Реконструкция внутренней территории Большого Гостиного двора
© Студия 44

Реконструкция внутренней территории Большого Гостиного двора

/ Reconstruction of the inner territory of Bolshoy Gostiny Dvor

информация:

Никита Явейн

Никита Явейн /

Nikita Yavein / Россия
Студия 44

Студия 44 /

Studio 44 / Россия
авторский коллектив
Авторы концепции:
Архитекторы: Н.И. Явейн, А.П. Кошарный (Архитектурное бюро “Студия 44”); С.И. Аксёнов, А.М. Берзинг, А.В. Воронов, Г.С. Снежкин, И.В. Спиридонов (Архитектурная мастерская “ЛЕС”)
Авторы эскизного проекта внутреннего кольца Перинной линии БГД:
Архитекторы: В.И. Парфёнов, А.В. Дунаев, Е.П. Лукьянова, К.П. Соколова, при участии А. Барди
Реставраторы: Н.В. Широкова, А.И. Раздьяконова, И.В. Сабанцев
Конструкторы: И.Н. Ляшко, Н.В. Просветова, С.С. Богданов

партнеры, заказчики, смежники
Заказчик: ОАО «Большой Гостиный Двор»

Реконструкция внутренней территории Большого Гостиного двора
© Студия 44
Реконструкция внутренней территории Большого Гостиного двора
© Студия 44

описание:

Проект реконструкции Большого Гостиного Двора (1761-1785, арх. Жан-Батист Валлен-Деламот) предусматривает возвращение старинному торговому сооружению его уникальной исторической структуры. При этом комплекс становится многофункциональным, а его торговые площади возрастают в 2,8 раза за счет рационального использования внутренней территории, сокращения складских зон и освоения подземных пространств.

Гостиный Двор – традиционное название длинных торговых рядов на Руси. Однако Большой Гостиный Двор в Петербурге (БГД) выделялся среди прочих качеством архитектуры в стиле раннего классицизма, значительными размерами и не имеющей аналогов планировочной структурой. Его торговые ряды общей протяженностью более километра обнимали целый квартал и состояли из 294 секций (лавок) – 147 по внешним линиям и стольких же по внутреннему кольцу. Идея устройства внутреннего кольца принадлежала еще предшественнику Валлен-Деламота Франческо Бартоломео Растрелли, который запланировал по периметру двора аллею, а в его центре – пруд. Этот замысел, хотя и с купюрами (без зелени и пруда), был воплощен, и в течение полутора веков по наружным линиям БГД торговали в розницу, по внутренним – оптом, а верхние этажи были заняты складами.

Так продолжалось вплоть до 1955 г., когда было решено преобразовать БГД в единый универмаг. Изолированные до того магазины превратили в сквозную анфиладу торговых залов. Внутренняя улица перестала существовать как торговая, двор закрылся для публики и стал заполняться утилитарными постройками. В 1967 г., в связи со строительством станции метро «Гостиный двор», была снесена часть внутреннего кольца на углу Невской и Садовой линий. В последующие 40 лет многие дворовые строения не эксплуатировались и пришли в аварийное состояние.

Предложения «Студии 44» состоят в следующем: внутри комплекса сносятся все постройки за исключением ценных в историко-культурном смысле. Подо всей дворовой территорией устраиваются два подземных этажа с размещением там загрузочных, технических помещений, инженерии и паркинга для посетителей. Внутренней улице возвращается ее исконная торговая роль, обрамляющие ее фасады реставрируются и воссоздаются, улица накрывается стеклянными структурами, образуя крытые пассажи по всему внутреннему периметру. Эти пассажи сходятся на углу Невской и Садовой линий в систему распределительных залов с центральным залом-ротондой. Размещенный по оси главного входа с Невского пр., этот зал служит ядром коммуникаций: здесь концентрируются основные людские потоки, в том числе, из метро.

Из ротонды посетители попадают во внутреннее пространство – «Собственный сад», состоящий из нижнего и верхнего садов. Нижний сад расположен вдоль Невской линии в уровне земли. Именно здесь находятся сохраняемые исторические объекты: дом Комитета по управлению Гостиным Двором и другие. Нижний сад связан с верхним системой лестниц и пандусов. Верхний сад – террасный, с регулярной барочной планировкой, занимает всю остальную территорию с уровня 2-го этажа до уровня 3-го этажа. Под ним находится торговый зал, объединяющий Садовую, Ломоносовскую и Перинную линии по 1-ому и 2-ому этажам.

