26.04.2017

Век архитектуры

Автору «Пирамиды» Лувра Й.М. Пею исполнилось 100 лет.

информация:

Й.М. Пей в вестибюле восточного крыла Национальной галереи в Вашингтоне в день его открытия 1 июня 1978 © Dennis Brack/Black Star. National Gallery of Art, Washington, Gallery Archives. Image via nga.gov.
Й.М. Пей в вестибюле восточного крыла Национальной галереи в Вашингтоне в день его открытия 1 июня 1978 © Dennis Brack/Black Star. National Gallery of Art, Washington, Gallery Archives. Image via nga.gov.открыть большое изображение

Американский архитектор китайского происхождения, Й.М. Пей (более точная передача его имени кириллицей – Юй Мин Пэй) отмечает 26 апреля 2017 года свой сотый день рождения. Официально он на пенсии с 1990 года, однако продолжает сотрудничать и со своей бывшей мастерской, Pei Cobb Freed, и с бюро своих сыновей Pei Partnership Architects. Среди его наград – Золотые медали AIA (1979), RIBA (2010), Международного союза архитекторов (2014), Притцкеровская премия (1983), первая архитектурная Praemium Imperiale (1989). Он офицер Почётного легиона (1993), член Института Франции (1984) и британской Королевской академии (1993).
 
Проект «Большой Лувр». Фото: Benh LIEU SONG  via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY 2.5
Проект «Большой Лувр». Фото: Benh LIEU SONG via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY 2.5открыть большое изображение

Не менее заметны его постройки: реконструкция Лувра (две очереди – 1989 и 1993), включая ставшую одним из символов Парижа стеклянную пирамиду, не менее оригинальное восточное крыло Национальной галереи (1971–1978) в самом сердце столицы США, президентская библиотека Дж.Ф. Кеннеди (1977–1979, Бостон) в броском черно-белом колорите, небоскреб Bank of China (1989) – один из самых «ярких» в Гонконге. В проектах последних десятилетий Й.М. Пей чаще обращается к традиционным формам – как в музее в Сучжоу (2006) или музее исламского искусства в столице Катара (2008). Однако все его постройки отличает смелое использование простых геометрических форм: в его проектах это не кажется примитивным, очевидным решением – они никогда не бывают скучными.
 
Национальная галерея искусств. Восточное крыло. Фото: MBisanz via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0
Национальная галерея искусств. Восточное крыло. Фото: MBisanz via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0открыть большое изображение

Однако путь к славе – и в международный истеблишмент – был у Пея не самым прямым. Он родился в Кантоне (Гуанчжоу) в семье банкира. В 1935 он уехал в США, чтобы получить там архитектурное образование: поступил в Пенсильванский университет в Филадельфии, затем перевёлся в Массачусетский институт технологии в Кембридже, где преподавание шло в духе парижской Школы изящных искусств XIX века – тенденция, задержавшаяся в США. Затем Пей учился в школе дизайна Гарвардского университета в Бостоне (1942–46) у Вальтера Гропиуса и Марселя Брёйера: там уже Пея критиковали за интерес к традиции. В годы войны, когда архитекторов широко привлекали к сотрудничеству американские власти, он работал в Национальном исследовательском комитете по вопросам обороны. В конце 1940-х, вместо одного из интересных и/или успешных архитектурных бюро он выбрал местом работы компанию-застройщика «Webb & Knapp»: там он стал главой архитектурного отдела и смог спроектировать многие очень завидные для начинающего профессионала объекты, к примеру, небоскреб Place Ville-Marie в Монреале (проект – 1953, реализация – 1962). Набравшись опыта и связей, в 1955 Й.М. Пей открыл собственную мастерскую в Нью-Йорке, где и расширил свой репертуар форм и жанров.
Башня Китайского банка. Фото: Brian Sterling via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0
Башня Китайского банка. Фото: Brian Sterling via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0открыть большое изображение
Библиотека Джона Ф. Кеннеди. Фото:  Massachusetts Office of Travel & Tourism via flickr.com. Лицензия CC BY-ND 2.0
Библиотека Джона Ф. Кеннеди. Фото: Massachusetts Office of Travel & Tourism via flickr.com. Лицензия CC BY-ND 2.0открыть большое изображение
Музей Сучжоу. Фото: Another Believer via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 4.0
Музей Сучжоу. Фото: Another Believer via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 4.0открыть большое изображение
Музей исламского искусства. Фото предоставлено компанией Archi Studio
Музей исламского искусства. Фото предоставлено компанией Archi Studioоткрыть большое изображение
Музей исламского искусства. Фото предоставлено компанией Archi Studio
Музей исламского искусства. Фото предоставлено компанией Archi Studioоткрыть большое изображение
Музей исламского искусства. Фото предоставлено компанией Archi Studio
Музей исламского искусства. Фото предоставлено компанией Archi Studioоткрыть большое изображение

comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Ратуша и центральная библиотека
Ричард Майер, 1986 – 1995
Ратуша и центральная библиотека

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Центр искусств Элая и Эдит Броуд
Ричард Майер, 2004 – 2006
Центр искусств Элая и Эдит Броуд

Технологии:

21.06.2017

Какого цвета интерьеры будущего: мнение ведущего мирового эксперта

Ежегодно Международный Центр Эстетики компании AkzoNobel составляет прогноз по тенденциям цветового оформления интерьеров и объявляет модные оттенки ближайших лет. В 2017 в топе все оттенки голубого, от нежно-воздушного до индиго.
Dulux
19.06.2017

Программа «Мансарда без ошибок»

Строите дом? Проверим вашу мансарду на ошибки!
VELUX (Велюкс)
31.05.2017

Glassbox – супер балкон!

Компания Lumon провела опрос среди архитекторов и строителей из Финляндии, Швеции, Германии, России, Англии, Голландии, Канады с вопросом какими они видят фасады будущего и какие требования предъявляют к балконам.
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
другие статьи