«Бумажники» эпохи Французской революции

Статья команды-победителя студенческого исследовательского воркшопа «Вторая жизнь бумажной архитектуры».

mainImg
Онлайн-воркшоп «Вторая жизнь бумажной архитектуры» был организован в конце января командой Future Architects совместно с проектом БУМ. У каждой команды был куратор – тоже из числа заинтересованных студентов. Участники разделились на пять команд и на протяжении нескольких дней исследовали одну из предложенных тем: «Авангардисты 20-х», «Москва 70-х», «Новосибирск 80-х», «Виртуальная бумажная архитектура современности» и «Бумажники эпохи Французской революции» – победителем назвали авторов последнего проекта.

Приводим ниже полный текст исследования команды-победителя.

Куратор: Мария Ашарина (МАрхИ, 2 курс)

Участники команды:
Лада Дмитриева (НовГУ, 5 курс)
Анна Рашидова (МАрхИ, 5 курс)
Атхам Обиджанов (МАрхИ, 2 курс)
Глория Пастухова (МАрхИ, 2 курс)
Александра Мархаева (НГУАДИ, 3 курс)
Исследование «Бумажная архитектура эпохи Великой французской революции XVIII-XIX Влияние на мировые тенденции в архитектуре»
Предоставлено Future Architects

Великая французская революция конца XVIII века. Почему великая?

В России ей уделялось особое внимание. Ленин писал:
«Возьмите великую французскую революцию. Она недаром называется великой. Для своего класса, для которого она работала, для буржуазии, она сделала так много, что весь XIX век, тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции. Он во всех концах мира только то и делал, что проводил, осуществлял по частям, доделывал то, что создали великие французские революционеры буржуазии...». На переворот во Франции в конце XVIII века повлиял политический, экономический и социальный кризис. Перемен требовали все: и представители буржуазии, и горожане, и простые рабочие и крестьяне.
Исследование «Бумажная архитектура эпохи Великой французской революции XVIII-XIX Влияние на мировые тенденции в архитектуре»
Предоставлено Future Architects

Под знаком этой революции трансформировалась и архитектура. Возникает новое движение во Франции в конце XVIII. Происходит накопление черт, отвечающих утилитарным требованиям нового уклада жизни. Основной стилевой системой остается классицизм, однако он проходит сложный путь развития в предреволюционный период: республиканский, консервативный и академический.

Стремление создать новую комбинацию элементов в композиции характеризуется поиском фантастичных решений, отказом от повседневной жизни и стремлением в далекое будущее. Хотя предпосылки ни в функциональном, ни в конструктивном развитии типов зданий еще не доведены до совершенства, но они оказывают значительное влияние на творчество консервативно настроенных архитекторов. Утопические попытки порождают склонность к мегаломании, новым композиционным приемам, чистой геометрии и т.д.

Нововведения переплетаются с традиционным классицизмом. Несмотря на его стилевую и художественную непоколебимость, начинают проявляться противоречия между архитектурными формами и назначениями зданий, между утилитарными требованиями и строгостью устоявшейся системы.
Исследование «Бумажная архитектура эпохи Великой французской революции XVIII-XIX Влияние на мировые тенденции в архитектуре»
Предоставлено Future Architects

Период интенсивной работы архитектурной мысли приходится на трех великих “бумажных” революционеров Франции – Клод-Николя Леду, Этье Луи-Булле и Жан-Жак Лекё.

Они понимают, что цель их архитектуры – воплощение концептуальной идеи, а не функции здания. Искусство классицизма является лишь отправной точкой в развитии утопических представлений.
Исследование «Бумажная архитектура эпохи Великой французской революции XVIII-XIX Влияние на мировые тенденции в архитектуре»
Предоставлено Future Architects

Работы архитекторов-рисовальщиков отражают предстоящий перелом в будущем архитектуры. Architecture parlante («говорящая архитектура») пропагандирует новую, чистую геометрию, свободу мысли, стремление в вечность и т.п. Эти постулаты продолжают направлять архитекторов на создание новых образов. Мир бумажной архитектуры оказал влияние на многие зародившиеся позднее стили.

Особое влияние «разговорчивая архитектура» оказывает на модернизм, брутализм, конструктивизм и деконструктивизм. Здесь кардинально меняется подход к формообразованию и эстетическому решению. В каждой из этих эпох архитектура очищает и развивает нового человека.
Исследование «Бумажная архитектура эпохи Великой французской революции XVIII-XIX Влияние на мировые тенденции в архитектуре»
Предоставлено Future Architects

Период модернизма XX века – дух романтизма, в котором возникают все те же идеи – идеи правды, поиск подлинной реальности, отличной от действительности. Интерес к вопросу мироздания человека и природы остается прежним. Модернизм преподносит новые архитектурно-строительные принципы, при этом обращается к искусству классической эпохи.

Брутализм середины XX века, «решительно широкобедрый и массивно бородатый», задумывается в качестве отхода от буржуазных элементов модернизма. Его отличие от модернизма и соответствие с «говорящей архитектурой» заключается в грубости и массивности, а также в экспрессионизме, исключающем функционализм.

