30.01.2010
статьи:
16.12.2009
Григорий Ревзин. Vis-a-vis // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Музей Чуми сам по себе, на мой взгляд, предсказуемое поражение. Победить Акрополь и создать что-то адекватное ему – безнадежная задача. Афины наполнены такими поражениями – от Национального археологического музея до Олимпийского дворца. Каждый раз одна и та же логика. Акрополь – предмет грандиозной мифологии, соседство с ним раздразнивает на нечто пафосное, потом оказывается, что никакой пафос соседствовать с этим, с началом всех начал, неспособен.16.12.2009
Владимир Седов. Александровский дворец в Царском Селе // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Отойдя на сто-двести метров от пышущего душевным здоровьем и роскошью Большого дворца Царского Села можно попасть в иные миры: в парк с прудами и павильонами или в Китайскую деревню с восточными причудами. Но еще удивительнее короткое путешествие в Александровский парк с Александровским дворцом в центре. Здесь путешественник «выпадает» из основного мифа Царского Села и попадает во что-то другое: пейзажный парк лишен прихотливости, он составляет как будто только зеленую «оболочку» для величественного дворца правильной, возвышенной архитектуры, в котором все подчинено неоклассическому вкусу и одной, имперской, идее.16.12.2009
Григорий Ревзин. Античность на будущее // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Тогда, в проекте, была литература. Замысел дома был своего рода фабулой романа из параллельной истории – будто бы римская цивилизация дошла до Балтики, и вот перед нами дом гиперборейского прокуратора. Он строит себе дом кирпичный, местными силами и из местных материалов, но в своей родной Италии заказывает единственный мраморный портик, который везут морем и приставляют к его дому. И весь дом оказывается своего рода реликварием для этой заморской диковины. Нужно было представить себе, как бы это было, как выглядела бы эта первая попытка выстроить Рим у Невы.16.12.2009
Владимир Седов. Апулия: Архитектура победившего Запада // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Апулия, или Пулья, как ее сейчас называют итальянцы, расположена на юго-востоке итальянского «сапога», эта провинция составляет его «каблук». Земли Апулии обращены к Адриатическому морю, только небольшая их часть выходит к морю Ионическому – в Тарентском заливе. Большую часть территории занимают плодородные долины и холмы, все более повышающиеся к западу и северу, где провинция граничит с Базиликатой и Кампаньей.16.12.2009
Карен Бальян. Арка Чаренца // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Исполнилось 100 лет народному архитектору СССР Рафаэлу Саркисовичу Исраеляну. Его необычайно талантливые произведения отличались редким качеством – современные, они были одновременно глубоко национальными. Вот один из подобных примеров.16.12.2009
Григорий Ревзин. Люди-дикари. Новый виток Газпромскреба // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Газпром пригласил меня познакомиться с проектом «Охта-центра». Я честно сказал, что уже знаком. Это случилось после того, как правительство Санкт-Петербурга утвердило проект, а министр культуры Александр Авдеев обратился в прокуратуру. У меня, как и у него, было отрицательное мнение, и я это отрицательное мнение неоднократно высказывал.16.12.2009
Александр Рябский. Мауро Кодусси. Венецианский архитектор раннего Ренессанса // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Рядом с Венецией, чуть севернее самого города, располагается небольшой остров Сан-Микеле, который сейчас является городским кладбищем. С набережной Фондамента Нуове очень хорошо видны стены из красного кирпича с белыми каменными деталями – архитектурный опус второй половины XIX века на тему венецианской готики. Невысокая красная горизонталь стены опоясывает квадратный остров практически по всему периметру.16.12.2009
