Реконструкция внутренней территории Большого Гостиного двора
/ Reconstruction of the inner territory of Bolshoy Gostiny Dvorинформация:
-
статус
в процессе реализации -
даты
2015 / 2019 -
место
Санкт-Петербург
Невский пр., 35 -
координаты
59.933617, 30.331163 -
функция
Торгово-коммерческий / пассаж -
площадь участка
5,2 га -
площадь подземная
50000 м2 -
общая площадь
154000 м2 -
строительный объем
394000 м3
Никита Явейн
Nikita Yavein / РоссияСтудия 44
Company: / Россияавторский коллектив
Авторы концепции:
Архитекторы: Н.И. Явейн, А.П. Кошарный (Архитектурное бюро “Студия 44”); С.И. Аксёнов, А.М. Берзинг, А.В. Воронов, Г.С. Снежкин, И.В. Спиридонов (Архитектурная мастерская “ЛЕС”)
Авторы эскизного проекта внутреннего кольца Перинной линии БГД:
Архитекторы: В.И. Парфёнов, А.В. Дунаев, Е.П. Лукьянова, К.П. Соколова, при участии А. Барди
Реставраторы: Н.В. Широкова, А.И. Раздьяконова, И.В. Сабанцев
Конструкторы: И.Н. Ляшко, Н.В. Просветова, С.С. Богданов
Архитекторы: Н.И. Явейн, А.П. Кошарный (Архитектурное бюро “Студия 44”); С.И. Аксёнов, А.М. Берзинг, А.В. Воронов, Г.С. Снежкин, И.В. Спиридонов (Архитектурная мастерская “ЛЕС”)
Авторы эскизного проекта внутреннего кольца Перинной линии БГД:
Архитекторы: В.И. Парфёнов, А.В. Дунаев, Е.П. Лукьянова, К.П. Соколова, при участии А. Барди
Реставраторы: Н.В. Широкова, А.И. Раздьяконова, И.В. Сабанцев
Конструкторы: И.Н. Ляшко, Н.В. Просветова, С.С. Богданов
партнеры, заказчики, смежники
Заказчик: ОАО «Большой Гостиный Двор»
описание:
Проект реконструкции Большого Гостиного Двора (1761-1785, арх. Жан-Батист Валлен-Деламот) предусматривает возвращение старинному торговому сооружению его уникальной исторической структуры. При этом комплекс становится многофункциональным, а его торговые площади возрастают в 2,8 раза за счет рационального использования внутренней территории, сокращения складских зон и освоения подземных пространств.
Гостиный Двор – традиционное название длинных торговых рядов на Руси. Однако Большой Гостиный Двор в Петербурге (БГД) выделялся среди прочих качеством архитектуры в стиле раннего классицизма, значительными размерами и не имеющей аналогов планировочной структурой. Его торговые ряды общей протяженностью более километра обнимали целый квартал и состояли из 294 секций (лавок) – 147 по внешним линиям и стольких же по внутреннему кольцу. Идея устройства внутреннего кольца принадлежала еще предшественнику Валлен-Деламота Франческо Бартоломео Растрелли, который запланировал по периметру двора аллею, а в его центре – пруд. Этот замысел, хотя и с купюрами (без зелени и пруда), был воплощен, и в течение полутора веков по наружным линиям БГД торговали в розницу, по внутренним – оптом, а верхние этажи были заняты складами.
Так продолжалось вплоть до 1955 г., когда было решено преобразовать БГД в единый универмаг. Изолированные до того магазины превратили в сквозную анфиладу торговых залов. Внутренняя улица перестала существовать как торговая, двор закрылся для публики и стал заполняться утилитарными постройками. В 1967 г., в связи со строительством станции метро «Гостиный двор», была снесена часть внутреннего кольца на углу Невской и Садовой линий. В последующие 40 лет многие дворовые строения не эксплуатировались и пришли в аварийное состояние.
Предложения «Студии 44» состоят в следующем: внутри комплекса сносятся все постройки за исключением ценных в историко-культурном смысле. Подо всей дворовой территорией устраиваются два подземных этажа с размещением там загрузочных, технических помещений, инженерии и паркинга для посетителей. Внутренней улице возвращается ее исконная торговая роль, обрамляющие ее фасады реставрируются и воссоздаются, улица накрывается стеклянными структурами, образуя крытые пассажи по всему внутреннему периметру. Эти пассажи сходятся на углу Невской и Садовой линий в систему распределительных залов с центральным залом-ротондой. Размещенный по оси главного входа с Невского пр., этот зал служит ядром коммуникаций: здесь концентрируются основные людские потоки, в том числе, из метро.
Из ротонды посетители попадают во внутреннее пространство – «Собственный сад», состоящий из нижнего и верхнего садов. Нижний сад расположен вдоль Невской линии в уровне земли. Именно здесь находятся сохраняемые исторические объекты: дом Комитета по управлению Гостиным Двором и другие. Нижний сад связан с верхним системой лестниц и пандусов. Верхний сад – террасный, с регулярной барочной планировкой, занимает всю остальную территорию с уровня 2-го этажа до уровня 3-го этажа. Под ним находится торговый зал, объединяющий Садовую, Ломоносовскую и Перинную линии по 1-ому и 2-ому этажам.
