Проект International №16 Проект International №16

Проект International №16

информация:

Современный город – продукт веками склады вавшейся системы жесткого разделения труда, которую революционер утопист Александр Богданов считал исторической основой имущественного и классового неравенства – а, значит, и всех существующих в мире форм социальной несправедливости. Составляя в XV веке свои «Десять книг об архитектуре», Леон Батиста Альберти полагал вполне уместным рассуждать в рамках архитектурного трактата не только о строении Земли и формировании рельефа, но и о таких вещах, как выведение клопов, а также о том, в какой обстановке следует зачинать детей, чтобы они рождались здоровыми и красивыми. Дальнейшая история архитектурной профессии была, главным образом, историей постепенного сужения сферы ее компетенции, – сначала под натиском умножившихся разделов теоретического естествознания, а затем (примерно с рубежа XVIII–XIX веков) – под давлением стремительно развивавшихся инженерных дисциплин. Второй момент был также началом урбанизации – т.е. точкой прекращения органического роста городов и перехода к практике их широкомасштабного ускоренного «инсталлирования» на свободных участках.

На волне тотальной технологизации наших представлений о мире архитектор стал едва ли не таким же экзотическим реликтом, каким сегодня является его исторический ровесник – астролог. Наиболее остро кризис профессии проявился у нас в стране в советский период, когда, как было принято говорить, «архитектор превратился в винтик строительной индустрии». Отсюда и поразительная архитектурная недоосвоенность большинства городов, возникших в советскую эпоху.

Но вот, казалось бы, наступил долгожданный перелом. Процесс урбанизации если не завершился, то, по крайней мере, существенно замедлился. Растет число городов с убывающим населением. Повсюду идут организационные реформы, направленные на выработку у горожан «собственническо хозяйского» отношения к своей территории. Под окнами многоэтажек появляются трогательные островки дельфиниумов и незабудок, а в некоторых дворах – даже летние бассейны. На бетонных лицах наших городов начинают постепенно проступать человеческие черты.

Однако архитектор почему то вовсе не торопится примкнуть к этому воодушевляющему процессу, – не говоря уже о том, чтобы его возглавить. Он, по большей части, продолжает довольствоваться оставленной ему крохотной нишей и полагать предметом своих занятий, в лучшем случае, форму отдельного здания, а в худшем – выбор марки вентилируемого фасада.

Этот номер ПРОЕКТiNTERNATIONAL можно было бы озаглавить «Архитектура вне формы здания». Основной иллюстративный раздел сформирован по результатам некоммерческой программы недавно прошедшего фестиваля Арх Москва, куратором которого был главный редактор Пi Барт Голдхоорн. Вошедшие в раздел материалы можно условно разделить на три группы: 1) «город как единый ландшафт» (сюда относятся работы Чино Дзукки [Chino Zucchi] и группы MAXWAN, а также проект реконструкции района гавани в Гамбурге); 2) «обустройство городских общественных пространств» (материалы о Лондоне и Амстердаме); 3) «новый архитектурный подход к озеленению» (работы Мишеля Девиня [Michael Desvigne]). В текстовом разделе эту линию продолжает, в первую очередь, исследование Бернара Каша [Bernard Cache], напоминающее о том, что архитектура традиционно являлась продолжением рельефа и одним из эпифеноменов его освоения; что же касается модернистской эпохи, то она, хотя и сделала эту связь более эфемерной, но, в то же время, способствовала раскрытию ее наиболее фундаментального, сущностного аспекта. Программа «физиологической архитектуры» Филиппа Рама [Philipp Rahm] предлагает провести радикальную реформу профессиональной системы координат: отказаться от формально геометрической трактовки здания в пользу понимания архитектуры как особого, сознательно измененного климата, вписанного в континуум естественных состояний атмосферы и света. Наконец, интервью с известным американским художником Вито Аккончи [Vito Acconci] подталкивает к выводу о том, что работа по преобразованию общественных пространств – возможно, единственный на сегодняшний день жанр современного искусства, сохраняющий иммунитет против вируса коммерциализации.
Сергей Ситар

 

оглавление:

От редакции 2

Новости 4
Конкурс на концепцию реконструкции приморского района Валенсии 12
Конкурс на проект Национального центра исполнительских искусств в Гаосюне 14
Конкурс на новое здание Национальной библиотеки в Праге 16

