English version

Столичная последовательность

Жилой комплекс «Царская столица» – один из крупнейших проектов по освоению промышленных территорий в центре Петербурга. Бюро «Евгений Герасимов и партнеры» удалось не только превратить заброшенный участок в полный жизни микрорайон, но и создать градостроительно выверенную единицу.

mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Проект:
ЖК «Царская столица»
Россия, Санкт-Петербург, Кременчугская улица, 13, корп. 1

Авторский коллектив:

Е.Л. Герасимов – руководитель авторского коллектива;
А.А. Юдин – главный архитектор проекта;
О.Я. Ольшанская, И.В. Припоров, А.С. Матияш, Н.П. Безбородова, О.В. Трунова, А.В. Анисина, Н.Е. Шабалин, Т.О. Коваленко, Д.С. Прудникова, Н.И. Лаврентьева, Н.А. Каврыжкин, А.Г. Гвоздик, М.Р. Губайдуллина, С.В. Гадалова, Е.В. Басай, А.Е. Вагнер – архитекторы;

М.Я. Резниченко – главный конструктор;
А.А. Прокофьев – руководитель группы конструкторов;
В.Ю. Антонов, Е.В. Егорова, Е.А. Пантелеева, С.А. Перепелкин, Т.Р. Помазан, Т.С. Компанец, А.Н. Смирнова, Т.Л. Лебедева, В.А. Лядский, Е.Н. Пестова, П.С. Култышев, М.Л. Ингер, О.А. Борисенко, А.С. Денисов, К.В. Иванова, С.А. Двуреченский, Д.А. Астапчик, Л.В. Харламова, А.А. Коблов – конструкторы;

Е.Н. Кузнецова, А.С. Титова – генплан;

ОАО «Проектсервис» – СПб ПТИ – инженерные разделы.

 



2011 / 2014 — 2017
Участок, с которым Евгений Герасимов начал работать в 2011 году, по словам архитектора, представлял собой «затерянный мир по Конан Дойлу»: среди заросших бурьяном скособоченных зданий бродили дикие собаки. И все это в пяти минутах ходьбы от Невского проспекта, рядом с Московским вокзалом, Александро-Невской лаврой, ну и главным ТЦ города «Галерея».

До обновления территорию занимал грузовой двор станции «Санкт-Петербург-товарный-Московский», который к 2009 году ОАО «РЖД» перевело в Шушары. Большой – около 20 га – трапециевидный участок вытянут между Кременчугской улицей и веткой Октябрьской железной дороги, вдоль которой вскоре планируется обустроить городскую улицу. На Кременчугской улице ближайшие соседи «Царской столицы» – исторические здания инфекционной больницы имени С.П. Боткина: среди них есть и XIX век, и конструктивизм. Больницу, к слову, тоже давно пытаются вывести из центра. С южной стороны, в сторону Обводного канала, продолжается неосвоенная территория, а с севера же новый район открывает Феодоровский собор архитектора Степана Кричинского, храм-памятник, построенный к 300-летию династии Романовых. По словам Евгения Герасимова, именно собор стал отправной точкой проектирования, «бриллиантом», для которого создавалось обрамление.
zooming
ЖК «Царская столица»
© «Евгений Герасимов и партнеры»
ЖК «Царская столица». Ситуационный план © Евгений Герасимов и партнеры

Одна из первостепенных задач, которую решали архитекторы – градостроительная. Было важно организовать пешеходные и автомобильные потоки, не закрыть собор и, возможно, задать тон для будущей застройки соседних участков. В итоге архитекторы пришли к простой, но эффективной планировке: две поперечные проездные улицы прорезают ортогональную внутриквартальную сеть, нанизанную на продольную ось пешеходного бульвара. В ячейках этой сетки располагаются жилые корпуса-кварталы, каждый с внутренним двором. В центре сохранен свободный участок для будущей школы. Таким образом выстроилась иерархия и улиц, и пространств: есть общественные, городские –площадь перед собором и бульвар, есть частные – закрытые квартальные дворы, есть промежуточные – улицы местного значения.
ЖК «Царская столица». Существующее положение, вид с квадрокоптера
© «Евгений Герасимов и партнеры»
ЖК «Царская столица». Эскиз застройки © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица». 3, 2, 1 очередь © Евгений Герасимов и партнеры

Другой задачей было свести на нет возможные минусы от соседства с железной дорогой и инфекционной больницей. Со стороны железной дороги жилые дома отделены многоэтажными паркингами, которые работают как шумозащитный барьер. С другой стороны, от шума Кременчугской улицы кварталы будут закрыты зданиями другого комплекса: бизнес-центр, гостиницу, торговый центр и еще один жилой корпус строят по проекту, разработанному бюро «Евгений Герасимов и партнеры» при участии SPEECH.

