Пожарная безопасность спортивных объектов

mainImg
Мастерская:
Мастерская Андрея Бокова
Моспроект-4
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»
Россия, Адлер, Нижнеимеретинская Бухта

Авторский коллектив:
Архитекторы: А. Боков, Д. Буш, А. Орлов, С. Чуклов, В. Тулупов, А. Заключаев, Л. Романова, Е. Бузмакова, А. Золотова, А. Шувалова, С. Каранда, И. Гришина, О. Арсений
Генеральный план: В. Тимофеев, Н. Одрова, Л. Давыдова
Конструкторы: М. Кельман, А. Проскурнин
Инженеры: Е. Бекмухамедов, А. Леденев, А. Иванов
Технологи: С. Синицын, О. Хороненко

2009 / 2013

Заказчик: ЗАО «ИНГЕОКОМ»
Генеральный подрядчик:  ГК «Олимпстрой»
Футбольный стадион «Казань-арена»
Россия, Казань

Авторский коллектив:
Архитектурая концепция: бюро “Populous”, США
Ген.проектирование: «Татинвестгражданпроект»,
Проектирование: «ЦНИИПромзданий»

2010 — 2013

Заказчик: Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан
Ген.подрядчик: ООО «ПСО Казань»
Управляющая компания: «Интэкс»
Поставщики: ТАТПРОФ (профили и системные решения для производства строительных конструкций из алюминия),
АББ (ABB) (силовое оборудование высокого, среднего и низкого напряжения; продукты и технологии для автоматизации)
ЦСКА АРЕНА
Россия, Москва, ул. Автозаводская, вл. 23

Авторский коллектив:
Авторы проекта (архитектурное бюро SPEECH): Николай Гордюшин, Сергей Попов, Алексей Евсиков, Алексей Болотин
Дизайн фасада, подготовка к печати (архитектурное бюро nps tchoban voss): Валерия Каширина, Лев Шестаков

2012 — 2013 / 2013 — 2015

Заказчик: Корпорация ТЭН
Реализация: ООО «Элизстрой»

 
Компaния:
ROCKWOOL
Контакты:
Московский офис ROCKWOOL:
109028, Серебряническая наб.,29, БЦ Silver City
[email protected]
Безопасность спортивных объектов – не пустой звук. Об этом могут рассказать жители Великобритании, где 11 мая 1985 г. на стадионе в Брэдфорде произошёл пожар, унесший жизни 56 человек. Ещё 200 зрителей получили тяжёлые ожоги. Причиной чрезвычайного происшествия стало возгорание кучи мусора, находившейся под деревянной трибуной. Вся конструкция была охвачена огнём уже через пять минут после появления первого очага. Пути эвакуации оказались закрытыми, и зрители пытались спастись, выбегая на поле. Маломобильные группы населения и люди преклонного возраста самостоятельно эвакуироваться не смогли. [1] Предотвратить подобные ситуации сегодня помогают современные технологии и материалы, соответствующие международным строительным нормам и строгим требованиям мировых спортивных организаций. Многие из них использовались и в нашей стране при подготовке к крупным соревнованиям.

Теоретические основы пожарной безопасности

Требования к пожаробезопасности спортивных сооружений устанавливают соответствующий технический регламент¹ (Федеральный закон № 123-ФЗ) и своды правил, регулирующие отдельные аспекты противопожарной защиты. Также при проектировании объектов разрабатываются специальные технические условия (СТУ). Они согласовываются с соответствующими инстанциями в порядке, установленном Минрегионразвития России, и являются дополнительным гарантом снижения рисков и минимизации источников опасности. [2]

Нормы регламентируют наличие двух защит: активной и пассивной. К первой относят системы пожарной сигнализации и обнаружения очагов возгорания, оповещатели, датчики задымления, установки для водяного и пенного пожаротушения и прочую технику. «Активное» оборудование всегда на виду, ответственным за строительство легко проконтролировать его качество и работоспособность: соответствующие испытания можно провести прямо на объекте в любой момент. С пассивной защитой всё несколько сложнее. Она подразумевает объёмно-планировочные решения и использование определённых материалов внутри и снаружи строительных конструкций. Последние часто скрыты под отделкой, и ошибки проектирования и подбора не заметны невооружённым глазом, поэтому требуется тщательный контроль как со стороны генерального подрядчика строительства, так и надзорных органов.