НОВЫЕ ПОСТРОЙКИ 17
renzo piano building workshop
Реконструкция библиотеки Моргана Нью-Йорк, США 18
sanaa
Стеклянный павильон Толедского художественного музея Толедо, США 22
plot
Многоквартирный дом VM Орестад, Дания 26
jun aoki associates
Штаб-квартира компании Jin Co Маэбаси, Япония 30
дэвид Чипперфильд [David Chipperfield],
b720 architects
Павильон регаты «Кубок Америки» Валенсия, Испания 34
сами ринтала [sami rintala]
Павильон стихий, Сеул, Корея 38

ОБРАЗ
СОЗДАНИЕ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ 41
гамбург 42
Кварталы Сандторкай и Далманикай 46
Террасы Магеллана 50
Здание Филармонии 52
Квартал Уберзее 54
лондон 57
Реконструкция фрагментов существующего города 62
Парки 64
Общественные пространства в новых районах 66
Инфраструктура 68
Дизайн 70
амстердам 73
История 76
Концепция 78
Набережные каналов 80
Индивидуальные проекты 86
Чино дзукки [сino zucchi] 89
Реконструкция центральной части района Пасила Хельсинки, Финляндия 90
Бывший промышленный район Юнгханс на Джудекке. Венеция, Италия 92
Обновление общественных зон квартала Гратосольо. Милан, Италия 98
Пешеходная зона улицы Париде Череа (Верона), Италия 102
Районный парк Сан-Дона ди Пиаве Милан, Италия 104
mишель девинь [mishel desvigne] 105
Парк на правом берегу Гаронны Бордо, Франция 106
Реконструкция ландшафта Бисбош Роттердам, Голландия 110
Сад Министерства культуры. Париж, Франция 112
Японский сад университета Кейо Токио, Япония 114
Центр искусств Уокера. Миннеаполис, США 118
maxwan 121
Генеральный план города Лейдсе Лейн Нидерланды 122
Генеральный план района Баркинг Риверсайд Лондон, Великобритания 126
Проект реконструкции квартала Де Гаспери Неаполь, Италия 130
Дизайн выставки «Машины реальности» Роттердам, Нидерланды 134
Концепт реконструкции роттердамского порта Нидерланды 136

ПРОЕКТ 137
oливо bарбьери [olivo barbieri] site specific

ТЕКСТ
Филипп Рам / «Более или менее сухое, более или менее влажное» 148
джованна бораси
Физиологическая архитектура. Описание проектов 155
филипп рам
Архитектура: между территорией и объектом 157
бернар каш
Интервью Ханса Ульриха Обриста с Вито Аккончи 164

Коллекция
CASSINA
GIORGETTI
TECHO
TENDENZA

 


Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Анна Мартовицкая
  • Юлия Тарабарина
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Сергей Хачатуров
  • Алексей Муратов
  • Алексей Тарханов
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Александр Раппапорт
  • Александр Ложкин
  • Василий  Бабуров
  • Андрей  Иванов

Пресса:

Блоги:

Дом Снегирева на Плющихе
21.09.2017 / 20.09.2017,
archnadzor_ru (блог «Архнадзора»)

Дом Снегирева на Плющихе

Напротив стадиона «Буревестник» на Девичьем поле, среди старого яблоневого сада притаилось необычное для московской архитектуры здание — бывший жилой дом профессора Владимира Федоровича Снегирева. Здание выглядит заброшенным и местами даже разрушено, а ведь это памятник архитектуры федерального значения, находящийся в государственной собственности. В сентябре 2017 года здание было выставлено на открытые торги.
В Шанхае снесли дом-
21.09.2017 / 18.09.2017,
NEWSru.com

В Шанхае снесли дом-"гвоздь", стоявший посреди дороги 14 лет

В Шанхае наконец снесли знаменитый дом-"гвоздь", который в течение 14 лет препятствовал движению по автомагистрали.
Храм Нефритового Будды в Шанхае передвинули на 30 метров ради безопасности туристов
21.09.2017 / 18.09.2017,
Афиша

Храм Нефритового Будды в Шанхае передвинули на 30 метров ради безопасности туристов

Китайские строители передвинули храм Нефритового Будды в Шанхае весом 2 тысячи тонн на 30 метров, чтобы расширить пространство для молящихся и обеспечить их безопасность.