Концепция Технопарка в Казани открыть большое изображение

Концепция Технопарка в Казани

информация:

Анна Садкова /

/ Россия

Рузаль Фархуллин /

/ Россия
авторский коллектив
Фархуллин Рузаль, Садкова Анна


открыть большое изображение
открыть большое изображение

описание:

Город- это сложный динамический объект, непрерывно развивающийся в пространстве и времени. Казань- город с 1000летней историей, накладывающий отпечаток на его формирование как единого организма, с многообразием функций. Историческое наследие города- духовная ценность, которая является связующей нитью между прошлым и будущим, между поколениями горожан. В сложившейся на сегодняшний день ситуации, исторический центр города находится в критическом положении. Наслоение множества функциональных схем, не имеющих необходимости находиться на одной территории. Нынешний центр города является одновременно деловым, историческим, культурным, политическим, досуговым, продовольственным и рыночным центром. Мало того, что пользователи всех этих функций вынуждены концентрироваться на небольшом участке земли, так еще и транспортный транзит проходит через все это. Отсутствие разумных связей, соответствующего качества, и вспомогательных дублирующих дорог делает транспортную ситуацию напряженной и невозможной для ремонта дорог.

Соответственно, за основу принимается новое градостроительное решение, которое  направлено на оптимизацию систем внешнего и внутреннего транспорта и взаимосвязей планировочных зон города между собой. Формирование подцентров, новых  многофункциональных узлов , является сосредоточением жизненно важных функций для прилежащих планировочных районов, а так же для города в целом, связанных между собой транспортно-пешеходной сетью, помогло бы избежать концентрации жизненных процессов в зоне нынешнего «центра города».
Каждый подцентр должен интегрировать функции наиболее свойственные его месту, быть связным с природным ландшафтом. Местоположение предполагаемых подцентров- на пересечениях активных магистралей, магнитов социальной активности. В конечном счете, «центр города» может быть представлен не как точка, географическая, а как система функциональных магнитов, различной степени притяжения разных групп людей. Таким образом зона исторического центра освобождается от избыточной  функциональной и транспортной нагрузки.
Эти мероприятия направлены на максимальное сохранение исторического центра, на восстановлению характера и масштаба его исторической застройки и использование этого ценного экспозиционного потенциала для развития туристического бизнеса, доля которого в экономике города может быть существенно увеличена.

Исходная ситуация

Место проектирования - г. Казань.
Существующая застройка пытается оттенить былой размах производственной культуры города. Безупорядоченная структура отдельных, безсвязных зданий не дает развиваться территории, и городу в целом.
В своем проекте я предлагаю создавать новую структуру, которая накладываясь на существующую, образует необычную, качественную среду.
Здесь создается все  новое, созвучное духу времени, с применением современной информации, новых технологий, с учетом новых социальных и экономических взаимоотношений в обществе. Именно здесь формируется сеть важных городских объектов, разнообразных по функции, по назначению. Все объекты «сидят» на важной транспортной магистрали.
Общественные здания техно-парка формируют наиболее важные и значительные участки городской застройки. Это основные сооружения, определяющие силуэт города, а поскольку, проектируемый объект находится в непосредственной близости к оз. Кабан, то этому фактору уделяется особое внимание.

В г. Казань -  столице республики Татарстан, существует ряд проблем, связанных с  территориальной  рассредоточенностью  важных  взаимосвязанных функций. Одной и таких проблем является отсутствие такого места, сочетающего в себе офисно - представительские учреждения, общественные зоны, конференц-залы, где могла бы протекать полноценная   деловая деятельность, научно-исследовательские лаборатории, учебный центр.
Таким образом, возникает необходимость создания такого места, где представители делового мира могли бы собираться, заседать, обсуждать важные вопросы их деятельности и т. д. Совмещение таких функций как экспериментальные лаборатории, учебные центры, общественно-деловой центр и экспо-центр, обеспечивает наибольшую коммуникативность и легкую доступность общественных зон с местом трудовой деятельности деловых людей. Кроме того, комплекс будет включать в себя дополнительные функции: систему обслуживания, рекреационные, торгово-выставочные, что обеспечит работу комплекса не только для города в целом, являясь общественным центром для людей, приехавших для прогулок по набережной, но и для прилежащих жилых планировочных районов.

