Концепция Технопарка в Казани

информация:

Анна Садкова /

/ Россия

Рузаль Фархуллин /

/ Россия
авторский коллектив
Фархуллин Рузаль, Садкова Анна


описание:

Город- это сложный динамический объект, непрерывно развивающийся в пространстве и времени. Казань- город с 1000летней историей, накладывающий отпечаток на его формирование как единого организма, с многообразием функций. Историческое наследие города- духовная ценность, которая является связующей нитью между прошлым и будущим, между поколениями горожан. В сложившейся на сегодняшний день ситуации, исторический центр города находится в критическом положении. Наслоение множества функциональных схем, не имеющих необходимости находиться на одной территории. Нынешний центр города является одновременно деловым, историческим, культурным, политическим, досуговым, продовольственным и рыночным центром. Мало того, что пользователи всех этих функций вынуждены концентрироваться на небольшом участке земли, так еще и транспортный транзит проходит через все это. Отсутствие разумных связей, соответствующего качества, и вспомогательных дублирующих дорог делает транспортную ситуацию напряженной и невозможной для ремонта дорог.

Соответственно, за основу принимается новое градостроительное решение, которое  направлено на оптимизацию систем внешнего и внутреннего транспорта и взаимосвязей планировочных зон города между собой. Формирование подцентров, новых  многофункциональных узлов , является сосредоточением жизненно важных функций для прилежащих планировочных районов, а так же для города в целом, связанных между собой транспортно-пешеходной сетью, помогло бы избежать концентрации жизненных процессов в зоне нынешнего «центра города».
Каждый подцентр должен интегрировать функции наиболее свойственные его месту, быть связным с природным ландшафтом. Местоположение предполагаемых подцентров- на пересечениях активных магистралей, магнитов социальной активности. В конечном счете, «центр города» может быть представлен не как точка, географическая, а как система функциональных магнитов, различной степени притяжения разных групп людей. Таким образом зона исторического центра освобождается от избыточной  функциональной и транспортной нагрузки.
Эти мероприятия направлены на максимальное сохранение исторического центра, на восстановлению характера и масштаба его исторической застройки и использование этого ценного экспозиционного потенциала для развития туристического бизнеса, доля которого в экономике города может быть существенно увеличена.

Исходная ситуация

Место проектирования - г. Казань.
Существующая застройка пытается оттенить былой размах производственной культуры города. Безупорядоченная структура отдельных, безсвязных зданий не дает развиваться территории, и городу в целом.
В своем проекте я предлагаю создавать новую структуру, которая накладываясь на существующую, образует необычную, качественную среду.
Здесь создается все  новое, созвучное духу времени, с применением современной информации, новых технологий, с учетом новых социальных и экономических взаимоотношений в обществе. Именно здесь формируется сеть важных городских объектов, разнообразных по функции, по назначению. Все объекты «сидят» на важной транспортной магистрали.
Общественные здания техно-парка формируют наиболее важные и значительные участки городской застройки. Это основные сооружения, определяющие силуэт города, а поскольку, проектируемый объект находится в непосредственной близости к оз. Кабан, то этому фактору уделяется особое внимание.

В г. Казань -  столице республики Татарстан, существует ряд проблем, связанных с  территориальной  рассредоточенностью  важных  взаимосвязанных функций. Одной и таких проблем является отсутствие такого места, сочетающего в себе офисно - представительские учреждения, общественные зоны, конференц-залы, где могла бы протекать полноценная   деловая деятельность, научно-исследовательские лаборатории, учебный центр.
Таким образом, возникает необходимость создания такого места, где представители делового мира могли бы собираться, заседать, обсуждать важные вопросы их деятельности и т. д. Совмещение таких функций как экспериментальные лаборатории, учебные центры, общественно-деловой центр и экспо-центр, обеспечивает наибольшую коммуникативность и легкую доступность общественных зон с местом трудовой деятельности деловых людей. Кроме того, комплекс будет включать в себя дополнительные функции: систему обслуживания, рекреационные, торгово-выставочные, что обеспечит работу комплекса не только для города в целом, являясь общественным центром для людей, приехавших для прогулок по набережной, но и для прилежащих жилых планировочных районов.

