Супермен от 3D-печати

Нам всем порою не хватает воображения. Каждому – в своем. У одних из-за этого страдала геометрия или физика, у других не получались красивыми школьные сочинения, третьи, щелкая и то и другое как орешки, не могут без посторонней помощи подобрать себе одежду или красиво обставить комнату, а кому-то трудно ориентироваться на местности – для этого тоже нужно иметь особое воображение.

Реклама
Компaния:
Consistent Software Distribution
Сайт:
http://www.csd.ru/
Мне же всегда не хватало «третьего глаза» для того чтобы по чертежам представить себе какую-нибудь деталь механизма или дом – и тем более я не умею этого делать, если требуется четко видеть целое на основе нескольких чертежей. Для меня чертежи – то же самое, что для большинства немузыкантов ноты: сколько в нотную тетрадь ни смотри, музыки не услышишь.

Компьютеры, конечно, в последние десятилетия стали лекарством для такого рода «инвалидности». Во всяком случае, иногда техника справляется. Сейчас, к примеру, никто не удивится тому, что компьютер воспроизведет по нотам музыку да еще и заменит собой оркестр. С чертежами, правда, сложнее, но и здесь есть программные продукты, которые станут подспорьем в создании трехмерной компьютерной модели. Наконец, появилась и трехмерная печать, способная достаточно быстро сделать компьютерную модель вполне реальной вещью, которую можно трогать, осматривать со всех сторон и использовать в практических целях.

Печать в трех измерениях
Трехмерные принтеры, конечно, еще не возводят домов: пока что вотчина таких аппаратов – прототипирование. Небольшие объекты можно построить в натуральную величину, а те что побольше – в уменьшенном масштабе. Каждый из нас видел настольные макеты органов человека, космических аппаратов, автомобилей, зданий или даже городских районов – многое из этого целиком или по частям напечатал трехмерный принтер.

Хотя этой технологии уже больше десятка лет, она по-прежнему не на виду. Дело в том, что трехмерный принтер – не предмет домашнего обихода, а специальное оборудование. Те же компании, для которых создание прототипа – обязательный этап какого-либо процесса, давно оценили удобство трехмерной печати. В том числе и потому, что не всем, кто определяет судьбу того или иного проекта, достает воображения видеть в чертежах объем и целостность. Вы напрасно потратите время, тыкая в чертежи и объясняя мэтру финансовых потоков, каким именно будет новый торговый центр. Будь на месте мэтра я, непременно отодвинул бы в сторону чертежи, компьютерную визуализацию и спросил: «Ну а как это все будет выглядеть наяву?». Вот тут бы самое время подвести «воротилу бизнеса» к макету.

Можно, конечно, по старой доброй традиции обратиться в макетную мастерскую, где руками десяти или более человек макет в нужном масштабе будет создан за неделю (а может и за месяц) из картона, бумаги и других материалов. Однако это долгий процесс, да и затраты на него не всегда будут оправданы. Вдруг понадобится что-то изменить в макете? Тогда весь труд и вложенные в него деньги окажутся потраченными напрасно: переделка займет столько же времени, а заказчику придется оплачивать работу заново. Конечно, списывать профессиональные макетные мастерские еще рано, есть ситуации, когда и они незаменимы, однако, благодаря трехмерному принтеру, макет или его отдельные части можно переделать всего за день, изменив форму, цвет или размер. Это удобно, наглядно и быстро. Ничего не придется искать на стороне, не нужно неделю ждать выполнения заказа: если 3D-принтер стоит у вас в офисе, вы несколькими кликами мыши вносите изменения в компьютерную модель и отправляете ее на печать.

