RSS
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс

Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина» (1995-2007)

Алексей Гинзбург
Наталия Шилова

авторский коллектив

Архитекторы: В.М. Гинзбург, А.В. Гинзбург, К.А. Герасимов, Т.В. Чернова, С.К. Поляков

партнеры, заказчики, смежники

Заказчик: ООО «Оптима»

другие названия проекта
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома-коммунны Наркомфина, 1932 г., архитекторы М.Я. Гинзбург, И.Ф. Милинис»

награды:

    Диплом Союза Московских архитекторов за проект реставрации памятника архитектуры (Смотр на лучшее архитектурное произведение 1996-1998 года)
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Макет. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс

Архи.ру об этом объекте:

29.02.2016

Юлия Тарабарина. Алексей Гинзбург: «Я считаю своим преемственным занятием модернистскую архитектуру»

Об изменении модернистской парадигмы, актуальности миссии изменения мира, противоположности позиций архитектора и реставратора и о расширении сознания, которое приносит работа со сложными задачами и разными жанрами.

Алексей Гинзбург представитель сразу нескольких архитектурных династий: с одной стороны он внук Моисея Гинзбурга, автора Дома Наркомфина, а с другой правнук Григория Бархина, автора здания газеты Известия . Между тем ему удается делать вполне с...   читать дальше
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Макет. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс

описание:

Существующее положение 
Здание по адресу Новинский бульвар, 25, стр.1 «Дом Наркомфина» расположено между Новинским б-ром и Конюшковской ул. в глубине двора. С северной стороны участка расположен деловой центр «Новинский пассаж», с южной – жилой дом, с западной – комплекс новых зданий посольства США, с восточной дом-музей Ф.И. Шаляпина. На участке между Домом Наркомфина и Новинским бульваром разбит парк, являющийся частью природного комплекса г. Москвы.

Дом Наркомфина состоит из двух корпусов, соединенных переходом в уровне второго этажа. Это жилой и коммунальный корпуса. Кроме того, на другой стороне участка находится здание бывшей прачечной, также входящее в комплекс памятника архитектуры.

В здании, построенном в 1928 г. ни разу не проводился капитальный ремонт. Вместе с тем, в послевоенный период оно перестраивалось. Был застроен первый этаж, надстроена плоская кровля коммунального корпуса, пристроены отдельные одноэтажные объемы, лифт. В квартирах были проведены перепланировки. Проводившиеся в разное время технические изыскания показали, что несущие конструкции здания (монолитный каркас) находятся в удовлетворительном состоянии, перекрытия (сборно-монолитный железобетон) требуют ремонта. Наиболее поврежденными являются ограждающие конструкции стен, окна и витражи, инженерные системы.

В 1997 г. Дом Наркомфина был поставлен на учет как памятник регионального значения. Только в 2002 г. корпус прачечной также получает статус объекта культурного наследия. В 2004 г. определена территория памятника, приближенная к границам землеотвода 1928 г.

Дом Наркомфина – один из наиболее смелых экспериментов в жилищном строительстве страны. По своей объемно-пространственной композиции этот дом представляет значительный интерес как пример поиска внешнего облика современного жилого дома. Легкие столбы первого этажа жилого корпуса, открытая галерея второго этажа, горизонтальные линии окон остальных этажей и галерея на крыше хорошо контрастируют с кубическим объемом коммунального корпуса. Но основная ценность этого экспериментального дома заключается в поисках нового в социальном отношении типа жилища.

История и авторы
Дом Наркомфина был построен по проекту архитекторов М.Я. Гинзбурга, И.Ф. Милиниса и инженера С.Л. Прохорова в 1928-1930 гг. Большое место в творчестве Гинзбурга занимали проблемы жилищного строительства. Поиск новых в социальном отношении типов жилища, разработка экономичных малометражных квартир, типизация и индустриализация строительства жилья.

Эксперименты с типологией жилья
Дом Наркомфина также называется «дом переходного типа», символизируя постепенный переход от старого семейного типа расселения к коммунальному быту. Характеристики жилых ячеек делают их главным значимым элементом здания.

Часть помещений выполнены с высотой 2,3 м (минимальной). Это спальни, которые выходят на восточную сторону в парк, коридоры и кухни с сан. узлами. Зато гостиные, выходящие на западную сторону, имеют высоту 4,9 м и 3,75 м. Такой контраст в жилых помещениях создает динамичное, сложное пространство, функционально продуманные.