Основные задачи проекта

Проектирование Техно-парка должно быть основано на одновременном учете разносторонних факторов: социальных, градостроительных, природно-климатических, национально-бытовых, конструктивных, физико-технических, экономических, архитектурно-художественных.
 В частности, основными задачами проекта являются: полноценное использование потенциала территории, ее уникального градостроительного ресурса (непосредственная близость к воде), насыщение ее функциями, необходимыми для города, соответствующими месту, дополнение места разнообразными по эмоциональной насыщенности пространствами, обеспечивая визуальную связь исторической части города с ее антиподом, создавая должный масштаб города-Столицы. Но при всем этом, необходим подход создания     прост¬ранств активных, действенных, которые по своему качеству могут быть сравнимы    с естественной средой, с явлением природы. Акватории представляют собой важнейший природный компонент, непосредст¬венно воздействующий на ландшафтно-планировочную структуру города. Очень важно не утерять выгодные по композицион¬ным ландшафтным качествам территории, сохраняя и используя естес¬твенно сложившийся ландшафт местности, характеризующийся живо¬писностью и выразительностью основного его компонента - водного пространства.

Градостроительное решение

Техно-парк  является одним из основных структурных элементов застройки общегородского под центра, его планировочные и функциональные связи создают вместе с транспортными магистралями и сетью уличных и пешеходных связей планировочную структуру города.
Комплекс формирует набережную озера Кабан с восточной стороны.
С юго-восточной стороны комплекс граничит с благоустроенной набережной городского зоопарка, запроектированный британской компанией Atkins, являющегося символом взаимопроникновения природы и города, их гармоничного соседства. Соединение общественных пешеходных  потоков с городским зоопарком происходит через пешеходный мост. Тем самым соединяясь с новой территорией зоопарка и благоустроенной набережной озера.
Разрабатываемая часть Техно-парка прямо выходит на мост–переход, на месте пересечения разных потоков (вход в экспо центр, пешеходный мост) образуется небольшая площадь, организующий входное пространство в общественный центр техно-парка, отделенное от мощной транспортной магистрали системой зеленых насаждений, что обеспечивает комфортное пребывание людей на территории комплекса. Сквозь головную часть разрабатываемой зоны комплекса проходит пешеходная связка, идущая сквозь весь комплекс, перпендикулярная береговой линии и выходящая на озеро, тем самым обеспечивается легкая пешеходная доступность всех взаимосвязанных частей комплекса.
Подъезд к разрабатываемой части комплекса осуществляется по улице с западной стороны. Отсюда же происходит заезд в подземный паркинг , который находится под всей площадью комплекса.

Здания – это не только объем «в себе», но и часть городской среды.    Эта новая структура как бы вливается, проникает внутрь городской среды, тем самым, задавая новый городской масштаб, соответствующий «столичности» города. Комплекс, находясь в структуре - сети общественно важных объектов, формирует набережную озера, задавая новый силуэт, организуя выход к воде, делая его доступным для жителей и гостей столицы.
Комплекс, сложной природной формы в плане, формируется сеткой существующих и проектируемых дорог и пешеходных связей.
Прибрежная часть техно-парка - система взаимосвязанных пространств, объединенных взаимодополняющими друг друга функциями (выставочными, рекреационными + система обслуживания (магазинчики, кафе, рестораны с видом на панораму города, его историческую часть - Кремль)). Здесь мы видим пример плавного перехода от природы к архитектуре, сквозь мягкие складки ландшафта.
Другая же сторона комплекса решается как сеть взаимосвязанных пространств, разных по системе организации,  по  своему эмоциональному восприятию (пространство-площадь, пространство-форум ,пространство-атриум, пространство- каньён, пространство-щель).   Эти   пространства   формируются   объектами общественно-делового   назначения   (офисами,   представительствами, административными   помещениями,   конференц-залами,   выставочно-торговыми зонами). Более строгая застройка территории находит отражение в архитектуре фасадов с западной стороны, Нижняя же часть комплекса периметрально является общедоступной, соответственно снабжена всеми необходимыми функциями, кроме того, нижние уровни вышеперечисленных пространств , сквозь которые проходят пешеходные связи, являются легко доступными для посетителей.

