Красный кирпич от брутализма до постмодернизма

Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.

mainImg
Компaния:
представительство компании Группа компаний BRAER на Архи.ру
Сайт:
https://braer.ru/


В архитектуре брутализма, отправной точкой развития которой считаются проекты и теоретические работы англичан Элисон и Питера Смитсонов, использовался именно красный кирпич.

Он был вторым по популярности материалом после бетона и едва ли не в большей степени соответствовал основным принципам направления, предлагая вместо гладких белых поверхностей интернационального стиля мелкий рисунок кладки и равномерный, теплый и яркий, цвет натуральной керамики.

Если в XIX веке красный кирпич считался подходящим для недорогого жилья и заводских корпусов – то именно брутализм 1960-х – 1970-х проявил его как выразительный материал, обладающий фактурой и историческими аллюзиями наравне с лаконизмом и монументальностью. В сущности это было одним первых шагов постмодернизма – направления, выбранного человечеством, уставшим от стерильной формы и истосковавшимся по фактуре и цвету. Простая сетка красно-кирпичной кладки, которую еще лет 50 назад считали монотонной и мелкой, вдруг стала казаться практически орнаментом, примером детализации, за которую глаз наблюдателя может «зацепиться», а душа при этом – отдохнуть.

Впрочем это не отменяло крупных форм и гигантских плоскостей: брутализм предложил целый ряд подходов, благодаря которым красно-кирпичные поверхности выглядят величественно – и по-настоящему впечатляют. 

В наше суетное время мало кто осмеливается делать так. А может, и стоило бы. 

 

Кирпич как простая плоскость: начало

Вилла Гёта 

Бенгт Эдман, Леннарт Холм
Уппсала, Швеция
1950

Вилла Гёта. Архитекторы Бенгт Эдман и Леннарт Холм
Фотография: Sebastian F / public domain

Некоторые исследователи, пытавшиеся отыскать и свести воедино истоки брутализма, считают, что свое название он, вопреки логике, указывающей на beton brut, получил благодаря постройке из кирпича. По их мнению, термин впервые употребил шведский архитектор Ганс Асплунд, описывая работу коллег Бенгта Эдмана и Леннарта Холма – виллу главы фармацевтической фирмы Элиса Гёта. Двухэтажный дом в городе Уппсала виллой можно назвать только с большой натяжкой. На первый взгляд его фасад мало отличается от добротной подмосковной дачи конца 1990-х. Однако в 1950 году постройка удивила современников «честностью» материалов – кирпичный фасад не оштукатурен, над оконными проемами можно различить двутавровые балки, в интерьере использована открытая кирпичная кладка, а потолок хранит следы опалубки. Вилла Гёта включена в список национального архитектурного наследия Швеции, и шведы убеждены, что именно с нее в Европе начался брутализм.
Инженерный корпус Лестерского университета

Джеймс Стерлинг, Джеймс Гован
Лестер, Великобритания
1959–1963

Инженерный корпус Лестерского университета. Архитекторы Джеймс Стерлинг и Джеймс Гован
Фотография: NotFromUtrecht / CC BY-SA 3.0

Инженерный корпус университета Лейстера уникален не только архитектурой, но и тем, что сразу понравился всем. После завершения строительства читатели The Architects Journal безоговорочно выбрали его лучшей постройкой десятилетия – невероятная редкость в истории брутализма. Возможно, одной из причин стал фасад, частично выполненный из традиционного для английской архитектуры аккрингтонского кирпича.

Впрочем, поддерживать здание в хорошем состоянии оказалось непросто: несмотря на относительно молодой возраст, оно уже пережило две масштабные реставрации и капитальный ремонт. В 1988 году обновили витражи на башне, с 2015 по 2017 меняли остекление кровли, а в 1990-х занимались внутренними помещениями. Кирпич все это время служит по-прежнему верно.
 
Рецепт: простой красный кирпич сочетается почти со всеми материалами: камнем, стеклом, бетоном, металлом, деревом. Но не экспериментируйте с зеленым зеркальным стеклом, пожалуйста. 

