Рикен Ямамото: «дом-офис»

Московскую биеннале посетил известный японский архитектор Рикен Ямамото (Riken Yamamoto), выступивший с лекцией о новых подходах к организации жилого пространства в условиях высокой плотности населения и об использовании алюминия в массовом жилищном строительстве

mainImg
Архитектор:
Рикэн Ямамото

В крупных жилых проектах последних лет Рикен Ямамото обращается к актуальной сегодня идее «дома-офиса», где совмещение жилого и офисного пространства происходит не так, как мы привыкли – на уровне отдельных частей здания, а в каждой конкретной ячейке, которая может трансформироваться как в одно, так и в другое.

Рикен Ямамото
zooming
Shinonome Canal Court, Токио

Японцы вынуждены мириться с очень высокой плотностью населения, а потому поиски новых возможностей пространства для жизни для них первостепенны. Социальное жилье попросту не может дать семьям большие площади, и архитектор должен искать выходы, как при минимуме места сделать это жилое пространство гуманным, комфортным и рациональным. Рикен Ямамото нашел выход в системе офисно-жилой ячейки, которую он называет «сохо», а также в использовании прозрачных материалов, позволяющих визуально расширить эти миниатюрные частные покои. По мнению Ямамото, кроме рационального использования пространства тип дома-офиса дает еще и «легкий выход связи с внешней средой».

zooming
Shinonome Canal Court, Токио

В 2003 году Рикен Ямамото вместе с Тойо Ито и несколькими другими архитекторами начал работать над большим проектом в центре Токио – «Шинономэ» (Shinonome Canal Court), недалеко от токийского вокзала по заказу крупной японской строительной корпорации. Проблема заключалась в негативном имидже самого района, плотно застроенного промышленными объектами. Люди попросту не захотели бы там жить, и городские власти обратились с предложением к Ямамото сделать такой проект, который бы изменил сам облик этой промзоны.

zooming
Shinonome Canal Court, Токио

«Изначально ограничивающими параметрами, рассказывает Рикен Ямамото – были цвет комплекса и его допустимая высота». Являясь на тот момент главным архитектором проекта, он выбрал основные направления здания и высоту. В итоге получился комплекс из 14-тажных корпусов и расположенных внутри 10 этажных, между которыми проходит внутренняя S-образная улица. «Поскольку «Шинономэ» находится в центре города, мы сразу настояли на том, что использование комплекса должно быть комбинированным, т.е. частично офисным, тогда это, безусловно, создаст связь с внешней средой, т.к. деятельность, связанная с бизнесом, всегда идет вне стен этого офиса».

zooming
Jian Wai SOHO, Пекин

«Шинономэ» – это смесь домов и рабочих мест, а не домов рядом с рабочими местами – говорит Рикен Ямамото. «Мы попробовали увеличить потенциал коллективного жилья, помещая функцию офиса в это жилье». Поскольку площади отдельных офисно-жилых ячеек очень небольшие, архитектор решил «разомкнуть» их при помощи так называемых «общих террас» в два этажа, хаотично размещенных по всему зданию. Они напоминают небольшие дворики, как бы «врезанные» в массу стены, из которой вынули огромные квадратные блоки. Благодаря террасам здание, по мнению Ямамото, максимально открыто к внешней среде. Еще одной структурной особенностью этого комплекса стали «foyer-rooms», комнаты, которые можно использовать и как детские, и для занятий хобби. Каждая «общая терраса» окружена этими комнатами восьми жилых ячеек, в итоге примерно одна четверть всего пространства небольшой квартиры-офиса в 55 кв. м. открыта к естественному свету. Для того, чтобы сделать такие большие квадратные комнаты «фойе» при ограниченной площади, кухни и ванные, которые в маленьких квартирах обычно втиснуты в зону, примыкающую к коридору, здесь отнесены, наоборот, к окну, что дает им еще и дневной свет.

zooming
Jian Wai SOHO, Пекин

Остальные «юниты» отделены от коридоров стеклянными перегородками, причем сами внутренние коридоры получают дневной свет и обмен воздуха за счет тех самых террас, которые идут по всему зданию. Везде в жилой части Рикен Ямамото использовал прозрачный материал, чтобы добиться максимально светлых помещений, которые к тому же и визуально просторны при маленькой площади за счет того, что внутренние стены можно поменять или вообще убрать, превратив ячейку в единое пространство. «Сохо» обладает большой гибкостью и вариабельностью и легко трансформируется, наподобие традиционного японского дома. Тут есть, кстати, и вариант «дуплекса», где внизу офис, наверху – жилье.

