Проект Россия №80 Проект Россия №80

Проект Россия №80

информация:

Журналы «ПРОЕКТ РОССИЯ» теперь доступны в ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ >>>

80-й номер ПРОЕКТ РОССИЯ, посвященный теме «Культура», мы отметили сотрудничеством с историками архитектуры Владимиром Паперным и Мариной Хрусталевой в качестве приглашенных редакторов. Журнал посвящен недавним архитектурным проектам для российских объектов культуры – музеев, библиотек, культурных центров, кинотеатров, театров. Редакторы предложили посмотреть на подходы, которые выбирает заказчик и архитектор, в более широком контексте меняющегося времени, и разделить тематический блок в соответствии с этими стратегиями.
 
Раздел, названный «Адаптация», содержит примеры щадящей реставрации/реконструкции зданий и приспособления их под культурные функции. Марина Хрусталева анализирует их в эссе о российском опыте арт-конверсии. В этом разделе реализаций меньше, чем проектов, но, что отрадно ¬– все они довольно качественно выполнены: Музей русского импрессионизма на территории фабрики «Большевик» ( John McAslan + Partners), Музей истории ГУЛАГа ( KONTORA) и галерея FUTURO в Нижнем Новгороде (Cross Art Studio). Среди еще невоплощенных проектов – целых три кейса реконструкции электростанций в Москве под музейные институции. Один из них, Центр современной культуры в помещении ГЭС-2 на Болотной набережной от мастерской Ренцо Пиано, имеет все шансы быть реализованным до 2019 года. Проекты по обновлению «городского культурного хозяйства», возникшие в годы правления Сергея Капкова в должности главы Департамента культуры Москвы, специально для ПР инвентаризировала Марина Анциперова.
 
Раздел «Экспансия», под которой мы понимаем «захватнические походы» культурных институций по отношению к их ближайшему окружению, открывает эссе Марины Хрусталевой о практиках расширения крупнейших российских музеев. Опубликованные здесь проекты связаны с программой обновления ГМИИ им. Пушкина: это актуализированная концепция музейного городка от бюро «Проект Меганом» в сопровождении интервью Юрия Григоряна, и проект Юрия Аввакумова и Георгия Солопова по созданию Галереи искусства XIX-XXI века в здании усадьбы Голицыных. Кроме того, мы печатаем находящийся в стадии реализации проект реконструкции Политехнического музея по проекту Джуньи Ишигами. Неоднозначным примером служит здание «Геликон-оперы», реконструированное и отреставрированное в два приема «Моспроектом-4» и МАХПИ им. Полянского.
 
В разделе «Рождение нового» Николай Лукьянов специально для ПР обобщил историю попыток повторения эффекта Бильбао в российских регионах. В качестве объектов мы печатаем несколько недавних знаковых музеев: музей «Поле Куликовской битвы» под Тулой Сергея Гнедовского, музейно-выставочный центр «Новый Иерусалим» бюро Сити-Арх и Ельцин-центр бюро АСПА в сотрудничестве с бюро Бориса Бернаскони в Екатеринбурге. Михаил Белов специально для ПР написал большое эссе об особенностях национальных театральных строек и реконструкций. В качестве удачного примера мы приводим Воронежский камерный театр по проекту театрального архитектора Сергея Куцевалова.
 
В рубрике «Объект номера» мы публикуем экспозиции российских участников XV Венецианской биеннале архитектуры. Открывает раздел текст Владимира Паперного о многослойности контекстов, в котором создавалась, существовала и продолжает существовать ВДНХ, в этом году ставшая темой национального павильона России. Эссе об экспозиции V.D.N.H. Urban Phenomenon (кураторы—Сергей Кузнецов и Екатерина Проничева) и инсталляции «Навес» Александра Бродского в Арсенале для ПР написала Лара Копылова.

оглавление:

Колумнисты
 
Анатолий Белов. Идеология и культура, или Низы хотят, верхи не могут
Михаил Бейлин. «Кто живет без гнева и печали...»
Евгений Ширинян. Smartgeometry: место, где встречаются практика и академия
Марат Невлютов. Невозможность архитектурного знания
 
 
Новости
 
Мария Трошина. Последний звонок
Мария Трошина. Сбербанк в Сколково
Арина Левицкая. Архитектура в деталях
Мария Трошина. Князь я или не князь?
Маргарита Плотникова. Пополнение в авангардиаде
Марина Хрусталева. Выставка как продолжение войны
Анна Ковальчук    Идеи для сквера МАРХИ
Ася Белоусова    Архитектура или жизнь
Анна Ковальчук    OFFCON – лучший по офисам
Лара Копылова    Перемены на архитектурном фронте
Арина Левицкая    Триеннале 20 лет спустя
Мария Трошина    Архстояние — детям!
 
