Зеленый офис в Милане

Goring & Straja Architects продолжили свою серию экологичных офисных зданий: проект Green Place получил золотой сертификат LEED.

mainImg
Мастерская:
Goring & Straja Architects (GaS)
Компaния:
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
Новый офисный комплекс расположен на северо-западе Милана, на городской улице-бульваре Чертоза, ведущей от замка Сфорцеско к старому городскому кладбищу Cimitero Maggiore. Сейчас этот район, впрочем, больше знаменит близостью к выставочному центру Фьера, весной 2015 года дополненному всемирной выставкой Expo 2015. Итак, здесь, на пути к Экспо, на трапециевидном участке между Макдональдсом, украинским консульством и невысоким ангаром мьюзик-холла в 2014 году завершено строительство офисного комплекса Green Place. Он построен по заказу девелоперской компании Stam Europe и состоит из 7300 м2 подземной парковки и 11 255 мполезных площадей, предназначенных для «офисов и производственных лабораторий».

Авторы проекта, архитекторы Studio GaS (Goring & Straja Architects), сделали ставку на энергоэффективность, и комплекс получил золотой сертификат LEED (69 баллов из 110 возможных). До платинового варианта экологической устойчивости не хватило 11 очков. Высокие оценки получены в таких категориях, как «устойчивость среды» (22/28), «инновации» (4/6), «управление водой» (10/11), «материалы и ресурсы» (7/13). Подробнее можно узнать здесь. Надо сказать, что проектирование «зеленых» зданий – одна из фирменных особенностей студии GaS: Green Place – не первое эко-устойчивое здание, построенное этими архитекторами в Милане – подобными характеристиками обладают также спроектированные ими PalAxa на via Don Sturzo в районе Порта-Нуова, Affori Centre Milano на via Cialdini и офис Autodesk на via Tortona – последний сертифицирован как LEED Gold Interior.

Впрочем, процесс проектирования был непростым не только из-за стремления к эко-устойчивости: прямо перед началом строительства заказчик, недовольный всеми прежними вариантами, решился провести новый закрытый конкурс – за десять дней. Архитекторы GaS выиграли его, предложив вариант, оптимизированный как пространственно-композиционно, так и финансово – и, кроме того, вписались в сумму разрешений и ограничений, утвержденных для предшествующего, отвергнутого проекта. Ситуация, близкая сердцу российского архитектора, не правда ли? К слову, здание было построено, как сказали бы в Москве, «в режиме регенерации» – оно заменило собой часть существовавшей на этом месте застройки и на сайте архитекторов значится – внимание – как реновация.

Итак, возникшее в итоге здание состоит из двух пятиэтажных корпусов, соединенных третьим – двухэтажной перемычкой, предназначенной для лабораторий. В верхних этажах двух больших корпусов расположены офисы, на первом этаже – производственные помещения, а в запланированных 500 м2 шоу-рума уже разместился автосалон Рено. В сочетании с соседними постройками три корпуса образуют довольно обширный внутренний двор, которым архитекторы и застройщики очень гордятся, считая его парафразом компактных дворов этой части Милана. Архитектура комплекса – это осознанная интервенция квартальной планировки на границе между вполне городским бульваром Чертоза и его ближайшими окрестностями, разношерстными, невысокими и тяготеющими к субурбии. Сейчас бульвар, надо сказать, с трудом сопротивляется натиску не-городской среды: его трамвайные рельсы заржавели, красная линия прерывается, он едва противостоит атмосфере окраин – новый офисный комплекс оказывается едва ли не форпостом урбанизированной среды, усиливая на своем небольшом пятачке ощущение города. Авторы называют его комплексом-интровертом, подчеркивая замкнутость двора.
zooming
Офисный комплекс Green Place в Милане, построенный бюро Goring & Straja Architects в 2014 году. Фотография © Stefano Gusmeroli
План офисного комплекса Green Place на уровне земли © Goring & Straja Architects

Впрочем, архитектура здания в целом апеллирует к «интернациональному» послевоенному модернизму: лаконичная форма очерчена белой рамкой-«телевизором», много стекла, сетка тонких опор внутри – в нем можно многое найти из правил Ле Корбюзье. Поправкой на современные тенденции становятся слегка ломаные линии фасадов и уже упомянутые признаки подчеркнуто городской среды: от небольшой высоты до квартальной планировки с замкнутым двором.

Но главная особенность здания – стеклянно-бетонный фасад дополнен подвижными ламелями из клееного бамбука: в каждом из модулей, закрепленных на оцинкованном стальном каркасе, – по шесть бамбуковых стволов диаметром около 50 мм каждый. На западном фасаде, где площадь ламелей больше всего, и на коротком, обращенном к бульвару южном, ламели вращаются автоматизированно, в зависимости от положения солнца и необходимости в тени. На восточном, дворовом фасаде того же корпуса управление модулями механическое – их можно крутить вручную. Таким же ручным управлением наделены решетки перед фасадом двухэтажного корпуса со стороны двора, только там они – не вертикальные, а горизонтальные, и длинные: каждый модуль тянется по четыре метра вдоль фасада.

Максимальное затенение, которое могут обеспечить солцезащитные бамбуковые ламели – 70%: их прозрачная конструкция не закрывает солнце полностью, а «дробит» его, разрезает на полоски, создавая кружевную, неплотную тень. Впрочем, красивые полосатые тени на фотографиях сложно признать совершенным достоинством: полоски света все равно будут светит в глаза, так что ламели не исключают того, что в здании появятся внутренние жалюзи – но их хаотического нагромождения не будет слишком видно снаружи, что уже плюс.

