Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
информация:
-
статус
проект -
даты
2015 — 2021 / — 2022 -
место
Тюмень ул. Госпаровская, 65 -
функция
Административно-офисный / офисное здание
Брусника
Россияавторский коллектив
Реставрация здания: Сергей Вобликов
Дизайн интерьера: Анастасия Цюх
Дизайн интерьера: Анастасия Цюх
партнеры, заказчики, смежники
Заказчик и девелопер: Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника
описание:
Компания Брусника занимается не только строительством жилых районов в городах России, но и сохраняет архитектурные памятники на территории своих проектов. Это помогает наполнять современные кварталы историей и усиливает идентичность места. Хороший пример – новый жилой район «Речной порт» в городе Тюмень. Проект находится на месте бывшего речного порта, где в конце XIX века начиналось сибирское пароходство. Сейчас здесь строятся первые жилые дома: всего по проекту их будет пятнадцать. Также предусмотрено благоустройство общественных мест и городской набережной, создание многофункциональной среды – магазины, торговые центры, офисы, кофейни и рестораны. Застройка продолжится до 2030-го года.
В контуре нового района в речном порту сохранилось историческое здание электростанции. В XIX веке его построил известный местный купец, пароходчик и владелец механического завода Иван Игнатов. Тогда это была первая в городе частная электростанция, которая освещала пристань, здание конторы пароходства, дом купца и монастырь по соседству. Здание функционировало до 1980-х годов, а в 1994-ом году его включили в список объектов культурного наследия. Специалисты установили, что электростанция представляет ценность как уникальный для города тип каменного особняка и яркий представитель популярного в России «краснокирпичного стиля».
До 2015-го года здание было законсервировано и находилось в плачевном состоянии: полуразрушенные стены, развалившийся фундамент, отсутствие крыши и окон, а ещё свалка, строительный мусор, заросли внутри и снаружи. В таком виде оно было выставлено на городском аукционе, где его приобрел местный предприниматель Сергей Вобликов. Он известен в Тюмени тем, что занимается восстановлением утраченных зданий, адаптируя их под коммерческое использование. Электростанция не стала исключением, правда её восстановление осложняла окружающая территория: гаражи, промышленная зона и неиспользуемые заброшенные сооружения. Даже если полностью восстановить здание, то в таком месте ему сложно было найти применение. Территория вокруг электростанции действительно не имела никакой функций и выглядела депрессивно, пока в 2019-ом году компания Брусника не занялась её редевелопментом и не инициировала строительство жилого района «Речной порт». Уже на этапе разработки мастер-плана архитекторы интегрировали здание электростанции в среду нового района: по завершению строительных работ перед ним планируют благоустроить общественную площадь с местами отдыха и озеленением.
Процесс реставрации здания электростанции длился около семи лет. За это время удалось укрепить фундамент и обустроить кровлю, сделать отсечную и вертикальную гидроизоляцию и восстановить кирпичную кладку. Далее архитекторы адаптировали здание под новую функцию за счёт переустройства внутреннего пространства. «Ядром» стал автономный металлический каркас, не примыкающий к наружным стенам, который позволил сделать антресольный этаж в центре здания. На первом уровне каркаса собраны все коммуникации и помещения, не требующие естественного света. При этом периметр остался открытым и двухсветным. В 2022-ом году работы закончились и в заднии решено было разместить офис Брусники.
При разработке дизайна интерьера команда проекта сделала акцент на сохранение открытой кирпичной кладки как на фасаде. В сочетании с большими арочными окнами такой приём усиливает эффект исторического особняка. На первом этаже расположены презентационные и переговорные зоны. Административный офис убран на антресольный этаж и организован как open space. Подняться сюда можно по винтовой лестнице. В элементах интерьера есть отсылки к территории речного порта: стену на входе украшает геометрический паттерн с портальными кранами (в оригинале они установлены на территории нового жилого района). Также в ходе реставрационных работ нашли много артефактов, например, железнодорожные рельсы известного завода и кирпичи с клеймом. Их сохранили и тоже планируют использовать в интерьере. В перспективе на территории электростанции установят здание из нескольких грузовых контейнеров, как ещё один исторический экспонат речного порта.