zooming
Jian Wai SOHO, Пекин

Комплекс насыщен всей необходимой офисно-жилой инфраструктурой. Вдоль внутренней улицы Рикен Ямамото сделал детский сад, ресторан, центр для пожилых людей, небольшие магазины, площадь которых при желании можно использовать и как отельное семейное жилье – Ямамото подчеркивает, что это очень гибкое решение. «Я думаю, что ситуацию в целом переломить легко – говорит архитектор о задаче проекта «Шинономэ».  «Просто мы всегда жили с сознанием того, что наш дом должен быть чем-то своим, полностью отсеченным от окружающего. Но я думаю это неправильный подход. Идея «Шинономэ» простая, я всего лишь поменял материал, сделал его прозрачным, и весь образ жизни в ограниченном пространстве полностью изменился».

zooming
Jian Wai SOHO, Пекин

Следующий проект, использующий ту же идею с ячейками типа «сохо», это подобный предыдущему смешанный комплекс Jian Wai SOHO в центре Пекина, который  Рикен Ямамото демонстрировал на биеннале в Венеции. Он огромен – общая площадь превышает 700 тыс. кв. м., но при этом выстроили его невероятно быстро – начали в 2000 году и уже завершили. Это потому, что используются стандартные, как называет их Ямамото, «полуфабрикаты», собирающиеся как конструктор. SOHO выглядит как большая ячеистая структура, с плотной сеткой из колонн и перекрытий на фасаде. Комплекс составлен из 100 и 50-тиметровых башен, где первые имеют однородную структуру, а пониженные – более разнообразную пространственную композицию.

zooming
Pan-Gyo Housing, Сеул

Первые три этажа отданы под офисы и рестораны, а основную площадь башен занимают те самые ячейки «сохо», совмещающие дом и маленький офис, как в «Шинономэ», только тут класс выше и размеры ячеек значительно шире – 216 кв. м, а самой мелкой – 72 кв. м.  Рикен Ямамото рассказал, что социальное жилье, примером которого является «Шинономэ», после расселения предусмотренного количества людей, может продаваться по договорным ценам. Но проблема в том, что эти социальные проекты имеют обычно крошечные ячейки, в то время как среди людей более состоятельных существует спрос на «большие единицы», как в проекте SOHO. Проживание в такой квартире – это символ особого положения в обществе для китайцев. 

zooming
Pan-Gyo Housing, Сеул

Все внутреннее пространство комплекса отдано пешеходам, машины при въезде сразу же отправляются вниз, в подземный гараж. Пространственные связи между улицами и зданиями выстроены по схеме так называемых «палуб», многоярусной структуры, которая, как заметил Рикен Ямамото, может с таким же успехом применяться и в Токио, и в Нью-Йорке. Обширный внутренний двор, окруженный высотками, это, как объяснил архитектор, что-то вроде «двойной палубы», т.е. наземное пространство как бы дублирует себя под землей, уходя вниз на 4 яруса.

zooming
Алюминиевый дом

По сравнению с предыдущими двумя гигантскими комплексами, проект социального жилья для Амстердама кажется очень небольшим. Он к тому же совсем низкобюджетный, но по словам Рикена Ямамото,  у него как раз довольно хорошо получается с таким дешевым строительством. У городских властей уже была своя концепция этого жилья – чередование более высоких и более низких объемов, что Ямамото не слишком понравилось. Он придумал нечто иное – единое здание с «ячеистым» фасадом. Здесь жилплощади очень ограниченные, миниатюрные студенческие квартирки-студии, поэтому Рикен Ямамото вновь, как в «Шинономэ», использовал прозрачный материал, чтобы раскрыть пространство. Еще он придумал оригинальный дизайн кресла, вписав его в очертания окна: можно вот так полусидеть-полулежать и наблюдать за происходящим на улице. Где-то кресла вывели наружу, на балконы.  

zooming
Алюминиевый дом

Жилой «поселок» Pan-Gyo Housing в Сеуле – это пример организации жилья по типу отдельно стоящих вилл. Рикен Ямамото участвовал здесь в международном конкурсе на творческий проект экологичного и малоэтажного семейного жилья в новом корейском городе Паньо в 2006 году. В итоге будут реализовывать проект Рикен Ямамото совместно с финским и американским архитекторами. Строительство начнется уже в будущем году.

zooming
Алюминиевый дом

Две основные идеи, предложенные Ямамото – это кластерное расположение отдельных объектов и создание так называемых общих «палуб», что-то вроде больших совместно используемых холлов. Всего на участке разместились 9 кластеров или групп домиков, каждая из которых состоит из 9-13 жилых единиц в 3-4 этажа. Общая «палуба» на втором уровне соединяет светлые прозрачные пространства, называемые "Shiki", каждой отдельной квартиры в единый холл-гостиную. "Shiki" это обширное и очень вариативное пространство, которое может использоваться для самых разных функций – в качестве домашнего офиса, художественного ателье, гостиной, бильярдной и пр. Поскольку эта «палуба» прозрачна, она является соединяющим, переходным пространством между кластерами и окружающей средой.     

