Кафедральный собор в Архангельске
/ Cathedral in Arhangelskинформация:
-
статус
проект -
даты
2000 -
место
Архангельск
набережная Северной Двины -
координаты
64.531056, 40.527585 -
функция
Культовый / Собор -
площадь застройки
3600 м2 -
общая площадь
5080 м2 -
строительный объем
50000 м3
Никита Явейн
Nikita Yavein / РоссияСтудия 44
Company: / Россияавторский коллектив
Никита Явейн, Виталий Антипин, Василий Романцев при участии Евгения Еловкова, Ярослава Омётова
партнеры, заказчики, смежники
Заказчик: Епархиальное управление Архангельской области
описание:
Авторы рассматривают главный храм Архангельска как материализованную идею соборности – объединения православной культуры Русского Севера. Эта идея традиционно выражается в образе православного города на берегу реки, над стенами которого высятся многочисленные купола. Девять глав собора символизируют архангельский чин, который соответствует посвящению собора Михаилу Архангелу, а также самому имени города.
Высокие «башни» собора симметрично сгруппированы вокруг центральной оси; каждая завершается куполом с крестом и может быть посвящена одному из погибших архангельских храмов. Понизу здание опоясано распластанным объемом крытого гульбища.
В архитектуре собора присутствует ряд характерных мотивов русского северного зодчества:
•ярусная композиция
•переход от прямоугольных форм к круглым через удвоение граней («восьмерик на четверике»)
•шатровый тип построения пространства
•просторное гульбище на высоком подклете с лесенками и крыльцами.
В нижнем ярусе собора (отм. 0.00) выделены пространства храма для отпевания (с севера) и крестильного храма (с юга), центральную часть занимает зал собраний. Здесь же расположены приемные епископа и настоятеля, ризницы, кладовые церковной утвари, трапезная с кухней и хлебопекарней, а также различные служебные помещения. Вокруг здания предусмотрен широкий тротуар для крестного хода с навесами в местах водосвятия.
Крестный ход может идти и по утепленной крытой галерее, расположенной на высоте 4,5 м от земли, на втором ярусе, в уровне верхнего храма. Этот храм имеет три придела: центральный – Михаила Архангела – и два боковых, посвященных местным святым. Каждый придел имеет свой алтарь, огражденный невысоким иконостасом. В притворе верхнего храма расположены свечные лавки; притвор переходит в среднюю часть, где справа находится место канона, а слева – место для исповеди.
В третьем ярусе (отм. 9,00) устроены хоры на 50-100 прихожан.
Высокие «башни» собора симметрично сгруппированы вокруг центральной оси; каждая завершается куполом с крестом и может быть посвящена одному из погибших архангельских храмов. Понизу здание опоясано распластанным объемом крытого гульбища.
В архитектуре собора присутствует ряд характерных мотивов русского северного зодчества:
•ярусная композиция
•переход от прямоугольных форм к круглым через удвоение граней («восьмерик на четверике»)
•шатровый тип построения пространства
•просторное гульбище на высоком подклете с лесенками и крыльцами.
В нижнем ярусе собора (отм. 0.00) выделены пространства храма для отпевания (с севера) и крестильного храма (с юга), центральную часть занимает зал собраний. Здесь же расположены приемные епископа и настоятеля, ризницы, кладовые церковной утвари, трапезная с кухней и хлебопекарней, а также различные служебные помещения. Вокруг здания предусмотрен широкий тротуар для крестного хода с навесами в местах водосвятия.
Крестный ход может идти и по утепленной крытой галерее, расположенной на высоте 4,5 м от земли, на втором ярусе, в уровне верхнего храма. Этот храм имеет три придела: центральный – Михаила Архангела – и два боковых, посвященных местным святым. Каждый придел имеет свой алтарь, огражденный невысоким иконостасом. В притворе верхнего храма расположены свечные лавки; притвор переходит в среднюю часть, где справа находится место канона, а слева – место для исповеди.
В третьем ярусе (отм. 9,00) устроены хоры на 50-100 прихожан.
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
20.11.2024
Золотая коронка
Андрей Чуйков18.11.2024
Гибкость и интеграция
Елена Струговец17.11.2024
Начало новой жизни
16.11.2024
И свет, и тень
Технологии:
21.11.2024
Новые горизонты
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.Новые горизонты
19.11.2024
ПАО "СИБУР Холдинг"
VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным решениям
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.ПАО "СИБУР Холдинг"
18.11.2024
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.11.11.2024
КНАУФ ГИПС
И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК «Некрасовка»
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).КНАУФ ГИПС
07.11.2024
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
За фасадом: особенности применения кирпича в современных НФС
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.АО «Фирма «КИРИЛЛ»