То есть, практически весь 1-й этаж, включая внешнее кольцо, внутреннюю торговую улицу, внутреннее кольцо и бывшую дворовую территорию, превращается в единую систему торговых залов. Торговые залы 2-ого этажа размещены в новых корпусах, сохраняющих планировочную структуру внутреннего кольца с включением части бывшей дворовой территории. 3-й этаж выделен для отдыха и развлечений. Здесь предлагается разместить многозальный кинотеатр, кафе, рестораны, выставочные и демонстрационные залы. Из кафе и ресторанов можно выйти на открытые галереи, фланкирующие верхний сад. 4-й и 5-й этажи занимает верхний уровень мультиплекса и административно-бытовые помещения комплекса.

Реконструкция внутренней территории Большого Гостиного двора
© Студия 44
Реконструкция внутренней территории Большого Гостиного двора
© Студия 44
Реконструкция внутренней территории Большого Гостиного двора
© Студия 44
Реконструкция внутренней территории Большого Гостиного двора
Реконструкция внутренней территории Большого Гостиного двора
© Студия 44
Реконструкция внутренней территории Большого Гостиного двора
Реконструкция внутренней территории Большого Гостиного двора
© Студия 44
Реконструкция внутренней территории Большого Гостиного двора
© Студия 44
Реконструкция внутренней территории Большого Гостиного двора
© Студия 44
Реконструкция внутренней территории Большого Гостиного двора
© Студия 44
Реконструкция внутренней территории Большого Гостиного двора
© Студия 44
Реконструкция внутренней территории Большого Гостиного двора
© Студия 44
Реконструкция внутренней территории Большого Гостиного двора
© Студия 44

Никита Явейн,

другие постройки:
  • Академия танца под руководством Бориса Эйфмана, 2 очередь, Санкт-Петербург
  • Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь, Одинцово
  • Культурно-образовательный комплекс и музей Славы Севастополя, Севастополь
  • ЖК «ТЭЦ на Великой», Псков
  • Концепция благоустройства пешеходных зон и общественных пространств на намывных территориях Невской губы, Санкт-Петербург
  • Жилой микрорайон в Пушкине, Пушкин
  • Концепция застройки намывных территорий, Санкт-Петербург
  • Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда», Санкт-Петербург
  • Образовательный центр для одаренных детей «Сириус», Сочи

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Юлий Борисов
  • Андрей Асадов
  • Илья Уткин
  • Катерина Грень
  • Александр Порошкин
  • Игорь Шварцман
  • Василий Крапивин
  • Екатерина Кузнецова
  • Николай Миловидов
  • Владимир Плоткин
  • Андрей Романов
  • Сергей Никешкин
  • Илья Машков
  • Ростислав Цайзер
  • Вероника Дубовик
  • Никита Токарев
  • Валерия Преображенская
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Антон Яр-Скрябин
  • Станислав Белых
  • Андрей Михайлов
  • Никита Явейн
  • Михаил Канунников
  • Левон Айрапетов
  • Полина Воеводина
  • Арсений Леонович
  • Анастасия Абашева
  • Александр Попов
  • Сергей Чобан
  • Зураб Басария
  • Наталия Порошкина
  • Александр Самарин
  • Всеволод Медведев
  • Александр Скокан
  • Александр Асадов
  • Вера Бутко
  • Антон Надточий
  • Сергей Орешкин
  • Сергей Кузнецов
  • Кристина Павлова
  • Константин Ходнев
  • Юлия Тряскина
  • Карен Сапричян
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Скуратов
  • Наталия Шилова
  • Павел Андреев
  • Олег Мединский
  • Антон Лукомский
  • Евгений Герасимов
  • Дмитрий Васильев
  • Степан Липгарт
  • Иван Кожин
  • Сергей Труханов
  • Анатолий Столярчук
  • Дмитрий Реутт
  • Евгений Подгорнов
  • Владимир Ковалёв
  • Андрей Гнездилов
  • Даниил Лоренц
  • Александра Кузьмина
  • Наталья Сидорова
  • Алексей Гинзбург
  • Роман Леонидов

Проект из каталога (случайный выбор)

Постройки и проекты (новые записи):

  • Бульвар Академика Кикоина
  • Детский сад в Покровском-Стрешневе
  • Проект развития территории Мытищинской Ярмарки
  • Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Тельма, Иркутской области
  • Вилла Z
  • Набережная реки Табарка
  • Набережная реки Тюлячка
  • Набережная реки Чёрная
  • Общежитие Государственного университета управления

Новости российской архитектуры:

Технологии:

25.03.2020

Театр имени Ханса Отто в Потсдаме: окрыленный куб

Смелый замысел Притцкеровского лауреата Готтфрида Бёма – сделать бетонную кровлю театра в Потсдаме похожей на красные крылья – удалось воплотить с помощью гидроизоляции и финишного покрытия Triflex.
Triflex
24.03.2020

Славдом – Эрмитажу


Компания Славдом
12.03.2020

Condair – партнёр архитекторов

Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Condair
другие статьи