Строительный материал от Адама

Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.

Реклама
mainImg
Компaния:
Porotherm
Премия Brick Award проводится с 2004 года раз в два года. Ее присуждают за постройки, архитектурный замысел которых основан на применении керамических материалов: кирпича, черепицы, тротуарной брусчатки, крупноформатных блоков и т.д. Для победителей Brick Award характерен высокий архитектурный уровень.
В 2017 году состоялся российский этап Brick Award, на котором в номинации «Жить вместе» выиграл дом Сергея Скуратова на ул. Бурденко, а в номинации «Работать вместе» – бизнес-квартал завода «Арма» Владимира Лабутина («Сергей Киселев и Партнеры»), за частный дом в Шатуре приз получил Сергей Колчин.

В этом году на международную премию Brick Award было подано рекордное число проектов – 644 из 55 стран. Экспертный совет из архитектурных критиков выбрал из них в шорт лист 50 построек, которые в свою очередь оценило профессиональное жюри, назвав шесть победителей. Победители в пяти номинациях получили по 5000 евро, а Гран- При составил 7000 евро. Церемония награждения впервые прошла в онлайн-формате из-за эпидемии.

Гран-При. Номинация «Жить в обществе». Факультет радио и телевидения Силезского университета в Катовице, Польша
Факультет радио и телевидения Силезского университета Архитекторы: BAAS Arquitectura (Испания), Grupa 5 architekci (Польша), Maleccy biuro projektowe (Польша)
Фотография © Jakub Certowicz, Adrià Goulà / предоставлено Wienerberger
Факультет радио и телевидения Силезского университета Архитекторы: BAAS Arquitectura (Испания), Grupa 5 architekci (Польша), Maleccy biuro projektowe (Польша)
Фотография © Jakub Certowicz, Adrià Goulà / предоставлено Wienerberger


Номинация «Жить в обществе» охватывает объекты культурного и общественного назначения. Оценивая факультет Силезского университета, жюри отметило, что авторы продемонстрировали исключительное разнообразие и тонкость в применении кирпича, причем в гармонии со старым городом. Университетское здание построено в историческом центре польского шахтерского городка Катовице, хотя сегодня градообразующим фактором здесь является, скорее, культура, чем добыча угля. Старый многоквартирный кирпичный дом с характерным ордерным декором собирались снести, но архитекторы предпочли интегрировать его в новое учебное здание, которому они придали в плане форму каре. Факультет встроен в плотный городской квартал. Старинный фасад с традиционной кирпичной кладкой сопоставлен с прозрачной современной«решеткой», выполненной точно из того же кирпича. Кирпичная решетка продолжается вверх и в стороны от старого здания (оно составляет примерно одну шестую часть новой постройки), причем наверху решетка образует мансардный скат, повторяющий наклон мансарды соседнего дома, а дальше переходит в плоскую крышу. Решетчатый фасад выполнен в строгой модернистской стилистике: в отличии от старинного корпуса, стоящего на земле, новая часть факультета опирается на колонны, и через пространство первого этажа с улицы призывно открывается университетский двор – центр общественной жизни. К внутреннему двору здание обращено прозрачным стеклянным фасадом с большой аудиторией. В решении фасадов других корпусов опять-таки применен прием кирпичной решетки в комбинации с деревом. В интерьере кирпич ручной формовки с разнообразными нюансами спекания и цветовыми градациями покрывает стены, пол, а местами даже потолок. Для потолка архитекторами также придумана перфорированная структура – нечто вроде кессонов. Кирпич с исключительно красивой, качественной поверхностью не требует дополнительной обработки и становится основой как внешнего образа здания, так и внутреннего пространства.
Номинация «Жить вместе». Сельский жилой дом в Руанде
  • zooming
    1 / 3
    Экспериментальный проект деревенского дома в Руанде. Архитекторы: Рафи Сегал и рабочая группа Массачусетского технологического института в Руанде
    Фотография © Rafi Segal, Monica Hutton, Andrew Brose / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    2 / 3
    Экспериментальный проект деревенского дома в Руанде. Архитекторы: Рафи Сегал и рабочая группа Массачусетского технологического института в Руанде
    Фотография © Rafi Segal, Monica Hutton, Andrew Brose / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    3 / 3
    Экспериментальный проект деревенского дома в Руанде. Архитекторы: Рафи Сегал и рабочая группа Массачусетского технологического института в Руанде
    Фотография © Rafi Segal, Monica Hutton, Andrew Brose / предоставлено Wienerberger


