Проект Балтия № 19 Проект Балтия № 19

Проект Балтия № 19

информация:

  • тема номера:
    Голландизмы
  • страница издания на Архи.ру:
    Проект Балтия
Поводом для издания номера о «присутствии голландского» в архитектуре нашего региона стал Год Нидерландов в России. Архитектура – вообще невероятно голландское искусство. Как говорит в интервью на с. 26 Барт Голдхорн, один из важнейших трансляторов влияния Нидерландов в России: родовое свойство профессии – сочетание идеализма и прагматизма – присуще и самому характеру жителей этой «рукотворной» страны. Позиции голландской школы всегда были сильны, но по-настоящему всепроникающим и глобальным ее воздействие стало в 1990-х – начале 2000-х годов, в период Superdutch (термин Ханса Ибелингса). Здесь во весь исполинский рост встает фигура «Ле Корбюзье нашего времени» – Рема Колхаса, чьи радикальные проекты и парадоксальные тексты моделируют и вместе с тем описывают реальность нашей эпохи, оказывая поистине гипнотическое влияние на современников.

Работая над номером, мы пришли к выводу, что этот «супер»-компонент голландской архитектуры связан с тем, что творчество ее лидера имеет непосредственное отношение к духу авангарда – во всей его полноте и во всей непримиримости. Потому в работах Колхаса и ОМА мы видим преломления самых разных авангардистских идей, каждая из которых рождена конкретным «титаном»: Мондрианом (с. 30), Леонидовым (с. 36), Дюшаном (с. 46) или Мельниковым (с. 54). В свою очередь, пассионарность Колхаса неизбежно приводит к возникновению целой плеяды адептов (прежде всего в Голландии, а затем и в других странах). Как показывает исследование, проведенное редакцией «Проекта Балтия» и RHIZOME group (с. 30), для нашего региона особое значение имеет датское бюро BIG, которое сегодня передает эстафету финскому ALA, чей успех также приобретает международное измерение. Собственную версию «голландизма» создали и эстонские архитекторы, попытавшись в формальном радикализме пойти еще дальше учителей (с. 32). Вопрос, возникающий при взгляде на подобные эксперименты, очевиден: следуя суперголландскому тренду, архитекторы рискуют потерять локальные корни своих школ. Однако подобная опасность преследует и саму голландскую архитектуру: уже став глобальной, она неизбежно рассеивает собственную идентичность. Но чем дальше волна отодвигается от эпицентра, как в пространстве, так и во времени, – тем слабее ее энергия. Поэтому, создавая номер, мы решили не только рассмотреть последствия Superdutch в нашем регионе (через призму двух главных опор «голландского метода»: «Концепт» (с. 45) и «Форма» (с. 53)), но и посвятить отдельный раздел (NEXT (с. 73)) актуальному состоянию дизайнерской мысли Нидерландов, чье воздействие, по большей части, дело завтрашнего дня. После прочтения интервью с директором только что образованного Нового института Гюсом Бёмером (с. 80) становится ясным, что переориентация профессионалов на социальные вопросы и современное искусство, описываемая в текстах Ханса Ибелингса (с. 74) и Ярослава Мисонжникова (с. 85), есть временное явление – перевод дыхания. Нет сомнения, что авангард, вооружившись (парадоксальными) инновациями, наподобие 3D-принтера, и приняв в свои ряды тысячи гибридных дизайнеров/пользователей, вновь устремится вперед к Новому, в очередной раз оттолкнувшись от голландской почвы. В то же время не стоит сбрасывать со счетов и авторов наших «голландизмов»: возможно, кто-то из них сейчас собирается с силами для самостоятельного мощного рывка. Дух дышит где хочет.

