.С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта //
Вопр. филос. 2003. № 1.
146. Художественная культура в докапиталистических формациях. Структурно-типологическое исследование. Л.: ЛГУ, 1984.
147. Художественная культура в капиталистическом обществе. Структурно-типологическое исследование. Л.: ЛГУ, 1986.
148. Чучин-Русов А.Е. Культурно-исторический процесс: форма и содержание // Вопр. филос. 1996. № 4.
149. Шанин Т. Идея прогресса//Вопр. филос. 1998. №8.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ
ИМЕН, НАЗВАНИЙ И ТЕРМИНОВ,
ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ТЕКСТЕ
Аксиология (греч. ахios- ценность, достоинство) — раздел философии, посвященный учению о ценностях.
Априори (лат. арriori- предшествующий) - знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорным является взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом.
Арнхейм Рудольф - (р. 1904) Выдающийся американский эстетик и психолог искусства. Автор большого количества капитальных исследований, многие из которых переведены на различные языки, в том числе и на русский. Среди них: «Кино как искусство», «К психологии искусства», «Динамика архитектурных форм», «Роль центра: изучение композиции в изобразительном искусстве». Методологической основой работ Р. Арнхейма является гештальтпсихология - направление в европейской психологии, возникшее в 20-х гг. в работах немецких психологов К. Коффки, М. Вертхеймера и В. Келера.
Архитектурная культура - В связи с тем, что архитектурой называют три существенно разных явления -творческую деятельность по созданию произведений зодчества; проект, то есть модель будущего объекта; объект, осуществленный строительным производством, в данной работе употреблено понятие, которое, по мнению автора, передает весь спектр значений, связанных с архитектурной деятельностью.
Беренс Петер (1868-1940) Немецкий архитектор и дизайнер. В строительстве промышленных предприятий использовал железобетонные и металлические конструкции, подчеркивая суровую мощь массивных стен (заводы «АЭГ» в Берлине, 1909-1912).
Видеоэкология - область знаний о взаимоотношении человека с окружающей его визуальной средой. Теоретической основой видеоэкологии явилась концепция об автономии быстрых движений глаз (саккады), которые не зависят непосредственно от сознания.
Герменевтика (от греч. hermeneutikas - истолковывающий) - искусство перевода, искусство объяснения (Гермес в греческой мифологии был посредником между богами и людьми). Герменевтика являлась особым методом классической науки о языке, позволяющим осмысленно толковать памятники древней литературы. Герменевтика - это учение о понимании, о научном постижении предметов наук о духе. См. творчество Дильтея, Хайдеггера и других философов.
Гомология (греч. homologia - согласие) - согласие; у стоиков - согласие поступков с разумом и тем самым с природой.
Де-Роберти (де Кастро де ла Серда) Евг. Вас. (1843-1915), русский социолог и философ-позитивист, последователь О.Канта. Профессор в Брюсселе (1894-1907) и Петербурге (1908-1915).
Дефиниция (лат. definitio) - в отличие от определения является расширенным толкованием понятия, устанавливающим существенные отличительные признаки вещи, ее содержание и границы.
Керлот Хуан Эдуарда (р. 1916) - испанский писатель, поэт, музыкант. Как теоретик и критик искусства являлся лидером «Барселонской школы», объединявшей выдающихся деятелей художественной культуры Испании. Керлот глубоко разработал теорию символических значений в современной западноевропейской культуре.
Культура - имеется более 250 определений культуры. «Культура есть то, что люди делают с собой и своим миром и что они при этом думают и говорят» (Маурер). Культура есть совокупность проявлений человеческой жизнедеятельности.
Логос (от греч. logos) - первоначально - слово, речь, язык; смысл, мировой закон, у Гераклита и стоиков - мировой разум, идентичный с безличной, возвышающейся даже над богами Закономерностью Вселенной, с судьбой (греч. heimarmene). Иногда, уже у стоиков, логос понимается как личность, как Бог. У Филона, неоплатоников и гностиков греческая идея логоса сливается с представлением о Боге в Ветхом завете: отныне логос является как вечно свойственная Богу сила разума, слово и вечная мысль Бога, которая в качестве логоса создала мир и которая пронизывает его и связывает; он является как перворожденный сын Бога, как другой Бог, посредник между Богом и человеком (мистика логоса). В христианстве (уже у евангелиста Иоанна, но по-настоящему отчетливо только у отцов церкви) логос становится обретшим плоть словом Бога «сыном» Бога, который пришел на землю как исторический Христос. Свое окончательное место в христианстве этот логос занял только в результате установления его в качестве второго лица в догмате о триединстве (Троица). Иногда, уже у стоиков, логос понимается как личность, как Бог. У Филона, неоплатоников и гностиков греческая идея логоса сливается с представлением о Боге в Ветхом завете; отныне логос является как вечно свойственная Богу сила разума, слово и вечная мысль Бога, которая в качестве логоса создала мир и которая пронизывает его и связывает; он является как перворожденный сын Бога, как другой Бог, посредник между Богом и человеком (мистика логоса). В христианстве (уже у евангелиста Иоанна, но по-настоящему отчетливо только у отцов церкви) логос становится обретшим плоть словом Бога «сыном» Бога, который пришел на землю как исторический Христос. Свое окончательное место в христианстве этот логос занял только в результате установления его в качестве второго лица в догмате о триединстве (Троица).
Метафизика (от греч. meta ta phisika - то. что за физическим) -основная философская наука, в которой коренятся все философские дисциплины. Она является наукой, которая изучает существующее как таковое, подвергает исследованию элементы и основные условия всего существующего вообще и описывает значительные, важные области и закономерности действительного, т. е. она является наукой, которая во всей смене явлений и выражений ищет постоянное и связь.
