В минувшую субботу в Санкт-Петербурге открылась выставка «Новые идеи для Новой Голландии», в рамках которой компания «Новая Голландия Девелопмент», фонд «Айрис» и The Architecture Foundation представили жителям города 8 конкурсных проектов реконструкции рукотворного острова.
Выставка конкурсных проектов по реконструкции Новой Голландии. Фотография Анны Мартовицкой.
Перед участниками международного конкурса, который был объявлен в феврале этого года, стояла задача придумать сценарий поэтапного превращения Новой Голландии из закрытой военной части в динамичный, разноплановый и органично вписывающийся в социально-культурную жизнь города квартал. Помимо функции (на острове должны превалировать именно учреждения культуры), требований охранного законодательства по отношению к существующей застройке острова и очень сжатых сроков проектирования, архитекторы в своей работе практически не имели ограничений. Они, например, не считали ТЭПы и не ломали голову над экономикой проекта – наоборот, от столь «приземленных» вещей организаторы их сознательно оградили. Заинтересованные в как можно более разнообразных концепциях и как можно более неожиданных перспективах развития острова, они сделали все для того, чтобы поощрить свободную от условностей фантазию архитекторов. И подобная стратегия принесла свои плоды.
Архитектурное бюро «Лакатон & Вассаль» представили возрожденную Новую Голландию как остров современности в городе с 300-летней историей. В этом проекте доминирует стекло – прозрачный тент накрывает большую часть площади вокруг внутреннего водоема острова, превращая ее в место всесезонной активности и коммуникации. Преимущественно из стекла же французские проектировщики предлагают построить новый центр современного искусства, чей объем вытянется вдоль Адмиралтейского канала, на месте спроектированного в свое время, но так и не построенного корпуса для сушки корабельного леса. Кстати, нужно заметить, что почти все участники конкурса использовали это пространство для возведения нового здания. Что же касается «Лакатон & Вассаль», то даже на уровне макета идея легкости и прозрачности обновленной Новой Голландии доведена до максимума: он не просто полностью выполнен из стекла, но и поднят на тонкие металлические опоры, благодаря чему остров приобретает отчетливое сходство со свифтовской Лапутой. Надо сказать, экспертному совету проект показался столь же утопичным: в шорт-лист бюро «Лакатон & Вассаль» не попало.
Практически замыкает периметр застройки острова и архитектурное бюро Dixon Jones. Правда, англичане делают это тактичнее: новое здание частично врывается в землю, а его кровля и фасад, обращенный к острову, решаются как гигантский амфитеатр. Предполагается, что летом, в разгар фестивальной жизни, он будет до отказа заполнен публикой. Для того, чтобы не создавать у существующего входа на остров пробку из машин и пешеходов, архитекторы перебрасывают на «материк» три новых моста. Круглое здание морской тюрьмы (арх. А.Штауберт) Dixon Jones реконструируют под отель, а в корпусах бывших складов размещают галереи, студии, магазины и кафе. В шорт-лист этот проект также не попал, но на выставке в Центральном военно-морском музее неизменно привлекал к себе внимание посетителей – макет реконструированного острова архитекторы накрыли круглой стеклянной крышкой, символизирующей, на их взгляд, исключительное положение Новой Голландии в градостроительной ткани современного мегаполиса.
Куда радикальнее с островом обошелся Рем Колхас. С вообще свойственной бюро OMA решительностью и градостроительной бескомпромиссностью, архитектор предложил вырыть на территории Новой Голландии еще один канал и превратить ее в архипелаг из четырех островов, каждый из которых будет развивать одну определенную функцию – торговлю, образование, культуру или общественные мероприятия. Четвертый остров, как несложно догадаться, возникает на месте непостроенного корпуса, и для того, чтобы подчеркнуть его двойную рукотворность и современное происхождение, автор придает ему подчеркнуто прямоугольную форму. На макете он обозначен куском оргалита с разноцветной подложкой, из-за чего мгновенно вспоминаются «платы» генплана, разработанного OMA для иннограда Сколково. Ну, а бывшие склады (не все, но некоторые) Колхас без особых сожалений затапливает – летом в толстых кирпичных стенах, по его мнению, должны быть купальни.
И, наконец, последний из не вошедших в шорт-лист проектов был разработан Юрием Аввакумовым и Георгием Солоповым. Здесь бывшие складские помещения целиком и полностью отводятся под художественные мастерские – студии с возможностью проживания, различные ателье и лаборатории, а также галереи, шоурумы и кинозалы. Новый театрально-выставочный корпус архитекторы назвали «Домом Чевакинского» – он возводится все там же, вдоль Адмиралтейского канала, из стекла и деревянных конструкций и своей динамичной композицией с корпусами, сдвинутыми относительно друг друга, напоминает корабельные верфи. «Так мы материализовали в форме современного здания историческую функцию хранения мачтового леса», – комментирует свой проект Юрий Аввакумов.