Более традиционные квартиры – ячейки типа «К» и «2Ф», предназначенные для проживания семей (находящиеся на 2-м и 3-м этажах, а также в торцах здания, площадью от 78 до 100 м2) решены в двух уровнях, как мини-коттедж или современный лофт. Нижний ярус занят коридором, террасой, передней и кухней, верхний – двумя спальнями со встроенными шкафами и ванной.

На 4-м, 5-м и 6-м этажах расположены ячейки типа «Ф». Это полутораэтажные (в двух и в трех уровнях) студии, два ряда которых находятся один под другим. Входы в нижний и в верхний ряды устроены из одного коридора на 5-м этаже.

На 7-м и 8-м этажах расположена квартира (бывшая квартира наркома финансов Милютина) и несколько комнат общежития.

Общественные пространства
Коммунальный корпус дома представляет собой почти кубическое по объему четырехэтажное здание (сторона куба – 10 м). Каждые два этажа объединены между собой двусветными пространствами, обращенными на север и освещаемыми стеклянной стеной – экраном. Нижняя часть предназначалась под спортивный центр, верхняя для столовой, помещений для отдыха и библиотеки. Плоская крыша – для летней столовой и солярия.

Кроме того, к общественным пространствам дома следует отнести и коридоры 2-го и 5-го этажей. Достаточно широкие, а нижний с открытой галереей, они являлись рекреационными помещениями.

Первый этаж высотой 2,5 м в основном открыт и заменен круглыми столбами. Это сделано, чтобы не разбивать на две части участок.

Технология строительства
При строительстве здания были применены самые передовые строительные технологии того времени, те же, по которым строились в это же время здания в Германии, Франции и т.д.

Во-первых, это монолитный железобетонный каркас (сетка круглых столбов диаметром 35 см, с шагом в продольном направлении 3,75 м, а в поперечном 3,5 и 4,5 м). Во-вторых, оригинальные сборно-монолитные перекрытия. Наружные стены толщиной 36см представляют собой термоизоляционное ограждение. Каркас дал возможность создать непрерывные ленточные окна, также специально разработанные для Дома Наркомфина.

Градостроительное решение 
Здание задумывалось как комплекс (с учетом конкретного землеотвода). Но этот проект не был реализован полностью. Впоследствии градостроительное решение трансформировалось, утратив свое первоначальное единство. Под размещение дома Наркомфина отводилась территория двух усадеб с обширными садами. Парадная часть выходила на Новинский бульвар. Коммунальный центр включал столовую, физкультурный зал и читальню, детский корпус (ясли и детский сад), служебный корпус (прачечную и сушильню).

В 1920-е годы была поднята тема насыщения города садами и парками, что становится ориентиром для многих градостроительных концепций того времени. По первоначальному варианту М.Я. Гинзбурга комплекс состоял из нескольких отдельно стоящих корпусов, ориентированных на новый проезд, пролегающий через центральную часть исторического квартала. Жилой дом, задуманный как центр композиции на обширной парковой территории, соединен с общественным корпусом переходом на уровне 2-го этажа. Перед прачечным корпусом располагалась квадратная площадка – парадное пространство. Корпус прачечной, как и жилой, частично поднят на колоннах, освобождая пространство для прохода. Всё функциональное обеспечение на территории дома Наркомфина было целостным и самодостаточным, рожденным традицией классических усадебных построек, дополненной комфортом и социальной значимостью, адекватными новым веяниям.

В 1929 г. у автора проекта возникли проблемы с окончательным утверждением границ участка территории, где мог разместиться еще один жилой дом. М.Я. Гинзбургу было отказано в постройке части общественных элементов комплекса. Понимая, что возникает серьезная угроза замыслу, заказчик и архитектор ведут строительные работы без соответствующих согласований.

Проект полностью не был осуществлен. Не была устроена парадная площадка, не реализована система парковых дорожек. Впоследствии была утрачена диагональ дорожки, открытое пространство засажено деревьями, нарушающими визуальные связи элементов композиции. Сохраненные исторические усадьбы придали комплексу камерный характер.