К основным мерам обеспечения пожарной безопасности спортивных объектов относят деление на отдельные отсеки площадью не более 2500 м² и высотой не более 50 м (16 этажей). Оно осуществляется с помощью возведения так называемых брандмауэров, то есть противопожарных стен. Важную роль играет и организация путей эвакуации людей: выходы должны вести на незадымляемые лестницы, которые ведут к безопасному месту. Пролёты дополнительно защищаются от огня и задымления, а выходы оборудуются противопожарными дверями. Обязательно предусматривается эвакуационное освещение на полу и лестничных ступенях.

Но наиболее критическое значение имеет выбор строительных материалов, в том числе и утеплителей для стен, фасадов и кровель, так как от них во многом будет зависеть скорость распространения огня, токсичность дыма, общая устойчивость сооружения и обеспечение требуемой степени огнестойкости. Нужными свойствами обладают не все теплоизоляционные материалы. Так, некоторые виды пенополистирола относятся к классу горючих , поэтому, в соответствии с действующими нормами, при его использовании рекомендуется выполнять противопожарные рассечки из негорючего утеплителя у обрамления окон и дверей. Отдельные производители PIR-плит добавляют низкокачественный модифицированный пенополиуретан, что свидетельствует о высоком классе токсичности подобного строительного материала, доходящего до группы Т3 (высокотоксичные).

Очевидно, что более надёжным и логичным выглядит изначальный выбор теплоизоляции из негорючего материала, например каменной ваты. Её волокна, не плавясь, выдерживают температуры более 10000 С. В системах конструктивной огнезащиты она является надёжным барьером для распространения огня и обеспечивает предел огнестойкости конструкций до четырёх часов. Последнее крайне важно, учитывая, что во время пожара значительно повышается температура несущих элементов, что негативно сказывается на прочности каркаса здания. Для обеспечения пределов огнестойкости, заложенных нормативными документами (до 240 минут), бетон, из которого выполняются несущие элементы, обрабатывают специальными огнезащитными средствами, такими как штукатурные покрытия на основе вспученного жидкого стекла, извести и гипса. Однако они могут применяться в помещениях с относительной влажностью не более 60 % и обладают пределом огнестойкости до 120 минут, чего недостаточно. Альтернативным решением является применение огнезащитных покрытий из плит каменной ваты, например двухплотностных FT BARRIER D. Они обеспечивают предел огнестойкости до 240 минут и не имеют ограничений в монтаже: утеплитель можно укладывать при любой температуре и влажности, он крепится при помощи металлических анкеров, а сверху может наноситься декоративное покрытие. Такое решение сочетает в себе свойства огнезащиты и теплоизоляции.

От теоретической части вопроса пожарной безопасности спортивных объектов перейдём к практике, а именно – ознакомимся с решениями, которые применялись при строительстве площадок в России.

Первопроходцы из Казани: защита объектов Универсиады от огня

Первым международным спортивным событием в истории России XXI века стала XXVII Всемирная летняя универсиада, прошедшая в 2013 г. в столице Республики Татарстан. Для проведения соревнований было задействовано 64 объекта, из которых 36 построили специально к молодёжным играм. Возведение всех комплексов контролировалось членами Международного олимпийского комитета.
zooming
Стадион «Казань-Арена». Фото: Kazaneer via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0

Одним из самых ярких объектов Универсиады стал стадион «Казань Арена». Здание переменной этажности (от пяти до восьми уровней) расположилось на участке 32 га. Высота стадиона – 50 м, площадь – 113 000 м², размер поля – 105 х 68 м. Единовременно комплекс вмещает 45 379 человек. Несколько лет назад на стадионе «Казань Арена» прошли церемонии открытия и закрытия Универсиады, в 2017 г. здесь состоятся игры Кубка конфедераций, а в 2018 г. – матчи чемпионата мира по футболу.

Проект «Казань Арена» признан типовым для всех новых футбольных арен. За активную пожарную безопасность здесь отвечают насосные установки спринклерного пожаротушения. Элементами пассивной защиты стали огнеупорные сиденья, а также комплексное решение по теплоизоляции и огнезащите из каменной ваты. Подобные материалы использовались и во Дворце единоборств. Причём застройщику удалось существенно ускорить монтаж благодаря использованию плит двойной плотности с более мягким нижним и жёстким верхним слоем ВЕНТИ БАТТС Д. Комбинированная структура позволяет также снизить вес конструкции и уменьшить расход крепёжных элементов в сравнении с двухслойным утеплением. Кроме того, благодаря отсутствию нижнего слоя использование таких продуктов облегчает процедуру визуального контроля качества исполнения теплоизоляции вплоть до закрытия облицовкой.

