Kleinewelt Architekten: «Слово «идеальный» – это инструмент повышения нашей ответственности»

На фестивале «Зодчество» будут представлены промежуточные результаты проекта-исследования «Идеальный город». В преддверии выставки мы поговорили с партнером бюро Kleinewelt Architekten Сергеем Переслегиным и преподавателем школы МАРШ Александром Острогорским о проекте «Идеальный город», а также о том, возможно ли сделать всех людей счастливыми с помощью архитектуры.

mainImg
Мастерская:
Kleinewelt Architekten
На Арх Москве бюро Kleinewelt Architekten представило экспозицию «Идеальный город», объявив о запуске одноименного исследовательского проекта. Во время первой фазы проекта команда собирает и анализирует данные о городах, занимающих высокие места в авторитетных рейтингах по качеству жизни. Мы встретились с кураторами проекта – партнером бюро Сергеем Переслегиным и преподавателем школы МАРШ Александром Острогорским, чтобы обсудить с ними формат и цели проекта.
Модель «Идеального города», представленная на одноименной экспозиции на фестивале «Арх Москва 2017. Next!». Фотография Kleinewelt Architekten
Экспозиция «Идеальный город» на фестивале «Арх Москва 2017. Next!». Фотография: Елена Петухова


Архи.ру: 
– Ваш проект – не разовая акция для создания эффектной экспозиции на архитектурной выставке. Вы объявили о намерении провести исследования и вывести основные принципы идеального города, в котором жители будут счастливы. Это смелое, если не сказать амбициозное намерение, которое большей частью профессионального сообщества может быть воспринято достаточно скептически. Давайте попробуем предугадать наиболее очевидные вопросы скептиков и заранее дадим на них ответы. И начнем, скажем, с такого вопроса: как вообще вам пришла в голову мысль придумывать идеальный город?
zooming
Сергей Переслегин:
– На самом деле, подобные исследования – распространенный формат старта архитектурной жизни любого профессионала. Когда человек учится и развивается, он делает только идеалистические концепты. Пока не наработает опыт для разработки и реализации знакового проекта. В европейской традиции многие серьезные бюро, люди с мировым именем, проводят полжизни за исследовательскими проектами, презентуют свои идеи, обсуждают различные мнения. Идет процесс накопления знаний. В нашем случае, все началось с наших собственных представлений об идеальном городе, точнее о месте, в котором нам самим хотелось бы жить, работать, учиться... Мы попытались зафиксировать параметры и особенности городов, которые нам нравятся больше всего, основываясь на собственном опыте, впечатлениях, накопленных знаниях. С другой стороны, замыкать исследовательский процесс только на нашем бюро было бы неправильно. Мы пришли к выводу, что к работе должны присоединиться специалисты разных направлений. Александр Острогорский одним из первых откликнулся на наше приглашение.
zooming
Александр Острогорский:
– Я бы сказал, что в первую очередь это исследование запускалось как проект самообразования, как путь развития знаний о современном градостроительстве. С другой стороны, меня, как преподавателя МАРШ и архитектурного журналиста, пригласили для того, чтобы помочь с фиксацией процесса и его результатов. И я с удовольствием согласился.

– То есть вам важно выйти за пределы субъективного представления о модели идеального города? Создать универсальную формулу, которую можно использовать на практике?

Сергей Переслегин:
– Нам нравится процесс, в рамках которого мы получаем новые знания. Публичность проекта, общественное обсуждение полученных на каждом этапе данных и выводов, в свою очередь, обогащают и сам проект, и нас самих. У нас есть опыт проектирования объектов, как части городской среды, но впереди работы такого рода еще больше. Каждый такой проект – это десятки и сотни решений, которые приходится принимать, причем, обсуждая их с многочисленными участниками – клиентами, консультантами, городом. Если не иметь собственных твердых убеждений, не видеть всю систему в целом – можно допустить массу ошибок.

Александр Острогорский: 
– Работа развивается естественным образом: от интуитивного представления и определения своих ценностей к проекту, наполненному более широкими смыслами и данными. Одна из задач нашего проекта – развить собственное восприятие законов существования современных городов и восприятие других специалистов, которые примут в нем участие либо как наши соавторы, либо как наша аудитория.