Конструктивизм же в свою очередь является еще одним масштабным переломом в обществе. Перелом происходит ввиду стремительного научно-технического прогресса во второй половине XIX века. Грандиозные перемены проявляются не только в структуре семьи и могуществе технологий, но и в вере в безграничность человеческого разума. Формируются основные принципы современной архитектуры: утилитарность, отсутствие декора, строгая лаконичность форм. На смену утомительному академизму приходит радикальный разум науки. Точно так же, как и в XVIII веке на смену классицизму приходит «бумажная» архитектура, так и конструктивизм XX века приходит на смену академизму, тем самым завершая классическое искусство и его идеологию. Архитектура перерождается в ином, новом облике, продолжая отвечать потребностям современного общества.

Правила существуют, чтобы их нарушать. Так же считают последователи следующего стиля. Деконструктивизм конца XX века – направление постмодернистских архитектурных тенденций. Философия заключается в нарушении привычной человеческой мысли ради воплощения новой чистой формы. Несмотря на некую имитацию других направлений, деконструктивисты следуют своему правилу: «ломают» форму и представляют ее в другом свете. Так же, как и французские «бумажники» в своё время «сломали» представление о традиционном архитектурном сооружении. Буквальная острота и резкость – новая интерпретация данного направления. Архитектура ставит человека в замешательство, апеллируя двумя вещами: эмоциями и ассоциациями, пренебрегая функциональностью.
Исследование «Бумажная архитектура эпохи Великой французской революции XVIII-XIX Влияние на мировые тенденции в архитектуре»
Предоставлено Future Architects

Интересно и влияние на архитектурные сооружения в наши дни. Мы говорим о, своего рода, символизме. Уровень технологического прогресса на сегодняшний день позволил всячески экспериментировать и «заигрывать» с представлением об архитектуре. Таким образом появляются причудливые архитектурные сооружения в виде, например, слона, самолёта или кофемолки.Мы уверены, что авторы этих проектов хорошо знакомы с творчеством архитектора-фантазёра Жан-Жака Лекё. Речь идёт о воображаемом мире Лекё: Ворота перед охотничьими угодьями с бычьими головами, дом в виде быка, дом в виде слона в разрезе, проект «Замок». Современники этого мастера и предположить не могли, что такой подход к архитектуре когда-то может стать реальным.
Исследование «Бумажная архитектура эпохи Великой французской революции XVIII-XIX Влияние на мировые тенденции в архитектуре»
Предоставлено Future Architects

Важно отметить, что помимо проведенной нами аналогии между упомянутыми стилями и бумажной архитектурой эпохи французской революции, мы проследили особенное к ней отношение со стороны известного архитектора Ле Корбюзье. В своих осуществленных проектах Корбюзье «рассуждает» и объясняет процесс формообразования, исходя из философии французских «бумажников». Пристрастие к гигантомании, конструктивной и внешней гладкой безупречности является отсылкой к революционной архитектуре Леду, Булле и Лекё. А использование стекла архитектором в постройках делает их более просторным и открытыми. Благодаря исследованию Корбюзье мы можем проследить движение, прочувствовать объем и насладиться внешним обликом зданий. Это не большая, но яркая часть нашего архитектурного наследия.

Леду, Булле и Лекё – истинный эпатаж вне времени. Это пример безграничной фантазии, стремления к идеалу и свободе. Благодаря непризнанным гениям своего времени мы движемся вперед и становимся независимыми. Наверное, поэтому мы часто обращаемся именно к архитектуре и проблемам тех эпох, которые перерождали наш мир в стремлении к совершенству. Мы продолжаем искать, пытаться, пробовать, смотреть и видеть вновь и вновь, возвращаясь к началу. Мы идем по этому бесконечному кругу идей. Каким бы ни было начало, оно одно – бумага и карандаш, «бумажная» утопическая и такая противоречивая архитектура.

Библиография:

09 Февраля 2021

В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Лаконизм и уместность
Шквал курсов и публикаций, посвященных качеству подачи портфолио архитектора, приносит плоды. Публикуем несколько позитивных примеров портфолио третьекурсников МАРХИ с комментариями авторов.
МАРХИ-2019: 11 лучших рисунков
Как изображать современную архитектуру? Ответ постарались найти участники конкурса рисунка, прошедшего в МАРХИ. Представляем результаты творческих поисков.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Студентам от студентов
Подведены итоги конкурса на лучшую зону отдыха для московских вузов. Победили выпускницы МАРХИ с проектом для Московского авиационного технологического института. Представляем работы, занявшие призовые места.
Полное погружение
Публикуем проекты студентов магистратуры МАРШ, разработанные в рамках студий «Ремонт ландшафта» и «Из Москвы в Никола-Ленивец».
Наша Вологда
Проекты студентов МАРХИ и ВоГУ – участников воркшопа, посвященного благоустройству общественных пространств в Вологде.
Приморский контекст
Обзор студенческих проектов для Владивостокской агломерации за 2003-2016 годы, объединённых темой экологии. Каждая работа – результат скрупулёзного исследования климатических особенностей разрабатываемой территории.
МАРХИ: Золотая медаль 2016
Представляем проекты победительницы и четырех номинантов ежегодного конкурса для выпускников Московского архитектурного института.
Новое измерение
Лучшие дипломные проекты бакалавров МАРХИ группы под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова, Зураба Басария.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.