Проект International №14
Проект International №14
информация:
Пожалуй, самым радикальным - или экстравагантным? - на открывшейся в сентябре Венецианской архитектурной биеннале выглядит павильон Франции, наполненный строительными лесами и богемного вида молодыми людьми, которые на этих лесах спят, готовят еду и занимаются нехитрым бизнесом - печатают на майках модные картинки с помощью термопресса. Над крышей павильона на тех же лесах смонтированы душевые, сауна, небольшой бассейн и уходящие в самую высь смотровые площадки. Гости из России не без доли патриотического волнения вспоминают по этому поводу клязь-менскую инсталляцию «Леса в лесах» группы «Обледенение архитекторов», - которая, правда, не могла похвастаться столь всесторонней технической оснащенностью. Французам вторят расположенные прямо напротив немцы, также предлагающие посетителям лезть на крышу своего павильона, и тоже по строительным лесам, только слегка замаскированным армированным пластиком. Студенты из Гонконга приглашают полюбоваться старательно воспроизведенными в макете стихийными портовыми поселениями из грузовых контейнеров. В лесах стоит и датский павильон, изображающий «китайскую стройплощадку». В 1970-е годы архитектура встала на путь преодоления занудной прямолинейности «высокого» модернизма, который вел ее сначала через коллажность и историзм (самым громким международным манифестом последнего, кстати сказать, была Венецианская биеннале 1980 года под девизом «Присутствие прошлого»), затем через текучесть формы и перенос акцента на происходящие в здании события (программу). На биеннале 2006 года эта долговременная тенденция пришла, наконец, к своему логическому завершению: выяснилось, что даже текучая форма недостаточно демократична для современного мира, - чтобы архитектура смогла «вобрать в себя жизнь», она должна лишиться формы «начисто», - а вместе с ней и какого-либо постоянства. Монументальная или нет, форма должна умереть.
На фоне этих похоронных настроений совершенно естественными выглядят критические реплики «новых серьезных», характеризующие нынешнее состояние архитектурной дисциплины как упадок и деградацию. «Современный город нельзя отдавать на откуп непредсказуемой игре экономических сил, он по прежнему требует отчетливой формы», - говорит Пьер Вит-торио Аурели [Pier Vittorio Aureli], под руковод-
ством которого студенты Института Берлаге (Роттердам) разработали в 2005-2006 годах новый «Стратегический план развития Москвы» (выставлен в павильоне Италии). Устроители биеннале не решились вмешаться в рискованную дискуссию по поводу архитектурного формообразования и заняли промежуточную позицию между двумя крайностями: они, разумеется, не готовы вновь утвердить архитектора в роли демиурга, организующего жизнь с помощью формы, но в то же время явно не одобряют позицию lesser fair («самотека»), настаивая на том, что от архитектора в этом мире зависит очень многое. И все же логика экономического детерминизма является для их рассуждений определяющей: за вступительной статьей директора Биеннале Ричарда Бердетта [Richard Burdert] в каталоге выставки следует текст влиятельно современного аналитика Саскии Сассен [Saskia Sassen], в котором подлинными «архитекторами будущего» - центрами управления развитием ситуации в общемировом масштабе - провозглашаются биржи и штаб-квартиры крупнейших транснациональных корпораций, сконцентрированные в т.н. «глобальных городах» - сорока мегаполисах, выдвинувшихся вперед в 90-е годы. Отдавая должное давно назревшему повороту внимания международного сообщества в сторону проблемы развития городов, мы постарались отвести этой теме достаточно места в содержании Пi14: помимо обзора центрального раздела Биеннале («14 городов / 14 проектов»), вводного текста Ричарда Бердетта и анализа сопровождавшей выставку полемики («Эпицентры градостроительной полемики») мы представляем панораму комплексной реконструкции территории Нижнего Манхэттена в Нью-Йорке, которую Бердетт назвал одним из наиболее значимых градостроительных событий в мире на сегодняшний день. Противовесом наметившемуся крену в экономику и геополитику призван служить материал о «принципах творческой архитектуры», которые архитектор-минималист Джон Поусон [John Pawson] выделил в результате анализа цистерцианского монастыря 12 века в Провансе («Уроки Ле Тороне»). Завершает номер ставший классическим текст Федерика Джемисона [Federic Jamison], отвечающий на вопрос о том, к какого рода форме (и почему) инстинктивно тяготеет архитектура эпохи «непредсказуемой игры экономических сил».