Приведенный мною пример архитектурного проекта вполне реален, но он далеко не единственный из возможных. 3D-принтер оценят промышленные и графические дизайнеры, медики и даже картографы. Такой аппарат будет полезен на заводах, в НИИ и на сувенирных фабриках. Эльмира Гафурова, директор по работе с партнерами компании Etorg, рассказала о том, что их ZPrinter 650 способен если не на всё, то на очень многое. «Мне действительно нравится рассказывать об аппарате и технологии 3D-печати. Я знаю, насколько все это увлекательно, – говорит Эльмира. – А возможности принтера просто поражают. Пожалуй, ни одна другая технология не способна за соразмерные деньги создавать аналогичные модели». Близкое знакомство c 3D-принтером началось для Эльмиры с того, что компания Etorg решила продавать такие устройства. Разумеется, будущих клиентов нельзя оставлять с незнакомой техникой один на один, и, чтобы самим освоить 3D-принтер, компания купила один из таких аппаратов для собственных нужд. Эльмире, как руководителю данного проекта, поначалу пришлось несладко: работу на принтере она осваивала самостоятельно. «Хотя я с техникой на «ты», это было не очень просто без квалифицированной помощи и специальных знаний, – вспоминает Эльмира. – Спасибо владельцам похожего принтера – коллегам из питерской компании «Инвент», которые помогли мне с этим справиться». Теперь Эльмира сама готова бесплатно приезжать к клиентам, рассказывать и показывать: она уверена, что ни один продавец не расскажет о технике больше человека, который ею пользуется. Приняв приглашение Эльмиры Гафуровой, я приехал в офис Etorg, где стоит ZPrinter 650, чтобы услышать подробный рассказ о технологии и аппарате. Должен признать, что поездка выдалась на редкость познавательной и интересной.

Вскоре после начала осмотра аппарата и объяснений Эльмиры о том, что и как работает, я понял, отчего каждый из нас до сих пор не купил себе подобную штуку домой, чтобы забавы ради печатать маленькие игрушки своим детям, какие-нибудь фигурки для коллекций или даже замену потерянному брелку. Все это ZPrinter 650 делает с легкостью, но это довольно большой аппарат (1880х740х1450 см), и разница между ним и типичным домашним устройством примерно такая же, как между вашим струйным принтером и мини-лабораторией для печати фотографий. А вот для офиса такая техника подходит вполне: печатает она почти бесшумно, а при должных мерах предосторожности грязи совсем немного. Упоминание о чистоте неслучайно, так как технология Z Corporation основана на послойном выращивании изделия из гипсового порошка, который теоретически мог бы оказаться везде вокруг используемого принтера. Мог бы, но не оказывается. Выращивание происходит в закрытой камере, а лишний порошок удаляется встроенным в принтер пылесосом.

Как происходит печать?
Камера построения имеет размеры 254х381х203 мм, что и определяет максимальный размер изделия. Всё, что в разы меньше, можно печать сразу по несколько штук за один сеанс. Все, что больше размеров камеры, приходится разделять на части, которые можно печатать по отдельности. В конце отдельные части собираются в единое целое. Процесс печати начинается в верхней части камеры. Подъемная платформа, образующая нижнюю стенку камеры, вначале поднимается наверх, ее поверхность тонким ровным слоем засыпается гипсом. Печатная головка, похожая по своему строению на головку струйного принтера, наносит специальную клеевую жидкость на те участки поверхности, которые должны образовать нижний слой изделия. Жидкость застывает почти сразу, склеивая порошок в нужных местах. Затем нижняя платформа чуть опускается, наносится новый слой порошка, и печать продолжается. Порошок, который не входит в само изделие, постепенно заполняя все пространство камеры, поддерживает выращиваемую модель, отчего их и можно печать целыми партиями, если хватает места в камере. Достаточно предусмотреть между ними минимальные зазоры: плотно замурованные в порошке на протяжении всего сеанса печати, изделия не смещаются и «растут», не мешая друг другу. В процессе построения изделия его будущая поверхность раскрашивается: ZPrinter 650 поддерживает 24-битный цвет, используя четыре печатающие головки (CMYK). Цвет при обычной печати никого не удивляет, даже домашнего пользователя, но у 3D-печати с цветом не такие радужные отношения. Некоторые подходы к трехмерной печати, реализованные в аппаратах других компаний, позволяют делать модели разных цветов, но при этом оставляют их одноцветными. К примеру, напечатать фигурку белой лодки с синим парусом конкуренты не смогут: нужно будет по отдельности сделать синюю и белую детали, предусмотрев возможность их объединения в одну композицию. Аппараты Z Corporation действительно умеет одновременно раскрашивать изделие в разные цвета по вашему желанию. Разрешение ZPrinter 650 – 600x540 dpi. Печатает он со скоростью 28 мм в час, а толщина одного слоя составляет около 0,1 мм. Исходная компьютерная модель автоматически разбивается на слои такой толщины драйвером печати еще до старта процесса.