Владимир Фролов

оглавление:

События (стр. 6)

Голландизмы (стр. 25)

Уроки Голландии. Уроки России. Интервью с Бартом Голдхорном   (стр.  26)

Редакция + RHIZOME group. Архитектура в спешке: тренды и эффекты голландского влияния  (стр.  30)

RHIZOME group. Голландский базовый. Краткий каталог архитектурных приемов  (стр.  38)

5×3. Балтийские архитекторы о голландской школе  (стр. 40)

Концепт   (стр.  45)

Владимир Фролов. Медиум авангарда  (стр.  46)

ru. RHIZOME group. Проект въездной стелы, Санкт-Петербург  (стр.  49)

ru. CollectiveAmsterdam. «Сделай сам». Проект мультифункционального комплекса, Санкт-Петербург  (стр.  51)

Формы  (стр.  53)

Алексей Левчук. Голландское тренировочное пространство  (стр.  54)

ee. Salto Arhitektid. Балтийская школа кино и медиа (BFM), Таллин  (стр.  58)

lv. SZK. Новый корпус Латвийской академии художеств, Рига  (стр.  63)

lv. MADE arhitekti. Школа музыки и искусств, Салдус  (стр.  67)

ru. Intercolumnium. Бизнес-центр на Морском проспекте, Санкт-Петербург  (стр.  70)

NEXT  (стр.  73)

Ханс Ибелингс. Социальный дизайн  (стр.  74)

Парадоксы инноваций. Интервью с Гюсом Бёмером  (стр.  80)

Ярослав Мисонжников. Голландский дизайн 2010-х: от серийного производства к «арт-коллекции»  (стр.  85)

ru. «Петр I, Амстердам, мятный чай, дизайн и архитектура». Интервью с Савелием Архипенко  (стр.  88)

Дискуссия  (стр.  91)

Круглый стол в Союзе московских архитекторов NORDIC WOOD: Актуальный глоссарий деревянной архитектуры  (стр.  92)

Лаборатория дизайна  (стр.  97)

fi. A-Konsultit и AFKS. Детский сад, Эспоо  (стр.  98)

lv. Jaunromans un Abele. Апартаменты-лофт, Рига  (стр.  104)

ee. Мартин Аунин. Дом «Тяхевялья», Лахемаа  (стр.  107)

lt. Architekturos linija. Односемейный дом, Вильнюс  (стр.  111)

ru. Станислав Браславский. Интерьер ресторана Zig Zag, Санкт-Петербург  (стр.  114)

Технология и дизайн  (стр.  117)

Каталог  (стр.  134)

http://projectbaltia.com/archive-ru/4966
Презентация номера 16 июля 2013 г.>>>

Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Анна Мартовицкая
  • Юлия Тарабарина
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Сергей Хачатуров
  • Алексей Муратов
  • Алексей Тарханов
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Александр Раппапорт
  • Александр Ложкин
  • Василий  Бабуров
  • Андрей  Иванов

Пресса:

Блоги:

Дом Снегирева на Плющихе
21.09.2017 / 20.09.2017,
archnadzor_ru (блог «Архнадзора»)

Дом Снегирева на Плющихе

Напротив стадиона «Буревестник» на Девичьем поле, среди старого яблоневого сада притаилось необычное для московской архитектуры здание — бывший жилой дом профессора Владимира Федоровича Снегирева. Здание выглядит заброшенным и местами даже разрушено, а ведь это памятник архитектуры федерального значения, находящийся в государственной собственности. В сентябре 2017 года здание было выставлено на открытые торги.
В Шанхае снесли дом-
21.09.2017 / 18.09.2017,
NEWSru.com

В Шанхае снесли дом-"гвоздь", стоявший посреди дороги 14 лет

В Шанхае наконец снесли знаменитый дом-"гвоздь", который в течение 14 лет препятствовал движению по автомагистрали.
Храм Нефритового Будды в Шанхае передвинули на 30 метров ради безопасности туристов
21.09.2017 / 18.09.2017,
Афиша

Храм Нефритового Будды в Шанхае передвинули на 30 метров ради безопасности туристов

Китайские строители передвинули храм Нефритового Будды в Шанхае весом 2 тысячи тонн на 30 метров, чтобы расширить пространство для молящихся и обеспечить их безопасность.