Екатерина Ножова: «Шуховская башня может быть отреставрирована на месте»

Историк Шуховской башни – об особенностях ее конструкции, специфике строительной документации (которой фактически нет) и необходимости тщательной экспертизы памятника.

mainImg
Екатерина Ножова – соавтор нового международного исследования, посвященного творчеству Шухова, и автор диссертации, посвященной, в значительной степени, истории строительства башни на Шаболовке (диссертация написана в Федеральным институте технологий Цюриха). Екатерина входит в несколько европейских обществ историков строительства, главы которых недавно подписали открытое письмо президенту РФ с просьбой предотвратить утрату Шаболовской башни и предложением «профессиональной поддержки научного и инженерного сообществ».

Екатерина рассказала нам об особенностях конструкции башни, попытках ее обследования, а также поделилась своим мнением о возможности реконструкции памятника без строительства дорогостоящих лесов (заявленная стоимость которых, как следует из пояснительной записки к проекту постановления правительства о демонтаже башни, собственно, и сделала приоритетной идею разборки памятника мирового значения).
Шаболовская телебашня. Фотография сделана посредством октокоптера. Материалы предоставлены Е. Ножовой
Екатерина Ножова. Фотография предоставлена Е.Ножовой

Архи.ру:
– Как возник международный проект, посвященный исследованию творчества Владимира Шухова?

Екатерина Ножова:
– Совместный исследовательский проект Германии, Швейцарии и Австрии был инициирован тремя крупнейшими институтами – Техническим университетом Мюнхена, Университетом Иннсбрука, Федеральным институтом технологий Цюриха (ЕТН), представителем которого я являюсь, и лично Райнером Грефе – автором первой подробной книги, посвященной деятельности Шухова, которая вышла в 1990 году. Райнер Грефе обратился к своим коллегам с просьбой помочь ему в выпуске следующего издания о Шухове, дополненного самыми последними материалами и проектами. В общей сложности мы посвятили данной работе более трех лет, начав исследование в 2010 году. В настоящее время готовится финальный отчет по итогам проделанной работы. Я убеждена, что сведения, полученные в рамках данного проекта, могут быть полезны при проведении реставрационных работ.

– Кто инициировал открытое обращение к президенту РФ?

– На протяжении долгого времени мы следили за судьбой Шуховской башни. В связи с возникшей информацией о ее демонтаже, было принято решение направить открытое письмо Владимиру Путину, подписанное представителями национальных обществ Америки, Германии, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Великобритании и Бельгии. В своем обращении мы предлагаем помощь не только в вопросах консультации, мы готовы активно участвовать в реставрации, предоставить собственных специалистов. В первой версии письма были обозначены даже более конкретные шаги: проведение съезда, обсуждение всех материалов и образцов, которые нам могут быть предоставлены, анализ, экспертиза, и первые меры по консервации башни.

По вашей оценке, что сегодня препятствует консервации башни? Почему принято решение о ее демонтаже?

Проблема в том, что у башни есть собственник, который просто не знает, что делать с такой сложной 150-метровой конструкцией. И, действительно, данный проект требует деликатного и комплексного подхода. Работу над ним нельзя доверить одному отдельному бюро. Здесь понадобятся очень разнопрофильные специалисты: инженеры-обмерщики, специалисты по расчету конструкций, специалисты по металлам и их коррозии. Возможно, что и в России можно собрать такую команду. Мы же готовы прямо сейчас предоставить своих специалистов.

Еще одна серьезная проблема – отсутствие подробной документации. Сохранилось всего несколько чертежей, причем довольно схематичных. На одном из чертежей узлы стыков секций не совпадают с теми, которые можно видеть на построенной башне. Есть основания думать, что этот чертеж был сделан как часть описательной документации и датируется не 1919-м годом, а началом 1940-х. В пользу этой версии говорит и тот факт, что в шапке подписи чертежа указана организация, появившаяся только в 1932 году. Другой имеющийся документ дает представление лишь о пропорциях сооружения. Сохранившийся эскиз фундамента сильно отличается от фундамента построенной башни, а чертеж стыка между двух секций дошел до нас в очень плохом состоянии, что не позволяет составить полное представление о деталях конструкции.

При сборе всех исходных материалов мы также обратились в ЦНИИПСК им. Мельникова, созданный на базе фирмы Александра Бари, в которой работал Шухов. В институте сохранились несколько обследований 1947 и 1971 годов. Галина Шеляпина, ведущий инженер института, показала мне эти чертежи. Но когда я лично поднялась на башню, стало очевидно, что и в них есть существенное несоответствие действительности. Недостаточно знать просто пропорции, необходима полная информация о стыках, наклонных стойках, которые собирались из нескольких профилей, что напрямую было связано с методом монтажа без строительных лесов. Этой информации, к сожалению, у нас нет.

