Проект Балтия № 19 Проект Балтия № 19

Проект Балтия № 19

информация:

  • тема номера:
    Голландизмы
  • страница издания на Архи.ру:
    Проект Балтия
Поводом для издания номера о «присутствии голландского» в архитектуре нашего региона стал Год Нидерландов в России. Архитектура – вообще невероятно голландское искусство. Как говорит в интервью на с. 26 Барт Голдхорн, один из важнейших трансляторов влияния Нидерландов в России: родовое свойство профессии – сочетание идеализма и прагматизма – присуще и самому характеру жителей этой «рукотворной» страны. Позиции голландской школы всегда были сильны, но по-настоящему всепроникающим и глобальным ее воздействие стало в 1990-х – начале 2000-х годов, в период Superdutch (термин Ханса Ибелингса). Здесь во весь исполинский рост встает фигура «Ле Корбюзье нашего времени» – Рема Колхаса, чьи радикальные проекты и парадоксальные тексты моделируют и вместе с тем описывают реальность нашей эпохи, оказывая поистине гипнотическое влияние на современников.

Работая над номером, мы пришли к выводу, что этот «супер»-компонент голландской архитектуры связан с тем, что творчество ее лидера имеет непосредственное отношение к духу авангарда – во всей его полноте и во всей непримиримости. Потому в работах Колхаса и ОМА мы видим преломления самых разных авангардистских идей, каждая из которых рождена конкретным «титаном»: Мондрианом (с. 30), Леонидовым (с. 36), Дюшаном (с. 46) или Мельниковым (с. 54). В свою очередь, пассионарность Колхаса неизбежно приводит к возникновению целой плеяды адептов (прежде всего в Голландии, а затем и в других странах). Как показывает исследование, проведенное редакцией «Проекта Балтия» и RHIZOME group (с. 30), для нашего региона особое значение имеет датское бюро BIG, которое сегодня передает эстафету финскому ALA, чей успех также приобретает международное измерение. Собственную версию «голландизма» создали и эстонские архитекторы, попытавшись в формальном радикализме пойти еще дальше учителей (с. 32). Вопрос, возникающий при взгляде на подобные эксперименты, очевиден: следуя суперголландскому тренду, архитекторы рискуют потерять локальные корни своих школ. Однако подобная опасность преследует и саму голландскую архитектуру: уже став глобальной, она неизбежно рассеивает собственную идентичность. Но чем дальше волна отодвигается от эпицентра, как в пространстве, так и во времени, – тем слабее ее энергия. Поэтому, создавая номер, мы решили не только рассмотреть последствия Superdutch в нашем регионе (через призму двух главных опор «голландского метода»: «Концепт» (с. 45) и «Форма» (с. 53)), но и посвятить отдельный раздел (NEXT (с. 73)) актуальному состоянию дизайнерской мысли Нидерландов, чье воздействие, по большей части, дело завтрашнего дня. После прочтения интервью с директором только что образованного Нового института Гюсом Бёмером (с. 80) становится ясным, что переориентация профессионалов на социальные вопросы и современное искусство, описываемая в текстах Ханса Ибелингса (с. 74) и Ярослава Мисонжникова (с. 85), есть временное явление – перевод дыхания. Нет сомнения, что авангард, вооружившись (парадоксальными) инновациями, наподобие 3D-принтера, и приняв в свои ряды тысячи гибридных дизайнеров/пользователей, вновь устремится вперед к Новому, в очередной раз оттолкнувшись от голландской почвы. В то же время не стоит сбрасывать со счетов и авторов наших «голландизмов»: возможно, кто-то из них сейчас собирается с силами для самостоятельного мощного рывка. Дух дышит где хочет.

