RSS
Проект Балтия № 23 (3/2014) Проект Балтия № 23 (3/2014)

Проект Балтия № 23 (3/2014)

информация:

  • тема номера:
    архитектура
  • страница издания на Архи.ру:
    Проект Балтия
В новом выпуске журнала «Проект Балтия» – «Больше эстетики» – читайте о построении глобальной «эстетической империи» в эссе теоретика Сергея Ситара, о проекте «высокотехнологичных трущоб» Paracity Марко Касагранде для Тайпея, а также о борьбе против «монументального дизайна», которую, по мнению Максима Атаянца, ведет сегодня классическая архитектура.
Номер, где рассмотрен феномен возрастающей эстетизации визуальной среды в современном мире, фокусируется на трех направлениях этого процесса. В первой части – «Чистая форма» – редакция анализирует главенствующий модернистский тренд, направляющий архитектуру в будущее. Упомянутый выше проект Касагранде (опирающийся на традицию утопической мысли в духе Archizoom), литовский офисный комплекс Baltic Hearts, отсылающий к «шагающему городу» Archigram, а также реновация театра в Куопио, осуществленная финским бюро ALA, и реконструкция памятника русского классицизма в Риге, выполненная бюро Зайги Гайле: все приведенные примеры говорят о жизнеспособности эстетики «современного движения», равно как и о том, что ее этические основания не перестали воздействовать на умы авторов. Однако, согласно эссе Алексея Левчука «Мир-параллелепипед», модернистский импульс сегодня близок к достижению своих границ и исчерпанию образных возможностей. «Различимые невооруженным взглядом трещины покрыли конструкцию современного мира», – утверждает автор.

На другой чаше весов оказывается группа архитекторов, считающих правомерным работать с эстетикой прошлых эпох. Здесь и ортодоксальный неоклассик из Петербурга Максим Атаянц, и другой петербуржец – Евгений Герасимов, исповедующий, скорее, эклектический метод «умного выбора», и таллинский «бумажник» Вилен Кюннапу, с его очевидно постмодернистской эзотерикой. Дополняет подборку вполне модернистский, на первый взгляд, проект финнов OOPEAA Re-vision, интерпретирующий образы «профанной» архитектуры сарая и превращающий его в объект чистого искусства в рамках художественной инсталляции.

Оба раздела являются базой для третьего – посвященного архитектуре повседневности, тому пространству не-города/субурбии, которая формировалась и формируется на периферии старых городов. Благодаря приведенным здесь примерам из Петербурга, Хельсинки и Таллина, мы видим, как обыденная (и, что показано в интервью с Владимиром Аврутиным, экономически детерминированная) среда подвергается процессу эстетизации. Иными словами, посредством дизайнерских и социальных вмешательств архитекторов и урбанистов она становится, во мнении жителей, все «более красивой».
По-своему откликается на тему выпуска и рубрика «Дискуссия», где критически рассматриваются идея и конкурс Музея Гуггенхайма в Хельсинки.

В разделе «Конкурсы» вы найдете проекты минимальных жилых модулей, которые планируется построить на петербургском фестивале YARKYFEST (июнь 2015-го).

«Лаборатория дизайна», как всегда, знакомит читателей с пятью реализованными архитектурными объектами небольшого масштаба из Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии и Северо-Запада России.

оглавление:

6

События

25

Больше эстетики More aesthetics

26

Сергей Ситар. Либерализация эстетики и эстетический империализм Sergey Sitar. The liberalization of aesthetics and aesthetic imperialism

31

Чистая форма Pure form

32

Алексей Левчук. Мир-параллелепипед Aleksey Levchuk. Parallelepiped world

34

fi. Архитектура высокотехнологичных трущоб. Интервью с Марко КасаграндеArchitecture of high-tech slums. Interview with Marco Casagrande

37

Casagrande Laboratory. Проект Paracity Casagrande Laboratory. Paracity

42

lt. Audrius Ambrasas Architects. Офисный комплекс Baltic Hearts, Вильнюс Audrius Ambrasas Architects. Baltic Hearts, office complex, Vilnius

48

fi. ALA. Реновация здания городского театра, Куопио ALA. Renovation of Kuopio City Theatre

54

lv. Zaigas Gailes birojs. Реконструкция деревянного здания Рижской школы дизайна и искусства Zaigas Gailes birojs. Reconstruction of the wooden building of Riga School of Design and Art

