15.09.2009
статьи:
15.06.2009
Дмитрий Швидковский: Охота к перемене стиля // Проект Россия № 52
17.05.2009
Английские колледжи // Проект Классика XXVIII-MMIX
Оксфорд – неколебимый бастион британского духа, и в нем живут по неписаным традиционным правилам поведения. К несчастью, едва ли не первое из них заключается в том, что новичок должен обо всем догадаться сам, и никто ему ничего не подскажет. А между тем традиции, лежащие в основе оксфордской культуры, насчитывают много столетий и распространяются на самые разнообразные области жизни – от манеры разговаривать до отношения к архитектурным памятникам.06.05.2009
Неоклассика как язык игры // Проект Классика XXVIII-MMIX
Весной 2009 года в Музее архитектуры имени А. В. Щусева стартует выставка молодых архитекторов, работающих в неоклассическом стиле. Десять участников представят на ней в общей сложности 26 проектов. Двое из участников – Андрей Бархин и Павел Санин – окончили МАрхИ и являются практикующими архитекторами, остальные – студенты МАрхИ III-го, V-го и VI-го курсов. Спонсор выставки – группа компаний «Город богов».15.03.2009
Дмитрий Швидковский: Охранная грамота Своду памятников России // Проект Россия № 51
15.12.2008
Дмитрий Швидковский: К 75-летию Московского архитектурного института // Проект Россия №50
25.09.2008
Дмитрий Швидковский: Ясность и мистика итальянских прообразов // Проект Россия №49
25.06.2008
Дмитрий Швидковский: Изменчивая идентичность. Филадельфия // Проект Россия №48
30.03.2008
Дмитрий Швидковский: Реинкарнация ушедшего пространства // Проект Россия №47 стр. 14
25.12.2007
Ретроравитие и саморефлексия // Проект Россия №46 (4 /2007), 01.12.2007
Размышления, связанные с обсуждением возможности восстановления дворца Тюильри12.12.2007
Венецианская красота // Building ARX №6 (13) октябрь 2007, 12.12.2007
05.12.2007
Старый город и его будущее // Building ARX № 08 (15) декабрь 2007, 05.12.2007
21.11.2007
Вашингтон: столичный размах и благоденствие среднего класса // Building ARX №7 (14) ноябрь 2007
13.11.2007
Рим: средневековые воспоминания и чувственность барокко // Building ARX №5 (12) сентябрь 2007, 13.11.2007
10.10.2007
Пространство Рима // Building ARX №4 (11) июль-август 2007, 10.10.2007
19.08.2007
Завтрашний день МАрхИ // Архитектурный Вестник №3 (96) 2007
http://www.archvestnik.ru/ru/magazine/1044
В №6 «АВ» за 2006 г. была опубликована статья профессора Вологодского политехнического университета Константина Кияненко, отдающего должное американской модели архитектурного образования, которая, по его мнению, могла бы служить в качестве одного из примеров для отечественной архитектурной школы на пути ее реформирования. Приглашенные журналом в качестве экспертов преподаватели МАрхИ Андрей Некрасов и Михаил Туркатенко относительно сдержанно комментируют возможности аппроприации образовательных моделей, сформировавшихся в иных условиях в ходе эволюционного развития. Сегодня, в свете событий, связанных с выборами ректора МАрхИ, при параллельно обнаружившем себя интересе к институтской недвижимости со стороны «третьих лиц», «АВ» инициировал выступления Дмитрия Швидковского и Михаила Шубенкова, продолжающих тему, поднятую К.Кияненко, А.Некрасовым и М.Туркатенко.
19.08.2007
Лондон: геометрия комфорта // Building ARX №9
http://www.arx.su/magazine/arx9_zone_1.shtml
Начнем с того, что Лондона нет — ни в строго юридическом, ни в градостроительном смысле. Лондона нет как единого рационально распланированного поселения. То, что мы называем Лондоном, на самом деле сегодня представляет собой около 200 очень разных по своему статусу, характеру собственности на землю и архитектурному облику муниципальных образований.
12.06.2007
Лондонский Чизвик и его хозяин // Building ARX №3 (10) май-июнь 2007
29.03.2007
Москва: слезы и надежды современности // Building ARX №8
http://www.arx.su/magazine/arx8_zone_1.shtml
Исторической Москвы как художественного градостроительного единства сегодня уже нет. Есть отдельные, иногда тщательно отделанные памятники, прошедшие через процесс, который именуется в наши дни реставрацией. Конечно, остаются вопросы о мере внедрения нового, об отношении к прошлому, о степени профессиональности осуществляемых в Москве архитектурных решений.
