Дизайн на границе

Два общественных проекта в Нагорном Карабахе, созданные бюро «Сторакет»: образовательный центр ТУМО в Степанакерте и Центр искусств в Шуши.

Автор текста:
Тигран Арутюнян

mainImg
«Cражение за качество жизни, которое архитектура ведет в самых отдаленных, бедных и опасных уголках планеты – на границах обжитого европейского мира».
Алехандро Аравена. Из кураторского манифеста 15-й Венецианской биеннале архитектуры.

ТУМО
Подчеркнуто контекстуальный подход, тесно связанный с историей места – одна из ключевых характеристик дизайна интерьера недавно открывшегося в Степанакерте, столице непризнанной Нагорно-Карабахской республики, филиала образовательного центра ТУМО. Центр креативных технологий ТУМО (Tumo center for creative technologies) представляет собой сеть внешкольных учебных заведений, где подросткам 12–18 лет бесплатно предоставляется доступ к образованию нового формата, высоким технологиям и т.п. (более 10 000 детей учатся бесплатно). Первый центр был построен в Ереване, затем появились его филиалы в Дилижане, Гюмри и Степанакерте. В будущем году планируется открыть очередной центр в Ванадзоре.

Проект в Степанакерте воплотил в себе смысловую и историческую многослойность. Третий по счету в списке центров ТУМО, он, на первый взгляд, не представляет собой масштабного архитектурного явления, особенно если сравнить его с центральным отделением в Ереване. Однако в контексте текущего мирового архитектурного мейнстрима проект смотрится более чем актуально.
Ереванский центр ТУМО, открывшийся в 2011 году, выделяется своим оригинальным обликом: интерьеры и ландшафтный дизайн были выполнены известным ливанским архитектором Бернаром Хури (Bernard Khoury). Фото с сайта www.bernardkhoury.com
Ереванский центр ТУМО, открывшийся в 2011 году, выделяется своим оригинальным обликом: интерьеры и ландшафтный дизайн были выполнены известным ливанским архитектором Бернаром Хури (Bernard Khoury). Фото с сайта www.bernardkhoury.com
Ереванский центр ТУМО, открывшийся в 2011 году, выделяется своим оригинальным обликом: интерьеры и ландшафтный дизайн были выполнены известным ливанским архитектором Бернаром Хури (Bernard Khoury). Фото с сайта www.bernardkhoury.com
Ереванский центр ТУМО, открывшийся в 2011 году, выделяется своим оригинальным обликом: интерьеры и ландшафтный дизайн были выполнены известным ливанским архитектором Бернаром Хури (Bernard Khoury). Фото с сайта www.bernardkhoury.com

Изначально для степанакертского центра ТУМО предполагалось построить отдельное здание, но по финансовым причинам от этой идеи пришлось отказаться, и учреждение разместили в двухэтажном здании XIX века на центральной площади города.
Центр ТУМО в Степанакерте. Изображение предоставлено бюро «Сторакет»

Парадоксально: в советские времена оно служило для нужд КГБ, в годы карабахского военного конфликта было штабом армянских вооруженных сил, а сейчас в нем открыт современный образовательный центр! До реконструкции под центр ТУМО эта постройка была заброшена.
Центр ТУМО в Степанакерте. Изображение предоставлено бюро «Сторакет»

Центр расположен на первом этаже здания и состоит из 8 рабочих комнат (четыре из которых являются общими), презентационного зала, зоны отдыха и подсобных помещений. Помещения распланированы с учетом существующих несущих стен, которые и сформировали контекстуальный облик центра.
Центр ТУМО в Степанакерте. Изображение предоставлено бюро «Сторакет»

Кардинальные изменения при реконструкции произошли только в дворовой части, где была пристроена зона отдыха. У главного фасада предусмотрена велосипедная парковка, которая пока не реализована.
Центр ТУМО в Степанакерте. Изображение предоставлено бюро «Сторакет»

Несмотря на жесткие конструктивные ограничения, в центре создана свободная и связная пространственная атмосфера. Поэтому оконные и дверные проемы в интерьере, по большей части, открыты или заполнены одностворчатыми окнами и панорамными прозрачными дверями. В частности, в общих залах оконные проемы сознательно оставлены открытыми, поскольку цели разделить эти комнаты не ставилось.
Центр ТУМО в Степанакерте. Изображение предоставлено бюро «Сторакет»
Центр ТУМО в Степанакерте. Изображение предоставлено бюро «Сторакет»

По своему технологическому оснащению центр ничем не уступает ереванскому и оснащен новейшим оборудованием, а его сдержанный дизайн располагает к максимальному сосредоточению на учебном процессе.
Центр ТУМО в Степанакерте. Изображение предоставлено бюро «Сторакет»

Яркие акценты задают лишь отдельные предметы, в частности, в зоне отдыха авторы позволили себе небольшую вольность и оснастили ее оранжевыми стульями.
Центр ТУМО в Степанакерте. Изображение предоставлено бюро «Сторакет»

