RSS
Проект Байкал №54, 2017 Проект Байкал №54, 2017

Проект Байкал №54, 2017

информация:

  • тема номера:
    Востокзапад
  • страница издания на Архи.ру:
    Проект Байкал
           Я в географии слабак,
           но, как на заповедь,
           ориентируюсь на знак –
           востокозапад.

            Андрей Вознесенский, «Морская песенка»

Поэт и архитектор Андрей Вознесенский не придумал слово «востокозапад», но извлек его из полузабвения. Популярный термин эпохи споров западников со славянофилами обсуждается в трудах С. Булгакова, Е. Трубецкого, Н. Бердяева.

Правда, в те времена, около ста лет назад, под «востоком» понимался в основном мусульманский мир. Знаменитая поэма В. Хлебникова «Дети Выдры», скажем, вся построена на обращениях к стихам Низами. Еще более знаменитая баллада Киплинга (а особенно ее первая строка – в буквальном переводе «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им никогда не сойтись») в обязательном порядке вспоминается, как только заходит речь об отношения восточных и западных культур. Однако и у Киплинга речь идет о столкновении гордых воинов – англичанина и афганца.

Сто лет назад никто и подумать не мог, что самыми динамичными культурами рубежа тысячелетий станут Япония, Корея и Китай.

Больше десяти лет прошло с тех пор, как ПБ обращался к теме СОСЕДИ и рассказывал об азиатских международных связях России в области архитектуры. С тех пор многое произошло. Китай (вторая после США экономика в мире по номинальному ВВП) гигантскими шагами продвигается к цели – стать сверхдержавой к 2050 году; и через три года наверняка достигнет «первой столетней цели», поставленной еще Дэн Сяопином – построит общество «малого благоденствия».

Корея, конечно, как и все в регионе, озабочена ядерными угрозами северной половины полуострова, однако в сентябре успешно провела Конгресс Международного союза архитекторов (110), блеснув звездными именами лекторов и звездными объектами в столице (113–117), а теперь уже считает дни до открытия зимней Олимпиады (9 февраля 2018).

Япония уже давно является великой экономической державой, занимает третье место в мире по номинальному ВВП, а средняя продолжительность жизни японцев рекордная – 84,6 лет и продолжает увеличиваться. Соответственно и японские архитекторы занимают верхние строчки мирового рейтинга и Золотая медаль МСА, полученная Тойо Ито (124) на Конгрессе в Сеуле, – еще одно тому подтверждение.

Архитектура как область творческая плодотворно реагирует на соприкосновение культур. Запад ищет и находит общий язык с мусульманским миром – Ближним Востоком. Приходит очередь договариваться с Востоком Дальним, буддийским, синтоистским, конфуцианским. Ну что же, будем знакомиться, будем узнавать друг друга в сближающемся мире. И дочитаем Киплинга.

Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?*

Елена Григорьева

* Джозеф Редьярд Киплинг «Баллада о Востоке и Западе» (пер. Е. Полонской)

оглавление:

новости

Анна Григорьева
Международные новости архитектуры / 5
Елена Григорьева
Юбилейное «Зодчество» / 8
Эдуард Товмасьян
Дети первого фестиваля «Зодчество» выросли. Идет смена / 12
Елена Булгакова
Конкурсы МИТУ–МАСИ. Опыт конкурсной деятельности в контексте
непрерывного творческого образования архитектора / 16
Артём Руденко
Аквапарк в Красноярске. Конкурс концепций / 20
Владислав Урванцев
Возрождение достопримечательности Иркутска.
Сегодня и завтра Иерусалимской лестницы / 22
Константин Лидин
Архитектура в ритме «рок» / 24

коротко

XII Всероссийский архитектурный фестиваль «АрхБухта. Интеграция» / 28
Малые города / 28
ЗВС–18 в Барнауле / 29
АРХИГЕШ–2018 / 29
Борьба за Дворец (Иркутск) / 29

новости

Плитка по ГОСТу  / 30
Марина Чуфарина
Деревянный Нижний: у точки невозврата / 32

востокозапад / 33

Константин Лидин
Сплошные вопросы. К проблеме межцивилизационного взаимодействия Востока и Запада / 34
Разговор Елены Григорьевой с Андреем Боковым на тему номера и не только / 41
Александр Раппапорт
Запад и Восток / 44
Марина Ткачева
Круглый стол «ВОСТОКОЗАПАД» / 46
Ольга Железняк
Дихотомия Восток–Запад: разрывы, взаимодействия, пересечения / 54
Петр Капустин
Запад – Восток: воображение линии / 66

Китай

Елена Григорьева
Константин Лидин
/ 67
Елена Багина
Острова в океане / 72
Елена Дятлова
Китайский общепит в Иркутске / 82
Екатерина Антипина-Тернер
Ходьба по канату: азиатское сообщество в Лондоне / 86
Ирина Головицкая
Анна Домрачева
Туризм с восточным лицом / 90
Марк Меерович Китай изнутри: фрагменты дневника / 94
Наталья Коваль Город Шэньчжэнь, Китай / 105
Наталья Коваль Музей трех предков / 108

Корея

Константин Лидин / 109
Елена Григорьева
XXVI Конгресс и Генеральная ассамблея МСА в Сеуле / 110
Женский университет Ихва / 114
Комплекс Dongdaemun Design Park and Plaza / 116

Япония

Константин Лидин / 119
Ольга Смирнова
О японских садах вдали от Японии со сравнениями и случайными совпадениями / 120
Герги Станишев
Границы, в которых происходят события / 124

квартирный вопрос

Кристиан Хорн
Жилой комплекс «Карм Политекник» в сердце Парижа. Энергомодернизация социального жилья в Париже / 134

наследие

Сергей Зыков
Русское Притомье. Концепция историко-этнографического экспозиционного комплекса / 140
Марк Меерович
Деревянное наследие Томска / 143
Брайан А. Спенсер
Фрэнк Ллойд Райт в Советском Союзе / 144

авторы / 161

Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Юлия Тарабарина
  • Анна Мартовицкая
  • Алёна Кузнецова
  • Алла Павликова
  • Полина Садова
  • Наталья Коряковская
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Анна Старостина
  • Лара Копылова
  • Сергей Хачатуров
  • Елена Петухова
  • Мария Элькина
  • Алексей Муратов
  • Александр Раппапорт
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Алексей Тарханов
  • Александр Ложкин
  • Мария Трошина
  • Василий Бабуров
  • Феликс Новиков
  • Марина Игнатушко
  • Андрей Иванов
  • Марина Хрусталева

Пресса:

Блоги:

20.09.2023 / 11.09.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Сурский сквер в Волгограде

06.07.2023 / 02.07.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Астрахань

Статья из блога архитектора Александра Антоненко.