Строительство в историческом центре Санкт-Петербурга: Интервью с Михаилом Мамошиным

На вопросы о работе в среде Archicad ответил заслуженный архитектор России, академик архитектуры, Михаил Александрович Мамошин.

Технологии Реклама
mainImg
Публикуется в редакции компании Graphisoft

Об Архитектурной мастерской Михаила Мамошина.
Архитектурная мастерская Михаила Мамошина – одна из ведущих в Санкт-Петербурге. За свою историю, мастерская добилась признания и заслужила высочайшую репутацию на городском и федеральном уровнях. Миссия мастерской – реализовывать творческую концепцию через призму диалога. Мастерская реализовала множество современных проектов в историческом центре северной столицы и в других городах, опираясь на традиции, стилистику и контекст построек. На вопросы о своей мастерской и о работе в среде Archicad ответил заслуженный архитектор России, академик архитектуры, Михаил Александрович Мамошин.
zooming

Расскажите о ваших текущих проектах: особенности, интересные моменты, нестандартные решения?

Сейчас мы работаем над несколькими важными для нас проектами. Во-первых, традиционная для Петербурга работа – строительство в историческом центре города, новый объект между 8-й и 9-й Советской (бывшей Рождественской) улицами. Проект обещает быть очень интересным, событийным. Мы готовимся согласовать первую стадию и далее планируем двигаться очень стремительно: к концу лета 2021-го уже хотим завершить проектную часть. Этот объект дополняет линейку наших нордических зданий, детерминированных северным модерном, как «Гараж» на Волынском проспекте, жилой дом «Таврический», «Фасад» на Фонтанке.
Жилой дом «Таврический»
Изображение предоставлено АМ Мамошина и компанией Graphisoft

Второй интересный проект из текущих, – создание культурно-развлекательного интерактивного центра сказок Пушкина «Лукоморье». Объект находится в Царском Селе (в Пушкине). В городе возникла идея создать детский развлекательный центр не в глобальном формате, как «Диснейленд», а нечто идентичное, основанное на сказках Пушкина. Объем объекта 7 000 м3, мы приглашены делать наружную часть, а внутри работают голландские технологи и дизайнеры. Для нас это особый вызов, не всё сразу получалось, но сейчас процесс пошел. В проекте мы пытаемся сформировать стиль отечественной архитектуры, основанный на творчестве И.Я. Билибина, и на поздних работах А.Ф. Бубыря и Н.В. Васильева. Это нордическая ветка отечественной архитектуры и мы хотели бы реализовать её в центре «Лукоморье».

Завершаются работы в ЖК «Арт-Хаус», около Додинского театра, который тоже строился по нашему проекту. Мы осуществляем авторский надзор в «Арт-Хаусе», там уже идут фасадные работы и есть очень интересные решения. Кроме того, мы ведём реконструкцию гостиницы «Севастополь» в Крыму, текущая проектная работа.
ЖК «Арт-хаус»
Изображение предоставлено АМ Мамошина и компанией Graphisoft
Гостиничный комплекс “Novotel”
Изображение предоставлено АМ Мамошина и компанией Graphisoft

Еще мы занимаемся проектом реконструкции здания Азово-Донского банка постройки Ф.И. Лидваля, позже там был устроен Центральный междугородный телефонный пункт, это одно из важнейших зданий в городе.

Есть у нас также проекты, которые мы берём для разрядки. Например, мы делаем гостиницу для кошек на одной из частных резиденций. И при этом пытаемся соблюсти все международные стандарты, ведь проект весьма специфического назначения. Для нас это своеобразная отдушина. То, что я перечислил, представляет основной интерес в потоке текущей работы.

У вас очень много совершенно различных проектов: это и частные дома, и жилые комплексы, и общественные здания разного функционала и назначения. Есть ли направление, с которым вы любите работать больше всего?

Лично я больше всего люблю работать с теми объектами и создавать ту архитектуру, которую заказчик строит для себя, а не на продажу. Я думаю, наиболее полноценные проекты получаются, когда и заказчик личностно обозначен, и архитектор личностно обозначен. Когда мы создаем объект для заказчика, который одновременно будущий пользователь – тогда достигаем наилучшего результата. Вот, наверное, мое любимое направление работы, независимо от функционала объекта. Это архитектура, которую приятно и интересно делать.

В чем вы видите основную миссию своей работы?