Концепция реконструкции Новой Голландии. Проект WORCac. Макет, показанный на выставке. Фотография Анны Мартовицкой.
В финале конкурса также оказались одно британское, одно голландское и одно российское бюро, а замыкает четверку лидеров американская компания WORKac, предложившая реализовать в рамках проекта реконструкции «Новой Голландии» принцип «город в городе». На месте несуществующего корпуса архитекторы насыпают что-то вроде холма, внутрь которого врыты разные технические службы и парковки. Его «склон» будет работать как амфитеатр, главная зрительская площадка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
Концепция реконструкции Новой Голландии. Проект WORCac. Изображение © WORCac
Небольшие «валы» насыпаются и вдоль каждого из исторических корпусов, а сверху здания накрываются конусообразными кровлями, отдаленно напоминающими треуголки – созданная таким образом многослойная структура призвана обеспечить многообразие функций. В частности, WORKac предусмотрели в составе Новой Голландии центр искусств с музеем, центр кино и моды, гастрономический бутик и городской рынок, парк и сад скульптур. А на одной из насыпных платформ также расположится площадка для крепления воздушного шара, с которого можно будет рассмотреть остров и город.
Очень узнаваемым в смысле авторского стиля получился проект у Дэвида Чипперфильда. Лаконичные прямоугольные объемы, в некоторых местах рассеченные на отдельные тонкие пластины этажей, хорошо знакомы всем, кто видел хотя бы пару построек этого архитектора. В случае с Новой Голландией Чипперфильд сознательно делает ставку на современные формы, считая, что только они способны вывести остров в безусловные лидеры среди новых общественных пространств города.
Некоторые объемы решены как обычные параллелепипеды, другие представляют собой прямоугольные «рамки» – вместе они создают систему эффектных прямоугольных порталов, ведущих к центральной площади. Зато морфологию исторических корпусов архитектор охотно сохраняет: по его мнению, крепкие кирпичные стены, арки и столбы послужат прекрасной основной для вертикального разделения зданий на отдельные «домики», в которых будут располагаться культурные и коммерческие организации, а также жилье.
В концепции голландцев MVRDV Новая Голландия представлена как веселый и яркий квартал, который будет постепенно обрастать необходимыми ему функциями. Контур острова замыкается, но делают это архитекторы предельно тактично: новый объем облицован перфорированным металлом и практически растворяется в окружающем пейзаже.
Все остальные сооружения на территории острова – временные, и на языке MVRDV они называются «активаторами» – это такие модули разных форм и цветов, способные гармонично сочетаться с обликом Новой Голландии и одновременно трансформировать ее территорию под разного рода акции. Интересно, что для каждой функции архитекторы разработали целую «линейку» размеров: маленькая будка при необходимости может быть достроена до целого павильона, а лавочка под стеклянным колпаком, защищающим людей от дождя, способна превратиться в купол. На зиму активаторы предполагается прятать в существующие помещения – там они образуют лабиринт, который также можно использовать для проведения выставок и перфомансов.
Единственным бюро, не ставшим застраивать набережную вдоль Адмиралтейского канала, стала петербургская «Студия 44». На месте непостроенного корпуса в память о некогда хранившемся здесь корабельном лесе разбита так называемая Корабельная роща, которая создаст своего рода «проницаемую стену» между Новой Голландией и внешним миром. По бокам ее фланкируют многофункциональные павильоны из легких конструкций, предназначенные для проведения масштабных акций. Повседневная же культурная жизнь, будь то художественное творчество, занятия в танцевальных и музыкальных студиях и т.д., будет сосредоточена в существующих зданиях Новой Голландии: бывшие складские помещения «Студия 44» трактует как набор универсальных «боксов», которые можно использовать как поодиночке, так и комбинируя друг с другом.
Внутренняя треугольная площадь острова трактована Никитой Явейном как антипод Дворцовой – в отличие от места проведения официальных парадов и концертов, это пространство должно стать местом неформального отдыха и общения. «Современное искусство в Петербурге всегда носило характер андеграунда, существовало не вполне легитимно, но новый культурный центр, создаваемый на острове, способен эту ситуацию в корне изменить, сделать искусство более востребованным, а город – демократичным по отношению к нему, – считает архитектор. – Наверно, я излишне романтичен, но ведь без романтизма подобные концепции и конкурсы в принципе невозможны».
|