 

Кирпич как контекст

Институт менеджмента в Ахмадабаде

Луис Кан
Индия, Ахмедабад 
1962-1974

Индийский институт менеджмента в Ахмедабаде
Фотография © Marat Nevlyutov

Вскоре выразительные особенности кирпичной кладки были освоены и переосмыслены. Кирпичная стена – не инертная, а теплая, и когда в ней возникает ритм и форма, она может оказаться очень впечатляющей: массивной, округлой или угловатой, цельной или пронизанной множеством тенистых отверстий. 
Индийский институт менеджмента в Ахмедабаде
Фотография © Marat Nevlyutov

Кроме того кирпич – глина, терракота – способен помочь связать здания с контекстом, особенно – в странах с долгой традицией. Несколько примеров построек из кирпича в Индии связано с творчеством Луиса Кана – глядя на них, впрочем, не в меньшей степени вспоминается форум Траяна в Риме – классика не индийской, а европейской архитектуры. В некоторых ракурсах он, в общем-то похож на римский акведук.
Резиденции членов парламента
Национальной  Ассамблеи Бангладеша 

Луис Кан
Дакка, Бангладеш
1962–1982

Национальная Ассамблея в Дакке. Архитектор Луис Канн
Фотография:© Lykantrop

Очень романтичный вид у Национальной Ассамблеи в Дакке: она стоит над озером, отражается в нем и кажется какой-то старинной крепостью. Историки искусства считает ее хорошим примером взаимодействия архитектуры XX века с национальным бенгальским контекстом. Кирпичный корпус резиденций составляет единый ансамбль с бетонным объемом главного здания Ассамблеи.

 
Рецепт: самый простой красный кирпич страшно романтичен. Он поможет вам создать сказку.

 

Кирпич в СССР

Театр на Таганке

Александр Анисимов, Юрий Гнедовский, Борис Таранцев
Москва, Россия
1972–1983

Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
Фотография: Архи.ру

Проект театра на Таганке был таким же новаторским и дерзким, как и спектакли его труппы. При всей сложности архитектуры отправной точкой для его концепции стало не объемно-пространственное решение, а материал. Сразу после того, как главный архитектор города Михаил Посохин посоветовал не наращивать электротеатр «Вулкан», а снести здания за ним и построить что-то новое, Александр Анисимов, Юрий Гнедовский и Борис Таранцев поняли, что здание должно быть из красного кирпича.
Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
Фотография: Архи.ру

Идея была почти утопией. Кирпичное производство в СССР к тому времени балансировало на грани умирания. Архитектор Александр Анисимов потом не раз будет говорить в интервью, что ему и его коллегам просто повезло: строительство совпало с реконструкцией Кремля, для которой привезли качественную глину из Прибалтики. От нее удалось «отщипнуть» часть и, смешав с подмосковной, изготовить кирпичи для Театра на Таганке. Они были особых габаритов – на сантиметр ниже, чем обычные, и специально для этой стройки завод в Загорске производил восемь нестандартных разновидностей кирпича. Здание возводили долго, с большими перерывами, и вопреки опасениям архитекторов, что в итоге кто-нибудь из чиновников решит, что фасад необходимо оштукатурить, проект удалось реализовать именно таким, каким он был задуман.
Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
Фотография: Архи.ру

Он стал практически «крепостью» в центре города, лаконичной крупной массой – впрочем, с тонкими эркерами с поворотом к югу, острыми выступами и сложной лоджией входа с «городской башней» над ней. Здание театра демонстрирует выразительность рельефной кладки на острых углах, удачное сочетание красного кирпича и бетона, а также – распространенный в 1970-е годы прием подшивки нижних поверхностей кирпичного объема деревянными досками.
  • zooming
    1 / 6
    Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
    Фотография: Архи.ру
Рецепт: не бояться больших плоскостей и острых углов.
 
Палеонтологический музей и институт РАН

Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко
Москва, Россия
1972–1987

Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
Фотография: Архи.ру

Начат одновременно с театром на Таганке и представляет собой – в числе прочего, благодаря расположению на удалении от городского центра – более радикальный пример стереометрического объема. Кирпичного. С минимумом проемов – работает именно масса и цвет. Красный кирпич здесь – столь же значимое для средство выразительности, как и форма. Это здание лучше других позволяет понять, кожей почувствовать, как круглится стена или – каков эффект чистой протяженной плоскости. Хороший эффект, вполне метафизичный. 
  • zooming
    1 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    9 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
Рецепт: именно красный кирпич хорош для крупных объемов, чье главное средство выразительности – простая стереометрия и масса. Не надо бояться глухих поверхностей без окон.

