RSS
Проект International № 32 Проект International № 32

Проект International № 32

информация:

Пi32 представляет собой своеобразное дополнение к прошлому, 64-му номеру журнала «Проект Россия»: в обоих случаях центральной темой является архитектура для детей. Количество интересного материала, который обнаружила редакция в процессе поиска объектов для публикации, побудила нас оставить школы до другого случая, сосредоточившись на детских садах и игровых площадках. В то же время нам показалось интересным, что «детский», игровой характер зачастую также обретают сооружения и пространства, предназначенные для взрослых.

Обилие и разнообразие зданий детских садов, построенных в последнее время в разных странах, указывает на то, что эта типология незаметно переместилась с периферии в центр внимания современных архитекторов. В этом проявляются не только понятные социальные причины, но также и заметно изменившийся характер культуры. Когда детей мало и они редко бывают нежеланными, достающаяся на долю каждого ребенка любовь не позволяет рассматривать его как прямую инвестицию в семейный бизнес, будущее страны или тем более могущество ее армии. Отсюда и желание уйти как можно дальше от типологии «дисциплинарного» учреждения – фабрики, монастыря и казармы, – которой ранее следовала архитектура для детей.

Придумывая для детей такую среду, в которой те могли бы чувствовать себя счастливыми, архитекторы явно реализуют и собственные детские стремления и мечты. Подобным умонастроением, в частности, отмечен дизайн детских площадок голландского бюро Carve. Данные пространства отнюдь не похожи на традиционные композиции, составленные из песочницы, качелей, горки и конструкций для лазанья, огороженные заборчиком и дополненные лавочками, где скучающие родители могут сидеть и болтать, присматривая одним глазом за своими чадами. Площадки Carve достигают такой степени изобретательности, что взрослым приходится жалеть, что размер тела уже не всегда позволяет им присоединиться к ребенку в освоении приспособлений для игры.

Симптоматично, что пространства и сооружения, предназначенные в первую очередь для взрослых, также приобретают черты игровой площадки: таковы публикуемые в этом номере «Метрополитанский зонтик» в Севилье архитектора Юргена Майера и Центр океана и серфинга, построенный по проекту Стивена Холла в Биаррице. Граница между состояниями детства и взрослости, в иные периоды человеческой истории оказывавшаяся практически непреодолимой, сегодня размыта. В этом есть свои минусы, которые принято обобщать в понятии «инфантилизм», но и много обаяния; детскость взрослых привносит в жизнь радость и непосредственность, хотя, возможно, и мешает создавать что-то действительно великое. Наиболее близким аналогом в прошлом является эпоха рококо. Детских садов тогда еще не придумали, но взрослые с удовольствием предавались детским забавам – вспомните Катальную горку в Царском селе, фрагонаровскую даму на качелях или шарденовского великовозрастного юношу, самозабвенно выдувающего мыльные пузыри.

Тогда, правда, легкомысленная устремленность к счастью закончилась катастрофой Французской революции, но причиной тому было не столько детское невнимание к насущным проблемам общества (все же рококо это одновременно и эпоха Просвещения), сколько расточительность властей, а нынешние распорядители казны так сильно заботятся об экономии, что без детских игр современная архитектурная продукция рисковала бы стать нестерпимо скучной. Но даже если наше будущее более чем туманно, стоит порадоваться, что мы живем в культурном климате, допускающем и поощряющем детские игры: для этого нужна мягкость, достигаемая только длительным временем мало-мальского благополучия, настоящие же тяготы заставляют всех быстро взрослеть.

Экономический кризис сам по себе (если не перерастет в полномасштабный социальный) способен сказаться на размерах и стоимости «игрушек», но не отменяет их востребованности. Концертный комплекс Harpa в Рейкьявике, спроектированный серьезным бюро Henning Larsen Architects, но интересный главным образом благодаря кунштюку – переливающемуся пенистому фасаду, созданному художником Олафуром Элиассоном, – все же достроили, несмотря на тяжелейшие финансовые проблемы, свалившиеся на Исландию вскоре после его закладки. Теперь он популярен среди местных, хотя те и ворчат по поводу потраченных денег. И если новые крупные общественные здания до нового подъема экономики мало какой город сможет себе позволить, то мелкие интервенции, делающие повседневную среду более веселой, наверняка будут появляться во множестве: затраты незначительные, а польза для настроения публики большая. Муниципалитет Копенгагена, например, надеется с помощью спроектированного бюро BIG общественного пространства Superkilen, представляющего собой сложно организованную огромную игровую площадку, переходящую в парк, гармонизировать межнациональные отношения в районе, населенном выходцами из разных стран.