Всего в «Царской столице» пятнадцать жилых корпусов, построенных в четыре очереди. Первая ощутимо отличается от других – поскольку три составляющих его замкнутых трапециевидных квартала расходятся веером от собора, окружая его западный и южный фасады дугообразной площадью. Эти дома нарочито строги, классичны и респектабельны – они могут напомнить здания вокруг муссолиниевской площади Императора Августа в Риме – даже полуколонки в окнах похожи на балюстры тамошних балкончиков. Цокольные этажи и выстроенные на одной высоте карнизы из светлого юрского известняка сочетаются с решенным в более темной гамме «телом» зданий, причем один дом облицован темным коричневым кирпичом, второй – керамикой с тонким рельефом горизонтальных полос, третий – фактурным зеленоватым туфом, чьи переливы в солнечную погоду похожи на муаровую ленту. Окна «в пол» объединены по два, стекло лоджий утоплено до уровня оконных проемов (как и во всех других домах комплекса). Строгий вертикальный ритм собран в умеренные горизонтальные регистры.
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры

Дома, составляющие площадь, респектабельно-консервативны – как раз в меру, нужную для того, чтобы создать переход к историческому Петербургу, который начинается здесь прямо напротив, за собором, уже на Миргородской и Полтавской улицах. С другой стороны, лучи двух улиц между кварталами проложены так, чтобы собор был видим с железной дороги. И безусловно, само по себе появление полукруглой площади в Петербурге, в южном завершении Невского проспекта, не может хотя бы в какой-то степени не перекликаться с Дворцовой площадью и Генштабом Росси, не показаться ее репликой-отражением. Впрочем ассоциации ненавязчивы, площадь с тем же успехом вписывается в ряд множества других дугообразных площадей классицизма, тем более что само по себе присутствие главного акцента – храма – всячески провоцировало именно такое решение.
ЖК «Царская столица»
© «Евгений Герасимов и партнеры»
ЖК «Царская столица»
© «Евгений Герасимов и партнеры»

Собор получил достойное обрамление; Евгений Герасимов даже увлекся им: вошел в состав попечительского совета по возрождению храма. «Замысел собора очень литературен, – рассказывает архитектор: европейский Петербург встречает гостей из Москвы храмом в древнерусском стиле, так, чтобы никто не почувствовал себя «за границей», вне дома. Архитектурный образ собора, что неудивительно для храмостроительства 1910-х годов, собирательно-компилятивен: в нем присутствуют ростовские, владимирские, псковские и суздальские мотивы.

Итак, первые корпуса «Царской столицы» отдают дань собору и историческому городу, они важны для создания деликатного перехода от старого к новому.

Вторая, третья и четвертая очередь – уже определенно современный город. Чем дальше от собора, тем смелее становятся фасады. Приемов здесь использовано очень много: игра цвета и фактур, сочетание вертикалей и горизонталей, оптические иллюзии, разный масштаб окон, асимметрия и сложный ритм. Дома получились бойкие, выразительные, «инстаграмные», но не кричащие – во вкусе миллениалов. Для которых, возможно, и задумывался микрорайон: отсюда везде можно успеть пешком, и даже до Москвы рукой подать, а железная дорога и Боткинская по соседству для них, может быть, вовсе даже и не минусы, а романтика.

Корпуса с наиболее смелыми решениями отданы под офисы: это сочный оранжевый с разными по масштабу окнами и молочно-белый, у которого окна словно бы вырастают и углубляются – из-за техники, похожей на гризайль. Последний жилой корпус, единственный без внутреннего двора, становится своего рода точкой в предложении.
zooming
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры

Самые яркие во всем комплексе – здания паркингов. Они оформлены двумя способами: цветными пластинами с перфорацией или решетками. Всего их семь, и, как мы помним, они выстроены вдоль железной дороги, защищая жилые дома от шума.
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры

Железная дорога, несомненно, еще один гений места. Вереницы вагонов, которые просматриваются в створах улиц – еще одна горизонталь, которая где-то поддерживает линии фасадов, а где-то спорит с ними. Вместе с собором железная дорога наполняет квартал звуками: приглушенные гудки и голос диспетчера, и внезапно настоящее волшебство – от стен отражаются переливы колоколов. Ощущения от этого настолько же свежие и необычные, насколько забытые.