Архитектурно-планировочное и архитектурно-композиционное решение.

Комплекс Техно-парка – это часть городской декорации, в которой проходит жизнь города. Разрабатываемая часть комплекса решается как 2 разнородных  объема, перетекающих друг в друга. Благодаря ступенчатости этих объемом формируется силуэт набережной, создается образ чего-то совершенно естественного, природного, гармоничного соседства воды и города. Образ чего-то природного подчеркивают эксплуатируемые кровли и террасы, на которых размещаются кадки с растениями: низкорослыми деревьями, кустарниками и просто цветами.
Один объем, Г-образной формы является сосредоточением торгово-выставочных и учебных функций, другой же, решенный как доминанта, является офисным блоком , включающим в себя систему пространств для проведения обсуждений, дискуссий, заседаний, конференций, выставок и всевозможных представлений ( универсальные залы, конференц-залы, выставочные и просто открытые пространства). Оба объема по периметру объединяются в некую стилобатную часть в 2-4 этажа, в зависимости от ориентации, формируя систему обслуживания, систему входных групп в комплекс. На пересечении же этих объемов образуется нечто новое, объединяющее. Это пространство  окружено со всех сторон возвышающимися блоками офисов и выставочных пространств, как бы окутано, заключено в объятья, защищено от всех ветров, символизирую некое спокойствие и защищенность находящихся внутри объекта. Внутреннее общественное  пространство включает в себя пассаж, проходящий сквозь комплекс в его восточной части, сеть торгово-выставочных пространств, развлекательных заведений, просто кафе и рестораны, оно является притягательным не только для работающих здесь специалистов в разных областях делового и научного мира, но и для горожан, гостей столицы, а так же жителей близлежащих микрорайонов для проведения здесь свободного времени. Внутреннее пространство решается как атриум, разделенный на 3 части на уровне 3-4этажей торгово-выставочными пространствами с пешеходными галереями. 5-7 этажи занимают: учебные аудитории, залы для конференций и семинаров, открытые пространства для проведения мастер классов а так же офисов. Весь объем Экспо-центра плавно спускается от пассажа к площади, месту пересечения внутреннего пространства с пешеходной связкой, проходящей сквозь весь комплекс и выходящей к заливу, напоминая о близости воды, такого важного средового компонента. Все пространство перекрывается светопрозрачным покрытием из стержневых конструкций, благодаря этому пространство наполняется солнечным светом, заливается закатными лучами или наполняется лунным светом, в зависимости от времени суток. Свет создает разнообразные иллюзии, ложась тенями от паутинчатой структуры конструкций на поверхности стен, бликуя  и отражаясь в стеклянных поверхностях, дает ощущения прозрачности, воздушной наполненности, свободы.

Внутреннее пространство комплекса действует не только в дневное, но и в вечерне-ночное время суток, являясь привлекательным местом для горожан и гостей столицы, проживающих в гостинице, что обуславливает рентабельность места и обеспечивает «ночную жизнь» города.
Проникая в комплекс человек не чувствует границы между экстерьером и интерьером, между улицей и внутренним пространством. Эти границы стираются благодаря архитектурному решению входных порталов, задающими масштаб и решению внутренних пространств, не имеющих границ. Так как сплошное остекление и мелкая структура рам дает ощущение безграничного пространства и свободы. Идея целостности композиции комплекса подчёркивается введением многочисленных  пешеходных связей в разных направлениях и уровнях.
В цветовом решении фасадов используются 3 цвета: 2 цвета поверхности фасадов – теплые, песчано-белые (цвет стилобатной части - темнее), цвет стекол принимается холодным - ультрамариново – синим. На таком контрасте, соседстве теплых и холодных цветов решается восприятие комплекса в разное время года. Жарким летом он воспринимается , за счет обилия стеклянных поверхностей, как утренняя свежесть, прохлада, так не хватающих горожанам. Зимой же, напротив, песчано-белый цвет служит напоминанием о лете, наполняет ощущением тепла, солнечного света. 

