Мирослав Пожар, ERGOHAUS:
«Наш хедлайнер – новый вид панорамного остекления, которое по сути является эволюционным шагом в оконной индустрии.
Это фактически стеклянная оболочка здания»

Технологии Реклама
mainImg
Компaния:
ERGOHAUS
«Свобода видеть главное» – девиз инжиниринговой компании ERGOHAUS, которая занимается установкой сложных светопрозрачных конструкций.

ERGOHAUS – российско-немецкая инжиниринговая компания. В сферу ее деятельности входит проектирование, поставка и монтаж светопрозрачных конструкций для фасадного остекления, изготовленных по индивидуальному заказу на ведущих фабриках Европы (Германии, Люксембурга, Бельгии, Нидерландов и др.) и России.

Коммерческий директор ERGOHAUS Мирослав Пожар рассказал нам об особенностях работы компании. 
zooming

Архи.ру:
Как бы вы охарактеризовали деятельность вашей компании в целом?

Мирослав Пожар: 
Кредо нашей компании – разрушать стереотипы о светопрозрачных конструкциях. Те, конструкции, которые мы предлагаем многим клиентам, кажутся невозможными в России в силу климатических условий. Многие думают, что панорамное остекление – для южных стран, что теплопотери при его эксплуатации не сопоставимы с энергозатратами. Но панорамные остекления и другие высокотехнологичные решения, которые есть у нас в арсенале, разрушают этот миф. Не случайно нашим девизом является «Свобода видеть главное». Мы предоставляем эту свободу в физическом смысле, создавая прозрачные оболочки зданий, которые надежно защищают дом и от холода, и от ветра.
При установке такого обширного остекления с возможностью открывания правильный монтаж играет ключевую роль
Фотографии предоставлены @ergohaus

В чем отличие вашей компании от других поставщиков светопрозрачных конструкций?

Первое отличие в том, что мы не просто поставляем их, а мы берем на себя ответственность за проектирование и монтаж. 

То, что мы предлагаем, – это достаточно дорогая продукция из Европы. Наши партнеры, а их более 50, среди которых Kеller, Solarlux, Pauwels Wintergardens, Q-railing, MHB, SCHUCO, SVALSON, AMARI, S:stebler, GLASOLUX – фабрики, производящие светопрозрачные конструкции безупречного качества премиум-класса. За каждой из них семейная история, репутация и постоянное стремление к совершенству в этой области. Работая с нами, они уверены, что все те свойства, что заложены при производстве, и которые делают продукт уникальным, не будут потеряны из-за ошибок, связанных с проектированием и монтажом. 

Второе принципиальное отличие в том, что компаний-производителей, с которыми мы работаем, много, а это значит, что мы можем прийти на объект и решить всё, что касается светопрозрачных конструкций, как фасадных, так и интерьерных, будь то панорамные окна, ограждения или стеклянная душевая кабина. Наша техническая экспертиза настолько развита, что мы можем комбинировать на одном объекте до 5 – 6 фабрик и это будет выглядеть как ансамбль.
Создать дом в КП «Монтевиль» под поэтичным названием White Wings (Белые Крылья) пришла заказчику и архитектору Александру Жидкову совместно в 2020 году
Фотографии предоставлены @ergohaus
Фотографии предоставлены @ergohaus

Ну а главное – то, что у нас есть эксклюзивные решения остекления, которые мало кто поставляет в Россию именно из-за сложностей в монтаже и технологическом сопровождении. Но наш опыт и комплексный подход делают возможным реализацию очень специфических задач с уникальным остеклением – лучшим из того, что сейчас существует на рынке.
Фотографии предоставлены @ergohaus

Вы говорите об уникальности решений, с которыми вы работаете – в чем она? 

Как я уже сказал, мы работаем с разным остеклением. Что касается профилей, то это и дерево, и дерево-алюминий, и сталь, и алюминий. Исключение составляет пластик, который не подходит по техническим характеристикам, так как в основном на наших объектах  применяются большие проемы.

Окна, с которыми мы работаем, дорогие – иногда они занимают до 20-30% от стоимости строительства дома, но надо понимать, что мы говорим о панорамных решениях, а значит о 60-70% площади стен. Это принципиально другой тип отделки – фактически стеклянная оболочка здания. 

Наш хедлайнер – новый вид панорамного остекления, которое по сути является новым эволюционным шагом в оконной индустрии. 