Поэтому прежде чем говорить о консервации и реставрации, необходимо провести тщательные обмеры, обследования и составить карту объекта со всеми его повреждениями. Следующим шагом должно стать создание документации башни с точными размерами всех профилей и оценкой их состояния.
Шаболовская телебашня. Фотография сделана посредством октокоптера. Материалы предоставлены Е. Ножовой

Тот факт, что башня остро нуждается в ремонте, обсуждается уже очень давно. Что до сих пор мешало провести то обследование, о котором Вы говорите?

Объект очень большой и сложный. Надо понимать, что даже большая команда верхолазов не способна обмерить башню за короткие сроки вручную.

Полтора года назад совместно с российской Академией наук и Государственным институтом авиационных систем мы пытались провести обследование с помощью небольшого летательного аппарата – октокоптера. Полтора года потребовалось нам и директору института Сергею Желтову только на то, чтобы получить разрешение на полет вокруг башни. Когда же это разрешение было получено, выяснилось, что на башне установлено огромное количество датчиков сотовой связи, которые создают мощное магнитное поле. Это поле не позволило полноценно управлять октокоптером, а следовательно – выполнить задуманное. Однако помимо нас подобные проекты пытались осуществить и другие компании. Сергей Желтов продолжил проект обмеров с компанией ZALA AERO. Им удалось получить снимки, сделанные с помощью фотограмметрического обследования. Эти фотографии воссоздают довольно точную модель, однако воспроизвести по ним детали не удается. С той же проблемой мы столкнулись при изучении материалов, подготовленных Академией наук два года назад в ходе лазерного сканирования башни. Данная работа проводилась под руководством Андрея Леонова из Института истории, естествознания и техники. Им удалось сделать самую точную модель из всех ныне существующих. Но и она дает только геометрию сооружения, не воссоздавая узлы и стыки.
Фрагменты анализа документации по Шуховской башне НиГРЭС в Дзержинске, из которых хорошо видно, что в шуховской конструкции важен каждый миллиметр. Материалы предоставлены Е. Ножовой

Из Вашего рассказа понятно, что анализ такого крупного и сложного объекта как Шуховская башня с технической точки зрения осуществить довольно сложно. Однако в своем обращении к президенту РФ вы настаиваете на проведении экспертизы. У вас имеется какой-либо алгоритм действий?

Если объединить все описанные мной выше методы, попытаться в очередной раз поработать с октокоптером или камерой на подвижной платформе, применить фотограмметрический анализ, лазерное сканирование, фотографии и ручное обследование в самых труднодоступных местах, то вполне можно получить достаточно точное представление о сегодняшнем состоянии башни. При этом не потребуется возведение дорогостоящих строительных лесов.

Вы против возведения лесов?

Дело в том, что существует проект, разработанный компанией «Качество и надежность», получившей право на проектирование по результатам тендера РТРС. Однако этот проект нигде не был опубликован. Лишь в ноябре 2012 года его представили в рамках пресс-конференции в МГСУ-МИСИ, которая была открытой, но не собрала много публики, из-за чего широкой огласки это событие не получило. Я лично там присутствовала и уже тогда у меня возникла масса вопросов. В частности – стоимость строительных лесов, по расчетам компании, в три раза превышала весь бюджет, выделенный государством на реконструкцию памятника. На основании этих расчетов был сделан вывод, что реставрация башни на месте – это слишком дорогостоящее мероприятие, куда проще ее снести. В связи с этим возникает вопрос: так ли необходимы строительные леса? Свойства шуховских конструкций таковы, что даже при повреждении нескольких элементов сооружение остается очень устойчивым, поскольку нагрузки равномерно распределяются по всей конструктивной сетке. Например, когда мы начинали реконструкцию 128-метровой Шуховской башни на Оке НиГРЭС, вандалами у нее было подпилено 16 из 40 опорных ног, но она устояла, выдержала колоссальную нагрузку и сейчас отреставрирована.
Фрагменты документации по Шуховской башне НиГРЭС в Дзержинске, из которых хорошо видно, что в шуховской конструкции важен каждый миллиметр. Материалы предоставлены Е. Ножовой
Фрагменты документации по Шуховской башне НиГРЭС в Дзержинске. Материалы предоставлены Е. Ножовой
Фотография Шуховской башни, сделанная весной 1921 года, до аварии при монтаже. Здесь видно, что по первому проекту конструкция была гораздо легче – вдвое меньше опорных стоек в 3 секции.

Удивительно еще и то, что сегодня вся информация о той ноябрьской конференции исчезла из общего доступа, включая ролики, выложенные на YouTube. Никто сегодня не знает, насколько подробно был проработан этот проект. Были ли сделаны обмеры, насколько качественно это было сделано и т.д.
Конструктивный узел Шуховской башни. Материалы предоставлены Е. Ножовой

Если будет получено одобрение предложения о консервации башни, то с какими еще проблемами придется столкнуться при последующей реставрации?

