Реконструкция внутренней территории Большого Гостиного двора
/ Reconstruction of the inner territory of Bolshoy Gostiny Dvorинформация:
-
статус
в процессе реализации -
даты
2015 / 2019 -
место
Санкт-Петербург
Невский пр., 35 -
координаты
59.933617, 30.331163 -
функция
Торгово-коммерческий / пассаж -
площадь участка
5,2 га -
площадь подземная
50000 м2 -
общая площадь
154000 м2 -
строительный объем
394000 м3
Никита Явейн
Nikita Yavein / РоссияСтудия 44
Company: / Россияавторский коллектив
Авторы концепции:
Архитекторы: Н.И. Явейн, А.П. Кошарный (Архитектурное бюро “Студия 44”); С.И. Аксёнов, А.М. Берзинг, А.В. Воронов, Г.С. Снежкин, И.В. Спиридонов (Архитектурная мастерская “ЛЕС”)
Авторы эскизного проекта внутреннего кольца Перинной линии БГД:
Архитекторы: В.И. Парфёнов, А.В. Дунаев, Е.П. Лукьянова, К.П. Соколова, при участии А. Барди
Реставраторы: Н.В. Широкова, А.И. Раздьяконова, И.В. Сабанцев
Конструкторы: И.Н. Ляшко, Н.В. Просветова, С.С. Богданов
Архитекторы: Н.И. Явейн, А.П. Кошарный (Архитектурное бюро “Студия 44”); С.И. Аксёнов, А.М. Берзинг, А.В. Воронов, Г.С. Снежкин, И.В. Спиридонов (Архитектурная мастерская “ЛЕС”)
Авторы эскизного проекта внутреннего кольца Перинной линии БГД:
Архитекторы: В.И. Парфёнов, А.В. Дунаев, Е.П. Лукьянова, К.П. Соколова, при участии А. Барди
Реставраторы: Н.В. Широкова, А.И. Раздьяконова, И.В. Сабанцев
Конструкторы: И.Н. Ляшко, Н.В. Просветова, С.С. Богданов
партнеры, заказчики, смежники
Заказчик: ОАО «Большой Гостиный Двор»
описание:
Проект реконструкции Большого Гостиного Двора (1761-1785, арх. Жан-Батист Валлен-Деламот) предусматривает возвращение старинному торговому сооружению его уникальной исторической структуры. При этом комплекс становится многофункциональным, а его торговые площади возрастают в 2,8 раза за счет рационального использования внутренней территории, сокращения складских зон и освоения подземных пространств.
Гостиный Двор – традиционное название длинных торговых рядов на Руси. Однако Большой Гостиный Двор в Петербурге (БГД) выделялся среди прочих качеством архитектуры в стиле раннего классицизма, значительными размерами и не имеющей аналогов планировочной структурой. Его торговые ряды общей протяженностью более километра обнимали целый квартал и состояли из 294 секций (лавок) – 147 по внешним линиям и стольких же по внутреннему кольцу. Идея устройства внутреннего кольца принадлежала еще предшественнику Валлен-Деламота Франческо Бартоломео Растрелли, который запланировал по периметру двора аллею, а в его центре – пруд. Этот замысел, хотя и с купюрами (без зелени и пруда), был воплощен, и в течение полутора веков по наружным линиям БГД торговали в розницу, по внутренним – оптом, а верхние этажи были заняты складами.
Так продолжалось вплоть до 1955 г., когда было решено преобразовать БГД в единый универмаг. Изолированные до того магазины превратили в сквозную анфиладу торговых залов. Внутренняя улица перестала существовать как торговая, двор закрылся для публики и стал заполняться утилитарными постройками. В 1967 г., в связи со строительством станции метро «Гостиный двор», была снесена часть внутреннего кольца на углу Невской и Садовой линий. В последующие 40 лет многие дворовые строения не эксплуатировались и пришли в аварийное состояние.
Предложения «Студии 44» состоят в следующем: внутри комплекса сносятся все постройки за исключением ценных в историко-культурном смысле. Подо всей дворовой территорией устраиваются два подземных этажа с размещением там загрузочных, технических помещений, инженерии и паркинга для посетителей. Внутренней улице возвращается ее исконная торговая роль, обрамляющие ее фасады реставрируются и воссоздаются, улица накрывается стеклянными структурами, образуя крытые пассажи по всему внутреннему периметру. Эти пассажи сходятся на углу Невской и Садовой линий в систему распределительных залов с центральным залом-ротондой. Размещенный по оси главного входа с Невского пр., этот зал служит ядром коммуникаций: здесь концентрируются основные людские потоки, в том числе, из метро.
Из ротонды посетители попадают во внутреннее пространство – «Собственный сад», состоящий из нижнего и верхнего садов. Нижний сад расположен вдоль Невской линии в уровне земли. Именно здесь находятся сохраняемые исторические объекты: дом Комитета по управлению Гостиным Двором и другие. Нижний сад связан с верхним системой лестниц и пандусов. Верхний сад – террасный, с регулярной барочной планировкой, занимает всю остальную территорию с уровня 2-го этажа до уровня 3-го этажа. Под ним находится торговый зал, объединяющий Садовую, Ломоносовскую и Перинную линии по 1-ому и 2-ому этажам.
