English version

Сигэру Бан: «Удовлетворение от воплощенного коммерческого или гуманитарного проекта – одинаково»

Сигэру Бан – о специфике работы архитектора по ликвидации последствий стихийных бедствий, сложностях сотрудничества с волонтерами и проектах для Непала – временном и постоянном жилье, храме и школе в Верхних Гималаях.

mainImg
В апреле 2015 в Непале произошло сильное землетрясение, унесшее тысячи жизней и разрушившее или серьезно повредившее множество сооружений, включая древние памятники архитектуры. Ко второй годовщине этого трагического события мы публикуем серию интервью с архитекторами, занимающимися восстановлением страны после катастрофы. Первый материал серии, беседу с специалистом по охране и восстановлению архитектурного наследия, экспертом ЮНЕСКО Каем Вайзе, можно прочесть здесь.

Сигэру Бан. Фото: Shigeru Ban Architects



– Вы участвуете в ликвидации последствий стихийных бедствий на протяжении двух десятилетий. В чем различие между этой работой и обычной архитектурной практикой?

– Когда я начинал участвовать в проектах для пострадавших от стихийных бедствий, было сложно найти баланс между такой работой и обычными заказами. Однако единственное различие между ними заключается в том, что в проектах первого типа не предусмотрен гонорар. Время, которое требуется вложить в разработку и реализацию, как и чувство удовлетворения от воплощения проекта – совершенно одинаковы. По-моему, существовавший ранее разрыв между этими направлениями архитектурной практики преодолен.

Сигэру Бан работает с волонтерами над временными жилищами для пострадавших от землетрясения на Гаити. 2010. Фото: Alex Martinez
Сигэру Бан работает с волонтерами над временными жилищами для беженцев от геноцида в Руанде по заказу УВКБ ООН, агентства ООН по делам беженцев. 1994. Фото: Shigeru Ban Architects



– Когда и почему вы решили участвовать в ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве архитектора?

– Я всегда считал, что в Японии недостаточно осознают социальную ответственность архитекторов. Впервые я принял участие в оказании помощи пострадавшим от стихийных бедствий в 1995 году, когда в Кобе произошло землетрясение. Когда восстановительные работы закончились, я решил организовать Добровольную ассоциацию архитекторов (Voluntary Architects’ Network, далее VAN). Сегодня как VAN мы сотрудничаем с лабораторией в токийском Университете Кэйо (Keio University Shigeru Ban Lab), а также с архитекторами и вузами в районах, пострадавших от стихийных бедствий.

Дом из картонных труб для пострадавших от землетрясения в Кобе. 1995. Фото: Takanobu Sakuma
Картонные «срубы» в Турции. 2000. Фото: Shigeru Ban Architects



– Было ли ваше решение участвовать в ликвидации последствий стихийных бедствий связано с тем, что Япония расположена в одной из наиболее сейсмически активных зон мира?

– Стихийные бедствия могут произойти где угодно, значит, и помощь в ликвидации их последствий может оказаться востребованной в любой точке Земного шара. Мое решение определялось не этим. Меня всегда беспокоили плохие условия жизни в центрах эвакуации для людей, пострадавших в результате стихийных бедствий. Временное жилье, построенное из картонных труб в Кобе в 1995 году, стало началом моего вклада в решение этой проблемы. Позже, в 2004 году, после землетрясения в Ниигате, мы начали разрабатывать систему бумажных перегородок, с помощью которой для пострадавших можно организовать личное пространство в центрах эвакуации.

 
Картонный дом для пострадавших от землетрясения в Ниигате. Фото: Voluntary Architects′ Network
Картоно-бумажная система разделения пространства. Иватэ. Фото: Voluntary Architects′ Network



– Как и когда вы создали модель временного жилья из картонных труб (Paper Log House)? Как она эволюционировала?

– Эта модель убежища была разработана в 1995 году после землетрясения в Кобе. Поскольку вьетнамские беженцы, которые работали на местной обувной фабрике, отказались переезжать (так как хотели остаться рядом с фабрикой), мы построили в местном парке «бревенчатый» дом, вместо бревен используя картонные трубы. Позже мы возвели новые, усовершенствованные версии такого жилища в Турции, Индии и на Филиппинах. Их проекты были скорректированы для каждого региона после изучения таких факторов, как климат, культура, экономика, религия и доступные материалы.