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Игорь Шварцман
  • Сергей Чобан
  • Евгений Подгорнов
  • Полина Воеводина
  • Сергей Орешкин
  • Анастасия Абашева
  • Олег Шапиро
  • Евгений Герасимов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Вера Бутко
  • Всеволод Медведев
  • Карен Сапричян
  • Олег Мединский
  • Роман Леонидов
  • Никита Токарев
  • Степан Липгарт
  • Андрей Романов
  • Левон Айрапетов
  • Дмитрий Реутт
  • Александр Скокан
  • Николай Миловидов
  • Катерина Грень
  • Вероника Дубовик
  • Даниил Лоренц
  • Владимир Плоткин
  • Дмитрий Васильев
  • Алексей Гинзбург
  • Антон Лукомский
  • Александр Попов
  • Юлия Тряскина
  • Василий Крапивин
  • Станислав Белых
  • Андрей Гнездилов
  • Михаил Канунников
  • Наталия Шилова
  • Александра Кузьмина
  • Андрей Асадов
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Труханов
  • Сергей Скуратов
  • Арсений Леонович
  • Зураб Басария
  • Константин Ходнев
  • Наталья Сидорова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Юлий Борисов
  • Анатолий Столярчук
  • Антон Надточий
  • Владимир Ковалёв
  • Наталия Порошкина
  • Александр Асадов
  • Павел Андреев
  • Илья Уткин
  • Александр Порошкин
  • Иван Кожин
  • Кристина Павлова
  • Валерия Преображенская
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Кузнецов
  • Никита Явейн
  • Ростислав Цайзер
  • Александр Самарин
  • Илья Машков
  • Валерий Лукомский

Проект из каталога (случайный выбор)

Кёрлинг-Холл на Бухарестской улице
Максим Батаев, Дарина Завирюха, 2014 – 2014
Кёрлинг-Холл на Бухарестской улице

Постройки и проекты (новые записи):

  • Cool house
  • Жилой дом на Нижегородской улице
  • «Камское море» центральный городскойпляж и набережная р. Кама
  • Гостиничный комплекс
  • БЦ Депо №1
  • Жилой комплекс бизнес-класса «Маринист»
  • Магазин The Webster
  • Бизнес-зал «Горизонт» аэропорта Платов
  • Бизнес-зал «Солнце» аэропорта Платов

Новости российской архитектуры:

Мёд и медь
18.02.2020

Мёд и медь

Роман Леонидов
«Плутон»: опыты переосмысления пространства
17.02.2020

«Плутон»: опыты переосмысления пространства

Даниил Лоренц, Наталья Сидорова, Константин Ходнев
СКК: сохранять, крушить, копировать?
14.02.2020

СКК: сохранять, крушить, копировать?

Алексей Даниленко, Андрей Литвинов

Технологии:

17.02.2020

20 февраля в Казани пройдет семинар для архитекторов от KMEW. Приглашаем!


КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
13.02.2020

Подведены итоги конкурса Гран-При KERAMA MARAZZI

На конкурс было подано 285 заявок из России и из-за рубежа, а 20 января стали известны имена дизайнеров, разделивших самый крупный призовой фонд за всю историю конкурса!
KERAMA MARAZZI
30.01.2020

Английский кирпич в московских Кадашах

Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
27.01.2020

Измеряй и фиксируй

Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
HEXAGON
другие статьи