Миссия архитектора – преображать окружающий мир. Конечно, каждый преображает его по-своему. У нас есть традиции, которые я могу продолжать и поэтому я очень рад, что у меня три основных вектора: классицистическая архитектура, северный модерн и, как раз, преображение мира. Каждый день я стараюсь расставлять профессиональные приоритеты. Петербург – это вечный город, но при этом передовой. Новые вещи зарождаются именно у нас, например, супрематизм.
Изображение предоставлено АМ Мамошина и компанией Graphisoft

Вы сейчас во многом формируете облик Санкт-Петербурга, каким вы видите его в будущем?

Санкт-Петербург сейчас хорош и для будущего подходит в том виде, в каком есть сейчас. Как дополнение, мне кажется, необходимо вкрапление мейнстрима XXI века во все формы городской жизни. На протяжении своей истории город принимал все технологические вызовы, начиная с петровских времен, и при этом остался Санкт-Петербургом. Вот так я вижу город: принимая новое, принимая вызовы современности – он будет оставаться собой.

Расскажите, пожалуйста, о специфике северной городской архитектуры в целом?

Петербург детерминирован двумя вещами: первое, это итальянская классика, ей предшествовали попытки прививки голландских сюжетов, после был барочный период, но всё-таки Петербург детерминирован классикой. Но если говорить о классицистичности, а не только о классике в чистом виде, то туда можно включить и барокко, и нео-голландский стиль. Основа Петербурга – это то, что было возведено в классическую эпоху и позже, но с ориентиром на классику. Это первая основная тема Петербурга. А вторая тема, это региональная, северная. Она всегда была и всегда будет. Даже петропавловская крепость строилась итальянцами, но в северном формате. Северная ментальность, широтность города, всё это нам очень важно. Не случайно северная тема проходила через все исторические эпохи развития города. Самый большой всплеск – это ар-нуво, северный модерн, петербургские архитекторы А.Ф. Бубырь, Н.В. Васильев, целая плеяда архитекторов. Для нас это очень важная тема, особенно для меня. По происхождению я – человек с северной ментальностью, это одна из моих точек опор.
Изображение предоставлено АМ Мамошина и компанией Graphisoft

С какого момента вы начали использовать специализированное ПО в работе, в частности Archicad?

Archicad появился у нас в самом начале XXI века, это был 2001-2002 год. О программе мы узнали в Союзе архитекторов и приняли решение её использовать. С тех пор мы с Archicad, скоро пойдет третье десятилетие нашего совместного опыта, с аналогичным ПО мы не работаем.

Каким образом Archicad и другие программные решения способствовали упрощению и упорядочиванию рабочих процессов?

Для нас самое главное, что Archicad позволяет вести сквозное проектирование с первых мыслей о проекте, с первых эскизных задумок. Мы сразу всё закладываем в Archicad. Нашему поколению привита определенная культура модульности. Например, додинский театр весь построен на модуле 3х3, он исходит из портала 6х9, на котором Додин работает. И сразу с помощью Archicad была создана геометрическая структура, в рамках которой мы и размышляли. Что касается жилых зданий, там есть свои тонкости, свои модульные особенности, вызванные петербургскими реалиями, потому что в городе есть определенная гармония. Если на Петербург посмотреть сверху, то мы увидим красивый орнамент из полос шириной 15 метров. Это толщина петербургских зданий – два лестничных прогона, девятиметровый и шестиметровый. В центре города – это некий код, некие модули, которые мы можем использовать.
Изображение предоставлено АМ Мамошина и компанией Graphisoft

При проектировании церквей мы тоже стали использовать модули, но саженные, эта система больше подходит для подобного типа строений. И модульность, и все инструменты Archicad нам помогают. На более поздних этапах удобно отделять железобетон, несущие конструкции от стеновых, облицовочных. Вот так, слой за слоем, мы «выращиваем» с помощью Archicad все наши здания.

Расскажите о цепочке рабочего процесса, как команда работает над проектом? Проекты передаются от одной группы к другой?

Нас не так много. Мы берем не числом, а умением. Для меня всё начинается с некого процесса затворничества. До нанесения первой линии есть время подумать, не сразу все рисуется. Мы делаем много аналоговых материалов, ассоциативных рядов, анализируем их. И есть общее направление, общая художественная, геометрическая идеология и когда всё совпадает, то получается единый импульс. Далее следуют эскизы, согласования, все стадии проекта. Ну и конечно, важная для нас вещь – это сотрудничество с партнерами-инженерами. У нас есть несколько компаний, с которыми мы плотно работаем. Сейчас инженерный раздел у нас на субгенподряде.