То есть, практически весь 1-й этаж, включая внешнее кольцо, внутреннюю торговую улицу, внутреннее кольцо и бывшую дворовую территорию, превращается в единую систему торговых залов. Торговые залы 2-ого этажа размещены в новых корпусах, сохраняющих планировочную структуру внутреннего кольца с включением части бывшей дворовой территории. 3-й этаж выделен для отдыха и развлечений. Здесь предлагается разместить многозальный кинотеатр, кафе, рестораны, выставочные и демонстрационные залы. Из кафе и ресторанов можно выйти на открытые галереи, фланкирующие верхний сад. 4-й и 5-й этажи занимает верхний уровень мультиплекса и административно-бытовые помещения комплекса.
Гостиный Двор – традиционное название длинных торговых рядов на Руси. Однако Большой Гостиный Двор в Петербурге (БГД) выделялся среди прочих качеством архитектуры в стиле раннего классицизма, значительными размерами и не имеющей аналогов планировочной структурой. Его торговые ряды общей протяженностью более километра обнимали целый квартал и состояли из 294 секций (лавок) – 147 по внешним линиям и стольких же по внутреннему кольцу. Идея устройства внутреннего кольца принадлежала еще предшественнику Валлен-Деламота Франческо Бартоломео Растрелли, который запланировал по периметру двора аллею, а в его центре – пруд. Этот замысел, хотя и с купюрами (без зелени и пруда), был воплощен, и в течение полутора веков по наружным линиям БГД торговали в розницу, по внутренним – оптом, а верхние этажи были заняты складами.
Так продолжалось вплоть до 1955 г., когда было решено преобразовать БГД в единый универмаг. Изолированные до того магазины превратили в сквозную анфиладу торговых залов. Внутренняя улица перестала существовать как торговая, двор закрылся для публики и стал заполняться утилитарными постройками. В 1967 г., в связи со строительством станции метро «Гостиный двор», была снесена часть внутреннего кольца на углу Невской и Садовой линий. В последующие 40 лет многие дворовые строения не эксплуатировались и пришли в аварийное состояние.
Предложения «Студии 44» состоят в следующем: внутри комплекса сносятся все постройки за исключением ценных в историко-культурном смысле. Подо всей дворовой территорией устраиваются два подземных этажа с размещением там загрузочных, технических помещений, инженерии и паркинга для посетителей. Внутренней улице возвращается ее исконная торговая роль, обрамляющие ее фасады реставрируются и воссоздаются, улица накрывается стеклянными структурами, образуя крытые пассажи по всему внутреннему периметру. Эти пассажи сходятся на углу Невской и Садовой линий в систему распределительных залов с центральным залом-ротондой. Размещенный по оси главного входа с Невского пр., этот зал служит ядром коммуникаций: здесь концентрируются основные людские потоки, в том числе, из метро.
Из ротонды посетители попадают во внутреннее пространство – «Собственный сад», состоящий из нижнего и верхнего садов. Нижний сад расположен вдоль Невской линии в уровне земли. Именно здесь находятся сохраняемые исторические объекты: дом Комитета по управлению Гостиным Двором и другие. Нижний сад связан с верхним системой лестниц и пандусов. Верхний сад – террасный, с регулярной барочной планировкой, занимает всю остальную территорию с уровня 2-го этажа до уровня 3-го этажа. Под ним находится торговый зал, объединяющий Садовую, Ломоносовскую и Перинную линии по 1-ому и 2-ому этажам.
То есть, практически весь 1-й этаж, включая внешнее кольцо, внутреннюю торговую улицу, внутреннее кольцо и бывшую дворовую территорию, превращается в единую систему торговых залов. Торговые залы 2-ого этажа размещены в новых корпусах, сохраняющих планировочную структуру внутреннего кольца с включением части бывшей дворовой территории. 3-й этаж выделен для отдыха и развлечений. Здесь предлагается разместить многозальный кинотеатр, кафе, рестораны, выставочные и демонстрационные залы. Из кафе и ресторанов можно выйти на открытые галереи, фланкирующие верхний сад. 4-й и 5-й этажи занимает верхний уровень мультиплекса и административно-бытовые помещения комплекса.
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
22.11.2024
Эволюция по плану
Андрей Асадов21.11.2024
Плач, затмение и городище
Юлия Седых, Артём Брусененко, Антон Логунов21.11.2024
Зодчество 2024: семеро
20.11.2024
Золотая коронка
Андрей ЧуйковТехнологии:
22.11.2024
АЛЮТЕХ
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.АЛЮТЕХ
21.11.2024
Новые горизонты
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.Новые горизонты
19.11.2024
ПАО "СИБУР Холдинг"
VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным решениям
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.ПАО "СИБУР Холдинг"
18.11.2024
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.11.11.2024
КНАУФ ГИПС
И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК «Некрасовка»
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).КНАУФ ГИПС