– Интересно. Мне кажется, что человечество ушло от поисков идеального города во многом потому, что убедилось в непредсказуемости развития города и невозможности заключить это развитие в какую-то формулу. Уйдя от деспотий к демократии, человечество лишило себя возможности всерьез размышлять о создании идеального города. Вы в этой идее видите что-то другое. Как я понимаю – способ понять современный город.
Диаграмма №3 из книги Эбенера Ховарда «To-Morrow: A Peaceful Path to Real Reform». Предоставлено Kleinewelt Architekten
zooming
План города Шо. Клод-Николя Леду (Claude-Nicolas Ledoux). XVIII в. Предоставлено Kleinewelt Architekten
План и перспектива «Лучезарного города» Ле Корбюзье. 1931 г. Предоставлено Kleinewelt Architekten


Сергей Переслегин:
– Мы проецируем в проект наше представление о том, как правильно должен быть устроен город.
Первый эскиз генерального плана «Идеального города». Николай Переслегин. 2017 г. Предоставлено Kleinewelt Architekten


Александр Острогорский:
– И в нашем проекте слово «идеальный» – это инструмент повышения ставок, мы будем искать лучшее из возможного. С другой стороны, целью таких экспериментальных проектов является провокация, создание повода для дискуссии.
Аксонометрия. Прототип «Идеального города». 2017 г. Предоставлено Kleinewelt Architekten
Фрагмент генерального плана. Прототип «Идеального города». 2017 г. Предоставлено Kleinewelt Architekten


– Вы считаете, что профессиональное сообщество готово к подобным дискуссиям и способно конструктивно отрефлексировать их?

Александр Острогорский:
– А мы кто? Мы же часть профессионального сообщества. И я уверен, что и в российском профессиональном и информационном поле мы очень скоро увидим много подобных исследовательских и дискуссионных проектов. Примером может служить то, что происходит в МАРШе или проект «Шухов-Лаб» при ВШУ. Некоторые бюро инициируют собственные образовательные проекты. Уже пару лет идут программы интернатуры при Wowhaus. В этом году Meganom запустил проект под названием «Аудитория». Мне кажется, приходит новое поколение, стремящееся к переменам и к новым форматам овладения профессией.

Сергей Переслегин:
– В целом есть ощущение формирования архитектурной, градостроительной ноосферы, которая постепенно наполняется идеями и теориями.

– Нельзя не обратить внимания на то, что начало вашего проекта «Идеальный город», направленного на изучение специфики городской среды, поиска городской структуры, влияющей на качество жизни, совпало с резким повышением интереса к этой теме со стороны властей. Недавно обсуждались достоинства и недостатки квартальной застройки, сейчас идет разговор о принципах строительства на месте сносимых пятиэтажек. Это случайное совпадение? Или, действительно, сегодня это самая острая проблема в связи с отсутствием понимания того, как должна быть устроена городская среда? Прежние стандарты и подходы дискредитированы, новых рецептов пока не найдено. Именно поэтому это невозделанное поле привлекает стольких исследователей.

Сергей Переслегин:
– Проект появился задолго до реновации. Кроме того, характер нашего проекта «Идеальный город» не настолько прагматичен. Результаты, которые мы получим, можно будет экстраполировать на какой-то реальный участок, но это вопрос дальнейшей работы над проектом.

Александр Острогорский:
– С другой стороны, это совпадение действительно не случайно, потому что можно утверждать, что такая урбанистическая повестка для российской архитектуры и градостроительства чрезвычайно актуальна сейчас и будет актуальна на протяжении еще очень долгого времени.

– Как будет строиться проект «Идеальный город»? Как вы будете проводить исследования?

Сергей Переслегин:
– Мы разбили проект на стадии. Первый этап – чисто архитектурно-градостроительное погружение, анализ городов, которые входят в число лидеров авторитетных рейтингов по качеству жизни.
Мы сделали выборку городов, отличающихся по размеру, географическому положению, времени существования и так далее. Эти города мы проанализируем по разным аспектам: с точки зрения градостроительства, архитектуры, медицины, социологии, экологии, наличия определенной инфраструктуры… Мы выделили три основных направления исследования. Первая – общая структура, границы, размер, силуэт всего города. Второе – ткань городской застройки, ее составные элементы на уровне района, квартала и отдельных зданий, улиц, площадей, бульваров и общественных пространств. И третье направление – это человек. К исследовательской части проекта мы привлекли студентов лучших архитектурных вузов Москвы, которых отобрали на конкурсной основе. Они разделены на три группы, каждая занимается своим направлением. Разумеется, между группами идет постоянный обмен информацией.
Макет застройки. Прототип «Идеального города». 2017 г. Предоставлено Kleinewelt Architekten

Александр Острогорский:
– Мы хотим понять на примере этих городов, в какой степени география, климат влияют на качество жизни в городе. Какие особенности городов связаны с реакцией на объективные факторы, а что может быть использовано и в других местах.

