Зодчество: 16 истин

Где архитектору искать истину? Участники «Зодчества» предложат сразу 16 вариантов. Рассказываем о спецпроектах фестиваля, который пройдет в Гостином дворе с 1 по 3 октября.

mainImg

Фестиваль «Зодчество», куратором которого в этом году стал главный архитектор Калуги Алексей Комов, пройдет под темой «Истина». Искать эту самую истину архитекторы-участники будут в городе, космосе, Арктике, науке, памяти, свободе, любви, равновесии, слове, форме, а также во всем живом и в самих себе.

Всего в рамках фестиваля запланировано 16 спецпроектов. Расскажем немного о каждом из них.
Истина в Памяти
Предоставлено пресс-службой фестиваля «Зодчество»

Экспозиция «Южный берег Крыма: вспомнить будущее»  предлагает к рассмотрению нереализованные, оставшиеся в чертежах проекты, в которых сохраняется память о прозрениях, оказавшихся чересчур дерзкими для воплощения в конкретный исторический период. Здесь будут представлены три проекта, сотворенные великими зодчими для ЮБК: комплекс императорского дворца в Ореанде работы Карла-Фридриха Шинкеля (1839 г.), план послевоенного восстановления Ялты, созданный в 1945 году Андреем Буровым, и эскиз города-сада Голубой залив, подготовленный в 1974 году Анатолием Полянским.

Куратор: искусствовед Андрей Карагодин
Концепция: художник Алексей Беляев-Гинтовт
Истина в Свободе
Предоставлено пресс-службой фестиваля «Зодчество»

Благодаря экспозиции «Русская дача: место силы и свободы» посетители смогут погрузиться в атмосферу свободы и уединения. Созданная из состаренного дерева и фрагментов загородных домов застройка стенда имитирует дачную архитектуру: дощатый пол, стена из «вагонки», окно веранды. На закрытом клеенкой столе – ароматные яблоки, а на стенах – ностальгические фотографии старых подмосковных дач, выполненные фотографом Федором Савинцевым.

Куратор: искусствовед Евгения Микулина
Дизайн: архитектор Николай Лызлов
Истина в Равновесии
Предоставлено пресс-службой фестиваля «Зодчество»

В прошлом учебном году студенты Института бизнеса и дизайна разработали несколько разномасштабных концепций по благоустройству Ржева, реконструкции значимых объектов и созданию новых. Обобщает все эти точечные вмешательства научно-исследовательская работа по комплексному формированию городской среды Ржева на основе закономерностей развития динамического моделирования. Этот суммирующий проект даёт ощущение будущего, пока еще зыбкого, как равновесие весов, на чашу которых поставлены проект и реализация, архитектор и заказчик, педагог и студент, администрация города и его население.

Экспозиция представляет собой полупрозрачную скульптуру – мобиль, балансирующий в среде перспективного генплана города, который графически решен как космическое пространство созвездия Весов.

Куратор: архитектор Влад Савинкин
Экспозиция: Институт бизнеса и дизайна
Истина в Науке
Предоставлено пресс-службой фестиваля «Зодчество»

Экспозиция посвящена исследованию терапевтических свойств архитектуры и дизайна. Здесь можно будет увидеть реализованные проекты, которые уместно рассматривать в контексте арт-терапии, и пообщаться на стыке разных наук и сфер деятельности профессиональным архитекторам, психологам, ландшафтным дизайнерам, арт-терапевтам, педагогам и другим специалистам.

Кураторы: художник Игорь Бурганов, руководитель архитектурно-проектного бюро «ЭЛИС» Николай Лютомский
Истина в Севере
Предоставлено пресс-службой фестиваля «Зодчество»

Проектно-исследовательская команда «Арктикаметрия» будет искать на «Зодчестве» истину в Арктике. Цель – продемонстрировать неразрывную связь между развитием Арктики и судьбами людей, которые ее открывали. Здесь расскажут о ключевых событиях развития севера, а также покажут реальную жизнь северян сегодня – какие «народные» приспособления используются для проживания в суровых условиях, какие подходы к проектированию применяются для создания комфортной городской среды в северных городах.