Сергей Ситар
оглавление:
От редакции 2
НОВОСТИ 5
Конкурс на проект мемориала жертвам
цунами 2004 года в Юго-Восточной Азии 12
Конкурс на проект нового
конгресс-центра ZurichForum
в Цюрихе 14
Конкурс на проект фасада торгового центра
Forum Dresden 16
ОБРАЗ ОБРАЗ ОБРАЗ ОБРАЗ ОБРАЗ ОБРАЗ
НОВЫЕ ПОСТРОЙКИ 17
Жан Нувель [Jean Nouvel]
Музей неевропейского искусства
Париж, Франция 18
Tec Architecture
Штаб-квартира компании Inotera
Тайпей (Тайвань) 24
UN-Studio
Музей Mercedes-Benz
Штутгарт (Германия) 28
JVA Architects
Исследовательский центр Свальбардского
университета Лонбйорнбюен
Свальбардские острова, Норвегия 34
Architectengroep
Реконструкция посольства Королевства
Нидерландов в Аддис-Абебе (Эфиопия) 38
Алваро Лейте Сиза Виэйра
[Alvaro Leite Siza Vieira]
Жилой дом Casa Tolo
Вила-Реал (Португалия) 42
Richard Rogers Partnership
при участии Estudio Lamela, TPS и Initec
Терминалы Т-4 и T-4S аэропорта Барахас
Мадрид (Испания) 46
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ПОЛЕ БИТВЫ - МАНХЭТТЕН 51
Алексей Комов
Башня Свободы 60
Башня 2 63
Башня 3 64
Башня 4 65
Мемориал «Отражающее Отсутствие» 67
Посетительский центр 70
Транспортный терминал ВТЦ (PATH) 71
Пересадочный центр на Фултон-Стрит 74
Реконструкция набережной Ист-Ривер 76
ОБЪЕКТ 83
ПОУСОН: УРОКИ ТОРОНЕ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО 115
ВОЗРОЖДЕНИЕ ТИРАНЫ
Tirana Regulatory Plan Unit
Реконструкция набережной реки Ланы 2003-2006
ОБЪЕКТ 123
ПАВИЛЬОН СЕРПЕНТАЙН
Ксения Аджубей
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО 131
14 ГОРОДОВ/ 14 ПРОЕКТОВ
10-я Архитектурная биеннале в Венеции
Выставка «Город: архитектура и общество» (Арсенал)
ТЕКСТ ТЕКСТ ТЕКСТ ТЕКСТ ТЕКСТ
Градостроительство в эпоху глобальной
урбанистической трансформации
Ричард Бердетт, Мигель Канаи 148
Эпицентры градостроительной полемики
Сергей Ситар 155
Открываем свой архитектурный офис
Сильвия Форлати, Анн Исопп,
Астрид Пибер, Никита Токарев 164
Выстраивание баланса между
эстетикой и интересами заказчика
Интервью Астрид Пибер
с Эвой Будевайн 164
Танцуя под микс маркетинга
Торе Добберштайн 178
Инвестиционная отдача.
Индивидуальный жилой дом: классический
проект для начинающего архитектора?
Астрид Пибер, Ханнес Пфау 182
«Междисциплинарная
команда» как идеал
молодого архитектурного
бюро
Никита Токарев 155
Культурная логика позднего
капитализма
Фредрик Джемисон
КОЛЛЕКЦИЯ 152
В&В
ЕМСО
HUGUES CHEVALIER
MARTINI
PORRO
WWTS
TISETTANTA