Тут надо пояснить принципиальные моменты. Чаще всего под панорамным остеклением понимают фасадные конструкции. Главное их отличие от того, что мы предлагаем – это возможность открывания. В  традиционных фасадных конструкциях используется система – «стойка-ригель», которая позволяет делать фасадные витражи. Но, если в нее интегрировать открывания, то появляется широкий профиль, который сразу выделяется. 

Обычные окна изначально обладают широким профилем и различными вариантами открывания, но у них свой недостаток – они ограничены по размерам.

Это противоречие разрешили в 1990-е годы в Европе, разработав абсолютно инновационную систему панорамного остекления. Мы работаем уже много лет с одним из разработчиков этой системы. И, хотя на сегодняшний день существует достаточно много фабрик в Европе, которые работают с этой системой, – вполне естественно, что разработчики постоянно совершенствуют технологии и сохраняют за собой передовые позиции в этой области.
Фотографии предоставлены @ergohaus

В чем заключается специфика такого панорамного остекления?  

Прежде всего – размеры. При очень тонких профилях и возможностях открывания: высота стекла может достигать 8 м. Секрет заключается в том, что несущую функцию исполняет стекло. Используя базу системы Keller можно делать открывание шириной до 6 м, главное выдерживать соотношения площади стекла – створка не может быть площадью более 12 м2 и весом более 1 тонны.

Легкость открывания при таком весе обеспечивают сдвижные створки:  при их создании используются дорогие материалы – рельсы и ролики делаются из литой нержавеющей стали, при этом вся фурнитура подгоняется лазерами.

Помимо панорамного остекления у нас есть еще два схожих направления – это высокие стеклянные «гармошки» и «зимние сады». Они также требуют высокотехнологичного подхода и нестандартных решений и также связаны с большой площадью светопрозрачных конструкций.
  • zooming
    1 / 7
    Частный дом в Подмосковье. Все стеклопрозрачные конструкции, начиная от окон и заканчивая панорамным остеклением были установлены специалистами компании
    Фотографии предоставлены @ergohaus
  • zooming
    2 / 7
    Фотографии предоставлены @ergohaus
  • zooming
    3 / 7
    Фотографии предоставлены @ergohaus
  • zooming
    4 / 7
    Панорамное остекление занимает значительную площадь стен. Поэтому и стоимость такого остекления следует сравнивать со стоимостью квадратного метра стены
    Фотографии предоставлены @ergohaus
  • zooming
    5 / 7
    Особого внимания заслуживают нестандартные узлы, на которые компания дает гарантию в три года
    Фотографии предоставлены @ergohaus
  • zooming
    6 / 7
    Фотографии предоставлены @ergohaus
  • zooming
    7 / 7
    Фотографии предоставлены @ergohaus

А как решается вопрос энергоэффективности и теплоизоляции при большой площади остекления? Обычно именно эти параметры и являются ограничением при принятии решения «делать ли окна в пол»
– потери тепла неизбежны, а следовательно и эксплуатационные расходы на обогрев высоки. 


Это как раз и есть тот самый миф, который мы успешно развенчиваем. Теплотехнические показатели современных, правильно подобранных стеклопакетов, могут быть даже лучше, чем у теплоизолированных профилей.

Специальные покрытия на внутренней поверхности стекла носят энергосберегающий характер, также есть защита и от инфракрасного излучения. Для уменьшения теплообмена камеры заполняются аргоном, который снижает механическую передачу энергии.

И конечно, для установки таких конструкций необходим очень квалифицированный монтаж. Это как раз зона нашей ответственности, иначе все высокие технологии не сработают. Монтажные работы являются предметом гордости нашей компании. У нас штатные монтажники, которых мы выращиваем сами. Это мастера узкой специализации, которые точно знают как работать с высокотехнологичным продуктом.
На летней террасе «Ельцин-центра» установлен ветровой экран системы SVALSON CIT I LÄ. Система не нуждается в обслуживании и очень проста в использовании. При хорошей погоде экран можно опустить, а для защиты от ветра или осадков – поднять. Фотографии предоставлены @ergohaus
Фотографии предоставлены @ergohaus

Как я понимаю, монтаж – это заключительный этап вашей работы, но понятно, что для того, чтобы принять решение об установке такого остекления, надо его спроектировать…

Наш конечный клиент – частный заказчик, работающий с профессиональными архитекторами. Это важный момент, так как именно архитектор понимает взаимосвязь проектных и производственных и строительных процессов и может объяснить решения заказчику.

