Проект Россия № 68
Проект Россия № 68
информация:
ПР выпускает номер, посвященный интерьерам. Впервые за много лет.
Это вовсе не значит, что в журнале на долгое время об интерьерах забыли. Самые интересные работы в этом жанре мы регулярно публиковали и в рубрике «Монитор», и в главном, тематическом, разделе ПР. Просто в данном случае редакция стремится по возможности широко охватить эту сферу, начиная с новинок в области мебельного дизайна и заканчивая теоретическими проблемами, связанными с созданием внутренних пространств.
Последние во многом перекликаются с вопросами архитектуры вообще. Проектированию интерьеров присущи такие подходы, которые, обобщая, можно назвать средовыми. На передний план там выходит не создание отдельных самодостаточных объектов, а достижение единства между множеством вещей, которые, будучи собранными вместе, призваны обеспечить необходимый физический, в том числе визуальный, и моральный комфорт. Другое важное качество, присущее грамотному архитектору интерьера, – способность отыскать оптимальные решения, находясь в заданных рамках и отталкиваясь от уже существующих внешних ограничений, как минимум перекрытий и стен.
Подобные подходы и навыки обнаруживают все бóльшую применимость. С одной стороны, особенно востребованными становятся умения по перепрофилированию зданий. Это связано и с деиндустриализацией крупных городов, и со все более рачительным отношением к ресурсам. С другой стороны, поселения одомашниваются, становятся все более «интерьерными» – активно создаются пешеходные и крытые публичные пространства, развивается дизайн городской среды, в профессиональный лексикон просачиваются такие термины, как уличная мебель, городская комната и проч.
Просматривается вектор и на гибридизацию среды, когда, скажем, в центры мегаполисов проникают курортные функции, а на периферии активно обживаются промзоны. Это тоже во многом созвучно характеру интерьеров, где смешиваются и сосуществуют вещи различных времен, назначений и стилей. Стремление иметь все на расстоянии вытянутой руки, воспитываемое в современных помещениях, переносится на более протяженную внешнюю среду. Чтобы быть успешными, городам требуется теперь предоставлять богатую палитру возможностей для самых разных занятий. В одном месте, как, скажем, в сегодняшнем кафе, где кто-то поедает тирамису, а кто-то барабанит по клавишам лэптопа, создаются условия и для отдыха, и для работы.
Обратимость функций подразумевает и обратимость, а вернее равную значимость, различных масштабов. В интерьере архитекторы учатся работать с мелочами. Но различные мелочи крайне значимы и в городском пространстве. Привлекательность города во многом зависит от его совершенства как изделия, где все продумано до самых, казалось бы, незначительных деталей.
И еще один важный момент. Крупнейшие технические изобретения, сказавшиеся на архитектуре, произошли именно в интерьере. Прежде всего мы имеем в виду системы кондиционирования и отопления, а также эскалаторы и лифты. Эти и другие новации позволяют создавать сколь угодно крупные внутренние пространства. Они делают наш мир комфортным и защищенным, заставляют думать о городах как о «тотальных» произведениях инженерного искусства. Таких как самолет или океанский лайнер, которым отцы средового подхода охотно уподобляли поселения завтрашнего дня [1]. Тут, впрочем, возникает вопрос. У океанского лайнера есть капитан, а у самолета – пилот, командующий экипажем. Функционирование этих машин во многом обеспечивается авторитарным руководством. Не очевидно, что подобная практика применима к такому городу, который стремится быть подлинно комфортным. Параллель с интерьерами здесь опять же уместна. Люди, распоряжающиеся офисами, квартирами, арт-галереями, магазинами, ресторанами, нередко прибегают к помощи профессионалов (архитекторов, декораторов, строителей, работников ЖКХ), но многое делают и самостоятельно, не говоря о том, что сами принимают важнейшие решения касательно собственного быта и сами же за них расплачиваются. В принципе, сходная ситуация проецируется и на обустройство городской среды. Много ли мы знаем приятных для жизни городов, управляемых авторитарно и вручную? В верхней части соответствующих рейтингов таковых отчего-то нет [2].
Алексей Муратов, главный редактор
[1] См., напр.: Гутнов А.Э. Лежава И.Г. Будущее города. М.: Стройиздат,1977. С. 118.
[2] 2012 Quality of Living Worldwide Rankings – Mercer Survey; The Economist Intelligence Unit’s Global Liveability Report; Monocle’s Most Livable Cities Index.
оглавление:
НОВОСТИ
Дмитрий Швидковский. Будет ли у МАРХИ печальная судьба?
Коротко
Алексей Щукин. MIPIM-2013: Москва вновь раскрутит стройку
Наталья Покровская. Архсовет: найди десять отличий
Ирина Зельцман. Битва за проспект, или Публичные слушания по-собянински
Александра Скитёва. Под крышей дома не видать
Артем Баранов. Терпение и труд
Сергей Хачатуров. Светописец
Арина Левицкая. В авангарде – Анастасия Грицкова
Юлия Ревзина. Италия как исток
ПАРАД КОНЦЕПЦИЙ Анатолий Белов. Дети подземелья
ОБЪЕКТ НОМЕРАDiamond Schmitt Architects, ОАО «КБ ВиПС» Вторая сцена Мариинского театра в Санкт-Петербурге
ИНТЕРЬЕРАлексей Муратов. От редакции
Алексей Муратов. Интерьер и легкость бытия
Наталия Почечуева. Разум и чувства
Анастасия Вайнберг Территория детства – Открытая коммуна
Александр Бродский Инсталляция «Цистерна» в Collector Gallery
Архитектурное бюро Алексея Козыря Квартира на Баррикадной
АрхПоле Офис журнала Seasons на дизайн-заводе «Флакон»
Megabudka Офис и шоу-рум компании DK Project в Центре дизайна ArtPlay
Проектное бюро НЛО Офис компаний Special Edition и Merry-Go-Round на Арбате в Москве
Бюро «Практика» Многофункциональное пространство The Cube на дизайн-заводе «Флакон»
Arch group SLEEPBOX Hotel Tverskaya на 1-й Тверской-Ямской в Москве
FORM Штаб-квартира Центра современной культуры «Гараж»
Nefa Research Аэропорт Кольцово в Екатеринбурге. Интерьеры терминала внутренних линий
Ольга Косырева. От хорошего к лучшему
Артем Дежурко. О выставке «Морфология советской квартиры» 2011 года
ГЛАВНЫЙ ШТАБ Ксения Малич. Дом для музея
Студия 44 Проект реставрации и реконструкции восточного крыла Главного штаба в Санкт-Петербурге
ТЕКСТЫ Сергей Ситар. «Вселенная-товар» как этап интериоризации пространства: Беньямин и Слотердайк
Сергей Ромашко. «Магический кристалл» из стекла и стали: «Пассажи» Вальтера Беньямина
Петер Слотердайк. Хрустальный дворец
МОНИТОРГорожане/Citizenstudio Инсталляция «ДОМ_с_гороДОМ»
Project_Z – Проект Россия Joint Venture ЛЕНИН – ЩУСЕВ (ЛЕЩ)
Вилен Кюннапу Вилла «Кристи» в окрестностях Таллина
B E R N A S K O N I Вилла Mirror Mongayt в Подмосковье
АМ Тотана Кузембаева «Дом у десятой лунки» на территории курорта «Пирогово»
ДИЗАЙН И ТЕХНОЛОГИИ
КАТАЛОГwww.prorus.ruКупить электронную версию номера >>>Купить электрнонные версии других номеров журнала >>>