19.12.2006
Москва: триумфы и унижения минувших веков // Building ARX №7
http://www.arx.su/magazine/arx7_zone_1.shtml
Историческое наследие архитектуры Москвы передает с достойными удивления достоверностью и полнотой национальное своеобразие народа России. Облик Москвы выражает особенности русского характера. Столица всегда легко отдавалась естественному течению жизни страны. Если же перемены навязывались насильно, то она сопротивлялась им с непобедимым упорством. Ни царь Грозный, ни император Петр Великий не смогли преобразовать город по своей воле, сломить силу московских традиций.
14.11.2006
Париж: вызов прошлому // Building ARX №6
http://www.arx.su/magazine/arx6_zone_1.shtml
течение ХХ столетия, особенно его второй половины, Париж радикально менялся, причем едва ли не более скандальным образом, чем все остальные города современного мира. И все же он остался Парижем, тем самым Парижем, в котором живет и дышит история двух десятков веков. Как ему это удалось? Кто же — политики, архитекторы, историки или сами обитатели города — сумел сохранить характер французской столицы?
11.08.2006
Итальянская республика и Леон Батиста Альберти // Building ARX №5
http://www.arx.su/magazine/arx5_ev_7.shtml
Итальянская Республика умеет отдать должное своим героям торжественнее и в то же время изящнее, чем другие государства нашей планеты. Развеваются флаги, блестят огромные каски и прямые сабли-палаши высоченных президентских гвардейцев, появляется глава итальянского государства, сильно уступающий в росте своим телохранителям, произносятся страстные, долгие и пышные речи, читаются подробнейшие ученые доклады. Правда, и герои у итальянцев, как правило, заслуживают всяческого прославления. Особенно человек, 600-летие со дня рождения которого сейчас отмечают в Италии, — Леон Батиста Альберти.
11.08.2006
Праздник, который всегда с тобой // Building ARX №5
http://www.arx.su/magazine/arx5_zone_1.shtml
Я впервые оказался в столице Франции еще мальчиком, в советское время. Тогда можно было сесть в вагон на Белорусском вокзале и пересечь половину Европы, питаясь захваченными из дому жареной курицей и вареньем, которое мама брала в путешествия в достаточном количестве. Когда, наконец, мы остановились, я, увидев надпись «Париж», не в силах поверить, что это и есть город Людовика XIV и Наполеона I, сказал маме: «Ты сходи в Париж, а я здесь посижу». Меня уговорили выйти и повезли по городу, и я был страшно разочарован. Лувр и Эйфелева башня — все такое же, как показывали по телевизору. Потребовалось время, чтобы узнать Париж и полюбить его.
13.07.2006
Прага: исторический город, выживший в ХХ веке // Building ARX №4
http://www.arx.su/magazine/arx4_zone_1.shtml
Столица Чехии — один из самых ярких и хорошо сохранившихся исторических городов Европы. Конечно, в веках остается только то, что хотят сохранить. В таких крупных и древних поселениях, как Прага, подобное желание должны были испытывать многие поколения жителей, архитекторов и тех, кто управлял городом, чтобы в нем продолжали развиваться и природные черты, и произведения строительного искусства, накопленные веками.
05.05.2006
Оксфорд: традиции, этикет и архитектура // Building ARX №3
http://www.arx.su/magazine/arx3_zone_1.shtml
Oказаться в Оксфорде, но не в роли туриста, а в качестве преподавателя или ученого-исследователя, например, и не представлять себе при этом местных традиций, привычек населяющих его людей, типичных особенностей их поведения – это может быть чревато и для вашей репутации, и для успеха дела, ради которого вы приехали. Увы, я оказался в этом старинном университетском городе еще в советское время и именно в таком неблагоприятном положении.
04.03.2006
Мантуя: туристический город на века // Building ARX №2
http://www.arx.su/magazine/arx2_zone_1.shtml
Исторические города Италии обладают поистине удивительным и трудно объяснимым свойством. Несмотря на течение времени, модернизацию, внедрение в них самой современной инфраструктуры, они сохраняют свой облик, дышащий обаянием и обладающий подлинными чертами прошлого. При этом кажется, что никто специально ничего не делает для их музеефикации, но почти всякий из них оказывается «музеем под открытым небом», наподобие тех, какие в других странах создают искусственно, собирая в одно поселение архитектурные шедевры из разных мест.
08.02.2006
Звенигород: жизнь и смерть малого российского города // Building ARX №1
http://arx.su/magazine/arx1_zone_1.shtml
Когда проезжаешь сорок с небольшим километров, отделяющих МКАД от подмосковного Звенигорода, редко задумываешься о том, что попадаешь из одного государства в другое, из столицы в столицу. По крайней мере, так было в конце XIV и начале XV столетий, в момент расцвета Звенигородского княжества, происков владетелей которого опасались Великие князья Московские.