По окончании процесса вся камера заполнена гипсовым порошком, внутри которого находятся одно или насколько изделий. Большая часть неиспользованного порошка может быть автоматически удалена из камеры самим принтером для повторного использования, после чего изделия просушиваются полтора часа при определенной температуре. Последний этап – пропитка изделия. Модель окунается в специальный клей (иногда его удобнее наносить кисточкой). Цель этой процедуры – сделать изделие прочным. До пропитки пусть и твердые гипсовые изделия крайне хрупки, а после даже тонкую деталь крайне сложно сломать руками. Впрочем, в зависимости от назначения, разными составами для пропитки можно придавать готовым изделиям различную прочность.

Тонкости гипсовой науки
Эльмира Гафурова рассказала, что во многом удобство использования принтера зависит от исходной модели: «Если компьютерная модель изначально готова к печати, то на подготовку аппарата уходит всего около получаса. Если же модель нужно модифицировать, то подготовка может занять и часы». Вот только непосредственно к печати это отношения не имеет: все упирается в квалификацию дизайнера, который делал на компьютере исходную модель, и в то, много ли приходится исправлять ошибок. Чаще всего требуется увеличивать толщину стенок – особенно в моделях, которые имеют полости.

Одной из самых сложных задач для Эльмиры и ее коллег было создание модели стадиона. Стадион состоял из нескольких частей, которые затем собирались вместе. Такая модель не должна разваливаться под собственным весом, ее конструкцию следует заранее и тщательно продумать. «Крышу мы довели до нужного состояния, предусмотрев ребра жесткости, а вот про низ немного забыли, – вспоминает Эльмира. – Там были очень тонкие детали, которые во время постобработки деформировались и разрушались. К счастью, перепечатывать пришлось только одну деталь». Подобные модели, которые сами по себе велики, но изобилуют мелкими деталями, очень сложно обрабатывать укрепляющим клеем. Именно на таких задачах наиболее часто проявляются изъяны изначального компьютерного моделирования.

Опыт Etorg показывает, что чем больший объем камеры занимается моделью, тем выгоднее ее печатать. Дело не в цене гипсового порошка, а в стоимости краски. «Зато с помощью ZPrinter 650, – говорит Эльмира Гафурова, – можно делать много моделей сразу, распределяя их в несколько «этажей» по всей площади камеры». К сожалению, такой оптимальности удается достичь далеко не всегда. Есть надежда, что в будущем технология будет более востребована и от желающих получить прототип не будет отбоя, но пока 3D-принтер – это такой аппарат, который совсем не подойдет тем, кому изредка нужно напечатать одну-единственную модель размером с теннисный мяч. Возможно, в таком случае своего клиента найдет компания, работающая по другой технологии... Как и любая техника, ZPrinter 650 имеет свою рекомендуемую нагрузку, и это надо учитывать, планируя приобретение любого профессионального оборудования с целью заработать на нем. «3D-печать – дорогое удовольствие, – говорит Эльмира. – Ни о какой прибыли в тысячу процентов и речи не идет. Бывают модели, прибыль от которых вообще выходит нулевой: мы просто не поднимаем цены выше определенного уровня».

Необходимо, впрочем, заметить, что и альтернативные технологии штучного изготовления прототипа того или иного изделия также дорогостоящи, но при этом занимают гораздо больше времени. Именно поэтому компания Etorg получает сейчас немало сторонних заказов на изготовление таких изделий – 3D-печать удобнее и быстрее. Несмотря на то, что есть и другие производители, Etorg предлагает принтеры только от Z Corporation. Моя собеседница и ее компания сделали свой выбор вполне осознанно, ведь имеющаяся альтернатива – это одноцветная печать, которая к тому же впятеро медленнее и чуть ли не на порядок дороже. Так что, с определенной точки зрения, высокая стоимость 3D-печати на ZPrinter 650 оказывается относительно скромной.