Основные задачи проекта

Проектирование Техно-парка должно быть основано на одновременном учете разносторонних факторов: социальных, градостроительных, природно-климатических, национально-бытовых, конструктивных, физико-технических, экономических, архитектурно-художественных.
 В частности, основными задачами проекта являются: полноценное использование потенциала территории, ее уникального градостроительного ресурса (непосредственная близость к воде), насыщение ее функциями, необходимыми для города, соответствующими месту, дополнение места разнообразными по эмоциональной насыщенности пространствами, обеспечивая визуальную связь исторической части города с ее антиподом, создавая должный масштаб города-Столицы. Но при всем этом, необходим подход создания     прост¬ранств активных, действенных, которые по своему качеству могут быть сравнимы    с естественной средой, с явлением природы. Акватории представляют собой важнейший природный компонент, непосредст¬венно воздействующий на ландшафтно-планировочную структуру города. Очень важно не утерять выгодные по композицион¬ным ландшафтным качествам территории, сохраняя и используя естес¬твенно сложившийся ландшафт местности, характеризующийся живо¬писностью и выразительностью основного его компонента - водного пространства.

Градостроительное решение

Техно-парк  является одним из основных структурных элементов застройки общегородского под центра, его планировочные и функциональные связи создают вместе с транспортными магистралями и сетью уличных и пешеходных связей планировочную структуру города.
Комплекс формирует набережную озера Кабан с восточной стороны.
С юго-восточной стороны комплекс граничит с благоустроенной набережной городского зоопарка, запроектированный британской компанией Atkins, являющегося символом взаимопроникновения природы и города, их гармоничного соседства. Соединение общественных пешеходных  потоков с городским зоопарком происходит через пешеходный мост. Тем самым соединяясь с новой территорией зоопарка и благоустроенной набережной озера.
Разрабатываемая часть Техно-парка прямо выходит на мост–переход, на месте пересечения разных потоков (вход в экспо центр, пешеходный мост) образуется небольшая площадь, организующий входное пространство в общественный центр техно-парка, отделенное от мощной транспортной магистрали системой зеленых насаждений, что обеспечивает комфортное пребывание людей на территории комплекса. Сквозь головную часть разрабатываемой зоны комплекса проходит пешеходная связка, идущая сквозь весь комплекс, перпендикулярная береговой линии и выходящая на озеро, тем самым обеспечивается легкая пешеходная доступность всех взаимосвязанных частей комплекса.
Подъезд к разрабатываемой части комплекса осуществляется по улице с западной стороны. Отсюда же происходит заезд в подземный паркинг , который находится под всей площадью комплекса.

Здания – это не только объем «в себе», но и часть городской среды.    Эта новая структура как бы вливается, проникает внутрь городской среды, тем самым, задавая новый городской масштаб, соответствующий «столичности» города. Комплекс, находясь в структуре - сети общественно важных объектов, формирует набережную озера, задавая новый силуэт, организуя выход к воде, делая его доступным для жителей и гостей столицы.
Комплекс, сложной природной формы в плане, формируется сеткой существующих и проектируемых дорог и пешеходных связей.
Прибрежная часть техно-парка - система взаимосвязанных пространств, объединенных взаимодополняющими друг друга функциями (выставочными, рекреационными + система обслуживания (магазинчики, кафе, рестораны с видом на панораму города, его историческую часть - Кремль)). Здесь мы видим пример плавного перехода от природы к архитектуре, сквозь мягкие складки ландшафта.
Другая же сторона комплекса решается как сеть взаимосвязанных пространств, разных по системе организации,  по  своему эмоциональному восприятию (пространство-площадь, пространство-форум ,пространство-атриум, пространство- каньён, пространство-щель).   Эти   пространства   формируются   объектами общественно-делового   назначения   (офисами,   представительствами, административными   помещениями,   конференц-залами,   выставочно-торговыми зонами). Более строгая застройка территории находит отражение в архитектуре фасадов с западной стороны, Нижняя же часть комплекса периметрально является общедоступной, соответственно снабжена всеми необходимыми функциями, кроме того, нижние уровни вышеперечисленных пространств , сквозь которые проходят пешеходные связи, являются легко доступными для посетителей.