В этой номинации соревнуются многоквартирные жилые дома, инновационные жилые решения с учетом тенденций и проблем урбанизации. По замыслу архитектора Рафи Сегала и группы Массачусетского технологического университета в Руанде, цель этой «жилой единицы» на несколько семей – осовременить деревню с помощью яркого дизайна. Но не менее важна цель социальная. Дом строится из местного кирпича, силами местных рабочих и просто жителей деревни (например, мыть кирпичи может каждый, люди получают работу и жилье одновременно). Фактически процесс строительства дома становится процессом строительства комьюнити. Этот прототип доступного жилья учитывает традиции африканского строительства, например, имеет продуваемую ветром стену с отверстиями, что важно в жарком климате. Дома легко блокируются друг с другом, образуя разнообразные варианты продуманной деревенской среды.

Номинация «Чувствовать себя как дома». Мастерская фотохудожницы в Мехико, Мексика
  • zooming
    Проект Мастерская фотографа Грасиэлы Итурбиде Архитекторы: TALLER | Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo
    Фотография © Rafael Gamo / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    Проект Мастерская фотографа Грасиэлы Итурбиде Архитекторы: TALLER | Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo
    Фотография © Rafael Gamo / предоставлено Wienerberger

 
В номинации для частных домов победило изящное решение. Архитектор Маурицио Роха спроектировал эту студию для своей мамы, фотохудожницы Грасиэлы Итурбиде, известной своими черно-белыми портретами мексиканских крестьян. Единственным условием заказчицы был материал будущей студии – кирпич. В густо населенном городском районе, на узком участке 7 х 14 м была поставлена трехэтажная башня, возвышающаяся над окружением. Ажурные стены из кирпича местного производства – одновременно и связь и граница между домом и окружением. Кирпичный узор прост, но выразителен: ряды из двух тонких горизонтальных кирпичей чередуются с вертикальными кирпичами в два раза большей толщины, расположенными с воздушными паузами между ними. Просвечиваемый солнцем этот узор образует в интерьере причудливый рисунок, сплетенный из света и тени. В нижней части дома для большей закрытости от окружения применяется кирпичная решетка, так сказать, более плотной вязки (сходство кирпичных решеток и узоров кладки с вязанием очевидно – это вообще тенденция последних лет). Внутреннее пространство организовано так: в трех уровнях спроектированы комнаты по 28 кв.м, комнаты открываются раздвижными стеклянными стенами в патио на севере и на юге, создавая цепь более интимных и более открытых, хорошо освещенных пространств.
Спецприз. Номинация «Чувствовать себя как дома». Частный дом в Пальме, Испания
  • zooming
    Проект Вилла Can Jaime i n´Isabelle Архитекторы: TEd´A arquitectes
    © TedA Arquitectes / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    Проект Вилла Can Jaime i n´Isabelle Архитекторы: TEd´A arquitectes
    © TedA Arquitectes / предоставлено Wienerberger

 
Этот дом в средиземноморском городе Пальма, в уединенной местности на склоне холма был удостоен специальным призом за современную интерпретацию традиционного дома с внутренним атриумом. Дом окружен почти крепостными стенами из бетона (лишь бассейн вынесен на отдельную террасу и в одной стене устроено панорамное остекление с видом). Внутри же дома по контрасту с внешней замкнутостью использованы стены из кирпича и глины, выкрашенные в белый цвет, и образована целая система из четырех патио, в которые выходят большие окна. Некоторые патио перекрыты перголами, в кирпичной кладке стен есть живописные вкрапления других материалов, от чего возникает впечатление обжитой руины. В каждом из дворов растут местные растения. Зеленые сады есть и на крышах. Таким образом дом становится зеленым оазисом в этой гористой местности.
Номинация «Работаем вместе». Городской архив в Делфте, Нидерланды
  • zooming
    1 / 3
    Городской архив Делфта Архитекторы: Winhov (Нидерланды) и Gottlieb Paludan Architects (Дания)
    Фотография © Stefan Müller / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    2 / 3
    Городской архив Делфта Архитекторы: Winhov (Нидерланды) и Gottlieb Paludan Architects (Дания)
    Фотография © Stefan Müller / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    3 / 3
    Городской архив Делфта Архитекторы: Winhov (Нидерланды) и Gottlieb Paludan Architects (Дания)
    Фотография © Stefan Müller / предоставлено Wienerberger