В строительстве спортивных площадок в Казани были задействованы все ведущие проектные институты и строительные организации Татарстана. У таких опытных компаний были высокие требования к используемым технологиям. Рассказывает Сергей Спиридонов, главный специалист по архитектуре компании «ГипроВТИ»: «В последние годы по проектам нашего института построены значимые по архитектурным и градостроительным решениям объекты, высоко оценённые Правительством Республики Татарстан: центр гимнастики, центр хоккея на траве и другие. На многих из них применялись плиты из каменной ваты ROCKWOOL, так как у них хорошие теплоизоляционные и пожарозащитные свойства, а также высокие прочностные характеристики». [4]

Опыт Олимпиады и технологии для чемпионатов мира

Эстафету после Казани перехватил Сочи, в 2014 г. ставший столицей XXII зимних Олимпийских игр. Всего в ходе подготовки к Олимпиаде было введено в эксплуатацию 352 сооружения. При выборе материалов для их строительства существенные ограничения внёс высокогорный приморский климат – требовалось подобрать решения, устойчивые к воздействию влаги. Во многом именно поэтому в качестве теплоизоляции для Главного медиацентра, дворца зимнего спорта «Айсберг», горнолыжного курорта «Горки Город» и комплексов «Лаура» и «Альпика-Сервис» в Красной Поляне использовалась каменная вата, отличающаяся влагостойкостью. Даже в условиях повышенной влажности сооружения будут надёжно защищены от теплопотерь в течение всего срока эксплуатации.

Ещё одним крупным мировым событием для России стал чемпионат мира по хоккею – 2016. В его преддверии в столице появился многофункциональный спортивный комплекс «ВТБ Ледовый дворец», вошедший в состав городского квартала «Парк легенд». Под одной крышей находятся сразу три арены: главная на 12 000 человек, малая на 3500 зрителей и тренировочная, рассчитанная на 500 болельщиков.
zooming
Спортивный комплекс «ВТБ Ледовый дворец». Фото: Brateevsky via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0

Общая площадь комплекса составила более 70 000 м². Для утепления кровли объекта были смонтированы плиты из каменной ваты ROCKWOOL серии РУФ, а в качестве однослойного гидроизоляционного покрытия применялась мембрана ROCKmembrane. Кстати, данный опыт пригодился и для возведения спортивных объектов сооружений, расположенных рядом с комплексом «ВТБ Ледовый дворец», в частности комплекса центра водных видов спорта. «Большое внимание на крупных спортивных объектах уделяется пожароопасности и несущей способности кровли, к которой предъявляются повышенные требования со стороны Госстройнадзора, городских властей и МЧС, – рассказывает Андрей Родин, генеральный директор ООО “Промгражданпроект-1”, выступавшего подрядчиком строительства центра водных развлечений. – Чтобы объекты соответствовали строгим нормам, при создании пожаробезопасного “пирога” специалисты нашей компании используют исключительно каменную вату. Для усиления огнестойкости конструкции они при устройстве кровли дополнительно по профлисту заливают бетонную плиту толщиной 70 мм».

Следующим знаковым событием для России станет XXI чемпионат мира по футболу. Он пройдёт в 2018 г. в 11 городах на 12 стадионах. В Сочи и Казани объекты уже построены, ещё две площадки появились в Москве – это новый стадион «Открытие Арена» и реконструированный комплекс «Лужники». Первый – домашняя площадка команды «Спартак» – признан одним из лучших в мире (по версии авторитетного портала StadiumDB.com). Арена вмещает до 45 000 зрителей. Как признают компании-подрядчики, в процессе её строительства требовалось обеспечить высокий уровень безопасности, вплоть до устройства огнезащиты коммуникаций. Данное решение необходимо, так как при пожаре трубы могут выгореть, и тогда в местах их прохода через стены и прочие перегородки откроется путь для распространения огня. Так, например, воздуховоды систем вентиляции и кондиционирования из тонкостенного стального листа в случае развития пожара выдерживают не более 15 минут. Для защиты инженерных систем использовались навивные цилиндры ROCKWOOL 100 из каменной ваты и материал WIRED MAT 80. Они позволят трубам сохранить целостность даже при воздействии критически высоких температур.
zooming
Стадион «Открытие Арена». Фото: Brateevsky via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 4.0

