Первый год «Архнадзора»

Вчера в РИА Новости общественное движение «Архнадзор» провело пресс конференцию, посвященную итогам первого года своей работы. Самым важным результатом его деятельности, бесспорно, следует признать тот общественный резонанс, который движение вызвало по отношению к сфере охраны наследия. Фактически, «Архнадзор» – первая организация, которая смогла перевести спасение памятников архитектуры от голословных рассуждений к активным и регулярным действиям.

mainImg
Негативная общественная реакция на незаконный снос объектов истории и культуры и их варварскую реконструкцию, конечно, существовала и раньше, эпизодически выплескиваясь то в СМИ, то в виде открытых писем власти. Однако это были разрозненные, «точечные» удары, и именно «Архнадзору» удалось превратить их в массированную атаку, спровоцировав целую волну публикаций, пикетов и прочих акций протеста. Наиболее важным итогом года представляется то, что эта волна, наконец, докатилась до властных структур – Москомнаследие не просто стало жестче обозначать свою позицию по отношению к манипуляциям с охранным законодательством, но даже подало в суд на нескольких инвесторов. Одним из поводов для громкого разбирательства стала надстройка «Дома Пастернака» в Оружейном переулке, другим – изъятие у собственника «Дома Орлова-Денисова» на Большой Лубянке. Сам московский мэр в 2009-м году, помнится, пригрозил уголовной ответственностью за порчу наследия, а слово «новодел» в лексиконе чиновников наконец-то превратилось в ругательство.

Самой успешной кампанией года в защиту наследия, пожалуй, можно считать акции по спасению церкви Воскресения в в Кадашах. Напомним, что непосредственно рядом с храмом город собирался возвести офисно-жилой комплекс «Пять столиц», габариты которого были таковы, что памятник неизбежно оказался бы застроен с трех сторон массивными зданиями, а видовые панорамы Замоскворечья были бы безнадежно искажены. Протесты общественности активно поддержало Москомнаследие, и в результате от первоначального варианта угрожающего памятнику проекта власти Москвы отказались. Чиновники даже признали, что распоряжение Правительства Москвы, разрешающее это строительство, было выпущено с нарушением закона. Правда, инвестор, опираясь на ряд других постановлений, успел «зачистить» от исторической застройки всю окружающую храм территорию, чем сделал невозможным включение этого памятника в список ЮНЕСКО. Этот последний факт красноречиво говорит о том, насколько несовершенна действующая сегодня система охраны наследия.

Впрочем, Кадаши – не единственный пример в целом благополучного разрешения конфликта между инвесторами и защитниками подлинной старины. Так, московский мэр в этом году распорядился законсервировать дом архитектурной школы знаменитого зодчего Матвея Казакова (угол Большого и Малого Златоустинских переулков). Охранный статус получили и палаты Пафнутьева-Боровского монастыря, фрагмент которых еще в советское время был передвинут и тем самым спасен от разрушения Петром Барановским. А вот палаты Зиновьевых в Большом Афанасьевском переулке, к сожалению, продолжают оставаться заложником неопределенного имущественного положения и стоят в руинах.

Но, наверно, самым серьезным достижением «Архнадзора» являются даже не локальные кампании по спасению тех или иных объектов наследия, но способность и готовность движения вести диалог с властью на законодательном уровне. В течение года «Архнадзор» активно участвовал в заседаниях Мосгордумы и Общественной палаты РФ. Директор НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко даже назвал «Архнадзор» «непримиримой и высококвалифицированной оппозицией». В подтверждение этому движение подключилось к корректировке скандального проекта Актуализированного генерального плана развития Москвы до 2020 года. В общей сложности «Архнадзор» подал депутатам Мосгордумы около 230 поправок к этому градостроительному документу. Главный недостаток генплана, по мнению активистов движения, заключается в том, что он полностью игнорирует около тысячи московских вновь выявленных памятников, т.е. тех объектов, по которым есть экспертное заключение комиссии Москомнаследия, но еще нет постановлений Правительства Москвы, и еще более 1500 заявленных, т.е. тех, которые еще вообще не обладают охранным статусом. В сумме это треть всего массива столичных объектов культуры! Власти пошли «Архнадзору» навстречу и приняли поправку о том, что все вновь выявленные памятники автоматически учитываются в т.н. зонах реорганизации. Но, к сожалению, этого недостаточно: во-первых, получается, что памятники охраняются лишь в контурах самих зданий, тогда как их территории фактически беззащитны, а во-вторых, интересы 1500 заявленных объектов генпланом по-прежнему никак не учтены.

