Образовательный комплекс «Сириус»
© ATRIUM
Образовательный комплекс «Сириус»
информация:
-
статус
проект -
даты
2023 — 2024 -
место
Сириус Нагорный тупик -
координаты
43.410378, 39.946216 -
функция
Образование и наука / Образовательный комплекс -
площадь участка
5,8 га -
общая площадь
73 800 м2 -
высота
25 -
этажность
4

Вера Бутко
Vera Butko / Россия
Антон Надточий
Anton Nadtochiy / РоссияATRIUM
ATRIUM / Россияавторский коллектив
Образовательный комплекс «Сириус»
© ATRIUM
Архи.ру об этом объекте:
Юлия Тарабарина. Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Район к юго-востоку от Адлера известен как место проведения Олимпийских игр 2014 года, впоследствии ставшее первой в стране федеральной территорией Сириус , нацеленный на развитие образования и инноваций. Ее называют южным Сколково , к 2030 здесь п... читать дальшеОбразовательный комплекс «Сириус»
© ATRIUM
описание:
Новый комплекс «Сириус» – уникальный образовательный проект, расположенный на федеральной территории Сириус в агломерации города Сочи. Этот район развивается в рамках стратегии создания одного из ключевых спортивных, образовательных и научно-технических центров России. Комплекс включает школу на 2500 мест, детский сад на 320 мест и общественные пространства, формируя важный элемент образовательной и социальной инфраструктуры территории. Амбиция сделать лучшую школу России подтолкнула нас к применению самых передовых педагогических концепций, устойчивых решений и инструментов для создания городских сообществ.
Особенность участка – его вытянутая форма и непосредственная близость к орнитологическому парку – определили основную концепцию проекта, заключающуюся в архитектурной интеграции городской среды с природным окружением. Вместо единого протяженного корпуса была избрана кластерная структура, разделяющая комплекс на несколько функционально специализированных объемов: блоки детского сада, начальной школы совместно с общественно-досуговым центром и старшей школы. Эти функциональные зоны связаны между собой террасами, мостовыми переходами и продуманным зонированием территории, что формирует образ школы как миниатюрного города с разнообразной морфологией и интуитивной навигацией.
Центральным элементом композиции выступают общественные бульвары, которые обеспечивают открытый доступ к зданиям через отдельные, изолированные входы с улицы, включая специализированные входы в библиотеки и мастерские как начальной, так и старшей школы. Входные группы с бульвара также организованы для спортивных центров, включая бассейн, расположенный на территории детского сада. Такое пространственное решение раскрывает потенциал образовательного комплекса как новой общественной зоны района. При этом для обеспечения безопасной инфраструктуры для младших школьников предусмотрены закрытые переходы между зданиями начальной школы и отдельно стоящего детского сада.
Школьные классы и зоны общего пользования сгруппированы вокруг центральных общественных пространств – многосветных атриумов, формирующих динамичную и многофункциональную среду для коммуникации, обучения и отдыха. Такое архитектурное решение способствует последующему развитию внутренних сообществ, что является ключевым фактором для стимуляции социальной интеграции и творческого взаимодействия учащихся для крупных образовательных центров. Помимо традиционных учебных аудиторий, комплекс включает специализированные технические кластеры, поддерживающие инновационные образовательные сценарии, проектную деятельность и внеклассные активности.
Архитектурные решения также учитывают климатические и природно-технические особенности региона: сейсмоустойчивость конструкций рассчитана на нагрузку до 9.0 баллов, а рельеф участка адаптирован для предотвращения подтоплений путем поднятия уровня застройки. Особое внимание уделено экологической устойчивости проекта, реализованной через использование террас, компенсирующих ограниченную площадь участка и создающих дополнительные игровые и образовательные зоны. Ориентация зданий и их объемно-пространственная композиция оптимизированы с учетом инсоляции и ветрового режима, что способствует комфорту учащихся и расширению их учебных возможностей. Помимо прочего, комплекс ориентирован на энергоэффективность: солнцезащитные навесы и второй фасад выступают в роли экранов, на кровле установлены солнечные панели, а система естественной вентиляции снижает энергозатраты на микроклимат.
Ландшафтное решение включает множество зон для учебы, занятий спортом и отдыха, а также обширное озеленение, плавно переходящее в прилегающий парк, где предусмотрены образовательные площадки для изучения редких видов растений. В композицию ландшафта введены элементы защиты от ветра, например, посадки бамбука, что обеспечивает комфортное пребывание на открытых территориях.
Помимо образовательной функции, комплекс выполняет роль крупного общественного центра района, предлагая разнообразные пространства для выставок, общественных мероприятий, мастерских и лабораторий. Гибкость планировки обеспечивает возможность трансформации пространства под разные сценарии использования, гарантируя функциональную устойчивость здания в долгосрочной перспективе. Особое значение имеет конференц-зал на 800 мест с отдельным входом, предназначенный для проведения научных конференций, лекций и масштабных мероприятий.
Образовательный комплекс «Сириус» отражает последние глобальные тенденции проектирования современных образовательных пространств: создание открытых общественных зон и многофункциональной инфраструктуры, учет климатических особенностей южного региона и использование экологически устойчивых технологий, включая детальный анализ инсоляции, использование возобновляемых источников энергии и сейсмоустойчивое строительство. Проект должен стать катализатором развития всего района, укрепляя его позиции как перспективного центра науки, технологий и образования.