Оксана Рудченко. Московские высотки // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Московские высотки – первое, что приходит в голову при словах «сталинская архитектура», высотные здания прочно ассоциируются с этим условным термином, наполняя его реальностью своего существования, смыслом своего художественного образа. Возникшие в течение пяти послевоенных лет, они стали общепринятым символом всей сталинской эпохи, самой наглядной иллюстрацией ее эстетических и идеологических принципов и поэтому весьма удобным объектом любых попыток культурологического анализа. Это нельзя счесть случайностью, ибо именно так все и было задумано.16.12.2009
Сергей Агеев. От Композиции №224 к Пантеону // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Мысль, что архитектурные планы красивы и могут стать темой, отчаянно не нова. Диапазон от римского Мраморного плана и Пиранези до современных образцов map painting. Броские картины Якоб Кнапп, безусловно, современны и в то же время неизбежно вызывают в памяти то живописные планы эпохи Возрождения, то проектную графику классицизма, что-то из Шинкеля или фантазий Джозефа Гэнди.16.12.2009
Григорий Ревзин. Петербург 2009. Победа над городом // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Я вышел на Адмиралтейскую набережную с желанием получить привычное удовольствие от архитектурного вида. Не получилось. Нет, вид по-прежнему был неплохим, но за дворцами первого плана выросло. Справа, замыкая перспективу Петровской набережной, за шпилем Петропавловки вылезало вверх серое, грязно-стеклянное, с пародийным шпилем, и рядом с ним – вторая стеклянная гора. Потом я узнал, что это комплекс «Монблан», построенный старейшим и заслуженнейшим архитектором Санкт-Петербурга Тимофеем Садовским, с 80-летием которого совпало открытие петербургского филиала Международной академии.16.12.2009
Григорий Ревзин. План без плана. Генплан Москвы как документ раннего феодализма // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Москва опять принимает генеральный план. Дело серьезное. По Градостроительному кодексу генплан (собственно, даже не он, а правила землепользования, которые в Москве собираются утверждать на его основе) может быть принят только после обсуждения с жителями. А если не принять его до 2010 года, Генпрокуратура имеет право запрещать любое строительство в Москве как незаконное. 19 августа 2009 года закончился прием замечаний жителей по Генеральному плану Москвы до 2025 года.16.12.2009
Григорий Ревзин. Стена как проблема // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Инсталляция Юрия Григоряна «Роддом» в церкви Сан-Стае стала одним из главных событий Венецианской архитектурной биеннале 2008. Напомню, выстроена она была как своего рода рождественский вертеп – маленький домик, все стены которого были в круглых дырках, составлявших своего рода орнамент, заглянув в некоторые из них, можно было увидеть зародыши будущих архитектурных идей (замысел зародышей принадлежал знаменитому куратору Юрию Аввакумову). Свет лился из всех отверстий и создавал ощущение, что дом выстроен из света и тени.16.12.2009
Владимир Седов. Тесейон // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Этот великолепный храм, осколок античных Афин, стоит внизу, под Акрополем. Он виден оттуда сверху, выделяясь своим четким продолговатым объемом среди зелени и невысоких развалин Агоры, рыночной площади античного города. В пределах обширного пространства самой Агоры храм выделяется еще и тем, что стоит на возвышенности, на особой «ступеньке», поднимаясь над окружающей местностью, когда-то густо заставленной торговыми помещениями, храмами и алтарями, а теперь представляющей археологический парк, место скорее элегическое, чем деловое. Особенно показателен взгляд с запада, когда Тесейон накладывается на основание Акрополя, а над ним господствует величественный и похожий силуэт Парфенона.16.12.2009
Владимир Седов. Умножение отражений // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
В Гагаринском переулке стоит одноэтажный деревянный домик, покрытый штукатуркой с эклектическим декором середины XIX в. Домику нет цены. И потому, что он один из немногих доживших до нашего времени московских старожилов (1820-е годы, это только сруб), и потому, что он наполнен историческими воспоминаниями: в нем в 1867–1879 гг. жил вернувшийся из Сибири декабрист П. Н. Свистунов (его посещал Лев Толстой, при Свистунове, вероятно, появилась лепнина на фасадах особняка), в нем с 1913 по 1947 г. жил знаменитый архитектор А. В. Щусев.16.12.2009