 

После модернизма

 

Собор в Эври

Марио Ботта
Франция, Эври
1988–1995

Собор в Эври
© Mario Botta Architetti

Ценность кирпичной поверхности поняли в 1970-е, но и впоследствии материал оставался хорошей основной для пластических поисков – прежде всего, мастеров сдержанно-стереометрической ветви постмодернизма. К примеру, кирпичных объемов много среди работ Марио Ботта. Особенно в церковных и общественных зданиях. Собор в Эври объединяет объемный цилиндр со срезанным по косой верхом и форменной рощей из крупных деревьев на крыше – и параллелепипед с уступчатым перспективным порталом. Кирпич здесь, как и раньше, и смело круглится, и выстраивает сдержанную плоскость – но во всех случаях орнаментальности становится больше: здесь, к примеру, полосы рельефной кладки присутствуют и внутри, и снаружи главного соборного цилиндра. 
Собор в Эври
© Mario Botta Architetti
Рецепт: лаконизм не так плохо соседствует с орнаментом, как может показаться. 

Техника производства в XX веке сделала возможным равномерную кирпичную поверхность одного цвета и тона, без ощутимых изъянов. Одно из главных ее достоинств – способность создавать простую лаконичную форму, выразительную благодаря объему и абрису.

Простота всегда остается актуальной, сильные идеи всегда возвращаются. 


Продукция компании BRAER поможет вам найти собственный минимализм – или собственный ритм. В рамках экономного решения


Базовая коллекция BRAER предлагает кирпич насыщенного красного оттенка с равномерной окраской – достаточно экономный материал, который позволяет, в то же время, создавать интересные и смелые композиции: и лаконичные, и орнаментальные. Доступен кирпич с гладкой и рифленой поверхностью.
  • zooming
    Облицовочный кирпич КРАСНЫЙ гладкий в ассортименте: 0,7 NF, 0,9 NF , 1 NF , 1,4 NF
    Предоставлено Braer
  • zooming
    Облицовочный кирпич КРАСНЫЙ рифленый в ассортименте: 0,7 NF, 1 NF, 1,4 NF
    Предоставлено Braer

Облицовочный кирпич BRAER производится с фаской глубиной 2-3 мм на горизонтальных лицевых гранях. Это придает ему аккуратный законченный внешний вид и позволяет избежать сколов граней при транспортировке. При правильном заполнении швов фаска защищает от скопления воды в кладке, что позволяет увеличить срок службы.

Продукцию BRAER используют для строительства как частных домов, так и больших жилых комплексов и даже крупных арт-пространств. Компания производит красный кирпич различных размеров и форматов.

Кирпич BRAER отличается высоким качеством; его важное преимущество – производство находится в России, в непосредственной близости от карьера по добыче глины, что соответствует высоким стандартам экологичности и устойчивого развития, а также позволяет сокращать издержки и риски при изготовлении и перевозке готового материала. 

Поставщики, технологии

18 Августа 2022

Группа компаний BRAER: другие статьи и новости
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Важная деталь для городских площадей, парков и набережных
Подходы к дизайну мощения становятся все менее консервативными, но как не потеряться в многообразии предлагаемых решений? Вместе с BRAER разбираемся в последних трендах и преимуществах готового дизайн-проекта.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Облицовочный кирпич BRAER: новые реалии помогают совершенствоваться
Следуя за трендом на фасады из темного кирпича, компания BRAER – один из ведущих отечественных производителей кирпича и тротуарной плитки – в этом году выпустила новые коллекции кирпича и обновила уже завоевавшие популярность серии, представив в них модели темных оттенков.
Плитка BRAER: рассчет на века
Метод вибропрессования делает тротуарную плитку BRAER прочной, а технология ColorMix позволяет добиваться многообразия оттенков. При правильном монтаже изделие будет сохранять свои свойства десятки лет. Рассказываем о важных нюансах при укладке и эксплуатации.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.