English version

Активация методом мелиорации

Интереснейшая идея пилотного проекта реновации бюро «Остоженка» и Института экономики города – парковки под улицами, совмещенные с коллекторами. Кроме того суть проекта в сохранении ценной зелени, проявлении новой главной улицы и дополнительных улиц-вен.

mainImg
Продолжаем рассказывать о проектах конкурса проектов пилотных территорий реновации. Особенности территории «Проспект Вернадского», насаженной, как на кнопку, на одноименную станцию метро – одновременно характерная для всего московского юго-запада престижность и недостаточная связность. Первую усиливают соседство парков, знаменитых университетов: южнее МГИМО, севернее МГУ, многие арендаторы в пятиэтажках студенты, впрочем и семьи, и пенсионеры считают это место неплохим. Вторая определяется тем, что территория разрезана оживленной магистралью проспекта, кроме того собственно участки реновации – точки нового строительства здесь разрозены, а в северной части немало «белых пятен» – непроницаемых огороженных территорий. Не развита сеть внутренних улиц и пешеходных тропинок.
Площадка реновации «Проспект Вернадского», проектируемый проезд 6640, существующее положение © АБ «Остоженка»
Проект реновации территории «Проспект Вернадского». Существующее положение © АБ Остоженка
Проект реновации территории «Проспект Вернадского». Существующее положение © АБ Остоженка

Так что главной задачей, которую поставили перед собой в пилотном проекте реновации архитекторы «Остоженки», стало соединение разрозненных площадок нового строительства между собой – и оживление внутренней жизни района. А получившаяся концепция закономерно созвучна идеологии, которую архитекторы исповедовали с самого начала существования мастерской.

В каркасе «больших деревьев»
Назвав свой проект «Когда деревья стали большими», архитекторы подчеркнули значимость зеленого каркаса для своего проекта.
Строительство Проспекта Вернадского © АБ Остоженка

Как известно, достоинства новых пятиэтажных районов в момент строительства – а здесь дома построили в 1962 году в чистом поле, на окраине рядом с Боровским шоссе – состояли в возможности получить собственную квартиру с удобствами вместо угла в коммуналке или деревянного барака. Вместе с домами появились прутики саженцев – со временем они разрослись и превратились в прекрасную рощу, в которой утонули дома. Со временем изменились и ценности: сейчас зеленый район – бесспорное преимущество.
Проект реновации территории «Проспект Вернадского». Существующее озеленение © АБ Остоженка

«Существующее озеленение мы не разрушаем, а дополняем. Зеленые междомовые пространства стали своеобразным знаком: деревья – это стрелки часов, отсчитывающие время, – говорит Андрей Гнездилов – новые дома практически «садятся» на планировочную структуру с сохранением зеленых насаждений между ними. И надо отметить, что планировка 1960-х по-прежнему актуальна: расстановка домов с ориентацией север-юг удобна сегодня для строительства, так как соответствует современным нормам инсоляции».
Проект реновации территории «Проспект Вернадского». © АБ Остоженка
Проект реновации территории «Проспект Вернадского». Принципы застройки © АБ Остоженка
Проект реновации территории «Проспект Вернадского». Существующее положение © АБ Остоженка

Но строчный принцип застройки архитекторы изменяют: в глубине района относительно невысокие – до 8 этажей – дома формируют полузакрытые урбан-блоки, а у будущего ТПУ рядом со станцией метро и поблизости от проспекта Вернадского формируются новые кварталы с башенной застройкой. Таким образом они акцентируют значимые точки и поддерживают визуальное соотношение с существующим окружением – жилыми комплексами 2000-х.

Привязка зелени существующих дворов к новой планировочной единице района – урбан-блоку, соответствует первому принципу проекта, а именно:

Город вырастает из предпосылок,
а не на пустом месте
Озелененные междомовые территории – не единственная отправная точка проекта, связанная с природным каркасом территории. Отвечающие за комфортность проживания в урбан-блоках, они лишь часть системы градостроительного решения, предлагаемого «Остоженкой», во многом продиктованного природным окружением: коммерческая и рекреационная активности, заложенные в схему, так или иначе связаны с ним.