То есть, практически весь 1-й этаж, включая внешнее кольцо, внутреннюю торговую улицу, внутреннее кольцо и бывшую дворовую территорию, превращается в единую систему торговых залов. Торговые залы 2-ого этажа размещены в новых корпусах, сохраняющих планировочную структуру внутреннего кольца с включением части бывшей дворовой территории. 3-й этаж выделен для отдыха и развлечений. Здесь предлагается разместить многозальный кинотеатр, кафе, рестораны, выставочные и демонстрационные залы. Из кафе и ресторанов можно выйти на открытые галереи, фланкирующие верхний сад. 4-й и 5-й этажи занимает верхний уровень мультиплекса и административно-бытовые помещения комплекса.
Гостиный Двор – традиционное название длинных торговых рядов на Руси. Однако Большой Гостиный Двор в Петербурге (БГД) выделялся среди прочих качеством архитектуры в стиле раннего классицизма, значительными размерами и не имеющей аналогов планировочной структурой. Его торговые ряды общей протяженностью более километра обнимали целый квартал и состояли из 294 секций (лавок) – 147 по внешним линиям и стольких же по внутреннему кольцу. Идея устройства внутреннего кольца принадлежала еще предшественнику Валлен-Деламота Франческо Бартоломео Растрелли, который запланировал по периметру двора аллею, а в его центре – пруд. Этот замысел, хотя и с купюрами (без зелени и пруда), был воплощен, и в течение полутора веков по наружным линиям БГД торговали в розницу, по внутренним – оптом, а верхние этажи были заняты складами.
Так продолжалось вплоть до 1955 г., когда было решено преобразовать БГД в единый универмаг. Изолированные до того магазины превратили в сквозную анфиладу торговых залов. Внутренняя улица перестала существовать как торговая, двор закрылся для публики и стал заполняться утилитарными постройками. В 1967 г., в связи со строительством станции метро «Гостиный двор», была снесена часть внутреннего кольца на углу Невской и Садовой линий. В последующие 40 лет многие дворовые строения не эксплуатировались и пришли в аварийное состояние.
Предложения «Студии 44» состоят в следующем: внутри комплекса сносятся все постройки за исключением ценных в историко-культурном смысле. Подо всей дворовой территорией устраиваются два подземных этажа с размещением там загрузочных, технических помещений, инженерии и паркинга для посетителей. Внутренней улице возвращается ее исконная торговая роль, обрамляющие ее фасады реставрируются и воссоздаются, улица накрывается стеклянными структурами, образуя крытые пассажи по всему внутреннему периметру. Эти пассажи сходятся на углу Невской и Садовой линий в систему распределительных залов с центральным залом-ротондой. Размещенный по оси главного входа с Невского пр., этот зал служит ядром коммуникаций: здесь концентрируются основные людские потоки, в том числе, из метро.
Из ротонды посетители попадают во внутреннее пространство – «Собственный сад», состоящий из нижнего и верхнего садов. Нижний сад расположен вдоль Невской линии в уровне земли. Именно здесь находятся сохраняемые исторические объекты: дом Комитета по управлению Гостиным Двором и другие. Нижний сад связан с верхним системой лестниц и пандусов. Верхний сад – террасный, с регулярной барочной планировкой, занимает всю остальную территорию с уровня 2-го этажа до уровня 3-го этажа. Под ним находится торговый зал, объединяющий Садовую, Ломоносовскую и Перинную линии по 1-ому и 2-ому этажам.
То есть, практически весь 1-й этаж, включая внешнее кольцо, внутреннюю торговую улицу, внутреннее кольцо и бывшую дворовую территорию, превращается в единую систему торговых залов. Торговые залы 2-ого этажа размещены в новых корпусах, сохраняющих планировочную структуру внутреннего кольца с включением части бывшей дворовой территории. 3-й этаж выделен для отдыха и развлечений. Здесь предлагается разместить многозальный кинотеатр, кафе, рестораны, выставочные и демонстрационные залы. Из кафе и ресторанов можно выйти на открытые галереи, фланкирующие верхний сад. 4-й и 5-й этажи занимает верхний уровень мультиплекса и административно-бытовые помещения комплекса.
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Владимир Ковалёв, 2014
МФК в составе спортивно-развлекательного квартала «Парк Легенд» на территории завода ЗИЛ
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
21.01.2025
Белая гряда
Заурбек Тотров, Марк Журавлев21.01.2025
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован в русле первоначальных идей»
Сергей Скуратов20.01.2025
Нетипичный представитель
Сергей Скуратов20.01.2025
Карельская обитель
Дмитрий ОстроумовТехнологии:
24.01.2025
Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных зданий
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг
23.01.2025
ГК ДИАТ
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.ГК ДИАТ
22.01.2025
Arlight
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы от DJ SMASH
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.Arlight
20.01.2025
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
Весь в белом: особенности производства и применения светлого кирпича
Светлый кирпич – перспективный и востребованный продукт. Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным об особенностях производства белого кирпича и потенциале российского рынка.АО «Фирма «КИРИЛЛ»
13.01.2025
ООО «ЛУЧИДО»
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит в третье измерение
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.ООО «ЛУЧИДО»