Картонный собор в Крайстчерче. Фото: Stephen Goodenough
Бумажный концертный зал в Аквиле. Фото: Didier Boy de La Tour



– Стоит ли стремиться делать архитектурные проекты по оказанию помощи после стихийных бедствий универсальными по своему характеру?

– По моему опыту, не существует ни одного прототипа временного жилья, который можно было бы применять повсеместно. Важно проектировать дома и убежища, соответствующие конкретной среде, после изучения местной культуры, экономики и типичных методов строительства в пострадавшей области.

Картонные жилища для пострадавших от землетрясения на Гаити. 2010. Фото: Alex Martinez
Картонные жилища для пострадавших от землетрясения на Гаити. 2010. Фото: Shigeru Ban Architects




– Ежегодно в мире происходит множество стихийных бедствий, едва ли возможно участвовать в ликвидации последствий каждого из них. Как вы выбираете адресатов своей помощи?

– Верно, невозможно помочь всем районам, пострадавшим от стихийных бедствий. Мы принимаем решение по мере поступления информации о масштабе разрушений и текущей ситуации или после получения запроса на наше участие в ликвидации последствий катастрофы.

Сборное деревянное временное жилье для пострадавших от землетрясения в Кумамомото. Фото: Hiroyuki Hirai
Сборное деревянное временное жилье для пострадавших от землетрясения в Кумамомото. Фото: Hiroyuki Hirai



– Как и когда вы узнали о землетрясении в Непале в апреле 2015?

– Когда произошло это землетрясение, я был в Токио и узнал о масштабных разрушениях из новостей. Землетрясение в Горкхе было крупным событием для Японии.

– Почему вы решили начать проект в Непале?

– Один непальский студент, учившийся в Токио, написал нам, что он хотел бы поддержать пострадавших. Тогда я решил приехать в Непал и самому увидеть последствия землетрясения.

– Предполагалось, что ваш непальский проект будет состоять из трех этапов: аварийного реагирования, возведения временных убежищ и строительства постоянного жилья. Как проект реализовывался на практике?

– Сначала мы обеспечили пострадавшие районы временными убежищами, которые можно легко собрать из картонных труб. Мы также ознакомились с ситуацией и узнали о типичном для Непала методе строительства – кирпичной кладке, искусных резьбе по дереву и других техниках его обработки. После основного землетрясения в апреле, в мае 2015-го произошла серия афтершоков, поэтому требовались сооружения, устойчивые к сейсмическим толчкам. В результате той поездки появился эскизный проект постоянного жилища.

– В чем основные отличия непальского проекта от других инициатив VAN по оказанию помощи после стихийных бедствий?

– Хотя это не уникально для Непала, проект построек был создан после того, как мы внимательно изучили экономику и культуру, строительные традиции и материалы пострадавшего района, чтобы наилучшим образом вписаться в местную среду.

– При возведении аварийных укрытий вы используете три типа соединений картонных труб – пластмассовые и фанерные, а также соединения с помощью клейкой ленты. Какой из них предпочтителен, и какой использовали в Непале?

– В непальских аварийных укрытиях для соединения труб мы использовали клейкую ленту. Вместо того, чтобы выбирать наилучший универсальный тип соединения, мы подбираем тип соединения, учитывая доступность тех или иных материалов в конкретной местности.

Постоянное жилье для Непала. Фото: Voluntary Architects′ Network



– В Непале вы применили особую технологию возведения стен: собирали модульный деревянный каркас и заполняли его кирпичом. Как вы протестировали этот метод строительства? Каковы были результаты этих экспериментов?