59

Мимесис Mimesis

 

ru. Архитектура против «монументального дизайна». Интервью с Максимом Атаянцем Architecture as opposed to ‘monumental design’. Interview with Maksim Atayants

60

ru. «Красота всегда ликвидна». Интервью с Евгением Герасимовым “Beauty is always liquid.” Interview with Yevgeny Gerasimov

64

ru. «Евгений Герасимов и партнеры». Жилой комплекс «Венеция», Санкт-Петербург Yevgeny Gerasimov and partners. Venetsiya, residential complex, St Petersburg

68

ee. Вилен Кюннапу. Красота Vilen Kunnapu. Beauty

72

ee. Kunnapu & Padrik Architects. «Дом со слоном» (вилла Кристи), МаардуKunnapu & Padrik Architects. Elephant House (Villa Kristi), Maardu

78

fi. OOPEAA. Инсталляция Re-creation / The resilience of Architecture, Шэньчжэнь–Венеция OOPEAA. Re-creation / The Resilience of Architecture, installation, Shenzhen – Venice

81

Повседневность Everyday.

82

ru. Эстетика vs. экономика: субурбии Петербурга. Круглый стол Aesthetics vs. economics: St Petersburg’s suburbia. Round table discussion

85

ru. Новые городские трущобы. Интервью с Владимиром Аврутиным New urban slums. Interview with Vladimir Avrutin

89

fi. Майя Бергстрём. Новые районы Хельсинки: обретение формы Maija Bergstrom. Helsinki’s new districts: taking shape

93

ee. Регина Вильясаар. «Большой Ласнамяэ»: практическая эстетика Regina Viljasaar. Great Lasnamae: practical aesthetics

97

Конкурсы Competitions

98

ru. Ксения Кролл. Яркость и минимальность. Результаты открытого международного конкурса на проект минимального жилого модуля в рамках фестиваля YARKYFEST в Санкт-Петербурге Kseniya Kroll. Striking and minimal. The results of the open international competition for a design for a minimal residential module at YARKYFEST festival in St Petersburg

104

Дискуссия Discussion  Музей Гуггенхайма в Хельсинки Guggenheim Helsinki museum

106

Владимир Фролов. Триумф множества. Музей современного искусства в поисках новой архитектурной стратегии Vladimir Frolov. Triumph of the multitude. The contemporary art museum in quest of a new architectural strategy

109

«Частный музей не должен оплачиваться за счет государства благосостояния». Интервью с Каарин Тайпале “Paying for a private museum is not something for which the welfare city should be responsible.” Interview with Kaarin Taipale

111

Художественный музей в эпоху культурной поляризации. Интервью с Илоной Анхава The art museum in the age of cultural polarization. Interview with Ilona Anhava

113

Лаборатория дизайна Design lab 

114

fi. Тацу Ниси. Отель Manta, Хельсинки Tatzu Nishi. Hotel Manta, Helsinki

118

ru. Archido. Офис компании Iridato, Санкт-Петербург Archido. Office of Iridato, St Petersburg

122

lt. Aketuri Architektai. Частный дом, Вильнюс Aketuri Architektai. Private house, Vilnius

126

lv. HGA. Инсталляция «Бумажная библиотека», Рига HGA. Paper Library, installation, Riga

130

ee. Индрек Аллманн. Павильон в гавани, Эйсма Indrek Allmann. Harbour pavilion, Eisma

133

Технология и дизайн Design & technology 

150

Каталог Catalogue


Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Юлия Тарабарина
  • Анна Мартовицкая
  • Алёна Кузнецова
  • Алла Павликова
  • Полина Садова
  • Наталья Коряковская
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Анна Старостина
  • Лара Копылова
  • Сергей Хачатуров
  • Елена Петухова
  • Мария Элькина
  • Алексей Муратов
  • Александр Раппапорт
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Алексей Тарханов
  • Александр Ложкин
  • Мария Трошина
  • Василий Бабуров
  • Феликс Новиков
  • Марина Игнатушко
  • Андрей Иванов
  • Марина Хрусталева

Пресса:

Блоги:

20.09.2023 / 11.09.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Сурский сквер в Волгограде

06.07.2023 / 02.07.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Астрахань

Статья из блога архитектора Александра Антоненко.