Сергей Переслегин:
– Например, в Ванкувере или в Цюрихе погода не влияет на ощущение города. Там все сделано для того, чтобы было комфортно, вне зависимости от того, идет там дождь, снег или светит солнце. И наша задача – понять, почему там хорошо, при помощи каких градостроительных и архитектурных приемов этого удалось достичь. Мы пытаемся выявить универсальные методы работы.
На встрече с участниками проекта «Идеальный город» в бюро Kleinewelt Architekten. Предоставлено Kleinewelt Architekten

Сергей Переслегин:
– Следующим этапом нашего проекта станет презентация результатов нашего исследования и обсуждение с профессиональным сообществом. Мы планируем сделать выставку и провести серию дискуссий.

Александр Острогорский:
– Мы постараемся сделать так, чтобы максимальное количество заинтересованных людей в профессиональном сообществе могло вступить в какие-то конструктивные отношения с этим проектом.
Рабочие материалы проекта «Идеальный город». Предоставлено Kleinewelt Architekten
На встрече с участниками проекта «Идеальный город» в бюро Kleinewelt Architekten. Предоставлено Kleinewelt Architekten

– В завершение я хотела бы задать несколько провокационный вопрос. Одной из целей вашего проекта является создание пространства, в котором все будут счастливы. И вы намерены использовать для достижения этой цели архитектурные и урбанистические методы. Не проще было бы использовать фармацевтику или психотерапию?

Александр Острогорский:
– Человека могут сделать счастливым много разных вещей – друзья, семья, приятные улицы, таблетки. Врачи и фармацевты занимаются таблетками, а мы – улицами. Есть высказывание Питера Айзенмана о том, что человеческим счастьем занимаются психотерапевты, а не архитекторы. Но это не избавляет архитектора от ответственности делать настолько хорошо, насколько он может себе представить. Цель этого проекта – переход от интуитивного подхода к представлению о том, какая система за этим стоит, какие вещи имеют значение, а какие не имеют. И тогда можно будет ставить перед собой реальные задачи и решать их.

Сергей Переслегин:
– Архитектура – одна из самых публичных профессий. Каждый день, выходя из дома, мы видим здания, которые формируют наше настроение, мироощущение. «Вначале мы строим дома, а потом они строят нас», – так писал когда-то Уинстон Черчилль. И задача архитектора в том, чтобы максимально приблизиться к наилучшему результату своей работы, сформировать наиболее комфортную городскую среду.
Мастерская:
Kleinewelt Architekten

26 Сентября 2017

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Пресса: Иностранные архитекторы — о программе реновации
Зарубежные архитекторы и эксперты, принявшие участие в круглом столе «Принципы реновации. Создание комфортной жилой среды», который прошел в рамках Международной выставки АРХ Москва NEXT! 24 мая, поделились мнением о программе реновации жилищного фонда Москвы.
Пресса: Дина Дридзе — о проекте новых градостроительных нормативов...
В этом году Москомархитектура выступила на АРХ Москве NEXT! с темой Региональных нормативов градостроительного проектирования жилых территорий. Как РНГП позволят регулировать проницаемость и доступность, а также высотность застройки, порталу Архсовета рассказала креативный директор и главный архитектор разработчиков РНГП — проектного бюро «БРТ РУС» — Дина Дридзе.
Пресса: На Завтраке архитектора обсудили перспективы реновации...
На традиционном Завтраке архитектора в рамках Международной выставки АРХ Москва NEXT! 26 мая состоялась дискуссия о перспективах программы реновации в Москве, с учетом показателей плотности и высотности застройки.
Пресса: Московские архитекторы занялись проектированием...
Масштабный проект-исследование «Идеальный город», придуманный архитектурным бюро Kleinewelt Architekten, стартовал 25 мая в рамках выставки архитектуры и дизайна Арх Москва. Работа над созданием виртуального города займет полгода — на конец декабря запланированы презентация, выставка и публикация результатов законченного проекта.
Арх Москва реновации
Главным сюжетом первого дня работы выставки стало объявление конкурса на реновацию. Самое интересное выступление вчерашнего дня о реновации – Алексея Новикова. А главной экспозицией хочется назвать отчет «архитектора года» Никиты Явейна.
Архи-события: 22–28 мая
Дискуссии и мастер-классы Арх Москвы, выставка в честь 200-летия Манежа, архитектурный форум «Пальмира, которой нет…».
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.