И пожалуй, «Царской столицей» остались бы довольны и Джейн Джекобс, и Ян Гейл. Тротуары здесь поразительной для Петербурга ширины, да еще защищены от транспорта специальными столбиками. Потоки машин и пешеходов комфортно разделены. Высота домов очень человечна. Закрытые дворы безопасны, а у улиц есть «глаза»: окна и лоджии выходят как во внутренние дворы, так и на пешеходные бульвары и тротуары. Где, по всей видимости, очень скоро будет кипеть жизнь: все первые этажи нежилые, почти все затянуты вывесками будущих кафе, студий и мастерских. По этим же вывескам видно, что район будет заселен людьми разного достатка: есть здесь и «Пятерочка», и элитная стоматология, и пышки, и стейки. Квартиры – от студий до пятикомнатных, для центра Петербурга действительно доступны в цене.
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры
ЖК «Царская столица» © Евгений Герасимов и партнеры

«Царская столица» – один из самых крупных проектов освоения бывших промышленных территорий в центре Петербурга (похожая история произошла на Петроградской стороне, где по проекту Евгения Герасимова и Сергея Чобана построен комплекс «Европа-Сити». Прошлое этого места все еще читается. Между корпусами высокий бурьян, где-то дома стоят вплотную к бетонным заборам, новенькие фасады соседствуют с ангарами, деревянным складом и колючей проволокой. Но очевидно, что скоро квартал «причешется» сам, и за ним подтянется все вокруг. «Царская столица» обещает стать местом притяжения самых разных городских потоков. А в их соединении, возможно, и заключен смысл любого города. 
Архитектор:
Евгений Герасимов
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Проект:
ЖК «Царская столица»
Россия, Санкт-Петербург, Кременчугская улица, 13, корп. 1

Авторский коллектив:

Е.Л. Герасимов – руководитель авторского коллектива;
А.А. Юдин – главный архитектор проекта;
О.Я. Ольшанская, И.В. Припоров, А.С. Матияш, Н.П. Безбородова, О.В. Трунова, А.В. Анисина, Н.Е. Шабалин, Т.О. Коваленко, Д.С. Прудникова, Н.И. Лаврентьева, Н.А. Каврыжкин, А.Г. Гвоздик, М.Р. Губайдуллина, С.В. Гадалова, Е.В. Басай, А.Е. Вагнер – архитекторы;

М.Я. Резниченко – главный конструктор;
А.А. Прокофьев – руководитель группы конструкторов;
В.Ю. Антонов, Е.В. Егорова, Е.А. Пантелеева, С.А. Перепелкин, Т.Р. Помазан, Т.С. Компанец, А.Н. Смирнова, Т.Л. Лебедева, В.А. Лядский, Е.Н. Пестова, П.С. Култышев, М.Л. Ингер, О.А. Борисенко, А.С. Денисов, К.В. Иванова, С.А. Двуреченский, Д.А. Астапчик, Л.В. Харламова, А.А. Коблов – конструкторы;

Е.Н. Кузнецова, А.С. Титова – генплан;

ОАО «Проектсервис» – СПб ПТИ – инженерные разделы.

 



2011 / 2014 — 2017

04 Октября 2017

Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Галерея для курьера
Что думают профессионалы об интерьерах мест общего пользования в современных жилых комплексах? Вместе с выпускниками Geometrium School мы рассмотрели пять проектов: от ар-деко во всем его блеске до сдержанного северного минимализма.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Три в одном
Дом на Тележной улице, построенный по проекту мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» всего в паре шагов от Невского проспекта, визуально делится на три самостоятельных объекта. Так архитекторы сохраняют масштаб исторической улицы и преодолевают недостатки вытянутого участка.
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Снег на красном
Дом на Миргородской улице по проекту мастерской Евгения Герасимова завершает ансамбль площади вокруг Феодоровского собора и рассказывает три истории: о русской старине, классическом Петербурге и современной архитектуре в их контексте.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Фриланс у реки
Коворкинг по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры» завершает ансамбль Аптекарской набережной и предлагает комфортное рабочее пространство с видом на Большую Невку. В числе прочего показываем рабочие эскизы, которые помогли найти броскую форму, соответствующую духу места.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Новое воспоминание
«Русский дом» мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» – одна из самых заметных и тепло встреченных новостроек в центре Петербурга. Разбираемся, из чего он состоит и в чем секрет успеха.
Краеугольные преобразования
Концепция развития «Красного треугольника» от мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» отвечает на вопрос о том, как архитектурными средствами превратить депрессивную территорию в инвестиционно привлекательную. Основные идеи – многообразие функций и большое общественное пространство.
Воля к разнообразию
ЖК «Европа Сити» оживил как минимум три вещи: бывшую промышленную территорию на окраине Петроградской стороны, классические приемы построения городской застройки и устоявшиеся представления о панельной архитектуре.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Похожие статьи
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.