Концепция реставрации и приспособления
Функциональные изменения
Наша концепция приспособления Дома Наркомфина с 1988-1990 гг. последовательно менялась от жилого дома постоянного проживания к жилью временному, доходному дому апартаментам, арт-отелю. Принципиально важно сохранить после реставрации жилую функцию дома. В таком случае вся структура дома будет работать, как это задумывалось его авторами, и возможна будет именно реставрация памятника. Также важно, чтобы эксплуатация дома была продуманной и осуществлялась по единой системе, что исключает продажу квартир, как коммерческой недвижимости. Все это возможно при создании на основе здания арт-отеля (отеля, расположенного в историческом здании, памятнике), где главной отличительной чертой будет расположение в необычном здании. Известность Дома Наркомфина во всем мире, общий интерес к культуре советского авангарда 20-х гг. должны обеспечить успех идее арт-отеля.

Ячейки жилого корпуса, не требуя перепланировок, превращаются в гостиничные номера. В них могут быть добавлены кухни-ниши (аналогичные тем, которые разрабатывались под руководством М.Я. Гинзбурга в мастерской Стройкома). Таким образом может эксплуатироваться 47 апартаментов. Коммунальный корпус используется по прямому назначению – кафе (предприятие питания) на 1-м, 2-м этажах и многофункциональный зал для проведения лекций, конференций и других общественных мероприятий на 3-м, 4-м этажах. Надстройка разбирается и восстанавливается эксплуатируемая кровля.

В части ячеек должны быть созданы экспозиционные площади: музей, посвященный творчеству М.Я. Гинзбурга, Дому Наркомфина. Это могут быть ячейка «К» и расположенные над ней две ячейки «Ф» в случае прохождения через них лифта или одна из торцевых квартир в случае, если лифт будет вынесен на фасад.

С западной стороны (нового здания посольства США) устроена галерея (из которой «вырастает» шахта лифта). Она может быть использована для размещения технологических помещений гостиницы, соединенных под землей с подвалами жилого и коммунального корпусов. Другой вариант – развитие автостоянки и увеличение количества машиномест. Галерея никак не изменит видовые характеристики памятника, т.к. спрятана в перепаде рельефа.

Транспорт и коммуникации
При организации движения используются два существующих подъезда к дому: через внутридворовый проезд со стороны Новинского бульвара и новый проезд вдоль Новинского пассажа со стороны Конюшковской ул. За Домом Наркомфина размещается парковка на 28-30 машиномест. Площадка перед главным входом расширяется (в соответствии с первоначальным решением), для чего корректируются границы территории природного комплекса (без изменения площади). На этой площадке могут быть размещены еще 10 машиномест.

Вся система коммуникаций дома восстанавливается в соответствии с оригинальным проектом. Это главная, эвакуационная лестницы и два коридора (на 2-м и 5-м этажах). Лифт может быть размещен двумя способами:
  • Вынесенный из дома лифт. Шахта представляет собой стеклянную башню, соединенную с корпусом четырьмя стеклянными переходами. Лифтовая шахта вырастает из стеклянного перекрытия врезанной в склон перед посольством США галереи, образуя с ней единое целое, стилистически не связанное с памятником. Шахта панорамного лифта и галерея за счет структурного остекления воспринимаются, как однородная скульптурная композиция. Преимущество этого варианта – внутренняя структура дома остается неизменной.
  • Лифт пронизывает экспозиционное пространство. Шахта лифта проходит через три различные ячейки, расположенные вертикально одна над другой. В этих ячейках устраивается экспозиция, посвященная творчеству М.Я.Гинзбурга, истории дома, культуре авангарда 20-х гг. Таким образом, каждый раз лифт проезжает через пространство музея. Плюс второго варианта – фасады дома воспринимаются в соответствии с замыслом авторов без наложений новых элементов.
Методика реставрации
До начала проекта реставрации предполагается исследовать действие различных методов восстановления шлакобетона на элементы здания. Это укрепляющие инъекции или защитный состав. Опыт подобной реставрации накоплен в Германии в процессе реставрации Баухауза и других зданий, построенных из материалов, аналогичных применявшимся при строительстве Наркомфина. Для экспериментов с бетоном в качестве консультантов привлечены немецкие специалисты.

Также до начала рабочего проекта реставрации следует произвести максимально подробное обследование здания. При невозможности укрепления существующих блоков из шлакобетона должен быть рассмотрен вариант выпуска копий шлакоблоков из более эффективного материала.

Часть витражей и окон здания также должны быть воспроизведены, т.к. в силу большого износа не могут быть в полном объеме отреставрированы. Этот же подход может быть применен к другим элементам здания: реставрация, а при невозможности, в силу полной потери эксплуатационных качеств – точное воспроизведение.

