31.03.2014

Аскетизм как сопротивление

«Меньше — значит достаточно: об архитектуре и аскетизме» — новая работа итальянского теоретика архитектуры Пьер-Витторио Аурели, выпущенная издательством Strelka Press.

информация:

Фото © Strelka Institute
Фото © Strelka Instituteоткрыть большое изображение

Это 50-страничное эссе, почти манифест: манифест минимализма, понимаемого не как элемент респектабельного буржуазного интерьера, но подразумевающего полумонашеское отношение к жизни, впрочем, без религиозной составляющей. Аурели наделяет этот аскетический минимализм силой сопротивления действительности – а значит, сопротивления власти современного капитализма. Автор видит в аскетизме потенциал для изменений в противовес навязанной культуре безостановочного потребления – как материальных объектов, так и потоков информации. В области архитектуры культура потребления нашла отражение в стремлении тратить все большие средства на знаковые, «иконические» объекты, в результате чего даже образовался специальный подвид архитекторов – «стархитектор» (starchitect = star + architect). «Стархитекторы» успешно реализовывали фантазии заказчиков, пока не грянул кризис 2008 года – поворотный момент, отмечающий переход от безудержных архитектурных «кренделей» в сторону этического подхода к делу. Отныне скромность и вынужденная изобретательность – черта времени.
Сигэру Бан © Thomas Gogny / Le Moniteur
Сигэру Бан © Thomas Gogny / Le Moniteurоткрыть большое изображение

Подтверждает наблюдения Аурели относительно скромности и важности этической составляющей недавнее вручение Притцкеровской премии. В этом году премию получил Шигеру Бан, известный добровольной работой для обездоленных в регионах, пострадавших от стихийных бедствий. Присуждение премии сопровождалось формулировкой «за инновационный дизайн и гуманитарную деятельность», что вызвало неоднозначную реакцию в архитектурной среде. Так, интересен отзыв на это событие представителя группировки «стархитекторов», партнера Захи Хадид по бюро Патрика Шумахера. На своей страничке в Facebook он задается следующим вопросом: "Означает ли это, что желающий заполучить Притцкер – или Нобелевскую премию в области физики – должен отныне включать благотворительную работу в свою деятельность?" И далее: «Боюсь, в случае, если произойдет сдвиг к политкорректности, такие иконоборцы-инноваторы, как Вольф Прикс и Питер Айзенман, потеряют шанс на признание». Симптоматично, что для Шумахера деятельность, направленная на общее благополучие, определяется как политкорректность, то есть нечто вынужденное. Выходит, иконоборцы должны избегать гуманитарной деятельности, в противном случае у них не останется времени (и средств) на иконоборчество. В целом, опасения Патрика понятны, поскольку напрямую связаны с коммерческими интересами «звезд»: если отныне всех амбициозных архитекторов заставят быть социально ответственными, что же произойдет со «стархитектурными» бюро? По всей видимости, ничего хорошего.
Патрик Шумахер и Заха Хадид в спроектированном ими музее MAXXI в Риме. Изображение с сайта domusweb.it
Патрик Шумахер и Заха Хадид в спроектированном ими музее MAXXI в Риме. Изображение с сайта domusweb.itоткрыть большое изображение

Занимая подобную позицию, архитектор расписывается в том, что не может создать ничего ценного в рамках новой посткризисной парадигмы. Да и ценности его не совсем ясны. Инновации без социального аспекта – всего лишь механизм выкачивания денег из потребителя. Иконоборцы-инноваторы испугались социальной составляющей – можно ли их в этом винить? Или же виновата система, с которой архитекторы давно смирились и более-менее успешно сосуществуют, а страх социального – следствие сложившегося статус-кво, которое готовы менять далеко не все?

Возвращаясь к манифесту Аурели – для автора важно отделить истинный аскетизм от фальшивого. Аурели, как человек наблюдательный, безошибочно отслеживает «перебежчиков», цинично бросившихся от эстетики к этике, как только последняя оказалась востребована. Он разоблачает напускной аскетизм в форме стилизации под простоту при огромных инвестициях, ложный аскетизм в виде политики строгой экономии во время кризиса, формальный аскетизм в качестве маркетинговой стратегии. Истинный аскетизм по Аурели – лишь тот, что ведет к самоорганизации и подразумевает добровольный отказ от всего лишнего с целью сосредоточения на своей жизни. В архитектуре это означает возвращение к принципам раннего модернизма, но без морализаторства на тему «меньше – значит больше», и с изобретением собственных правил игры.

С любезного разрешения Strelka Press публикуем пятую главу из книги Пьер-Витторио Аурели «Меньше – значит достаточно: об архитектуре и аскетизме» (М.: Strelka Press, 2014) об интерьере «уютном» и «аскетичном», Вальтере Беньямине и Ханнесе Мейере.

comments powered by HyperComments

ссылки:

другие тексты:

книги:

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Чайная и ресторан «Боа Нова»
Алваро Сиза Виэйра, – 1963
Чайная и ресторан «Боа Нова»

Технологии:

19.04.2017

Коллекция Материя в TopView apartment от Italon

На прошедшей выставке Batimat 2017 Italon представил новую коллекцию Materia.
ЗАО «Керамогранитный Завод»
17.04.2017

20-летие SIEGENIA в России: 100 лет немецкого качества и инноваций

Почти каждое пятое окно, установленное в России, − это окно с фурнитурой SIEGENIA GRUPPE
SIEGENIA-AUBI OOO
12.04.2017

BATIMAT Inside 2017: как это было

Все призеры получили программное обеспечение для дизайна интерьера от компании Ceramic 3D, а специальные призы – поездки в Италию и Америку – вручили победителям партнеры конкурса компании ESTIMA CERAMICA и НОВЫЙ СВЕТ.
ESTIMA CERAMICA , ЭСКО «Новый Свет», CERAMIC 3D
10.04.2017

Учёные из Гарварда разработали «умный» трёхмерный материал

3D-материал складывается по принципу оригами в огромное количество возможных конфигураций.
другие статьи