Материалы для строительства домов стандартны, от древнейших камня и дерева до железобетона, стекла и стальных конструкций в индустриальную эпоху. Но сегодня, кажется, зарождается эра нового материала – алюминия, из которого стали делать навесные фасады. Рикен Ямамото предложил больше – он спроектировал дом, целиком сконструированный из алюминия, показав, насколько этот материал может быть прочным, легко собираться, быть трансформируемым и очень прозрачным. Внешний вид такого дома целиком зависит от материла, которым вы его оформите, главное тут было придумать надежную алюминиевую структуру.

Этот экспериментальный проект начался с заказа компании SUS, которая производит точные инструменты с использованием алюминия. «Наша идея с алюминиевой архитектурой – рассказывает Рикен Ямамото, состояла в том, чтобы достигнуть нового структурного выражения, которое не было бы возможно со сталью. Алюминий настолько гибок, что из него можно выплавить практически любую форму, очень точно и легко. Вообще-то алюминий, конечно, не самый дружественный материал в плане контакта с окружающей средой, поскольку для поддержания дома из алюминия, а также для его производства требуются большие затраты энергии. В Японии 50 % алюминиевых бокситов импортируется и 85 % всего алюминия повторно используется. Но стоимость алюминиевого дома все равно выходит низкая». 

Рикен Ямамото долго усовершенствовал основную модульную конструкцию – панель шириной 1.20 метра, «прозрачный кирпич», из которого собирается здание. «Стоимость здания из алюминия, говорит Ямамото, зависит от его общего веса, у нас сначала получилось 21 кг на кв. м. В первоначальной конструкции и прозрачность была не самая идеальная. Потом мы сделали «ячеистую» панель шириной 1.2 м, что прекрасно вписалось в необходимую площадь стен, и довели ее вес до 13 кг. Крепеж между соседними ячейками сделан по принципу замка, так что получившаяся прямоугольная панель не нуждается в дополнительных креплениях и сама по себе способна нести большие нагрузки». В итоге несущая стена этого дома состоит из перекрещенных алюминиевых панелей, которые имеют гибкое и надежное соединение, причем такая система сборки рассчитана на массовое производство, а сам процесс очень прост и занимает всего месяц, включая строительство фундамента.

«Эту структуру сверху мы можем декорировать любым другим материалом, считает Ямамото. В данном случае здесь все сделано из алюминия, даже мебель, плюс стекло, за счет которого помещение очень светлое. Элементы можно варьировать и располагать по-разному, легко контролировать освещенность». Первый алюминиевый дом в качестве образцовой модели открылся в Tosu, Кюсю.

В конце своей лекции Рикен Ямамото отметил, что, занимаясь долгое время проектированием жилых домов, он убедился – архитекторы, изменив свои концепции и подходы к организации системы жилья, могут повлиять на социальную составляющую и значительно ее улучшить. «Наша задача – не только заниматься дизайном и архитектурой, но всегда думать о взаимодействии архитектуры и общества. Это не такая уж трудная задача». 