Идея включать игровой элемент в архитектуру и урбанистические проекты родилась в головах постмодернистов. Классический модернизм практически всегда был серьезен, и в период его господства игра как важный для архитектурного решения компонент допускалась только в полузамкнутых коммерческих комплексах вроде парков развлечений или казино, воспринимавшихся как внеэстетические профанные пространства до тех пор, пока их не оценили Роберт Вентури и Дениз Скотт-Браун, а за ними и многие другие. О том, как это происходило и что из этого вышло, рассказывает эссе Скотт-Браун «Наш постмодернизм», перевод которого на русский язык читатель найдет в журнале, как и текст другого «пионера» постмодернизма, Чарльза Дженкса, рассуждающего о том, чему обязана прошедшему периоду архитектура сегодняшнего дня.

Обе статьи взяты из каталога посвященной дизайну и архитектуре постмодернизма выставки в лондонском Музее Виктории и Альберта, материалы которой составили один из разделов номера. Сопоставление изобразительного и текстового ряда заставляет признать, что хотя смотреть на большую часть знаковых сооружений постмодернизма без внутренней дрожи сложно до сих пор, многие изменения, привнесенные этим направлением в культуру, оказались весьма плодотворными. Воскрешение исторических форм в 1970 – 1990-х годах трудно признать удачным, но отказ от менторского пафоса и готовность искать в популярном вкусе глубинные потребности обитателей городов действительно помогли сделать среду обитания более гуманной – или по меньшей мере начать ее преобразовывать в этом направлении.

Постмодернизм, конечно, не был единым течением (сложность его структуры демонстрирует схема Чарльза Дженкса, помещенная на с. 179). О том, какие дискуссии шли среди его теоретиков, чем именно они были недовольны в модернизме и где искали пути для исправления дефектов современности, дают представление тексты, помещенные в разделе «Теория»: это фрагменты из книги «Город-коллаж» Колина Роу и Фреда Кёттера, а также «Единственный путь для архитектуры» Мориса Кюло и Леона Крие.

Анна Броновицкая, редактор

оглавление:

От редакции 1

Новости 4
Илья Мукосей. Искусство на букву «Р» 16

Harpa 17
Henning Larsen Architects
Olafur Eliasson
Концертный зал в Рейкьявике 18
Нина Фролова
Северное сияние 20

Игровые пространства 35
Илья Мукосей
Игры в городе 36
Carve
Игровая структура Wall-Holla 42
Бийлмерпарк 46
Детская площадка Van Campenvaart 52
Детская площадка Escamp 56
Общественное пространство на улице Потьегерстрат 60
J. Mayer H. Architects
Metropol Parasol 64
Steven Holl Architects
Центр океана и серфинга 76
BIG, Topotek1, Superflex
Общественное пространство Superkilen 88

Детские сады 93
Ольга Назарова
Все лучшее – детям 94
Paul Le Quernec
Michel Grasso
Ясли и детский сад «Волшебный пузырь» 98
Reiulf Ramstad Architects
Ясли-сад в Фаргенборге 106
Yoshihiro Hirotani
Yusaku Ishida
Ясли-сад «Леймондо» 116
Equipo de Mazzanti
Детский сад в Тимайуи 126
Jure Kotnik
Детский сад «Кекеч» 134
Jose Marti, Rstudio
Детский сад в Пио-Бароха 140

Постмодернизм 149
Выставка «Постмодернизм: стиль и подрывная деятельность, 1970 – 1990» в Музее Виктории и Альберта, Лондон 150
Анна Броновицкая
Картинки с выставки 152
Дениз Скотт-Браун
Наш постмодернизм 172
Чарльз Дженкс
Совершеннолетие пост-модернизма 179

Теория 187
Сергей Ситар
Западная критика модернизма: англо-американская апология противоречий и европейский «коперниковский переворот» 188
Колин Роу и Фред Кёттер
Фрагменты из книги «Город-коллаж» 191
Морис Кюло и Леон Крие
Единственный путь для архитектуры 199

Коллекция 205
Свет
Artemide

Жилые интерьеры
Porro
Rolf-Benz

prorus.ru

Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Юлия Тарабарина
  • Анна Мартовицкая
  • Алёна Кузнецова
  • Алла Павликова
  • Полина Садова
  • Наталья Коряковская
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Анна Старостина
  • Лара Копылова
  • Сергей Хачатуров
  • Елена Петухова
  • Мария Элькина
  • Алексей Муратов
  • Александр Раппапорт
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Алексей Тарханов
  • Александр Ложкин
  • Мария Трошина
  • Василий Бабуров
  • Феликс Новиков
  • Марина Игнатушко
  • Андрей Иванов
  • Марина Хрусталева

Пресса:

Блоги:

20.09.2023 / 11.09.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Сурский сквер в Волгограде

06.07.2023 / 02.07.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Астрахань

Статья из блога архитектора Александра Антоненко.