В здании Green Place архитекторы GaS впервые в Италии использовали систему бамбуковых ламелей, но надо сказать, что использование для защиты от солнца не тентов и капитальных козырьков, а решеток – один из любимых приемов этого бюро. К примеру, в миланских комплексах Palazzo della VetraPerseo Expo District и Affori Centre они для той же цели использовали решетчатые навесы.
zooming
Западный фасад: в тени ламели раскрыты. Фотография © Stefano Gusmeroli
zooming
Западный фасад, освещенный солнцем: ламели закрыты. Фотография © Stefano Gusmeroli
zooming
Офисный комплекс Green Place в Милане. Фотография © Stefano Gusmeroli
zooming
Офисный комплекс Green Place в Милане. Фотография © Stefano Gusmeroli
zooming
Полосы света в интерьере. Офисный комплекс Green Place в Милане. Фотография © Stefano Gusmeroli
zooming
Офисный комплекс Green Place в Милане. Фотография © Stefano Gusmeroli
zooming
Офисный комплекс Green Place в Милане. Фотография © Stefano Gusmeroli

Внутренний двор – приватное пространство арендаторов, в него можно попасть с улицы через две невысокие арки, а также из каждого корпуса: одна из функций дворового пространства – связывать весь комплекс воедино. Сюда обращены стеклянные стены входных атриумов, в чьем светлом, высоком и цельном, лишенном горизонтальных перегородок пространстве помещены пластичные белые объемы лестниц – еще одна гордость архитекторов и еще один корбюзеанский (впрочем популярный у многих модернистов) мотив.
zooming
«Все в сад!» Внутренний двор – место встреч клерков в обеденный перерыв. Горизонтальные бамбуковые ламели отчетливо видны на фасаде двухэтажного здания (справа). Офисный комплекс Green Place в Милане. Фотография © Stefano Gusmeroli"
zooming
Офисный комплекс Green Place в Милане. Фотография © Stefano Gusmeroli
zooming
Офисный комплекс Green Place в Милане. Фотография © Stefano Gusmeroli
zooming
Офисный комплекс Green Place в Милане. Фотография © Stefano Gusmeroli

Двор, предназначенный, помимо связи между корпусами, конечно же, для отдыха, общения и вечеринок, расположен на кровле подземной парковки (площадью около 7500 м2) и тщательно благоустроен. Вся его территория расчерчена на множество одинаковых небольших прямоугольников и напоминает игровую доску, где часть полей занята вымосткой из черной и белой гальки, вторая – расположенными в уровне мощения клумбами, третья – кадками с деревьями, в том числе эвкалиптами, широкие бордюры которых служат скамейками для отдыха. Рисунком этого мини-сада можно любоваться не только изнутри, но и сверху: со сквера-террасы, обустроенного на кровле двухэтажного корпуса-перемычки и также озелененного.
zooming
Благодаря утонченной системе освещения внутренний двор доступен в темное время суток. Офисный комплекс Green Place в Милане. Фотография © Stefano Gusmeroli
zooming
Атриум похож на клетчатый макет с разноцветными шашечками. Офисный комплекс Green Place в Милане. Фотография © Stefano Gusmeroli

Все озеленение – и двора, и террасы на крыше – выполнено с применением технологии Floradrain® FD 40-E от компании ZinCo. Размер элемента Floradrain- 40 и специальный субстрат- почва для зеленых кровель, позволяют корневым системам кустарников и деревьев получать оптимальное количество влаги. А газоны с седумами (Sedum Carpet) – с уже более тонким слоем почвы – созданы с применением системы Floradrain® FD 25-E. Согласно документации, под озеленение отданы 1 500 м2.
zooming
Технология Floradrain® FD 40-E, которая применялась при создании сада на крыше в здании Green Place в Милан. Фото с сайта zinco-greenroof.com

План офисного комплекса Green Place © Goring & Straja Architects
План офисного комплекса Green Place © Goring & Straja Architects
zooming
План офисного комплекса Green Place © Goring & Straja Architects
План офисного комплекса Green Place © Goring & Straja Architects

Кровли высоких, пятиэтажных корпусов тоже не пустуют: они заняты солнечными панелями общей площадью 1200 м2.

Игра стеклянных поверхностей, белых плоскостей и бамбуковых решеток усиливается с наступлением сумерек. Разнообразная подсветка раскрашивает комплекс, делая его еще более привлекательным. Жаль, что судя по решеткам, плотно окружившим территорию, эта красота доступна только для сотрудников компаний-арендаторов, а не для всех горожан.

И напоследок – рассказывающий о комплексе ролик с приятной музыкой: 
 

Один из руководителей GaS, архитектор Андре Страйа,
рассказывает о здании Green Place:
 

Материал предоставлен компанией «ЦинКо РУС»

Поставщики, технологии

Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
Мастерская:
Goring & Straja Architects (GaS)

13 Июля 2015

Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»): другие статьи и новости
«Зеленые» крыши по-гречески
Новый культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса с Национальной оперой и Национальной библиотекой встроен в гигантскую средиземноморскую парковую зону.
Крыши города-сада
Главная особенность будущего района Гамбурга Oberbillwerder – насыщенность городской среды и взаимодействие с природным окружением. Не последнюю роль в создании «образцового города» играют крыши, на которых разместятся сады, игровые площадки и общественные пространства.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.