Кураторы: архитекторы Елизавета Сорокина, Елена Хмара, Виктория Богинская
Дизайн: Елизавета Сорокина
Истина в Форме
Предоставлено пресс-службой фестиваля «Зодчество»

Проект «Ленинградский модернизм (и постмодернизм). Взгляд из XXI века» представит фотографии знаковых объектов советской архитектуры, в число которых входят СКК «Петербургский», Морской вокзал, Российская национальная библиотека и др. Участниками станут 20 российских архитектурных фотографов: Юрий Пальмин, Владимир Антощенков, Александр Антипин, Алексей Боголепов, Алиса Гиль, Григорий Соколинский, Родион Атаулин, Дмитрий Цыренщиков, Алексей Коженков, Илья Смагин, Иван Черных, Егор Рогалёв, Дмитрий Яговкин, Камилла Ханапова, Александр Дымников, Александр Лаврентьев, Андрей Стрельников, Александр Теребенин, Арсений Котов и Дмитрий Чебаненко.

Куратор: искусствовед Владимир Фролов
Графический дизайн выставки: Лена Бовичева
Истина в Живом
Предоставлено пресс-службой фестиваля «Зодчество»

В центре проекта – взаимоотношения и совместное существование человека и лошади раньше (когда лошадь использовалась в качестве основного средства передвижения и тягловой силы) и сейчас (когда лошади нашлось место и в городе, но теперь уже в качестве равноправного партнера в досуге, спорте, тактильной коммуникации). Экспозиция будет представлена плоскостными инсталляциями, послойно раскрывающими тему.

Кураторы: архитекторы Андрей Савин и Марьяна Давыдова
Истина в Машине
Предоставлено пресс-службой фестиваля «Зодчество»

Идеалы индустриальной цивилизации – стандартизация и управляемость.
Если мы нажимаем кнопку, получаем предсказуемый результат. Иррационализму здесь места нет.  Возможно ли избавиться от этого? Будут ли города будущего типовыми, рациональными и сверхэкономичными? Некоторые элементы такого подхода в градостроительстве человечество уже реализует. Как далеко мы в этом направлении уйдем?

Куратор: архитектор Андрей Савин
Истина в Космосе
Предоставлено пресс-службой фестиваля «Зодчество»

Этот спецпроект представит концепции внеземных поселений с возможностью автономного существования человека – на Луне и Марсе. Создание и обустройство космических жилых пространств – популярная и, можно сказать, уже актуальная тема. Посетители экспозиции познакомятся с решениями, которые предлагают российские и американские архитекторы.

Кураторы: Наталья Абакумова, директор Государственного музея истории космонавтики им. К.Э.Циолковского, Ольга Баннова, профессор Международного центра космической архитектуры Сасакава (SICSA), Университет Хьюстон, США
Истина в Городе
Предоставлено пресс-службой фестиваля «Зодчество»

Архитекторам предложено создать графический образ идеального города, в котором они хотели бы жить сами. Техногенная цивилизация, отрицающая символическую память, приводит к разрушению города как исторического организма. Но центры великих исторических городов – Санкт-Петербурга и Москвы, Рима и Венеции и многих других желанных мест обитания и паломничества туристов – по-прежнему несут в себе образ идеального города.Что же это за образ? В истории культуры есть два символических города – Небесный Иерусалим и Вавилон. Первый ассоциируется с традиционными историческими городами, второй – с техногенным сверхвысотным строительством. Первый – прекрасен, идеален и веками вдохновлял архитекторов на создание великих произведений. Поэтому расширенное задание проекта состоит в том, чтобы воплотить архитектуру Небесного града. Небесный град понимается не только как Небесный Иерусалим, но и в контексте 60-летия полета Гагарина в космос и в перспективе освоения космического пространства, которое нас точно ждет в ближайшие десятилетия.

Участники: архитекторы Михаил Филиппов, Максим Атаянц, Степан Липгарт, Артем Никифоров

Куратор: Лариса Копылова, архитектурный критик
Истина в Любви
zooming
Предоставлено пресс-службой фестиваля «Зодчество»

Выставка-размышление носит название «Вселенная Кузьмин» и приурочена к 70-летнему юбилею Александра Викторовича Кузьмина, главного архитектора Москвы с 1996 по 2012 годы. Архитектор ушел из жизни в 68 лет, однако сумел достичь реального долголетия благодаря своим проектам, книгам, рисункам, многочисленным интервью, памяти людей, знавших и любивших его. Есть надежда, что эта любовь способна преодолеть время, а значит продолжить жизнь. И в этом истина.