15.09.2005
Сельские кондоминиумы или дачные участки? // Проект Россия №38
15.07.2004
Триумф Алексея Душкина // Проект Россия №32
06.10.2003
Дмитрий Швидковский: Золотом по черному мрамору // Проект Россия №29
27.11.2001
"По аглицкой моде": британские архитекторы при русском дворе // Проект Россия №14
23.11.2001
История архитектуры в старом городе // Проект Россия №31
23.11.2001
Профессиональные орудия ренессансного архитектора // Проект Россия №30
21.11.2001
Сгоревший "Бетанкур" // Проект Россия №31
20.11.2001
Зодчество как мораль // Проект Россия №33
20.11.2001
Полтысячелетие Леона Батиста Альберти // Проект Россия №33
17.02.2001
Дмитрий Швидковский. Архитектурная судьба Павла I // Проект Классика II-MMI
Павел I однажды сказал: "Я хотел бы умереть на том же месте, где родился". Его желание исполнилось. Он появился на свет 20 сентября 1754 года в огромном Летнем дворце, построенном Бартоломео Растрелли, где тогда находился двор его двоюродной бабушки императрицы Елизаветы Петровны.17.02.2001
Дмитрий Швидковский. Екатерина II: Архитектурная биография // Проект Классика I-MMI
Екатерина II была не просто богатым, приятным или даже гениальным заказчиком, её можно считать заказчиком совершенно исключительным в истории архитектуры.17.02.2001
Дмитрий Швидковский. Краткое рококо Петра III // Проект Классика IV-MMII
Будущий император Петр III родился в 1728 году. Его отцом был Карл-Фридрих, герцог одного из северогерманских государств – Голштинии, «принц слабый, неказистый, малорослый, хилый и бедный», судя по описаниям современников (Екатерина II. Сочинения. М., 1990. С. 251.). Эти его качества не преодолели гены матери, российской великой княжны Анны Петровны, и сын пошел в отца.17.02.2001
Дмитрий Швидковский. Осуществленная утопия Александра I // Проект Классика III-MMII
«...Воскресает Екатерина от гроба в прекрасном юноше. Чадо ее сердца, милый внук ее, возвещает манифестом, что возвратит нам ее времена. Увидим после, как сдержал он сие обещание. Но нет: даже и при ней не знали того чувства благосостояния, коим объята была вся Россия в первые шесть месяцев владычества Александра...»,– писал Филипп Филиппович Вигель в своих знаменитых мемуарах.16.02.2001
Дмитрий Швидковский. Новая Большая анфилада // Проект Классика XIII-MMV
Карл Росси выразил суть классического Петербурга словами: «Размеры предлагаемого мною проекта превосходят принятые римлянами для своих сооружений. Неужели побоимся мы сравниться с ними в великолепии?» Сегодня, когда создаются проекты преобразования ансамбля Дворцовой площади в музейный комплекс «Большого Эрмитажа» по замыслу М.Б.Пиотровского, а архитекторы «Студии 44» работают над приспособлением для этого восточной части здания Главного штаба, риторический вопрос, заданный Карло Росси, возникает вновь.10.02.2001
Дмитрий Швидковский. Классика и готика: оксфордские превращения XVII и XVIII веков // Проект Классика V-MMII
В течение первых месяцев 2002 года оксфордский колледж Олл Соулз (полное название – колледж Всех Душ Праведно в Оксфорде Усопших) занимал вопрос о том, где поставить солнечные часы, созданные Кристофером Реном в 1650-е годы, когда будущий автор собора св. Павла был еще молодым профессором астрономии и вряд ли помышлял о блестящей строительной карьере.09.02.2001
Дмитрий Швидковский. Гульбище. Камеронова галерея // Проект Классика XII-MMIV
Екатерина II однажды написала Вольтеру: «Сидя на колоннаде, я вижу перед собой Пеллу, хотя до нее по крайней мере 36 верст, и, кроме Пеллы, мне видно около 100 верст...» Говоря о колоннаде, она имела в виду Камеронову галерею в Царском Селе.Избранные авторы:
Пресса:
Блоги:
20.09.2023 / 11.09.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко
Блог архитектора Александра Антоненко
Сурский сквер в Волгограде
29.08.2023 / 29.08.2023,
Сноб.ру
Сноб.ру
Григорий Ревзин: К вопросу о специфике русского чувства формы
06.07.2023 / 02.07.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко
Блог архитектора Александра Антоненко