Все надстройки и пристройки демонтируются. Изменения планировки относительно оригинального проекта внутри коммунального и жилого корпусов ликвидируются.

Также предполагается восстановление структуры дорожек на территории парка (устроенного в процессе пересадки деревьев с Новинского бульвара). Возможно строительство павильона из легких металлических конструкций на месте планировавшегося детского сада. 
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс

пресса:

Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Генеральный план. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Лестница. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Лестница. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Планы помещений. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Разрез. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». План. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Разрез. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Разрез. Приспособление и цветовое решение. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Планы -1 и 1 этажей. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». План 1 этажа. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». План 2 этажа. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». План 4 этажа. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». План 5 этажа. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». План 6 этажа. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Генеральный план. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Ситуационный план. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома-коммунны Наркомфина». Существующее положение © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома-коммунны Наркомфина». Существующее положение © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома-коммунны Наркомфина». Существующее положение © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома-коммунны Наркомфина». Существующее положение © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома-коммунны Наркомфина». Существующее положение © Гинзбург Архитектс

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Татьяна Гук
  • Григориос Гавалидис
  • Дмитрий Сухов
  • Константин Таранов
  • Илья Уткин
  • Ростислав Цайзер
  • Андрей Михайлов
  • Евгений Подгорнов
  • Михаил Канунников
  • Андрей Асадов
  • Сергей Чобан
  • Марина Егорова
  • Сергей Никешкин
  • Александра Кузьмина
  • Анатолий Столярчук
  • Валерий Лукомский
  • Илья Машков
  • Михаил Давыдов
  • Александр Скокан
  • Наталья Сидорова
  • Владислав Андреев
  • Александр Самарин
  • Даниил Лоренц
  • Александр Асадов
  • Антон Надточий
  • Александр Котенков
  • Сергей Кузнецов
  • Раис Баишев
  • Григорий Мустафин
  • Наталия Шилова
  • Юлий Борисов
  • Игорь Членов
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Чуйков
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Алексей Гинзбург
  • Екатерина Кузнецова
  • Юрий Виссарионов
  • Алексей Орлов
  • Василий Крапивин
  • Егор Донцов
  • Станислав Белых
  • Игорь Шварцман
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Сергей Труханов
  • Анна Иванова
  • Юлия Тряскина
  • Никита Явейн
  • Роман Леонидов
  • Вера Бутко
  • Владимир Ковалёв
  • Иван Кожин
  • Антон Лукомский
  • Константин Ходнев
  • Степан Липгарт
  • Виталий Лутц
  • Валерия Преображенская
  • Дмитрий Буш
  • Алексей Полищук
  • Всеволод Медведев
  • Андрей Романов
  • Роман Грибанов
  • Полина Воеводина
  • Андрей Гнездилов
  • Анастасия Абашева
  • Левон Айрапетов
  • Павел Андреев
  • Олег Мединский
  • Владимир Тихонов
  • Энди Сноу
  • Зураб Басария
  • Дмитрий Климов
  • Сергей Орешкин
  • Евгений Зеленов
  • Николай Кикава
  • Антон Яр-Скрябин
  • Владимир Плоткин

Проект из каталога (случайный выбор)

Академия волейбола Платонова
Сергей Орешкин, 2005 – 2006
Академия волейбола Платонова

Постройки и проекты (новые записи):

  • Ресторан высокой морской кухни «Barca»
  • Музей Фабрики-кухни. Филиал Государственной Третьяковской галереи в Самаре
  • Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде
  • Офис трансконтинентальной компании
  • Благоустройство сквера «Стерео» в Сочи
  • Новый пассажирский терминал аэропорта Кавказа
  • Комплекс апартаментов Carre Blanc
  • Каждый атом важен!
  • ЖК Большая Семерка

Новости российской архитектуры:

Плач, затмение и городище
21.11.2024

Плач, затмение и городище

Юлия Седых, Артём Брусененко, Антон Логунов
Золотая коронка
20.11.2024

Золотая коронка

Андрей Чуйков
Гибкость и интеграция
18.11.2024

Гибкость и интеграция

Елена Струговец

Технологии:

21.11.2024

«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду

Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
Новые горизонты
19.11.2024

​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным решениям

Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
ПАО "СИБУР Холдинг"
18.11.2024

Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре

Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
11.11.2024

​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК «Некрасовка»

В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
КНАУФ ГИПС
07.11.2024

​За фасадом: особенности применения кирпича в современных НФС

Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи