RSS
Проект Россия №43 Проект Россия №43

Проект Россия №43

информация:

Задача нашего номера проста: показать примеры «вживления» новой архитектуры в сложившуюся урбанистическую ткань, обсудить механизмы взаимодействия старого и нового. Но вот название... Не слишком соблазняет. Каким-то нафталином веет от слова «контекст», пообтрепавшегося в интеллектуальных баталиях 8о-х, если не более ранних годов. Неужели с тех пор ничего не переменилось?
В конце минувшего года страна отмечала знаковую дату: Леониду Ильичу Брежневу исполнилось сто лет. Во многих комментариях к этому событию сквозила одна и та же мысль: по сути дела мы живем в период нео-брежневизма.

Именно при Брежневе был задан сырьевой вектор развития страны, создана работающая по сей день мощная энергетическая инфраструктура. Первичным стало не то, что «лежит на поверхности», но то, что скрывается под землей. Территория государства, и ранее воспринимаемая схематично и обобщенно, была низведена до роли источника природных ресурсов. В вопросах преобразования пространства кульминировал уравнительный и количественный подход, питаемый поступлениями в твердой валюте.
Интерес к контексту, многими проявленный в то время, стал контрреакцией на бесчувственное отношение властей к местным особенностям и различиям. Попыткой спасти традиционный город были пронизаны труды и дела средовиков. Но что мы имеем сейчас? Уравнительная логика доминирует поныне. Причем эта логика поглотила и средовой подход. Он сделался фасадом, вуалирующим неизжитую с советских времен удобную привычку приклеивать ярлык «зоны» к
любой территории. То есть сводить все многообразие жизненных проявлений в том или ином месте к общему знаменателю, выпаривающему свободное и плюралистичное начало.

В преддверии юбилея Леонида Ильича в недрах столичной Думы вызрела концепция любопытного закона - «Об архитектурном зонировании города Москвы». Даром что придумал ее единоросс Москвин-Тарханов, коммунисты концепцию тоже поддержали. А речь-то идет ни много ни мало о том, чтобы законодательно регулировать стилистику построек в зависимости оттого, в какой «зоне» их планируется возводить. Прописать, где следует проектировать в «модерне» или «эклектике», а где дозволены «эксперименты»!
На лицо устойчивое стремление московской власти (а в столице все три ее ветви характеризует удивительная спаянность) к тотальному контролю над средой. А чем однообразнее город, тем проще им манипулировать и управлять. Да и с архитекторами куда легче разговаривать, оперируя не четкими регламентами застройки, а таким мутным понятием, как стиль. Тяга к муляжам отличает, конечно, нынешний контекст от господствовавшего при Леониде Ильиче. Только вот на качество среды и на темпы разрушения исторического города эта разница, похоже, не влияет.

оглавление:

НОВОСТИ

Борис Улькин. 1936-2007
Барт Голдхоорн: «В Москве нет концепции городского пространства»
Коротко
МАРХИ: накануне выборов
Андрей Савин: «Кадры решают всё» Дмитрий Швидковский: «Хочу чувствовать в институте культ проекта»
Евгений Асc: «В программу МАРХИ необходимо внедрить наши разработки»
Оскар Мамлеев: «Мы продолжатели идей конструктивистов»
Москва в Мендризио
Дворец Советов по-итальянски
(Арх)хождение в народ
Шабашники на кладбище
Концепт-проекты: вторая попытка
Петербургскому архитектурно-строительному институту - 75 лет
Венера от Снайдеро
ThyssenKrupp Hoesch Bausysteme открывает представительство
Операция «ОАЭ»
Киселев и партнеры Жилой дом «Авангард» на Новочеремушкинской улице
АрхИнж Баскетбольный стадион «Динамо» в Крылатском

КОНТЕКСТ

От редактора
Благие намерения: история средового подхода

МОСКВА

Круглый стол: Средовой подход и реальное строительство
Александров и партнеры Административное здание на Большой Дмитровке
Моспроект-2 им. М.В.Посохина, Мастерская № 19
Реконструкция здания Союза архитекторов России
Архитектурная мастерская Лызлова Административное здание на Страстном бульваре
Остоженка Офисный комплекс в Турчанинове переулке
Остоженка Жилой комплекс в Борисоглебском переулке
Мастерская архитектора Бавыкина Дом-апартаменты в Брюсовом переулке
Архитектурная мастерская Сергея Эстрина Синагога на Большой Бронной

ПЕТЕРБУРГ

Газпром-Сити: упущенные шансы
6 конкурсных проектов
Круглый стол: Новая архитектура в историческом городе
Чобан и партнеры Офисное здание «Лангензипен»
Земцов, Кондиайн и партнеры Жилой комплекс на Шпалерной улице

НИЖНИЙ

Правда жизни
Творческая мастерская архитектора Быкова
Волго-Вятское отделение Сбербанка на Октябрьской улице
Творческая мастерская архитекторов Пестова и Попова
Торговый центр «Парк Авеню» на улице Веденяпина
Творческая мастерская архитекторов Пестова и Попова
Торговый центр «Сити» на улице Фильченкова

ТЕКСТЫ

Демократические пространства
Изменение границ общественного и приватного:
городское пространство и городская культура Москвы
Арт-пространства: сделано в России

МОНИТОР

Panacom Частный дом в Подмосковье
Михаил Бархин Korovabar в Петербурге
А-ЛЕН Коттедж в Самаре
архитекторы асc Частный дом в Сарееве

НАВЕСНЫЕ ФАСАДЫ

Внешние признаки - право выбора
Schuco: принцип универсальности
Фасадные панели PRODEMA BAQ+
Что такое QuadroClad. В чем его отличие от прочих фасадных систем?
TERRART®: любимые фасады архитектурных звезд

ТЕХНОЛОГИЯ

ПРОЕКТ РОССИЯ КАТАЛОГ

 


Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Юлия Тарабарина
  • Анна Мартовицкая
  • Алёна Кузнецова
  • Алла Павликова
  • Полина Садова
  • Наталья Коряковская
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Анна Старостина
  • Лара Копылова
  • Сергей Хачатуров
  • Елена Петухова
  • Мария Элькина
  • Алексей Муратов
  • Александр Раппапорт
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Алексей Тарханов
  • Александр Ложкин
  • Мария Трошина
  • Василий Бабуров
  • Феликс Новиков
  • Марина Игнатушко
  • Андрей Иванов
  • Марина Хрусталева

Пресса:

Блоги:

20.09.2023 / 11.09.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Сурский сквер в Волгограде

06.07.2023 / 02.07.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Астрахань

Статья из блога архитектора Александра Антоненко.