Григорий Ревзин. Универмаг «Мариинский». КБ ВиПС обходит всех // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Меня позвали в члены тендерной комиссии по Мариинскому театру. Большая честь, и одно дело – критиковать со стороны, а другое – понять живое дело изнутри. Я уже столько раз слышал эту фразу и у нас, и даже от одного зарубежного начальника, что решил поверить. И вот я сидел на заключительном заседании этой тендерной комиссии, выбравшей проектировщиком «КБ высотных и подземных сооружений» в соавторстве с канадской фирмой Diamond & Schmitt Architects, слушал речь министра культуры Александра Авдеева и думал, как же так вышло.16.12.2009
Владимир Седов. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Каменных Полянах // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Этот храм найти довольно затруднительно: он и так расположен далеко, в Лужском районе Ленинградской области недалеко от деревни Мошковы Поляны, но еще его скрывают заросли борщевика – так что его почти не видно ни с дороги, ни с ближних подступов. Памятник находится в аварийном состоянии: у него нет кровли, своды его или провалились, или скоро могут упасть, в стенах трещины.18.05.2009
Дмитрий Хмельницкий. Ворованный воздух. О пользе архитектурно-исторических дискуссий. Отклик на рецензии Григория Ревзина и Дмитрия Петрова в журнале «Проект Классика» №23 // Проект Классика XXVIII-MMIX
На моей памяти научных дискуссий по поводу истории советской архитектуры не было. Ни в советское время, ни – что совсем странно – в антисоветское. Вообще-то наука без дискуссий, то есть без постоянной перепроверки на прочность собственных выводов, существовать не может. Она перестает быть наукой. Разве что речь идет об однозначно доказанных вещах, вроде теоремы Пифагора. Но истории советской архитектуры до такого состояния далеко – в ней вообще пока нет никакой ясности.18.05.2009
Григорий Ревзин. Утопия случайности // Проект Классика XXVIII-MMIX
22 октября Сбербанк России выдал 245 млн долларов кредита бизнес-школе «Сколково». На тот момент это был один из самых крупных кредитов, полученных частной компанией, и в условиях кризиса это вызвало множество вопросов. Так или иначе, бизнес- школа «Сколково» будет достроена (открытие назначено на конец 2010 года) и станет первым проектом известного западного архитектора, реализованным в России. Есть основания полагать, что и единственным – за полгода все остальные проекты звезд оказались замороженными.17.05.2009
Дмитрий Швидковский. Английские колледжи // Проект Классика XXVIII-MMIX
Оксфорд – неколебимый бастион британского духа, и в нем живут по неписаным традиционным правилам поведения. К несчастью, едва ли не первое из них заключается в том, что новичок должен обо всем догадаться сам, и никто ему ничего не подскажет. А между тем традиции, лежащие в основе оксфордской культуры, насчитывают много столетий и распространяются на самые разнообразные области жизни – от манеры разговаривать до отношения к архитектурным памятникам.17.05.2009
Оксана Рудченко. Московский университет на Воробьевых горах // Проект Классика XXVIII-MMIX
Главное здание МГУ имени Ломоносова на Воробьевых горах одно из самых узнаваемых московских зданий и, пожалуй, самая известная московская высотка. Многие даже называют его просто «Университет», и их приходится поправлять: «Это не университет, это ГЗ». Для выпускника МГУ оно лишь один из многочисленных учебных корпусов с их конкретными функциями и специфическими названиями, для всех остальных же – эмблема, символ всего Московского университета. Можно восхититься тем, насколько четко срабатывает этот психологический прием – ведь именно с расчетом на это все и было задумано.17.05.2009
Григорий Ревзин. Паллиатив // Проект Классика XXVIII-MMIX
Завершение конкурса на проект реконструкции дворца курфюрстов в Берлине – теперь это будет называться Гумбольдт-форум – событие знаменательное, но не в первую очередь тем, что сама идея этой реконструкции начала обретать реальные черты. Рассматривая все премированные проекты, приходишь к выводу, что европейская архитектура ощутимо меняет парадигму.17.05.2009