Одной из основных позиций в концепции интерьера стало сохранение существующей кладки несущих стен, выполненных из шушинского камня (разновидность известняка), которая максимально подчеркнута благодаря минималистскому дизайну. По инициативе авторов проекта стены были очищены и отреставрированы. Эти работы оказались более дорогостоящими, нежели банальное покрытие штукатуркой или гипсокартоном. Отчасти это было рискованным ходом, поскольку, кроме финансовой составляющей, это решение выпадает из общей концепции дизайна центров ТУМО, для которой характерны аскетичный подход к оформлению интерьера с преобладанием серых оттенков и максимальный акцент на технологии. Однако именно подобная «непретенциозность» стала определяющим фактором в идеологии нового интерьера: история здания вместе с ее мрачными страницами не замаскирована, а, напротив, высвобождена, давая возможность, с одной стороны, соприкоснуться с прошлым, а с другой – ментально стремиться в будущее.
Центр ТУМО в Степанакерте. Изображение предоставлено бюро «Сторакет»

Центр искусств в Шуши
В 2013 году в городе Шуши был открыт Центр искусств, ставший первой художественной институцией, появившейся в Нагорном Карабахе после распада СССР. Художественная галерея с современным техническим оснащением, центр стал катализатором развития культурных индустрий в городе и в регионе. Тут проходят выставки и фестивали, к примеру, Shushi Art Project. В здании также размещена постоянная экспозиция музея ковров.

Учреждение находится на улице Газанчецоц, недалеко от кафедрального собора. Центр разместился в двухэтажном здании армянской духовной инспекции первой половины XIX века, которое до реконструкции находилось в полуразрушенном состоянии.
zooming
Центр искусств в Шуши. Изображение предоставлено бюро «Сторакет»

В 2007 Министерство градостроительства республики передало постройку семье московского мецената Сергея Саркисяна. В том же году под руководством архитектора Влада Саркисяна были начаты проектные работы, а бюро «Сторакет» было приглашено на конечной стадии для оформления внутренних и внешних пространств, то есть придания центру окончательного вида.
Отреставрированный кафедральный собор Сурб-Аменапркич-Газанчецоц в Шуши XIX века стал символом возрождения не только Шуши, но и Карабаха в целом. Фото: Ondřej Žváček via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Проект реконструкции подразумевал восстановление передней части здания и постройку задней половины заново, причем новая часть по первоначальному замыслу должна была быть выдержана в стиле исторической половины. Однако, кроме интерьера и благоустройства, изменения коснулись и фасада, в связи с чем новая пристройка теперь напоминает осовремененное традиционное здание, которое воспринимается независимо от исторического.
zooming
Центр искусств в Шуши. Изображение предоставлено бюро «Сторакет»
zooming
Центр искусств в Шуши. Изображение предоставлено бюро «Сторакет»
zooming
Центр искусств в Шуши. Изображение предоставлено бюро «Сторакет»

Здание имеет два этажа с цоколем. Вход расположен асимметрично, с правой стороны исторического здания по уличному фасаду.
zooming
Центр искусств в Шуши. Изображение предоставлено бюро «Сторакет»

На противоположной стороне от входа, вдоль бокового фасада помещена лестница на второй этаж. Первые два этажа предназначены для выставок, так что их интерьеры решены максимально функционально и сдержанно, а планировка дает возможность для организации любых типов экспозиции.
zooming
Центр искусств в Шуши. Изображение предоставлено бюро «Сторакет»
zooming
Центр искусств в Шуши. Изображение предоставлено бюро «Сторакет»
zooming
Центр искусств в Шуши. Изображение предоставлено бюро «Сторакет»

В задней части первых двух этажей расположены административные и служебные помещения.
zooming
Центр искусств в Шуши. Изображение предоставлено бюро «Сторакет»



Планировка цокольного этажа более гибкая, т.к., кроме выставок, там предполагается устраивать и другие мероприятия.

Безусловно, трудно однозначно определить влияние Центра искусств на архитектурные тенденции в Нагорном Карабахе, но очевиден факт, что после него в республике начали появляться другие постройки с подобным архитектурным решением. В частности, арт-институт Нарекаци в Шуши, открывшийся почти одновременно с Центром искусств, подобно ему, размещен в старом, бывшем до того полуразрушенным здании, а гостиница «Парк-отель» в Степанакерте – в бывшей больнице.
 
***

Непризнанная республика, на границах которой до сих пор слышны выстрелы, находится в состоянии хрупкого перемирия и пока мало что может сказать современной мировой архитектуре. За 20 лет, прошедших после завершения военных действий, средства направлялись в первую очередь на восстановление и развитие инфраструктуры, и лишь постепенно стали воплощаться проекты административного, жилого и туристического типа. Особую роль в архитектурной хронике, конечно же, сыграли культовые проекты (реставрация и реконструкция существующих церквей и монастырей, а также новые храмы), которые несли в себе сильное символическое значение.
Реконструированный в конце 1990-х годов ныне действующий монастырь Гандзасар XIII века. Фото: Карен Хуршудян
Знакомый российскому читателю уникальный храм: церковь, построенная по своему проекту и на свои же средства известным петербургским архитектором Максимом Атаянцем в его родовом селе. Фото: Максим Атаянц
Недавно построенный аэропорт в Степанакерте, который, впрочем, пока не стал воздушными воротами Карабаха: из-за военного положения полеты там пока невозможны. Фото: Карен Хуршудян

Несмотря на отсутствие всякого резонанса в архитектурном сообществе, очевидно, что проекты Центра искусств и Центра ТУМО – это те редкие случаи, когда современный подход к реконструкции и дизайну интерьера становится не только инструментом решения реальных задач, но и вкладом в развитие общества.

23 Марта 2016

Автор текста:

Тигран Арутюнян
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.