Раньше у нас было конструкторское бюро, но этот отдел мы в итоге убрали, но все равно мы работаем с выходцами из нашего бюро. Очень часто субподрядчики имеют свои конструкторские группы, и получается живой творческий процесс. Мы стараемся как можно раньше вступить в диалог с этими группами, чтобы максимально эффективно работать от первых этапов проекта до его реализации. Процессы всегда очень индивидуальны. Чем больше принимается конкретных решений и чем эффективнее процесс от начала и до конца, тем лучше.

Здание само является неким энергетическим субъектом и что-то принимает или не принимает, и что-то само подсказывает. И еще важный момент: культура двигается вперед, и я мечтаю, чтобы мы передавали самим пользователям BIM-модели. И с этой моделью пользователь мог более эффективно и рационально содержать, поддерживать и обслуживать помещения. Жизнь здания не должна быть отделена от его создания. Вот к этому мы должны стремиться. Тут речь идет уже об уровне заказа и уровне культуры заказчика. Процесс должен быть единым.

Довольны ли функционалом Archicad? Что вы хотели бы видеть дополнительно в следующих версиях?

Функционалом доволен. В будущем хотелось бы развития библиотек классицистических орнаментов, ордеров. Сделать их более корректными и полными, выверенными по строению античных ордеров, наверное, это было бы плюсом. Этого нам не хватает и зачастую сами создаем архитектурный ордер и используем в проекте. Если бы такая библиотека была, то она была бы востребована и это бы положительно повлияло на архитектурные процессы в целом. Работа архитекторов на римских и греческих пропорциональных рядах украсила бы окружающий мир. Это вечные ценности.

Оцените эффективность Archicad по итогам выполнения проектов? Насколько работа с ним отвечает задачам проектов?

Мы работаем только в Archicad. Мне очень нравится, что мы можем постоянно вносить коррективы и совершенствовать проект, и изменения идут сквозными по всем разделам. Работа в Archicad предполагает порядок в проекте. Единственное, нам никак не удается вовлечь инженеров в работу с Archicad, у них другое ПО. Во всем мире инженерия – это отдельный мир, а мы как генпроектировщики должны совмещать и мир архитектуры, и мир инженерии. Такая проблема есть, но это скорее вопрос другой культуры проектирования. Мы именно генпроектировщики, чего нет во всём мире.

У вас большая команда, как вы её формируете?

Отношения складываются годами. Я вхожу в экзаменационные и аттестационные комиссии дипломных проектов многих ВУЗов и иногда вижу ребят, которым могу предложить определенный старт, пробоваться у нас. А дальше уже от человека зависит, останется он с нами или нет. Чаще остаются.

У вас и вашей мастерской очень богатая история, множество наград. Насколько важно для вас признание?

Лично для меня это уже не так важно, но я хочу, чтобы статус мастерской, статус нашей команды, статус молодых ребят рос. Чтобы они чувствовали, что они находятся в мейнстриме российского архитектурного процесса. В плане признания мы получили практически всё, что можно получить. Теперь речь идет о том, чтобы история имела продолжение. Могу сказать, что у нас нет работ, которые не были бы отмечены либо на городском, либо на федеральном уровне.
zooming
Изображение предоставлено компанией Graphisoft

О GRAPHISOFT

GRAPHISOFT® позволяет командам создавать великолепную архитектуру с помощью программных решений, получивших множество престижных наград в области архитектурного проектирования, учебных программ и профессиональных услуг для архитектуры и строительства. Archicad®, излюбленное программное BIM-решение архитекторов, предлагает комплексный набор инструментов для проектирования и создания документации для архитектурных бюро любой величины. BIMx®, самое популярное мобильное и веб-приложение в области BIM, расширяет возможности BIM, позволяя подключить все заинтересованные стороны к жизненному циклу проектирования, строительства и эксплуатации здания. BIMcloud®, первое и самое передовое в архитектурно-строительной отрасли решение для совместной работы в облаке, обеспечивает возможность совместной работы в режиме реального времени по всему миру независимо от размера проекта, а также скорости или качества сетевого подключения участников команды. GRAPHISOFT входит в состав концерна Nemetschek Group. Чтобы узнать больше, посетите www.graphisoft.com/ru.

30 Марта 2021

Технологии и материалы
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
Сейчас на главной
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?