Анатолий Белов. Смена декораций // Проект Классика XXVIII-MMIX
Ресторан «1812 год» Сергея Бархина (автором рабочего проекта является Дмитрий Пшеничников, автором идеи – Александр Кузьмин) на Садовой-Кудринской – это не классика в привычном смысле слова. В его архитектуре наравне с классическими элементами присутствуют также элементы эклектики, постмодерна и даже модернизма.17.05.2009
Оксана Рудченко. Университет Sapienza в Риме // Проект Классика XXVIII-MMIX
Университетский городок в Риме найти не так просто, хоть он и расположен почти в центре города. Мимо него не проходят туристические маршруты, и в перспективах римских улиц-осей он не виден, приезжий может вообще не подозревать о его существовании. Тем не менее, строительство в 1932-1935 годах нового комплекса зданий римского университета было одним из грандиозных проектов Муссолини, не менее значимых для режима, чем киногород Cinecitta или район Всемирной выставки 1942 года, впоследствии названный EUR.16.05.2009
Владимир Седов. Сделано после Палладио. Вилла в Архангельском // Проект Классика XXVIII-MMIX
От приречного шоссе в районе Архангельского, совсем недалеко от знаменитой усадьбы Юсупова, боковая дорога поднимается вверх. На полгоры находится въезд в двойную усадьбу, где оба дома построены одним архитектором, но один стоит на склоне, а другой – врезан в вершину холма. Этот верхний дом только что закончен, он открывается зрителю сначала издалека, снизу и в фас, всем своим двухъярусным, даже трехъярусным ризалитом, а потом – только в ракурсе и с близкого расстояния.16.05.2009
Владимир Седов. Усадебный дом в Ильинском // Проект Классика XXVIII-MMIX
Прямо посреди села (Кольчугинский р-н Владимирской обл.), на дороге стоит наполовину руинированное, но наполовину еще крепкое двухэтажное кирпичное здание. Это главный дом усадьбы Ильиных-Стромиловых, в котором до недавнего времени помещались и клуб, и гвоздильное производство, и жилье, и сберкасса с почтой.06.05.2009
Дмитрий Швидковский. Неоклассика как язык игры // Проект Классика XXVIII-MMIX
Весной 2009 года в Музее архитектуры имени А. В. Щусева стартует выставка молодых архитекторов, работающих в неоклассическом стиле. Десять участников представят на ней в общей сложности 26 проектов. Двое из участников – Андрей Бархин и Павел Санин – окончили МАрхИ и являются практикующими архитекторами, остальные – студенты МАрхИ III-го, V-го и VI-го курсов. Спонсор выставки – группа компаний «Город богов».06.05.2009
Маша Седова. Ни шагу назад! // Проект Классика XXVIII-MMIX
Можно сказать, что существует лишь два разных способа сделать архитектурный проект: первый – это модерновый: создать нечто новое, новаторское и что-то необычное, а второй способ – это способ культурный, соединение всего уже придуманного и переработка этого, а впоследствии – создание полноценной, художественно наполненной реминисценции.05.05.2009
Анатолий Белов. Правила игры. Концепция выставки «Сыграем в классику» // Проект Классика XXVIII-MMIX
Творческие методики и стилевые предпочтения участников выставки «Сыграем в классику» имеют больше различий, нежели сходств. Это видно невооруженным глазом – их проекты говорят сами за себя.04.05.2009
Владимир Седов. Графика в качестве ориентира // Проект Классика XXVIII-MMIX
В ноябре 2008 года в Доме архитекторов в Москве открылась выставка, посвященная Сергею Сергеевичу Подъяпольскому (1928–2002), видному московскому архитектору-реставратору. Эта выставка, подготовленная учениками Подъяпольского, в декабре открылась вновь уже в Московском архитектурном институте.Избранные авторы:
Пресса:
Блоги:
20.09.2023 / 11.09.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко
Блог архитектора Александра Антоненко
Сурский сквер в Волгограде
29.08.2023 / 29.08.2023,
Сноб.ру
Сноб.ру
Григорий Ревзин: К вопросу о специфике русского чувства формы
06.07.2023 / 02.07.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко
Блог архитектора Александра Антоненко