К северу от проспекта Вернадского местный рельеф формируют русла и долины рек Самородинка и Раменка. Парки – Олимпийской деревни и 50 лет Октября – расположены в низинах на периферии участка реновации, а территории жилых кварталов постепенно поднимаются по холму, который служит водоразделом рек. Три пруда: Нижний, Средний и Верхний, относящиеся к бассейну реки Самородинки, расположены в глубине южного участка в районе дома 59А на проспекте Вернадского рядом с одним из кварталов реновации. Улица Семенова-Тян-Шанского и Проектируемый проезд 6640 между Самородинскими и Удальцовскими прудами проходят по водоразделу.

Для того, чтобы связать существующие рекреации в единую систему, в узловых точках архитекторы добавляют наземные пешеходные переходы через проспект Вернадского, предлагая синхронизировать с ними работу существующих светофоров – перейти по переходу, даже несколько удаленному от светофора, можно будет, пока машины стоят, но и движение по проспекту не сильно нарушится, так как новых светофоров авторы не предлагают, присоединяя свои переходы к существующим – надо признать, довольно тонкое решение.
Проект реновации территории «Проспект Вернадского» © АБ Остоженка
Проект реновации территории «Проспект Вернадского». Система общественных пространств © АБ Остоженка

Одна из особенностей проекта «Остоженки», которая вызвала оживленное обсуждение на выставке в «Доме на Брестской», – появление главной улицы района, буквально прорастающей из старого Боровского шоссе и других, уже освоенных жителями, но никак не осмысленных градостроительно, «народных троп». С шоссе совпадает лишь безымянный отрезок новой-главной улицы у МГИМО. Затем, у треугольной площади, улица поворачивает направо в центру деловой активности – метро и будущему ТПУ, где в проекте помещены офисные башни, пропорционально созвучные поздней застройке 2000-х на периферии территории.

Улица получает зигзагообразный и извилистый контур с несколькими ответвлениями-скверами, но очевидно, что основной стержень соединяет метро и МГИМО и совпадает с уже нахоженной, но не благоустроенной тропой. На его пути несколько школ и поликлиник, их общественные зоны согласно проекту должны быть расширены, и они, таким образом, оказываются не в глубине кварталов между заборами, а на оси городской активности. Продолжение главной улицы – за переходом через проспект, проходит по нынешней улице Семенова-Тян-шанского. Что еще интереснее, улицу Тян-шанского и проектируемый проезд 6640 с другой стороны у метро архитекторы предлагают связать автомобильным проездом, пересекающим проспект Вернадского – таким образом внутри появляется полноценная, связывающая две части территории, улица районного значения. Эта часть улицы проходит как раз по водоразделу.

Главная улица – часть предлагаемого каркаса. Его вторая часть – система существующих, и благоустраиваемых, конечно же, скверов и прудов в юго-восточной части. Их рекреационное полукольцо смыкается с новой городской осью через внутриквартальные проходы в конце улицы Семенова-Тян-шанского и, с другой стороны, у нового перехода через проспект за вереницей прудов. На схеме неплохо видно, как деловая функция плавно перерастает в рекреационную – они стали взаимопроникающими половинками одного кольца, чья цель – объединить две части района.
Проект реновации территории «Проспект Вернадского». Схема видов городской активности © АБ Остоженка
Проект реновации территории «Проспект Вернадского». Городская активность. Наиболее посещаемые места © АБ Остоженка
Проект реновации территории «Проспект Вернадского». Схема размещения объектов социальной инфраструктуры © АБ Остоженка


От периферии внутрь. Активация
Обнаружение улицы внутри района, ее усиление и нахождение связей, как ветвящихся, так и закольцованных, становится основой для активации внутриквартальных пространств. Сейчас активен контур территории, нужно активизировать ее середину, – это второй принцип реновации согласно проекту «Остоженки». Дополнениями основного «дерева» улицы и скверов станут внутриквартальные проезды, которых много больше в новой застройке, также как и переосмысленные тропинки и объезды, часть из которых становится пешеходной, часть, наоборот, усиливает свое автомобильное значение. Но катализатором должны стать намеченные артерии.