В контуре нового района в речном порту сохранилось историческое здание электростанции. В XIX веке его построил известный местный купец, пароходчик и владелец механического завода Иван Игнатов. Тогда это была первая в городе частная электростанция, которая освещала пристань, здание конторы пароходства, дом купца и монастырь по соседству. Здание функционировало до 1980-х годов, а в 1994-ом году его включили в список объектов культурного наследия. Специалисты установили, что электростанция представляет ценность как уникальный для города тип каменного особняка и яркий представитель популярного в России «краснокирпичного стиля».
До 2015-го года здание было законсервировано и находилось в плачевном состоянии: полуразрушенные стены, развалившийся фундамент, отсутствие крыши и окон, а ещё свалка, строительный мусор, заросли внутри и снаружи. В таком виде оно было выставлено на городском аукционе, где его приобрел местный предприниматель Сергей Вобликов. Он известен в Тюмени тем, что занимается восстановлением утраченных зданий, адаптируя их под коммерческое использование. Электростанция не стала исключением, правда её восстановление осложняла окружающая территория: гаражи, промышленная зона и неиспользуемые заброшенные сооружения. Даже если полностью восстановить здание, то в таком месте ему сложно было найти применение. Территория вокруг электростанции действительно не имела никакой функций и выглядела депрессивно, пока в 2019-ом году компания Брусника не занялась её редевелопментом и не инициировала строительство жилого района «Речной порт». Уже на этапе разработки мастер-плана архитекторы интегрировали здание электростанции в среду нового района: по завершению строительных работ перед ним планируют благоустроить общественную площадь с местами отдыха и озеленением.
Процесс реставрации здания электростанции длился около семи лет. За это время удалось укрепить фундамент и обустроить кровлю, сделать отсечную и вертикальную гидроизоляцию и восстановить кирпичную кладку. Далее архитекторы адаптировали здание под новую функцию за счёт переустройства внутреннего пространства. «Ядром» стал автономный металлический каркас, не примыкающий к наружным стенам, который позволил сделать антресольный этаж в центре здания. На первом уровне каркаса собраны все коммуникации и помещения, не требующие естественного света. При этом периметр остался открытым и двухсветным. В 2022-ом году работы закончились и в заднии решено было разместить офис Брусники.
При разработке дизайна интерьера команда проекта сделала акцент на сохранение открытой кирпичной кладки как на фасаде. В сочетании с большими арочными окнами такой приём усиливает эффект исторического особняка. На первом этаже расположены презентационные и переговорные зоны. Административный офис убран на антресольный этаж и организован как open space. Подняться сюда можно по винтовой лестнице. В элементах интерьера есть отсылки к территории речного порта: стену на входе украшает геометрический паттерн с портальными кранами (в оригинале они установлены на территории нового жилого района). Также в ходе реставрационных работ нашли много артефактов, например, железнодорожные рельсы известного завода и кирпичи с клеймом. Их сохранили и тоже планируют использовать в интерьере. В перспективе на территории электростанции установят здание из нескольких грузовых контейнеров, как ещё один исторический экспонат речного порта.
Реставрация: 2015-2021
Дизайн интерьера: 2022
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена Брусника

Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография предоставлена Брусника

Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
Фотография предоставлена Брусника
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
© Анастасия Цюх
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
© Анастасия Цюх
Проект реставрации электростанции на территории жилого района «Речной порт»
© Анастасия Цюх
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
29.04.2025
Все в школу
Илья Юсупов, Дарья Кирса28.04.2025
Создавая миры: финалисты
28.04.2025
Золото юго-запада
28.04.2025