Архитектор:
Рикэн Ямамото

02 Июня 2008

Похожие статьи
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Пресса: Cергей Cкуратов: высотная провокация
«Сергей Скуратов Architects» сегодня одно из немногих московских бюро, чьи работы неизменно вызывают повышенный интерес как у коллег, так и у широкой публики. Сооружения, построенные по проектам Сергея Скуратова, всегда отличаются яркой узнаваемой архитектурой и относятся к разряду архитектурных событий первого ряда. Большое внимание в профессиональной прессе уделялось его проекту небоскреба, но многие интересные аспекты создания этого высотного комплекса остались незатронутыми. Корреспонденту нашего журнала обладатель звания «Архитектор года 2008» Сергей Скуратов рассказал об особенностях возведения «Дома на Мосфильмовской» и специфике работы с компанией «ДОН-Строй», а также поделился своими впечатлениями о недавно прошедшей Венецианской архитектурной биеннале
Пресса: Фестиваль Lifestyle. Приглашает Б.Уборевич-Боровский
Одним из мероприятий Московской архитектурной биеннале стал фестиваль дизайна интерьера Lifestyle. Его запуск состоялся 2 июня. Место проведения – интерьерные бутики в районе метро «Фрунзенская», где были представлены работы ведущих архитекторов: арт-объекты, фотографии, инсталляции, призванные отразить качество жилого пространства и высокий дизайн в интерьере. В общей сложности пять площадок, на которых различные архитектурные бюро (среди них – АРХ4, Савинкин/Кузьмин и др.) пытались дать свой ответ на вопрос «Как жить».
Пресса: «Хорошему человеку – красивую жизнь»
В мае-июне прошла Первая московская архитектурная биеннале, в которую переродилась «Арх Москва». Ее тема – «Как жить» – сформулирована куратором Бартом Голдхоорном, оставшимся верным себе: в прошлом году он, так же будучи куратором тогда еще фестиваля, выбрал не менее неудобную как для архитекторов, так и для критиков тему «Городские пространства». И та, и другая, если и воспринимаются отечественным профессиональным сообществом, то боковым зрением. В первом случае профессиональное внимание имеет крен в сторону архитектурного объекта, «фигуры», а не «фона», во втором – вопросы «что?» и «сколько?» оказываются не в пример более культуросообразными, нежели «как?».
Пресса: Перерождение АрхМосквы: взгляд из Петербурга
После первой российской архитектурной биеннале и выставки АрхМосква прошло два месяца — время достаточное для того, чтобы можно было оценить результаты и перспективы не только развития этих выставок, но и участия в них мастерских. Мы попросили это сделать постоянных участников кураторских проектов выставки АрхМосква, представителей петербургских архитектурных студий «Витрувий и сыновья» и «Студия 44»
«Дополнительный этаж»
Несложно заметить, что немногие проекты российских архитекторов развивали на завершившейся московской биеннале заданную куратором тему массового жилья – значительно больше было красивых элитных кварталов. Проект, продемонстрированный бюро ICube в составе «Квартального вопроса» – одно из исключений. Архитекторы предложили остроумный вариант реконструкции панельного микрорайона путем обстраивания городского пространства между домами одноэтажной инфраструктурой
Пресса: Большое ухо на Ходынке
Дом-ухо, дом-парус, дом-кит... В неформальных очертаниях новостройки на окраине Ходынского поля каждый видит что хочет. Какое именно прозвище окончательно приклеится к этому дому, пока не ясно. Но без народного имени собственного это причудливое здание точно не останется. Во вторник в рубрике "Известий" "Код доступа", в которой наши корреспонденты инспектируют самые заметные из вновь открывающихся сооружений столицы, - дом, признанный москвичами по итогам интернет-голосования "Домом года-2007"
Снежинки над городом Солнца
В музее архитектуры в рамках первой московской архитектурной биеннале проходит редкостная выставка-исследование, посвященная малоизвестному произведению Ивана Леонидова – интерьерам дома пионеров, оформленных в конце 1930-х годов в Твери (Калинине) бригадой архитекторов и живописцев под его руководством
Пресса: "Интеко" провела экскурсию по уникальному дому "Парус"
10 июня 2008 года, во время проведения в Москве архитектурной биеннале, специалисты ЗАО "Интеко" и компании "СК Стратегия", действующей в ее составе, совместно с кураторами проекта "Свобода доступа" провели экскурсию по одному из самых необычных зданий Москвы – дому "Парус" на Ходынском поле, победившему в результате народного интернет-голосования в конкурсе "Дом года" в апреле. В этом мероприятии также приняли участие представители компании-проектировщика – института "Моспроект-4"
Пресса: Где узнать будущее своего района?
В филиале Третьяковки на Крымском Валу в рамках проходящей в столице Первой архитектурной биеннале открылась выставка актуализированного (уточненного и обновленного) Генплана Москвы. Она продлится до 22 июня 2008 года. С первого же дня работы выставки москвичи проявляют большой интерес к ее экспозиции. Но большинство уходят разочарованными
Пресса: "Новые города" строят только для "элиты"
На второй площадке Московской биеннале - в Музее архитектуры (Воздвиженка, 5) организаторы выставки обещали показать, какой станет Москва и другие российские города в будущем. "Новые города. Новое в городах" - так называется этот раздел биеннале. К сожалению, новости исчерпываются несколькими коммерческими проектами
Пресса: Неуместное декадентство. Последняя выставка Московской...