Мы начинаем работу с архитектором с нулевого цикла проектирования, потому что архитектору важно понимать и реальные возможности светопрозрачных конструкций, и особенности монтажа. Это те вопросы, которые  в итоге влияют на  архитектуру и объемно-пространственное решение. 

Самому архитектору не обязательно быть специалистом в области светопрозрачных конструкций. Все сопровождение – проектное и техническое – мы берем на себя. Главное, чтобы он имел представление о том, что за здание он хочет получить на выходе. 

Иными словами, если у заказчика есть желание получить панорамное остекление – раздвижные стеклянные стены, то архитектор обращается к нам. Наша задача представить все возможные варианты, описав все плюсы и минусы моделей, экономику проекта. И все это фактически происходит на предэскизной стадии. Также важно, чтобы архитектор мог представить стоимость решений в комплексе бюджета дома.
zooming
Ресторан «БАРБОРИС» на 1 этаже «Ельцин-центра» в Екатеринбурге остеклен с использованием складной теплоизолированной системы Solarlux Highline-Ecoline, которую отличает энергоэффективность, безопасность и способность выдерживать экстремальные температуры
Фотографии предоставлены @ergohaus

Как устроены рабочие процессы в вашей компании?

Общее количество сотрудников компании порядка 80 человек, из них в Департаменте реализации (монтажники) 40 человек. Руководители проектов и координаторы проектов управляют достроительной фазой и следят за реализацией. Большое значение имеет инженерный отдел. У нас собственная геодезия, мы сами делаем замеры и расчеты, которые затем передаем на производство в Европу. 

То есть вы представляете заказчика в этом случае. 

Техническая поддержка от производители у нас осуществляется постоянно, при желании заказчик может общаться с производителями напрямую – мы не скрываем контакты. Но дело в том, что 50% успеха работы светопрозрачных конструкций зависит от монтажа, и производители понимают это, рекомендуя нас заказчику. Только так они могут гарантировать, что все будет сделано качественно.

Мы сопровождаем весь проект и проектирование в том числе, что важно. Это позволяет решать многие проблемы еще до выхода на стройку, до поставки самих конструкций в Россию. 
Команда ergohaus
Фотографии предоставлены @ergohaus

А после окончания работ вы даете гарантию? Были ли случаи рекламаций?

Помимо гарантии производителя, мы предоставляем еще и гарантию от Ergohaus, срок гарантийных обязательств, в зависимости от конструкции, может достигать 10 лет. Мы выезжаем на объект, выясняем причины неисправности. Но, даже после окончания срока гарантии мы готовы сопровождать, консультировать в случае поломки и выхода из строя фурнитуры. На практике у нас не было ни разу претензий к самим конструкциям и их эксплуатации. 
Одной из специализации компании являются «зимние сады»
Фотографии предоставлены @ergohaus

Каковы перспективы в плане удешевления этих технологий и возможности большего охвата людей, желающих стать обладателями панорамного вида из окна?

Мы постоянно над этим работаем. Мало того что мы являемся компанией полного цикла, мы шагнули дальше и открыли свое производство здесь, в Москве, и постоянно модернизируем его. Сейчас, например, мы внедряем более бюджетные высококачественные профили от европейских производителей. Принципиального снижения цены достичь трудно, так как сами базовые элементы – высококачественное стекло в первую очередь, профили – стоят немало. 

Снижения цены мы также добиваемся за счет того, что давно работаем с фабриками и являемся проверенным поставщиком, у нас есть скидки. Помимо этого мы берем на себя всю логистику. За счет проработки проекта в целом от начала и до конца мы имеем возможность снизить и оптимизировать цену услуг и продукта. Надо сказать, что в целом за десять лет он стал более доступным: когда мы только начинали, цена, к примеру, панорамного остекления, была 2000–2500 евро за м2, а сейчас мы можем предложить то же самое от 1000 евро за м2

В целом, мы идем к тому, чтобы открыть здесь производство полного цикла, так как это, во-первых, скорость, во-вторых, гарантированное качество. Уже сегодня мы работаем не по стандартной схеме российских производств. Даже в части стандартов наши продукты соответствуют требованиям выше ГОСТов. Мы работаем на баланс качества технических решений и их стоимости. Но главное для нас – видимый результат: светопрозрачные конструкции, которые позволяют смотреть на мир шире. 
Фотографии предоставлены @ergohaus

Поставщики, технологии

ERGOHAUS

15 Июня 2021

ERGOHAUS: другие статьи и новости
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Технологии и материалы
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвёздочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Сейчас на главной
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.