Восемь превращений одного острова

В минувшую субботу в Санкт-Петербурге открылась выставка «Новые идеи для Новой Голландии», в рамках которой компания «Новая Голландия Девелопмент», фонд «Айрис» и The Architecture Foundation представили жителям города 8 конкурсных проектов реконструкции рукотворного острова.

mainImg
Перед участниками международного конкурса, который был объявлен в феврале этого года, стояла задача придумать сценарий поэтапного превращения Новой Голландии из закрытой военной части в динамичный, разноплановый и органично вписывающийся в социально-культурную жизнь города квартал. Помимо функции (на острове должны  превалировать именно учреждения культуры), требований охранного законодательства по отношению к существующей застройке острова и очень сжатых сроков проектирования, архитекторы в своей работе практически не имели ограничений. Они, например, не считали ТЭПы и не ломали голову над экономикой проекта – наоборот, от столь «приземленных» вещей организаторы их сознательно оградили. Заинтересованные в как можно более разнообразных концепциях и как можно более неожиданных перспективах развития острова, они сделали все для того, чтобы поощрить свободную от условностей фантазию архитекторов. И подобная стратегия принесла свои плоды.
zooming
Выставка конкурсных проектов по реконструкции Новой Голландии. Фотография Анны Мартовицкой.

Архитектурное бюро «Лакатон & Вассаль» представили возрожденную Новую Голландию как остров современности в городе с 300-летней историей. В этом проекте доминирует стекло – прозрачный тент накрывает большую часть площади вокруг внутреннего водоема острова, превращая ее в место всесезонной активности и коммуникации. Преимущественно из стекла же французские проектировщики предлагают построить новый центр современного искусства, чей объем вытянется вдоль Адмиралтейского канала, на месте спроектированного в свое время, но так и не построенного корпуса для сушки корабельного леса. Кстати, нужно заметить, что почти все участники конкурса использовали это пространство для возведения нового здания. Что же касается «Лакатон & Вассаль», то даже на уровне макета идея легкости и прозрачности обновленной Новой Голландии доведена до максимума: он не просто полностью выполнен из стекла, но и поднят на тонкие металлические опоры, благодаря чему остров приобретает отчетливое сходство со свифтовской Лапутой. Надо сказать, экспертному совету проект показался столь же утопичным: в шорт-лист бюро «Лакатон & Вассаль» не попало.

Практически замыкает периметр застройки острова и архитектурное бюро Dixon Jones. Правда, англичане делают это тактичнее: новое здание частично врывается в землю, а его кровля и фасад, обращенный к острову, решаются как гигантский амфитеатр. Предполагается, что летом, в разгар фестивальной жизни, он будет до отказа заполнен публикой. Для того, чтобы не создавать у существующего входа на остров пробку из машин и пешеходов, архитекторы перебрасывают на «материк» три новых моста. Круглое здание морской тюрьмы (арх. А.Штауберт) Dixon Jones реконструируют под отель, а в корпусах бывших складов размещают галереи, студии, магазины и кафе. В шорт-лист этот проект также не попал, но на выставке в Центральном военно-морском музее неизменно привлекал к себе внимание посетителей – макет реконструированного острова архитекторы накрыли круглой стеклянной крышкой, символизирующей, на их взгляд, исключительное положение Новой Голландии в градостроительной ткани современного мегаполиса.

Куда радикальнее с островом обошелся Рем Колхас. С вообще свойственной бюро OMA решительностью и градостроительной бескомпромиссностью, архитектор предложил вырыть на территории Новой Голландии еще один канал и превратить ее в архипелаг из четырех островов, каждый из которых будет развивать одну определенную функцию – торговлю, образование, культуру или общественные мероприятия. Четвертый остров, как несложно догадаться, возникает на месте непостроенного корпуса, и для того, чтобы подчеркнуть его двойную рукотворность и современное происхождение, автор придает ему подчеркнуто прямоугольную форму. На макете он обозначен куском оргалита  с разноцветной подложкой, из-за чего мгновенно вспоминаются «платы» генплана, разработанного OMA для иннограда Сколково. Ну, а бывшие склады (не все, но некоторые) Колхас без особых сожалений затапливает – летом в толстых кирпичных стенах, по его мнению, должны быть купальни.

И, наконец, последний из не вошедших в шорт-лист проектов был разработан Юрием Аввакумовым и Георгием Солоповым. Здесь бывшие складские помещения целиком и полностью отводятся под художественные мастерские – студии с возможностью проживания, различные ателье и лаборатории, а также галереи, шоурумы и кинозалы. Новый театрально-выставочный корпус архитекторы назвали «Домом Чевакинского» – он возводится все там же, вдоль Адмиралтейского канала, из стекла и деревянных конструкций и своей динамичной композицией с корпусами, сдвинутыми относительно друг друга, напоминает корабельные верфи. «Так мы материализовали в форме современного здания историческую функцию хранения мачтового леса», – комментирует свой проект Юрий Аввакумов.
zooming
Концепция реконструкции Новой Голландии. Проект WORCac. Макет, показанный на выставке. Фотография Анны Мартовицкой.