Пятого июня открылась последняя выставка Московской биеннале архитектуры — «Новые города, новое в городах», в анфиладе Музея архитектуры. Надо сказать, я возлагал на нее большие надежды — социально-ответственные и художественно ценные экспозиции международного и русского павильонов произвели на меня, как я уже писал, сильное впечатление. Тем сильнее был мой ужас.
«Крыша дома» на новом месте: подведены итоги X Международного...
Известный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома» на свой 10-летний юбилей поменял крышу Дома на Брестской – на здание на Крымском валу, где его приняла сама Третьяковка. Таким образом, фестиваль не только тематически, но и пространственно влился в проходящую в том же здании архитектурную биеннале. Вчера состоялось вручение как всегда многочисленных наград его участникам
Города в черном ящике
Вчера в анфиладе Музея архитектуры открылась выставка «Новые города. Новое в городах» - последняя по времени открытия экспозиция московской биеннале архитектуры
Пресса: Требуйте качества жизни!
Эта выставка способна поднять покупателей квартир на настоящий бунт. Вот, оказывается, каким должно быть массовое жилье и сколько оно должно стоить. Эту выставку надо обязательно посмотреть. Независимо от того, архитектор вы или человек, собирающийся купить квартиру. Интересна ли вам архитектура «просто так», или вы подумываете об ипотеке. В любом случае — смотреть обязательно.
Пресса: Архитектура ледяной свежести. Обзор спецпроектов...
Общеобразовательная и дидактическая часть первой Московской биеннале архитектуры, посвященная массовому и недорогому строительству, несмотря на всю ее необходимость, все же навевает скуку. Да, полезно стоять за библиотечными столиками-пюпитрами в занавешенной колоннаде ЦДХ и рассматривать проекты и макеты западных практиков. Но как-то хочется если не биеннального праздника, то хотя бы небольшого регтайма
Технологии и материалы
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Сейчас на главной
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением фрагментов, окрашенных под дерево, и металлической «лессировки».
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Погружают свои проекты и – важнее – объекты в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, работа с формой.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Гайя
На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.
Гибкость и острота современности
Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Палубы и кессоны
Архитектурная мастерская Антона Литовского спроектировала дом-палубу: линейное устройство позволяет ему отгородиться от соседей протяженным глухим фасадом, а со стороны сада – раскрыться проницаемыми объемами разной конфигурации, объединяет которые кессонированный потолок.
«Устойчивая» мода
Бюро gmp реконструировало сразу четыре небольших здания в историческом квартале Шанхая под модный кластер ICCF Group. Проект стал результатом более чем десятилетнего сотрудничества двух компаний.
Сады на высоте
Бюро HENN выиграло конкурс на проект вертикальной фермы, совмещенной с офисным зданием, в новом районе на месте промзоны на юго-востоке Берлина.
В ожидании леса
Здание ресепшен курортного комплекса в Ленинградской области имеет сложную конфигурацию и конструктив. Архитекторы мастерской Kalinkahaus использовали несколько видов материалов на основе древесины: CLT-панели, LVL брус и фермы из клееной балки.
Семейное древо
По проекту команды Алексея Полищука в Ленинградской области построен дом, в котором бок о бок живут четыре семьи. Архитекторы предложили систему из автономных жилых блоков и общих пространств, а также объединили требования дизайн-кода поселка с пожеланиями заказчика: за лаконичными фасадами из планкена и фибробетона прячется интерьер, характерный для традиционного деревянного дома.
В основе – ромб
Арт-павильон в новом жилом районе Нанкина по проекту местного бюро azLa напоминает о 3-тысячелетней истории и столичном статусе этого мегаполиса.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Круглые бани
Камерный банный комплекс построен по проекту kub house в поселке Московской области на участке с другими объектами. Круглая форма обеспечивает уединение, а моллированное стекло и обожженное дерево в отделке фасада – слияние с ландшафтом.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
«Маленький лес» во дворе
Во дворе начальной школы в Шэньчжэне по проекту пекинского бюро Vector Architects растет роща китайского баньяна: архитекторам удалось сохранить ее при строительстве.
Смотрящий на воду
Участок виллы Sonata вытянут от дороги до кромки воды, у него есть собственный берег, пристань, хорошая речная панорама. Раскрывая виды, Роман Леонидов «срезал» фасад по диагонали параллельно реке: так у дома образовалось две главные оси и, как следствие, «две головы». А внутреннее ядро – два двусветных пространства, гостиная и оранжерея, и «мостик» над ними – делает дом и проницаемым, и светлым.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Обновление имиджа
Перехватывающая парковка на окраине Рена в Бретани от ateliers O-S architectes – современная версия пригородного паркинга.
Бетонные сады
Первый пост-индустриальный парк в России появился в Острогожске по проекту консорциума Citizenstudio и Новая земля. Вместо дорогой и неэкологичной утилизации бетонных останков недостроенного завода архитекторы предложили сделать их частью ландшафта парка.