– Кирпич заполняет деревянный каркас, чтобы увеличить прочность несущих конструкций и для упрощения строительства. Мы провели несколько испытаний этой структуры в одном из японских университетов, чтобы проверить ее сейсмические характеристики и соотнести их с стандартами сейсмостойкости, принятыми в Японии. Результаты показали, что за счет использования деревянного каркаса вся конструкция испытывает меньшую деформацию. Одну деталь мы усовершенствовали после экспериментов – увеличили предел прочности креплений фанеры при сдвиге.

Буддийский храм для Непала. Фото: Voluntary Architects′ Network



– Помимо обеспечения людей жильем, в Непале вы продолжили традицию создания символа надежды и восстановления после катастрофы путем возведения храма (как в Кобе и новозеландском Крайстчерче). Как вы проектировали буддийскую гомпу?

– Мы проектируем буддийский храм в месте под названием Симигаон. Основа этой постройки та же, что и у нашего проекта жилых домов в Непале – деревянный каркас. Круглый атриум с колоннами из картонных труб используется для создания атмосферы сакрального пространства.

Школа в Кумджунге (Непал). Фото: Voluntary Architects′ Network



– Один из ваших объектов, который сейчас строится в Непале, – это школа в селе Кумджунг, расположенном в Национальном парке Сагарматха в Верхних Гималаях. Чем она отличается от вашей же временной начальной школы в Хуалине в провинции Сычуань?

– У этих проектов много различий. Школы в Кумджунге возвели по просьбе Клуба альпинистов Университета Досиса в Японии. А в Китае мы сами обратились к местным властям с предложением построить начальную школу во время нашего визита в пострадавшие после землетрясения районы. В Хуалине строительство осуществлялось японскими и китайскими студентами и преподавателями, в Кумджунге за строительные работы отвечал местный подрядчик. Наконец, Кумджунг находится на большей высоте, чем Хуалинь.

– Каково ваше впечатление от программы ликвидации последствий землетрясения в Непале?

– У Непала есть особое очарование, которое привлекает людей – восстановительные работы в этой стране поддержали многие японские НГО. А еще ситуация с доступностью строительных материалов в районах вокруг Катманду и в Гималаях различна, при проектировании надо было это учитывать. Например, для заполнения деревянных каркасов в долине Катманду мы использовали кирпич, тогда как в горных районах Гималаев – камень.

– Следите ли вы за функционированием своих сооружений – и временным, и постоянным жильем – после их реализации в районах, пострадавших от стихийных бедствий?

– В Японии мы построили временные дома после землетрясений в Тохоку (2011 г.) и Кумамото (2016 г.). Я все еще нахожу время для посещения этих мест и общения с их жителями. Например, при посещении временных домов в Кумамото жители однажды обратились ко мне с просьбой спроектировать такие кухонные столы, которые наилучшим образом использовали бы имеющееся пространство.

– В ваших проектах по оказанию помощи пострадавшим от стихийных бедствий вы обычно налаживаете партнерские отношения с местными организациями – университетами и архитектурными бюро. Как вы выбираете местных партнеров? Какова их роль в осуществлении ваших проектов?

– Выбор партнеров по проекту происходит двумя путями: мы сами обращаемся в местные университеты и архитектурные мастерские или получаем предложения о сотрудничестве от них. Мы часто приглашаем студентов участвовать в строительстве и ​​просим бюро на местах связаться с властями и подрядчиками.

– Реализация проектов по ликвидации последствий стихийных бедствий обычно осуществляется с привлечением волонтеров. В чем для вас состоит особенность сотрудничества с волонтерами?

– Работа с волонтерами приводит к дополнительным трудностям в разработке проекта: нужно подобрать простейшие методы строительства и обеспечить им безопасную рабочую среду.

– Как вы обычно привлекаете средства для проектов по оказанию помощи после стихийных бедствий?

– Мы получаем пожертвования от частных лиц и компаний, причем некоторые фирмы постоянно поддерживают наши проекты.

– Следите ли вы за деятельностью других архитектурных бюро, участвующих в ликвидации последствий стихийных бедствий? Приходилось ли вам сотрудничать с кем-либо из них?

– Мы не уделяем особого внимания деятельности других архитекторов. По ряду проектов мы сотрудничаем с японской медицинской негосударственной организацией AMDA.

17 Апреля 2017

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.