В здании городского архива Делфта, построенного по заказу городских властей, авторам удалось, по их словам, добиться единства формы и содержания. Концепцию архива архитекторы воспринимают поэтично. Архив для них – и хранилище сокровищ информации, и машина времени, дающая доступ к прошлому. В здании, построенном внутри городского парка, на границе с историческим центром Делфта, зримо представлено разделение на «белую» общественную зону с кафе, офисами и аудиториями – открытую и прозрачную, расположенную в нижнем ярусе, и собственно закрытый архив, размещенный в кирпичных верхних этажах. Пластическое решение фасада напоминает книжные полки: облицованные кирпичом бетонные выступы чередуются неравномерно, с легкими сбивками в ритме. Архитекторы в этом решении также вдохновлялись рельефами делфтского художника Яна Шунховена. Вообще же такое решение следует признать универсальным для кирпичного фасада: хотя в данном фасаде окон нет, они могут быть легко интегрированы в эту структуру. Поскольку исторический Делфт выстроен в основном из кирпича, выбор материала – это еще и дань уважения к городу.
Номинация «Строить нестандартно». Библиотека для английской средней школы в Копаргаоне, Индия
  • zooming
    Библиотека Maya Somaiya Архитекторы: Sameep Padora & Associates (Индия)
    Фотография © Edmund Sumner / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    Библиотека Maya Somaiya Архитекторы: Sameep Padora & Associates (Индия)
    Фотография © Edmund Sumner / предоставлено Wienerberger



Библиотека была построена между школой, сельскохозяйственными угодьями и электрической подстанцией в непрезентабельном месте, с которым долго не знали, что делать. Ее крыша представляет собой свод, выложенный так называемой каталонской кладкой из трех слоев кирпичной плитки толщиной 32 мм. Свод плавно поднимается от земли и столь же плавно уходит обратно в землю. Он настолько пологий, что служит еще и ландшафтом, по которому дети и взрослые могут безопасно прогуливаться. Подобные кирпичные своды с горизонтальной кладкой известны с XVI века. В данном случае они эффектно соединяются с современной параметрической формой, смоделированной на компьютере, но при этом сложенной ремесленниками вручную, что и было отмечено жюри как нестандартное решение.

Премия Brick Award 20, наряду с высоким художественным уровнем проектов и оригинальностью применения керамической продукции, демонстрирует тенденции в области современной архитектуры. Жюри конкурса неизменно ценит экологичность проектов. Хотя кирпич достаточно энергоемкий в производстве, а глина не является возобновляемым ресурсом, долговечность и красота керамических материалов искупает затраты. Одним из факторов при оценке построек является предпочтение местных керамических материалов, которые не требуют расточительных трат энергии на транспорт. Также важны социальные моменты: архитектура должна объединять людей, давать работу местному сообществу, создавать для него школы и другие постройки общественного назначения. Что касается эстетики кирпича, явно есть тенденция к затейливым кирпичным решеткам с разнообразными узорами «вязки». Не узоры кладки, а именно перфорированные кирпичные стены и потолки стали фаворитом нынешнего конкурса.

Кирпич является древнейшим строительным материалом, который, что называется, не тускнеет от повторения. Это материал эстетически и символически неуязвим, и его встречают с распростертыми объятиями в любой местности. Теплый и человечный, кирпич обладает особой аурой, ведь, согласно Библии, первый человек Адам был создан из глины. Может быть, поэтому кирпич неизменно вдохновляет архитекторов на творчество даже в кибер-современности. 

Поставщики, технологии

Porotherm

14 Октября 2020

Porotherm: другие статьи и новости
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Wienerberger поздравляет с наступившим Новом Годом и подводит...
керамика Porotherm в 2021г – спрос превысил предложение!
новая керамическая плитка Terca Slips,
новый онлайн-курс «Школа проектировщиков»,
керамика Wienerberger – для Open Village,
канал Porotherm на Youtube,
работаем дальше для вас и – к новым победам на рынке!
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.