Сам факт, что так много исторически ценных зданий по сей день «болтаются» без статуса, красноречиво свидетельствует о многолетней запущенности дела учета объектов наследия. И лишь теперь Москомнаследие на волне всеобщего интереса к памятникам удосужилось, как на пресс-конференции выразился Константин Михайлов, «начать разгребать свои авгиевы конюшни». С лета 2009 года комитету в этом помогает Комиссия первого заместителя мэра Владимира Ресина. За четыре заседания она рассмотрела несколько сотен памятников, в большинстве случаев подтвердив их охранный статус.

Впрочем, случалось и обратное: нередко, работая со списком вновь выявленных памятников, по которым априори уже имеются заключения экспертов Москомнаследия, комиссия во главе с Ресиным безосновательно оставляла объекты вообще без статуса, либо присваивала им звание «ценного объекта градостроительной среды». Звучит, конечно, красиво, но юридически ничего не значит, и если что и угадывается за такими решениями, то, как правило, упорный инвестор и уже разработанный проект реконструкции со сносом. Не секрет, что нередко таким сюжетам в Москве также предшествуют пожары. Таких «погорельцев» в 2009 году в столице было несколько. Это и дом Быкова Льва Кекушева, и сгоревший буквально на прошлой неделе дом, в основе которого были двухэтажные палаты Гурьевых XVII века. Лишилась статуса и уже давно пострадавшая от пожара типография Эля Лисицкого, единственный реализованный проект этого архитектора. Наконец, совсем уж вопиющим, по мнению членов «Архнадзора», стало исключение из списка т.н. Расстрельного дома на Никольской, где располагалась Военная коллегия Верховного суда СССР, отправившая на казнь около 30 тысяч заключенных, а в конце 1990-х планировалось создать музей военных репрессий.

Горькой утратой года «Архнадзор» считает и усадьбу Шаховских, реконструированную под новую сцену «Геликон-Оперы». От этого объекта Росохранкультура отказалась, сославшись на опечатку в адресе памятника. Но прокуратора признала иск «Архнадзора» правомерным, и возможно, уголовное дело по факту уничтожения памятника XVIII-XIX веков все-таки будет возбуждено. Второй большой потерей года теперь уже почти наверняка можно считать здание Детского мира. Сейчас оно принадлежит банку «ВТБ», и его представители никак не реагируют на доводы защитников наследия. На письмо за подписью ректора МАрхИ Дмитрия Швидковского и других уважаемых архитекторов ответа так и не последовало. А сделанные несколько дней назад фотографии свидетельствуют, что внутри рабочие продолжают уничтожать интерьеры универмага, выламывая мраморные балюстрады и металлические торшеры, причем делают это в полном соответствии с законом, так как предметом охраны в данном случае являются лишь внешние стены объекта, да и то без обязательного сохранения исходных материалов.

На пресс-конференции, посвященной итогам первого года работы «Архнадзора», много говорилось о том, что отечественное охранное законодательство, конечно, имеет массу лакун, но еще большие бреши обнаруживаются в том, как ценность подлинной исторической среды воспринимается обществом в целом и «хозяйствующими субъектами» в частности. Именно поэтому протестная деятельность «Архнадзора» ведется рука об руку с просветительской. Специальная секция внутри движения занимается творческими проектами, среди которых достаточно вспомнить пресс-экскурсию Рустама Рахматуллина по полузакрытым объектам Никольской улицы, дворовые концерты у стен Синодального дома и на Рождественском бульваре, музеефикацию улицы Бахрушина, для домов-экспонатов которой «Архнадзор» изготовил соответствующие таблички. Также движение возрождает полузабытую традицию гуляний на московских бульварах – карнавальных «шаталищ», возвращающих город его жителям. А в начале декабря «Архнадзор» открыл свой клуб в стенах Тургеневской библиотеки-читальни и таким образом поставил свою просветительскую деятельность «на поток». Впрочем, это не значит, что движение перестало чутко следить за тем, что происходит на улицах Москвы. В частности, «Архнадзор» ведет регулярный мониторинг состояния как памятников, так и объектов, достойных этого статуса. Всего за 2009 год движению удалось отстоять 25 адресов уже отселенных домов из «сносного списка». Иногда дело идет на минуты. Так, благодаря одному из волонтеров, который добровольно ежедневно инспектирует ряд центральных улиц города, удалось буквально за руки остановить рабочих, намеревавшихся разрушить интерьеры знаменитого «Дома с кариатидами» в Печатниковом переулке. В общем, добровольная ответственная охрана памятников продолжается, и, к сожалению, скорее всего, работа у «Архнадзора» будет еще очень долго.
Пресс-конференция «Архнадзора» в РИА Новости
zooming
Палаты Гурьева. Потаповский, 6. Фото с сайта «Архнадзор».
zooming
Детский мир. Интерьеры. Фото предоставлено движением «Архнадзор»
zooming
Детский мир. Интерьеры. Фото предоставлено движением «Архнадзор»
zooming
«Расстрельный дом», Никольская, 23. Фото с сайта «Архнадзор».
zooming
Палаты Зиновьевых, Большой Афанасьевский переулок, 24. Фото с сайта «Архнадзор».
zooming
18 апреля 2009, улица Бахрушина: выставка-экскурсия “Московские истории”. Фото с сайта «Архнадзор».
zooming
Пикет в защиту Дома Быкова. Фото с сайта «Архнадзор».
zooming
16 июля 2009, Рождественский бульвар: Московское шаталище, торжественная презентация КРЦ “Навозный жук”. Фото с сайта «Архнадзор».
zooming
17 мая 2009, Кисловский переулок: акция в защиту дома Синодальных певчих. Фото с сайта «Архнадзор».
zooming
16 октября 2009, Никольская улица: наш День Первопечатника, экскурсия для прессы. Фото с сайта «Архнадзор».