Участники: Михаил Петров, Анна Акимова, Алексей Воронцов, Светлана Лоханина, Валентина Землянская, Елена Семина, Татьяна Жукова, Ирина Некрасова, Ольга Полонская

Кураторы: декоратор Мария Нарышкина, советник президента РААСН Наталия Климова
Истина в Себе
Предоставлено пресс-службой фестиваля «Зодчество»

По мере погружения в бездну Метавселенной, создаваемой и изменяемой по воле человека ежесекундно в бесконечном движении к ее познанию, все сложнее становится отделить физический мир от нематериального, а значит осознание Истины переходит от постулата «Истина вовне» к признанию человека центром мироздания, главным смыслом существования которого является коллективное создание среды обитания на сверх уровне сознания, то есть к установлению постулата ответственности каждого жителя Метавселенной, как Архитектора Нового мира.

Куратор: архитектор Станислав Кулиш
Истина в Слове
Предоставлено пресс-службой фестиваля «Зодчество»

Экспозиция посвящена Тарусе – городу, вдохновившему на создание произведений многих писателей и поэтов. У архитектора, академика Ивана Жолтовского высшей оценкой архитектурному пространству была фраза: «Поэтично!». Поэтика этого города – лейтмотив спецпроекта «Истина в слове». Внутри спецпроекта будет выстроена башня, посвященная поэту Николаю Заболоцкому, чья творческая жизнь неразрывно связана с Тарусой.

Куратор:  архитектор Петр Попов
Истина в Обитании
zooming
Предоставлено пресс-службой фестиваля «Зодчество»
 
Группа учёных на протяжении короткометражного фильма, снятого в жанре мокьюментари, ищет причину всеобщей урбанистической ипохондрии. В шутливо-трагичной манере показан процесс возвращения утраченной истины жизни в городе. На основе предшествующей серии исследований составляется анамнез пространства, жителей, архитектора. Научные выводы подкрепляют интервью горожан (пациентов), потерявших Дом. Выжившие делятся опытом взаимодействия с пространством. Какой диагноз в итоге получит город?

Участники: Анна Базина, Марина Курсова, Елена Малахова, Алсу Махмудова, Дарья Пожидаева, Екатерина Сапунова, Ярослав Таразанов, Данил Титов, Анастасия Яшкина.

Кураторы: Сергей Малахов, архитектор, зав. кафедрой инновационного проектирования СамГТУ, доктор архитектуры, профессор; Евгения Репина, архитектор, профессор кафедры инновационного проектирования СамГТУ
Истина в Призвании
Предоставлено пресс-службой фестиваля «Зодчество»

Призвание архитектора – в готовности приносить пользу другим, чувствуя себя реализованным. Это личный персональный смысл жизни зодчего, преобразованный в практическую цель, как предназначение. В спецпроекте «Истина в Призвании» представлен арт-объект «Алтарь архитектурной правды» в виде увеличенной в 10 раз контурной модели премии фестиваля «Зодчество» Дедал, символа архитектурного признания.

Куратор: архитектор Алексей Комов
Истина в Юности
Предоставлено пресс-службой фестиваля «Зодчество»

Экспозиция представит современную архитектуру России и ее перспективы глазами молодых архитекторов из разных уголков нашей страны. Участники проекта – молодежные секции САР, студенческие объединения, инициативные команды и даже школьники.

Куратор: Анастасия Успенская, член президиума САР,  куратор молодежной секции Союза архитекторов России
***

Помимо перечисленного, посетителей ждет насыщенная деловая программа. Ознакомиться с расписанием мероприятий можно здесь. И не забудьте заранее зарегистрироваться на сайте и ознакомиться с правилами посещения.

27 Сентября 2021

Похожие статьи
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
От стула до жилого дома
Учебный год для студентов профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна завершился традиционной итоговой выставкой.
Как быть в городе
Поскольку говорить о новых проектах довольно немыслимо, мы решили на какое-то, надеемся недолгое, время сосредоточиться на книгах. В этом обзоре – три новые книги о городской среде.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Что есть истина
В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Сейчас на главной
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.