Метафизика состоит из учения о самом сущем (онтология), сущности мира (космология), о человеке (философская антропология, экзистенциализм) и о существовании и сущности Бога (теология). Предметом метафизики, в частности, служат: бытие, ничто, свобода, бессмертие, Бог, жизнь, сила, материя, истина, душа, становление, дух (мировой), природа. Познание этих проблем определяет духовный облик человека и составляет тем самым, говоря словами Канта, «неистребимую потребность» человека. В метафизике отдавание себя со стороны познающего человека действительному составляет предпосылку всякого исследования истины. Выполнить свою обширную задачу метафизика пытается путем описания загадочных глубин бытия и его богатого многообразия (при этом она добросовестно принимает во внимание результаты исследований частных наук) и наряду с этим путем построения итолкования связи всего сущего.
Метафизический - относящийся к метафизике, надэмпирический, стоящий над всяким возможным опытом, трансцендентный; по Канту рассмотрение метафизично, если оно "содержит то, что изображает понятие, данное априори".
Монада (от греч. monas, род. п. monados - единица, единое) - понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагоризме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Бруно; психически активная субстанция в монадологии Г. Лейбница, воспринимающая и отражающая другие М. и весь мир («М. - зеркало Вселенной»).
Трансцедентальный (от лат.transcendere - переступать) - в схоластической философии то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями; свойство основных определений (трансценденталий) сущего, неотделимых от него и вытекающих из его сущности непосредственно и с необходимостью. Обычно различают шесть трансценденталий: вещь, сущее, истину, добро, нечто, единое. Сущее - вещь в себе; при отрицании деления оно есть единое, отделенное от других сущих, - нечто; в отношении к познанию оно истинно, в отношении к воле - добро, без учета воли - совершенно. Кант называл трансцендентальным такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на познание нами этого предмета в той мере, в какой оно возможно априори. Трансцендентальное означает не нечто такое, что выходит за пределы всякого опыта, - в таком случае речь шла бы о трансцендентном, - а то, что хоть и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание. Трансцендентальную философию Кант разделяет на трансцендентальное элементарное учение (состоящее из учения о чувствах и трансцендентальной логики) и трансцендентальное учение о методе, определяющее формальные условия завершенной системы чистого разума. Неокантианец Баух даст более современную формулировку понятию трансцендентального: следовательно, вместо какой-то таинственной вещи или сущности, которые не должны иметь никакого отношения к опыту, понятие трансцендентального обозначает прежде всего проблему теории познания, затем саму теорию и, наконец, ее метод. В настоящее время трансцендентальным называют большей частью то, что связано с предпосылками возможного опыта.
Трансцендентный (от лат. transcendere- переступить) - «перелетающий» (Кант), выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время) опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Противоположность - имманентный. См.: Трансценденция.
Трансценденция (от лат. transcendere- переступать) - в самом широком смысле означает переход границ между двумя областями, в особенности из области посюстороннего в область потустороннего (трансцендентного).
В метафизическом понимании трансценденция - переход из сферы возможного опыта (природы) в сферу, лежащую по ту сторону его. Основоположения, применение которых вполне удерживается в границах возможного опыта, мы будем называть имманентными, а те основоположения, которые должны переходить за эти границы, мы будем называть трансцендентными (Кант); Николай Гартман говорил о необходимой трансценденции, обусловленной, в частности, дуализмом познавательного акта: в познании всегда противостоят друг другу познанное и познаваемое. Противоположность между ними не может быть снята и имеет характер обоюдной изначальной разделенности или траnсценденции. Он выделяет 4 слоя трансцендентности: познанное (objectum); подлежащие познанию (objiciendum); непознанное (трансобъективное); непознаваемое (иррациональное или трансинтеллигибельное).
Хайдеггер Мартин (1889-1976) - выдающийся немецкий философ XX в. В 1933-1934 гг. ректор Фрейбургского университета. Хайдеггер является виднейшим онтологом и герменевтикой. Многие работы философа посвящены теологии, психологии, эстетике и литературоведению.
Художественная культура - наряду с духовной и материальной культурами является составляющей единую трехчастную общечеловеческую культуру. Художественная культура является совокупным способом и продуктом художественной деятельности людей.
Целостность - завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи. На рубеже XIX-XX вв. стали употреблять это понятие для того, чтобы рассматривать все вещи прежде всего в их первоначально цельной взаимосвязи, в их структуре и, таким образом, опустить справедливость того факта, что указание свойств составных частей никогда не сможет объяснить общего состояния или общего действия вещи; ибо отдельное, «часть» может быть понята только вне целого, а целое, как учил еще Аристотель, больше суммы своих частей. Целое не «составлено» из частей, в нем только различаются части, в каждой из которых действует целое.
Ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением (П. Менцер). Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта.
Цивилизация (от лат.civis - гражданин) - следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к плановым, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. Шпенглер противопоставлял цивилизацию как совокупность исключительно технико-механического культуре как царству органически жизненного, и утверждал, что культура в ходе ее развития низводится до уровня цивилизации и вместе с ней движется навстречу своей гибели. (Эту точку зрения разделяет автор данной работы). В настоящее время цивилизация - это то, что дает «комфорт», это - удобство, предоставляемое в наше распоряжение техникой. Комфорт (его создание и использование) предъявляет такие моральные и физические требования к цивилизованному человеку и благодаря ему человек до такой степени срастается с техническим коллективом, что у него не остается ни времени, ни сил для культуры, и он часто больше не ощущает внутренней потребности быть не только цивилизованным, но также и культурным.