25 Декабря 2009

Пресса: Как охраняли памятники в 2009 году
Итоги 2009 года печальны и отрадны одновременно. Печальны - потому что сносы и порча памятников продолжались и запланированы новые. Отрадны - потому что движение москвичей в защиту старины заявило о себе с новой силой. Общий итог: статистика сноса статусных памятников пошла на убыль, но вандализм готовит контрнаступление.
Два лауреата
15 апреля на заседании жюри премии имени Алексея Комеча было решено, что в этом году награду за общественно значимую гражданскую позицию в деле защиты и сохранения культурного наследия России получат Владимир Плужников и общественное движение «Архнадзор».
Грустное начало года
Новый архитектурный год начался с печальных известий – 7 января на 64-м году жизни скончался директор Музея архитектуры имени Щусева Давид Саркисян. Праздники омрачились также и двумя разрушительными акциями против исторической застройки столицы, для которых выходные стали выгодным прикрытием – в ночь со 2 на 3 января подожгли дачу Муромцева, а накануне начали зачистку Хитровской площади. Об этом – очередной обзор прессы.
Культурный дозор на Сретенском холме
9 декабря в Библиотеке-читальне имени Ивана Тургенева, что в Бобровом переулке у Мясницких ворот, состоялось торжественное открытие Клуба «Архнадзора». На исходе первого года своего существования это общественное движение наконец обрело постоянную площадку. К открытию клуба «Архнадзор» приурочил выставку «Потерять нельзя спасти» – продолжение прошлогодней нашумевшей экспозиции «Сносить нельзя реставрировать».
Советы – власти!
На пресс-конференции, состоявшейся 7 октября в Музее архитектуры, активисты общественного движения «Архнадзор» представили прессе список «полезных советов правительству Москвы». Это дотошные рекомендации по изменению текстов постановлений, что само по себе демонстрирует новый подход к делу охраны памятников.
Борьба на уровне закона
8 сентября в Мосгордуме представители власти встретились с членами общественных организаций за круглым столом по проблемам сохранения исторической Москвы. Эта встреча, получившая название «Охрана исторического наследия: Голос общества», была организована по инициативе Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS), поддержанной председателем комиссии по науке и образованию Мосгордумы Евгением Бунимовичем. Участники дискуссии обсудили недостатки действующего закона о памятниках и выступили с предложениями по внесению в него ряда поправок.
Московский стройкомплекс начал «поедать» памятники...
Во вторник в Музее архитектуры руководители «Архнадзора» собрали пресс-конференцию, возвестив о тревожной тенденции нынешнего лета – историческая застройка Москвы, от которой осталось уже не так много, все чаще идет под снос ради расчистки стройплощадок. И это несмотря на кризис.
Атака на наследие. Интерактивная карта разрушений...
Группа художников «О3» при поддержке движения «Архнадзор» представила в Третьяковской галерее на Крымском валу художественно-публицистический проект «Городки», приуроченный к международной акции «Ночь музеев». Поле для игры в городки молодые художники «спроецировали» на карту Москвы – каждая разбитая фигурка на ней символизирует стройку, в большинстве случаев уже обернувшуюся утратой памятника.
Исчезающие здания Москвы занесены в «Красную книгу»
В четверг в Музее архитектуры состоялась пресс-конференция, посвященная новому проекту по охране памятников – «Красной книге Москвы-2009». Она представляет собой список и карту московских зданий, которым грозит уничтожение и искажение. Таких зданий много – больше двухсот.
«Архнадзор»: объединение в действии
Объединенное общественное движение «Архнадзор» провело свою первую пресс-конференцию и первый пикет, в защиту усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых. На пресс-конференции участники движения рассказали о ситуации в сфере защиты наследия, и о ближайших планах общественного движения
Объединение
7 февраля состоялось первое рабочее заседание общественного движения «Архнадзор» - объединения проектов, заинтересованных в сохранении историко-культурного наследия Москвы
Технологии и материалы
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Сейчас на главной
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.