Кроме стадиона «Открытие Арена» строители уделили пристальное внимание Большой спортивной арене «Лужников», где состоятся церемония открытия и финал предстоящего мундиаля. Чтобы соответствовать жёстким требованиями оргкомитета ФИФА, на стадионе в 2013 г. началась масштабная реконструкция. Завершить работы планируется во втором квартале 2017 года. [6] Общая площадь обновлённой арены с учётом трибун составит 221 000 м², а количество зрительских мест – 81 000. В апреле 2016 г. в «Лужниках» смонтировали системы пожарной безопасности. По словам Андрея Бочкарёва, руководителя Департамента строительства Москвы, для стадиона разработана сложная многосоставная система, предполагающая возможность водяного, газового и порошкового пожаротушения. Также предусмотрены новая геометрия подтрибунных помещений, каскадные лестницы, расположенные по периметру, увеличенное количество основных выходов. Это позволит обеспечить максимально быстрое перемещение зрителей в случае внештатных ситуаций. Согласно требованиям безопасности, максимальное время эвакуации со стадиона в «Лужниках» составляет 20 минут. [7] Фасады арены частично выполнены из специального огнестойкого стекла. Остальные фасадные площади стадиона защищены плитами из каменной ваты ФАСАД БАТТС, которые не только выполняют функцию теплоизоляции, но и являются основанием для нанесения тонкого штукатурного слоя. Стоит отметить, что модернизированная площадка соответствует международным требованиям и в части пожаробезопасности,и в области экологии. Так, стадион получил сертификат BREEAM стадии intertim «design stage».

Опыт возведения и реконструкции строительных площадок, соответствующих строгим нормам пожарной безопасности, должен транслироваться по всему миру. Это поможет застройщикам подбирать проверенные и зарекомендовавшие себя решения.

¹ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
² Например, производимый в соответствии с ГОСТ 15588-2014 «Межгосударственный стандарт. Плиты пенополистирольные теплоизоляционные. Технические условия».
³ СНИП 21-01-97 и МГСН 4.19-05.

материал предоставлен компанией ROCKWOOL

Поставщики, технологии

ROCKWOOL
Мастерская:
Мастерская Андрея Бокова
Моспроект-4
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»
Россия, Адлер, Нижнеимеретинская Бухта

Авторский коллектив:
Архитекторы: А. Боков, Д. Буш, А. Орлов, С. Чуклов, В. Тулупов, А. Заключаев, Л. Романова, Е. Бузмакова, А. Золотова, А. Шувалова, С. Каранда, И. Гришина, О. Арсений
Генеральный план: В. Тимофеев, Н. Одрова, Л. Давыдова
Конструкторы: М. Кельман, А. Проскурнин
Инженеры: Е. Бекмухамедов, А. Леденев, А. Иванов
Технологи: С. Синицын, О. Хороненко

2009 / 2013

Заказчик: ЗАО «ИНГЕОКОМ»
Генеральный подрядчик:  ГК «Олимпстрой»
Футбольный стадион «Казань-арена»
Россия, Казань

Авторский коллектив:
Архитектурая концепция: бюро “Populous”, США
Ген.проектирование: «Татинвестгражданпроект»,
Проектирование: «ЦНИИПромзданий»

2010 — 2013

Заказчик: Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан
Ген.подрядчик: ООО «ПСО Казань»
Управляющая компания: «Интэкс»
Поставщики: ТАТПРОФ (профили и системные решения для производства строительных конструкций из алюминия),
АББ (ABB) (силовое оборудование высокого, среднего и низкого напряжения; продукты и технологии для автоматизации)
ЦСКА АРЕНА
Россия, Москва, ул. Автозаводская, вл. 23

Авторский коллектив:
Авторы проекта (архитектурное бюро SPEECH): Николай Гордюшин, Сергей Попов, Алексей Евсиков, Алексей Болотин
Дизайн фасада, подготовка к печати (архитектурное бюро nps tchoban voss): Валерия Каширина, Лев Шестаков

2012 — 2013 / 2013 — 2015

Заказчик: Корпорация ТЭН
Реализация: ООО «Элизстрой»

 

02 Мая 2017

ROCKWOOL: другие статьи и новости
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.