Тем не менее, пока абсолютные затраты на трехмерную печать значительны, хорошим подспорьем в окупаемости 3D-принтера станет собственный проект. «Сейчас мы работаем над наполнением онлайн-каталога 3D-моделями, которые можно будет выбрать и заказать их печать, – говорит Эльмира. – Фигурка супермена размером 10 сантиметров при заказе у нас обойдется вам примерно в 1600 рублей. Это немало. В то же время, если кому-то необходимо реализовать задумку, требующую превращения трехмерной компьютерной модели во вполне осязаемую вещь, это доступная сумма». Эльмира Гафурова полагает, что у 3D-печати в России хорошие перспективы. Быть может, бум настанет не с нынешними ценами на оборудование и расходные материалы, ведь они тоже зависят от степени распространенности технологии. Популярность же зависит от возможностей, даваемых технологией. Они очевидно велики и далеко не исчерпаны, как не исчерпаны еще и возможности совершенствования самой 3D-печати.

Поставщики, технологии

Consistent Software Distribution

17 Августа 2010

Consistent Software Distribution: другие статьи и новости
Новое слово в сертификации SAM
Компания CSD вводит новую в России систему сертификации на подтверждение соответствия международному стандарту ISO/IEC 19770-1: SAM Processes
Выставка-конференция «Объемный взгляд, широкие возможности»
24 и 25 мая компания ООО «Статус-Т», совместно с компанией Consistent Software Distribution, проведут в Тюмени выставку-конференцию «Объемный взгляд, широкие возможности», посвященную современным технологиям печати и 3D-прототипирования.
Autodesk Revit Architecture – фундамент вашего творчества
Для превращения творческой идеи в проект необходимы высококачественные инструменты, которые взяли бы на себя значительную часть рутинных функций, дабы процесс создания проектной документации не отбил у творческих людей желания предлагать все новые и новые идеи.
Autodesk представляет новые 2012 версии решений для строительства,...
Компания Autodesk, мировой лидер в области решений для 3D-дизайна, проектирования и создания виртуальной реальности, объявляет о выпуске новых версий программных продуктов для архитектуры, строительства и управления инфраструктурой. Линейка программ 2012 поддерживает технологию информационного моделирования зданий (Building Informational Modeling – BIM) и предлагает комплексные решения актуальных бизнес-задач для архитекторов, инженеров, планировщиков, подрядчиков и управляющих компаний.
Выпущена новая книга по Autodesk Revit 2011
Компания Consistent Software Distribution, value added дистрибьютор на рынке САПР, ГИС, визуализации и анимации, объявляет о выходе уникального издания – книги А.Л. Ланцова «Autodesk Revit 2011. Компьютерное проектирование зданий».
Гуру V-Ray в Москве!
Расписание мастер-классов «Передовые технологии визуализации от компании Chaos Group: V-Ray для 3ds Max, V-Ray для Maya».
Oce ColorWave 300 – не вширь, а в рост
Océ ColorWave 300 – многофункциональное устройство, которое предназначено для обработки документов размерами до А0 включительно (914 мм).
V-Ray – цените свое время
Неоспоримым лидером на рынке программного обеспечения для трехмерного моделирования является Autodesk 3ds Max. Он позволяет минимальными усилиями добиться максимально приближенного к реальности изображения, создавать более глубокое глобальное освещение, гарантируя скорость просчета и сочную картинку.
Принтер для материализации идей
Еще для наших родителей компьютерная техника была неотрывно связана с перемалыванием чисел и решением математических задач, сформулированных специалистами разных точных наук. Но зацикленность на математике давно в прошлом.
Oce представляет самый простой широкоформатный принтер
Компания Oce, международный лидер в области цифрового документооборота и технологий, объявила сегодня о запуске новой линейки принтеров Oce CS2400. Эти быстрые и тихие устройства формата A1 и A0 оптимальны при сверхмалых объемах печати. Они предназначены для вывода документов САПР и ГИС, скорость, качество отпечатков, надежность и экономичность находятся на уровне лучших современных показателей.