Владимир Фролов

оглавление:

События (стр. 6)

Голландизмы (стр. 25)

Уроки Голландии. Уроки России. Интервью с Бартом Голдхорном   (стр.  26)

Редакция + RHIZOME group. Архитектура в спешке: тренды и эффекты голландского влияния  (стр.  30)

RHIZOME group. Голландский базовый. Краткий каталог архитектурных приемов  (стр.  38)

5×3. Балтийские архитекторы о голландской школе  (стр. 40)

Концепт   (стр.  45)

Владимир Фролов. Медиум авангарда  (стр.  46)

ru. RHIZOME group. Проект въездной стелы, Санкт-Петербург  (стр.  49)

ru. CollectiveAmsterdam. «Сделай сам». Проект мультифункционального комплекса, Санкт-Петербург  (стр.  51)

Формы  (стр.  53)

Алексей Левчук. Голландское тренировочное пространство  (стр.  54)

ee. Salto Arhitektid. Балтийская школа кино и медиа (BFM), Таллин  (стр.  58)

lv. SZK. Новый корпус Латвийской академии художеств, Рига  (стр.  63)

lv. MADE arhitekti. Школа музыки и искусств, Салдус  (стр.  67)

ru. Intercolumnium. Бизнес-центр на Морском проспекте, Санкт-Петербург  (стр.  70)

NEXT  (стр.  73)

Ханс Ибелингс. Социальный дизайн  (стр.  74)

Парадоксы инноваций. Интервью с Гюсом Бёмером  (стр.  80)

Ярослав Мисонжников. Голландский дизайн 2010-х: от серийного производства к «арт-коллекции»  (стр.  85)

ru. «Петр I, Амстердам, мятный чай, дизайн и архитектура». Интервью с Савелием Архипенко  (стр.  88)

Дискуссия  (стр.  91)

Круглый стол в Союзе московских архитекторов NORDIC WOOD: Актуальный глоссарий деревянной архитектуры  (стр.  92)

Лаборатория дизайна  (стр.  97)

fi. A-Konsultit и AFKS. Детский сад, Эспоо  (стр.  98)

lv. Jaunromans un Abele. Апартаменты-лофт, Рига  (стр.  104)

ee. Мартин Аунин. Дом «Тяхевялья», Лахемаа  (стр.  107)

lt. Architekturos linija. Односемейный дом, Вильнюс  (стр.  111)

ru. Станислав Браславский. Интерьер ресторана Zig Zag, Санкт-Петербург  (стр.  114)

Технология и дизайн  (стр.  117)

Каталог  (стр.  134)

http://projectbaltia.com/archive-ru/4966
Презентация номера 16 июля 2013 г.>>>

Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Анна Мартовицкая
  • Юлия Тарабарина
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Сергей Хачатуров
  • Алексей Муратов
  • Алексей Тарханов
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Александр Раппапорт
  • Александр Ложкин
  • Василий  Бабуров
  • Андрей  Иванов

Пресса:

Блоги:

В Париже построят социальный ЖК для художников и малоимущих
16.10.2019 / 11.10.2019,
РБК

В Париже построят социальный ЖК для художников и малоимущих

В 19-м округе Парижа построят социальные дома с квартирами для малоимущих граждан и художественными мастерскими. Проект разработало французское архитектурное бюро Metek Architecture, пишет журнал DesignBoom.
Central Park Tower: каким будет самый высокий жилой небоскреб в мире
27.09.2019 / 26.09.2019,
РБК

Central Park Tower: каким будет самый высокий жилой небоскреб в мире

В Нью-Йорке идет строительство небоскреба Central Park Tower. Сейчас его высота достигла 1,5 тыс. футов (457 м). По завершении строительства высота башни составит почти 472 м.
Гид по советской архитектуре Таллина
27.09.2019 / 25.09.2019,
Strelka Magazine

Гид по советской архитектуре Таллина

Эстония всегда считалась почти «заграницей» в СССР, многие жители других республик были уверены, что зарплаты там выше, дороги лучше и дышится свободнее. Архитекторы Эстонии тоже были относительно свободны от указательного перста Москвы: не стесняясь использовали национальные мотивы, постоянно экспериментировали, избегали всесоюзных типовых проектов, а на самые важные объекты приглашали финских строителей.