Серьезная проблема – это качество металла, использованного при строительстве Шаболовской башни. Она строилась из того, что в то время можно было достать на складах. А это, как правило, был металл низкого качества с большим содержанием фосфора и другими примесями. Надо сказать, что верхние секции проржавели гораздо сильнее, чем основание, сделанное, по всей видимости, из другого сплава, оказавшегося менее уязвимым. В момент строительства башни в России в ходу было как минимум пять видов производства стали. По статистике, только 12% металла соответствовало принятым тогда стандартам, все остальное не имело гарантий качества. Разумеется, сталь, использованная для возведения Шуховской башни, сильно отличается от современных сплавов. Поэтому здесь необходим самый серьезный анализ, чтобы не допустить конфликта между разными сплавами, который неизбежно приведет к еще большей коррозии. Подобные ошибки уже совершались во время проведения предшествующих ремонтных работ на сооружении.
Письмо от производителя работ по возведению башни с просьбой прислать сумки для верхолазов. Материалы предоставлены Е. Ножовой

Возможно ли будет собрать башню снова в неизменном виде, если ее демонтируют?

Сделать это будет крайне сложно. А самое главное, что я не вижу причин, по которым ее нужно разбирать. Первые проявления коррозии появились еще в 1991 году. Если бы меры были приняты сразу, то можно было бы обойтись обычной обработкой металла. Теперь все гораздо сложнее. Но говорить об угрозе разрушения, как мне кажется, преждевременно. Если же все-таки будет принято решение о демонтаже, то урон памятнику будет нанесен колоссальный. На профилях сохранились следы от монтажа, на которые при разборке башни, скорее всего, никто не обратит внимания. А это очень важная деталь, которую потом невозможно будет восстановить. При возведении все элементы монтировались на земле и поднимались вверх на специальных деревянных конструкциях при помощи лебедок. В результате на профилях остались отверстия диаметром около 2 см, по которым сегодня можно воссоздать весь процесс монтажа. При разборке башни весь этот пласт информации просто исчезнет.
Бланк заказа на металл для башни. Из архива экономики. Материалы предоставлены Е. Ножовой

Еще один момент – башня собрана при помощи клепок, которые верхолазы поднимали наверх в специально сшитых для этого кожаных сумках.  В подвешенном состоянии они разогревали и крепили эти клепки. То есть это были совершенно невероятное, рукодельные усилия, которые теперь могут быть полностью утеряны. Ведь при разборке клепки будут просто срезаны, а новые сегодня нигде не производят. Например, в одном из реставрационных проектов в Швейцарии клепки пришлось заказывать кузнецу. И это только малая толика того непоправимого ущерба, который будет нанесен памятнику.

Очень сложна геометрия башни. Воссоздать плоскую конструкцию проще, тогда как гиперболическая имеет скрученные профили, слегка повернутые вокруг своей оси. Здесь мы имеем дело с трехмерными и очень сложными узлами. Каждое пересечение имеет свой угол. Разница величин часто не достигает и 1 мм, но даже такая крохотная разница очень важна для последующего монтажа. Я не знаю других конструкций, раскроенных с обязательной точностью до миллиметра.

Но главный наш посыл – это срочное проведение экспертизы. Пока она не проведена, невозможно оценить состояние конструкций. А вследствие этого нельзя предпринимать вообще никаких шагов, тем более нельзя демонтировать здание. Если разбор будет начат без экспертизы, то инициаторы демонтажа получат возможность вовсе отказаться от ее дальнейшего восстановления, сославшись на ужасное состояние деталей. Я лично убеждена, что Шуховская башня может быть отреставрирована на месте.

21 Марта 2014

Шаболовский культурный кластер
Шуховская башня – главная достопримечательность целого района Москвы, считают авторы проекта развития территории Шабловки: АБ Асадова, Madetogether, НЛО проектное бюро и инициативная группа «Шаболовка».
Вокруг башни
Публикуем фрагменты из новейшего путеводителя по архитектуре Шаболовки 1920-30 годов, издание которого призвано защитить башню и уникальный конструктивистский район если не от уничтожения, то от забвения.
Башня в кубе
Концепция восстановления Шуховской башни от архитектурного бюро «Четвертое измерение»: не то чтобы новая, но и не очень известная.
Пресса: Москва может спасти Шуховскую телебашню на Шаболовке
Компания РТРС более трёх лет после указания В.В.Путина не может защитить Шуховскую телебашню от коррозии. После выделения денег Правительством России прошло уже три летних сезона, удобных для проведения работ по защите башни от коррозии. Может быть, кто-то специально хочет разрушить башню Шухова на Шаболовке коррозией, чтобы потом с выгодой реализовать участок земли в центре Москвы под её основанием?
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Сейчас на главной
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.