В финале конкурса также оказались одно британское, одно голландское и одно российское бюро, а замыкает четверку лидеров американская компания WORKac, предложившая реализовать в рамках проекта реконструкции «Новой Голландии» принцип «город в городе». На месте несуществующего корпуса архитекторы насыпают что-то вроде холма, внутрь которого врыты разные технические службы и парковки. Его «склон» будет работать как амфитеатр, главная зрительская площадка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
zooming
Концепция реконструкции Новой Голландии. Проект WORCac. Изображение © WORCac

Небольшие «валы» насыпаются и вдоль каждого из исторических корпусов, а сверху здания накрываются конусообразными кровлями, отдаленно напоминающими треуголки – созданная таким образом многослойная структура призвана обеспечить многообразие функций. В частности, WORKac предусмотрели в составе Новой Голландии центр искусств с музеем, центр кино и моды, гастрономический бутик и городской рынок, парк и сад скульптур. А на одной из насыпных платформ также расположится площадка для крепления воздушного шара, с которого можно будет рассмотреть остров и город.

Очень узнаваемым в смысле авторского стиля получился проект у Дэвида Чипперфильда. Лаконичные прямоугольные объемы, в некоторых местах рассеченные на отдельные тонкие пластины этажей, хорошо знакомы всем, кто видел хотя бы пару построек этого архитектора. В случае с Новой Голландией Чипперфильд сознательно делает ставку на современные формы, считая, что только они способны вывести остров в безусловные лидеры среди новых общественных пространств города.

Некоторые объемы решены как обычные параллелепипеды, другие представляют собой прямоугольные «рамки» – вместе они создают систему эффектных прямоугольных порталов, ведущих к центральной площади. Зато морфологию исторических корпусов архитектор охотно сохраняет: по его мнению, крепкие кирпичные стены, арки и столбы послужат прекрасной основной для вертикального разделения зданий на отдельные «домики», в которых будут располагаться культурные и коммерческие организации, а также жилье.

В концепции голландцев MVRDV Новая Голландия представлена как веселый и яркий квартал, который будет постепенно обрастать необходимыми ему функциями. Контур острова замыкается, но делают это архитекторы предельно тактично: новый объем облицован перфорированным металлом и практически растворяется в окружающем пейзаже.

Все остальные сооружения на территории острова – временные, и на языке MVRDV они называются «активаторами» – это такие модули разных форм и цветов, способные гармонично сочетаться с обликом Новой Голландии и одновременно трансформировать ее территорию под разного рода акции. Интересно, что для каждой функции архитекторы разработали целую «линейку» размеров: маленькая будка при необходимости может быть достроена до целого павильона, а лавочка под стеклянным колпаком, защищающим людей от дождя, способна превратиться в купол. На зиму активаторы предполагается прятать в существующие помещения – там они образуют лабиринт, который также можно использовать для проведения выставок и перфомансов.

Единственным бюро, не ставшим застраивать набережную вдоль Адмиралтейского канала, стала петербургская «Студия 44». На месте непостроенного корпуса в память о некогда хранившемся здесь корабельном лесе разбита так называемая Корабельная роща, которая создаст своего рода «проницаемую стену» между Новой Голландией и внешним миром. По бокам ее фланкируют многофункциональные павильоны из легких конструкций, предназначенные для проведения масштабных акций. Повседневная же культурная жизнь, будь то художественное творчество, занятия в танцевальных и музыкальных студиях и т.д., будет сосредоточена в существующих зданиях Новой Голландии: бывшие складские помещения «Студия 44» трактует как набор универсальных «боксов», которые можно использовать как поодиночке, так и комбинируя друг с другом.

Внутренняя треугольная площадь острова трактована Никитой Явейном как антипод Дворцовой – в отличие от места проведения официальных парадов и концертов, это пространство должно стать местом неформального отдыха и общения. «Современное искусство в Петербурге всегда носило характер андеграунда, существовало не вполне легитимно, но новый культурный центр, создаваемый на острове, способен эту ситуацию в корне изменить, сделать искусство более востребованным, а город – демократичным по отношению к нему, – считает архитектор. – Наверно, я излишне романтичен, но ведь без романтизма подобные концепции и конкурсы в принципе невозможны».

18 Июля 2011

Похожие статьи
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Сейчас на главной
NEXT 2024: новая десятка
Спецпроект АРХ Москвы для молодых архитекторов NEXT пройдет уже в 15-й раз. Организаторы, во главе с куратором этого года, основателем бюро p.m. (personal message) Пабло Джонаттаном Пухно Бермео привнесли изменения: участников выбирали с помощью всероссийского конкурса, благодаря «Архитайлу» появился призовой фонд, а половина участников – не москвичи. Рассказываем, почему NEXT обязательно стоит посетить.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.