Архитектурно-планировочное и архитектурно-композиционное решение.

Комплекс Техно-парка – это часть городской декорации, в которой проходит жизнь города. Разрабатываемая часть комплекса решается как 2 разнородных  объема, перетекающих друг в друга. Благодаря ступенчатости этих объемом формируется силуэт набережной, создается образ чего-то совершенно естественного, природного, гармоничного соседства воды и города. Образ чего-то природного подчеркивают эксплуатируемые кровли и террасы, на которых размещаются кадки с растениями: низкорослыми деревьями, кустарниками и просто цветами.
Один объем, Г-образной формы является сосредоточением торгово-выставочных и учебных функций, другой же, решенный как доминанта, является офисным блоком , включающим в себя систему пространств для проведения обсуждений, дискуссий, заседаний, конференций, выставок и всевозможных представлений ( универсальные залы, конференц-залы, выставочные и просто открытые пространства). Оба объема по периметру объединяются в некую стилобатную часть в 2-4 этажа, в зависимости от ориентации, формируя систему обслуживания, систему входных групп в комплекс. На пересечении же этих объемов образуется нечто новое, объединяющее. Это пространство  окружено со всех сторон возвышающимися блоками офисов и выставочных пространств, как бы окутано, заключено в объятья, защищено от всех ветров, символизирую некое спокойствие и защищенность находящихся внутри объекта. Внутреннее общественное  пространство включает в себя пассаж, проходящий сквозь комплекс в его восточной части, сеть торгово-выставочных пространств, развлекательных заведений, просто кафе и рестораны, оно является притягательным не только для работающих здесь специалистов в разных областях делового и научного мира, но и для горожан, гостей столицы, а так же жителей близлежащих микрорайонов для проведения здесь свободного времени. Внутреннее пространство решается как атриум, разделенный на 3 части на уровне 3-4этажей торгово-выставочными пространствами с пешеходными галереями. 5-7 этажи занимают: учебные аудитории, залы для конференций и семинаров, открытые пространства для проведения мастер классов а так же офисов. Весь объем Экспо-центра плавно спускается от пассажа к площади, месту пересечения внутреннего пространства с пешеходной связкой, проходящей сквозь весь комплекс и выходящей к заливу, напоминая о близости воды, такого важного средового компонента. Все пространство перекрывается светопрозрачным покрытием из стержневых конструкций, благодаря этому пространство наполняется солнечным светом, заливается закатными лучами или наполняется лунным светом, в зависимости от времени суток. Свет создает разнообразные иллюзии, ложась тенями от паутинчатой структуры конструкций на поверхности стен, бликуя  и отражаясь в стеклянных поверхностях, дает ощущения прозрачности, воздушной наполненности, свободы.

Внутреннее пространство комплекса действует не только в дневное, но и в вечерне-ночное время суток, являясь привлекательным местом для горожан и гостей столицы, проживающих в гостинице, что обуславливает рентабельность места и обеспечивает «ночную жизнь» города.
Проникая в комплекс человек не чувствует границы между экстерьером и интерьером, между улицей и внутренним пространством. Эти границы стираются благодаря архитектурному решению входных порталов, задающими масштаб и решению внутренних пространств, не имеющих границ. Так как сплошное остекление и мелкая структура рам дает ощущение безграничного пространства и свободы. Идея целостности композиции комплекса подчёркивается введением многочисленных  пешеходных связей в разных направлениях и уровнях.
В цветовом решении фасадов используются 3 цвета: 2 цвета поверхности фасадов – теплые, песчано-белые (цвет стилобатной части - темнее), цвет стекол принимается холодным - ультрамариново – синим. На таком контрасте, соседстве теплых и холодных цветов решается восприятие комплекса в разное время года. Жарким летом он воспринимается , за счет обилия стеклянных поверхностей, как утренняя свежесть, прохлада, так не хватающих горожанам. Зимой же, напротив, песчано-белый цвет служит напоминанием о лете, наполняет ощущением тепла, солнечного света. 

открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

Анна Садкова ,

другие постройки:
  • "Вдыхая жизнь…" Концепция реконструкции  исторического центра г. Казани, Казань

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Иван Кожин
  • Антон Надточий
  • Левон Айрапетов
  • Екатерина Грень
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Труханов
  • Арсений Леонович
  • Вера Бутко
  • Сергей Кузнецов
  • Николай Миловидов
  • Георгий Трофимов
  • Наталия Шилова
  • Владимир Биндеман
  • Зураб Басария
  • Андрей Асадов
  • Всеволод Медведев
  • Олег Карлсон
  • Даниил Лоренц
  • Илья Уткин
  • Никита Явейн
  • Полина Воеводина
  • Лукаш Качмарчик
  • Владимир Плоткин
  • Роман Леонидов
  • Никита Токарев
  • Александра Кузьмина
  • Андрей Романов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Михаил Канунников
  • Павел Андреев
  • Станислав Белых
  • Антон Ладыгин
  • Дмитрий Ликин
  • Владимир Ковалёв
  • Константин Ходнев
  • Антон Лукомский
  • Магда Кмита
  • Анатолий Столярчук
  • Александр Асадов
  • Олег Мединский
  • Алексей Курков
  • Олег Шапиро
  • Сергей  Орешкин
  • Андрей Гнездилов
  • Александр Бровкин
  • Дмитрий Васильев
  • Александр Скокан
  • Сергей Сенкевич
  • Антон Бондаренко
  • Антон Барклянский
  • Александр Попов
  • Наталья Сидорова
  • Сергей Переслегин
  • Евгений Герасимов
  • Николай Переслегин
  • Игорь Шварцман
  • Валерия Преображенская
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Скуратов
  • Алексей Гинзбург
  • Илья Машков
  • Магда Чихонь
  • Шимон Матковски
  • Карен Сапричян
  • Екатерина Кузнецова
  • Никита Бирюков
  • Юлий Борисов
  • Сергей Чобан
  • Дмитрий Селивохин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Петр Фонфара
  • Тотан Кузембаев

Проект из каталога (случайный выбор)

Микрорайон «Мякинино»
Алексей Иванов, 2011
Микрорайон «Мякинино»

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реставрация и приспособление под современные функции объекта культурного наследия регионального значения «Апраксин двор с Мариинским рынком (Б.Щукиным двором)»
  • Аэропорт в Перми
  • Интерьеры общественных зон терминала международного аэропорта «Большое Савино» в Перми
  • Апраксин двор (XVIII-XIX вв.), Санкт-Петербург
  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде
  • AYB School в Ереване
  • Развитие территории курорта Paradise waters

Новости российской архитектуры:

Технологии:

18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
14.06.2018

Михаил Мотяев: «Наша задача – надежное крепление оболочки»

Компания U-kon отметила в нынешнем апреле свое 20-летие. О том, как появилась, какие этапы в своем развитии прошла за эти годы компания, чем гордится и куда обирается двигаться дальше, рассказывает ее владелец и руководитель Михаил Мотяев.
«Юкон Инжиниринг»
09.06.2018

Олег Карлсон: «Для меня это миссия»

Архитектор, спроектировавший множество вилл, индивидуальных домов и усадеб – об опыте сотрудничества со строительной компанией.
Good Wood
08.06.2018

Компания Славдом приняла участие в реконструкции стадиона «Лужники» в Москве

Размер поля Лужников более 7000 м.кв., а компании Славдом поставила для реконструкции объекта 100000 м.кв. каменной ваты PAROC, которая использовалась для теплоизоляции, звукоизоляции и огнезащиты несущих конструкций здания.
Компания Славдом
другие статьи