Мост между технологиями
Широкоформатный принтер Oce ColorWave 600 - это удачный компромисс между электрографической и струйной печатью, дающий ощутимый прирост производительности и качества при значительной экономии.
Многофункциональные широкоформатные устройства...
Решение Oce PlotWave получило награду «За лучший экологичный широкоформатный принтер» и рейтинг «Пять звезд» от тестовой лаборатории BERTL, а также награды за дизайн от iF. Модель Oce ColorWave 300 получила награду от iF, которая среди дизайнеров имеет статус самой престижной в Европе.
Новый успешный сканер Contex серии XD теперь доступен...
Сканер Contex XD2490 стал одним из наиболее продаваемых сканеров с момента его анонсирования в сентябре 2009 г. 15 апреля компания Contex предоставляет вам новую возможность для пользователей, заинтересованных в сканировании, копировании и обмене широкоформатными документами.
Генерал от печати
Печать проектной документации – процесс не менее важный, чем всё, что случается с проектом до встречи с принтером. Может ли принтер испортить проект? Наверное, нет. Но осложнить жизнь тем, кто готовит чертежи и пользуется ими, – запросто.
Присоединяйтесь к следующей волне
Когда в архитектурном бюро встает вопрос о необходимости оперативной печати чертежей для их быстрой отправки на объекты, нередко возникают проблемы, которые далеки от методов печати и типов носителей, и ваш штатный специалист по оргтехнике вряд ли сможет их решить...
Цветное волнение
Когда человек покупает принтер себе домой, проблема выбора упирается в тип печатаемых документов. Нужно ответить себе лишь на несколько простых вопросов, разобравшись с необходимостью печати фотографий и остротой нужды в цвете, если фотографии печатать не предполагается...
3D-печать в архитектуре
Насколько цифровая модель здания сделала более эффективным проектирование, настолько и 3D-печать макетов дала бизнесу возможности, о которых раньше приходилось только мечтать.
Выпущена новая книга по Autodesk Revit 2010
Компания Consistent Software Distribution - value added дистрибутор на рынке САПР, ГИС, визуализации и анимации — совместно с издательством «Фойлис» объявляют о выходе уникального издания А.Л. Ланцова «Autodesk Revit 2010. Компьютерное проектирование зданий. Архитектура. Инженерные сети. Несущие конструкции».
Эффективный инструментарий для промышленного дизайна
Одним из вспомогательных, но объективно необходимых инструментов для промышленного дизайнера является графический планшет или интерактивный перьевой дисплей. Благодаря высокой точности, надёжности, эффективности и эргономичности профессионалы высокого класса уже давно сделали свой выбор в пользу перьевых устройств ввода компании Wacom.
Трехмерным пространствам – трехмерные мыши
Как поворачивать трехмерную модель и размещать компоненты сборок с помощью мыши, которая перемещается всего в двух плоскостях? Статья рассказывает о преимуществах 3D-мыши – манипулятора, который представляет собой устройство трехмерного позиционирования с джойстиком для работы в системах трехмерного проектирования или в приложениях, требующих контроля за перемещением объектов в 3D-пространстве
Руководство для покупателя 3D-принтера
В жестких экономических условиях выживают самые гибкие. Правильный выбор 3D-принтера важен сейчас как никогда. Разумно выбранный 3D-принтер значительно ускорит процесс итеративных разработок.
Projectно-Smetная документация. О возможностях программного...
Любой проект сопровождается проектной документацией, важной составляющей которой является стоимостная оценка проводимых проектных и изыскательских работ, а также финансовая сторона разработки проектно-сметной документации. Для решения этой задачи компания «СиСофт Девелопмент» предлагает одну из своих последних разработок – программное обеспечение Project Smeta CS.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.