«Проект Россия»: перезагрузка

Публикуем обзор новой концепции журнала от его нового главного редактора Юлии Шишаловой, а также анонс следующего номера и конкурса офисных, образовательных и общественных интерьеров.

mainImg
zooming
Проект Россия′87, обложка
Встречайте новый «Проект Россия»
В феврале 2018 года после 23 лет существования ведущий национальный архитектурный журнал приостановил выпуски, чтобы переосмыслить свою роль в профессиональном сообществе. Рождение новой концепции заняло, как и положено, почти 9 месяцев.

Цель новой концепции журнала и сайта – показ и независимая оценка российской архитектуры, основанные на максимально объективном отборе: оценке жюри с привлечением российских и международных экспертов. А новый список ролей – как бумажной, так и онлайн-версии – включает пять пунктов: 1. авторитет 2. проводник 3. сообщество 4. событие 5. архив.

Примерно схема выглядит так: редакция собирает (архивирует) объекты качественной российской архитектуры (и открыто хранит их на новом сайте); с помощью авторитетного жюри выбирает среди них лучшие проекты в разных номинациях; устраивает событие – чествование авторов проектов, сопровождаемое выставкой, лекциями и круглыми столами; продолжая, таким образом, расширять и укреплять сообщество, сформировавшееся вокруг журнала; беря на себя роль проводников, выбирая наиболее актуальные темы, требующие осмысления и вынося их на суд сообщества в виде дискуссий и публикаций.

Четыре номера журнала превращаются в четыре «альманаха-ежегодника», посвященных определенной теме-номинации. Над каждым работает свое жюри и выбирает 30 проектов, достойных обсуждения.

В номере ПР87, вышедшем в 2018 году, в жюри вошли Джерри ван Эйк (!melk), автор парка «Тюфелева роща» в Москве; Стенли Ланг (Turenscape), автор проекта благоустройства набережных озер Кабан в Казани; Ева Радионова (Novascape), соавтор благоустройства бульвара Учителя в Якутске, и Сергей Скуратов, один из ведущих отечественных архитекторов. Каждый проект помимо описания сопровожден комментариями жюри.

Итак, в ПР87 вы найдете:
  • 30 лучших общественных пространств России от бюро «Архитектурный десант», Arteza, gmp architeken, КБ Стрелка, Wowhaus, Kleinewelt Architekten, «Мэгли-проект», FUTURA Architects, AFA, ТО «Утро», «8 линий», IN.Form, Meralstudio, NEFA Architects, «Народный архитектор», «Город для детей», «Практика», «НОВОЕ», KOSMOS Architects, Архитектурное бюро Никиты Маликова, «Дружба», Manipulazione Internazionale, «Обледенение архитекторов».
  • «справочник архитектора» – контакты производителей конструкций, освещения, озеленения, мощения и оборудования, которые принимали участие в лучших объектах
  • подробное описание использованных технологий – от материального воплощения энергии будущего до информационного моделирования проектов в рубрике «Технологии и дизайн»;
  • исследование трансформации парадигмы проектирования общественных пространств за последние 100 лет;
  • аналитика итогов конкурса малых городов и исторических поселений от агентства стратегических инициатив «ЦЕНТР» – зачем нужен конкурс и научились ли мы проектировать городскую среду;
  • интервью об особенностях проектирования общественных пространств в экстремальных климатах – чрезмерно жарких или слишком холодных – с членом жюри ПР87 Евой Радионовой;
  • общественные пространства как глобальная инвестиция: опыт группы компаний «Новая земля» по работе в моногородах с частным заказчиком;
  • обзор российских трендов в проектировании общественных пространств в глобальном контексте.

Следующий зимний номер «Проект Россия» 88 будет посвящен офисным, образовательным и общественным интерьерам.

В жюри вошли: Кристос Пассас, исполнительный директор Zaha Hadid Architects (всемирно известное бюро ведет сейчас в России сразу несколько тематических проектов, от технопарка Сбербанка в Сколково до филармонии в Екатеринбурге), Массимо Альвизи и Юнко Киримото (итальянское бюро Alvisi Kirimoto; в разное время сотрудничали с Ренцо Пьяно и Массимилиано Фуксасом, вместе с Оскаром Нимейером построили концертный зал в Равелло, стали соавторами OMA в работе над комплексом фонда Prada в Милане и спроектировали интерьеры театра Академии художеств в Неаполе), Антон Надточий, генеральный директор мастерской ATRIUM, которая спроектировала пять офисов для компании Яндекс, и Гарри Нуриев, основатель русско-американской компании Crosby Studios, которая специализируется в том числе на интерьерах офисов, ресторанов и бутиков, а New York Times уже окрестили Гарри «пионером глобального минимализма», сочетающем в себе черты Скандинавии на Западе, Японии на Востоке и России – в крафтовых подходах к мебели и деталям.

Редакция ждет проекты, реализованные в 2017-2018 годах, по адресу [email protected] до 10 января 2019 года.

18 Декабря 2018

Похожие статьи
Синий том
Он посвящен одному из самых современных и «хайтековских» материалов как XX, так и XXI века – стеклу. Стекло рассматривают глазами архитекторов, производителей, историков, журналистов и дизайнеров. Вашему вниманию – первый выпуск издания todigest, чья цель – изучать современную архитектуру через материалы и технологии.
ПРОЕКТ РОССИЯ 86: четыре «ре» и Зарядье
Свежий номер архитектурного журнала, вышедший в последние дни февраля 2018-го, примечателен попыткой показать новые стороны событий и проектов, которые хотя и не сходят с передовиц, но рассматриваются зачастую однобоко. С подробностями шеф-редактор Юлия Шишалова.
speech: местное
В конце мая, на XXI Международной выставке архитектуры и дизайна Арх Москва, состоялась презентация шестнадцатого номера архитектурного журнала speech:, посвященного теме «Местное». Подробнее о содержании нового номера рассказывает главный редактор speech: Анна Мартовицкая.
ПРОЕКТ РОССИЯ 79: Улицы
Заместитель главного редактора журнала ПРОЕКТ РОССИЯ Ася Белоусова рассказывает о содержании нового номера, посвященного теме благоустройства городской среды в целом и улиц в частности.
speech: спорт
В декабре в Москве состоялась презентация пятнадцатого номера архитектурного журнала speech:, посвященного спортивным сооружениям. Подробнее о содержании нового номера главный редактор speech: Анна Мартовицкая.
Жизнь на бегу
В связи с выходом 76-го номера журнала ПРОЕКТ РОССИЯ публикуем тематическую статью этого выпуска за авторством главного редактора ПР Анатолия Белова.
speech: детям
Главный редактор журнала speech: Анна Мартовицкая – о новом номере, посвященном архитектуре для детей.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.