«Это очень похоже на мелиорацию. В болоте вода стоит, – комментирует проект Андрей Гнездилов, – мы создаем канал, и начинается движение. Нашу задачу мы видим в том, чтобы создать предпосылки для качественных изменений. Но мы видим потенциал использования этой улицы – как в плане коммерции, так и драйвера развития социальной жизни». Благодаря этому решению городская активность, прежде существовавшая преимущественно на периферии района, переносится внутрь, район словно «переворачивается наизнанку»: вдоль пути следования пешехода развивается инфраструктура – социальная и коммерческая, призванная насытить маршрут впечатлениями. Общий доступ в школьную библиотеку и спортивные залы усиливает социализацию района, способствуя созданию местных сообществ. Вместе с новой улицей развивается и дорожная сеть всего района, согласно третьему принципу:

Город – тело, улицы – вены
«Есть тело города, его каркас и вены – это улицы. По каркасу идут все сети – транспортные, пешеходные, инженерные, – объясняет Андрей Гнездилов, – подобно разным органам в организме, каждая из ячеек – урбан-блоков имеет свою функцию, общественную, жилую, коммерческую. Они могут смешиваться, но так или и иначе одна из них преобладает».
Проект реновации территории «Проспект Вернадского». Схема межевания © АБ Остоженка
Проект реновации территории «Проспект Вернадского». Городская ткань © АБ Остоженка

Эта модель не нова – она лежит в основе новых московских стандартов качества жилой среды, где минимальной единицей являются урбан-блоки, складывающиеся в квартальную застройку, из которой формируются микрорайоны. Впрочем на той прошлогодней Арх Москве, где Москомархитектуры представлял свои нормативы, «Остоженка» показала основанные на собственных разработках принципы, и во многом они совпадают. Урбан-блоки – наименьшие элементы городской иерархии и самые закрытые, частные, их особенность – свободный от машин внутренний двор. 

Парковка под улицей
В отношении кварталов на проспекте Вернадского проблема парковки особенно остра. Отвечая на этот вызов, архитекторы «Остоженки» предлагают вместо подземных паркингов под домами, которые зачастую усложняют архитектурно-планировочные решения квартир своим шагом колонн, размещение автостоянок под улицами и переулками.

Рентабельность такого назначения улиц была рассчитана Институтом экономики города. С точки зрения девелопмента выгода очевидна – на сегодняшний день застройщики вынуждены продавать парковочные места вместе с квартирами, но даже при нынешнем уровне автомобилизации населения не все желают переплачивать за машиноместо. Еще интереснее это предложение для города – собственника транспортных артерий. Строительство подземных автостоянок можно совмещать с прокладкой коллекторов для общегородских коммуникаций, переводя в буквальное понимание принцип «улица-артерия». Такое совмещение облегчает эксплуатацию коммунальных сетей, а вырученные за аренду парковки деньги идут в бюджет города.
Проект реновации территории «Проспект Вернадского». Парковки © АБ Остоженка

На протяжении многих лет «Остоженка» последовательно руководствуется многими из названных здесь принципов в своих проектах, реализуя их с успехом как в Москве, так и за ее пределами. Характерно, что визуализации, представленные бюро, отличались «живописной» условностью по сравнению с другими проектами, стремящимися к фотореалистичности. Хотя фасады объемов были лишь намечены, район в этих картинках ожил благодаря вывескам и персонажам, населившим его. В этом и есть главный принцип бюро – в проекте реновации их заботит главным образом создание среды, а не конкретных объектов. «Жизнь умнее нас: сложно предсказать ее точный сценарий, мы создаем лишь основу для качественных изменений, – пояснил это решение Андрей Гнездилов, – поэтому мы изобразили тех, кому предстоит изменить среду, жителей – полноправных участников этого процесса».
Проект реновации территории «Проспект Вернадского». Переулок © АБ Остоженка
Проект реновации территории «Проспект Вернадского». Двор © АБ Остоженка
Проект реновации территории «Проспект Вернадского». Сквер © АБ Остоженка
Проект реновации территории «Проспект Вернадского». Улица © АБ Остоженка
Проект реновации территории «Проспект Вернадского». Площадь © АБ Остоженка
Проект реновации территории «Проспект Вернадского». Завершение проекта © АБ Остоженка
Проект реновации территории «Проспект Вернадского». Завершение проекта © АБ Остоженка
Проект реновации территории «Проспект Вернадского». Завершение проекта © АБ Остоженка
Проект реновации территории «Проспект Вернадского». Этажность © АБ Остоженка

21 Августа 2018

Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Сейчас на главной
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.