 
Объект номера
 
Владимир Паперный    ВСХВ-ВДНХ в семи контекстах
Сергей Кузнецов, Екатерина Проничева
Экспозиция российского павильона на 15-й Венецианской биеннале архитектуры
Александр Бродский «Навес» на 15-й Венецианской биеннале архитектуры
 
 
Культура
 
Ася Белоусова. От редакции
Владимир Паперный Архитектура на синусоиде, или Как проектировать объекты культуры в условиях меняющейся культуры
Организаторы проекта «Приметы городов»: В регионах у интересной инициативы шансов пробиться больше, если она проходит через Москву
 
Адаптация
 
1
Марина Хрусталева    Арт-конверсия в масштабах страны
West 8, Сергей Букин, Любовь Леонтьева Проект реставрации и приспособления о. Новая Голландия к современному использованию
RPBW Концепция приспособления ГЭС-2 под центр современной культуры
Оят Шукуров Проект реновации территории ГЭС-1 «Супермузей»
АБ «Рождественка» Приспособление ТЭЦ-7 под Музейный центр русского авангарда
John McAslan + Partners Музей русского импрессионизма в Москве
Ольга Захарова: Наш проект — про объединение бизнеса, жителей и городской власти
Cross Art Studio, EK project Галерея FUTURO в Нижнем Новгороде
Марина Анциперова    Что осталось от капковской Москвы
KONTORA Музей истории Гулага в Москве
Экспансия
 
2
Марина Хрусталева    Музейная экспансия
Рустам Рахматуллин О компромиссах
Юрий Григорян: В проекте развития ГМИИ им. Пушкина мы видим свою роль скорее как кураторскую
Проект Меганом Проект развития музейного комплекса ГМИИ им. А.С. Пушкина
Юрий Аввакумов, Георгий Солопов и др. Проект реконструкции усадьбы Голицыных для Галереи искусства импрессионистов и постимпрессионистов
Ishigami & Naoko Kawamura, Arup Проект реконструкции Политехнического музея
Михаил Белов    Архитекторы на службе у «истинных демиургов»
«Моспроект‑4», МАХПИ им. Полянского Реставрация с приспособлением усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для «Геликон-оперы»
Константин Михайлов    Союз нерушимый. Но разрушающий
 
 
Рождение нового
 
3
Николай Лукьянов    Бильбао… или ближе к ландшафту? Музеи в российских регионах: проекты и реализации
ПКНБ «Архитектура и культурная политика» Музейный комплекс «Поле Куликовской битвы» в Тульской области
Сити-Арх МВК Московской области «Новый Иерусалим»
АРХСТРОЙПРОЕКТ-А (АСПА) Ельцин-центр в Екатеринбурге
Asymptote Architecture Проект филиала Эрмитажа в Москве
Сергей Куцевалов Воронежский камерный театр
Wowhaus Инновационный культурный центр в Калуге
 
 
Монитор
 
Studio Mishin. Проект архитектурной студии
FAS(t) Гостевой дом в Подмосковье
Nefa Architects Офис новостного портала Gazeta.ru
А. Савин, М. Лабазов, Е. Говердовский Частный дом под Тарусой
 
 
Дизайн и технологии

Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Анна Мартовицкая
  • Юлия Тарабарина
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Сергей Хачатуров
  • Алексей Муратов
  • Алексей Тарханов
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Александр Раппапорт
  • Александр Ложкин
  • Василий  Бабуров
  • Андрей  Иванов

Пресса:

Блоги:

История необычного дома на улице Ленина
20.07.2018 / 20.07.2018,
Санкт-Петербургские Ведомости

История необычного дома на улице Ленина

Этот дом на бывшей Широкой улице, ныне носящей имя Ленина, привлекает внимание своими гигантскими арками, через которые можно выйти на соседнюю улицу. Здание нередко путают с постройкой советского времени: уж слишком его арки похожи на мощные своды в духе сталинского ампира.
Как консольная архитектура побеждает гравитацию
20.07.2018 / 17.07.2018,
Журнал berlogos

Как консольная архитектура побеждает гравитацию

Прочное основание с одной стороны и парящая в воздухе конструкция с другой — консольная архитектура всегда находится в поиске структурного баланса. Такие драматичные формы сегодня используют одинаково успешно и для музеев современного искусства, и для загородных домов.
5 самых красивых особняков императорского Петербурга, о которых вы еще не слышали
19.07.2018 / 19.07.2018,
Собака.ru

5 самых красивых особняков императорского Петербурга, о которых вы еще не слышали

Наш город – настоящая сокровищница чудом уцелевших во время революций и блокады шедевров архитектуры. С помощью блогера и руфера Никиты Мурузина мы составили гид по самым роскошным зданиям Петербурга, в которых на протяжении нескольких веков сохраняется старинная живопись на стенах, лепнина, скульптуры и камины.